Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация инвестиций





1. По объектам вложения средств: Реальные инвестиции - вложения денег в реальные материальные и нематериальные активы (основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность). Портфельные инвестиции - вложения денег в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, банковские депозиты, валюту, драгоценные металлы и камни).

2. По характеру участия в инвестировании: Прямые инвестиции - непосредственно участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования для вложения средств. Косвенные инвестиции - когда вложение средств опосредствуется другими лицами (инвестиционными фирмами и компаниями, паевыми инвестиционными фондами, другими финансовыми учреждениями).

3. По периоду инвестирования: Краткосрочные инвестиции - вложения капитала на отрезок времени менее 1 года. Среднесрочные инвестиции - вложения капитала на период от 1 до 5 лет. Долгосрочные инвестиции - вложения капитала на срок свыше 5 лет.

4. По формам собственности Частные инвестиции - вложения средств, осуществляемые гражданами и частными организациями (фирмами и компаниями). Государственные инвестиции - вложения, которые производятся центральными и местными органами власти и управления за счёт бюджетных, внебюджетных и заёмных средств, а также унитарными предприятиями, учреждениями и организациями путём мобилизации собственных финансовых источников. Иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые иностранными государствами, физическими и юридическими лицами.

5.По инвестиционной территории Внутренние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования, расположенные в границах той или иной территории (страны) Внешние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования за рубежом

Источниками инвестиций являются:

1) собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб, и т.п.), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе);

2) ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые безвозмездной основе;

3) иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и част­ных лиц;

4) различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и других институциональных инвесторов: инвестиционных фондов и ком­паний, страховых обществ, пенсионных фондов, а также векселя и другие средства.

Инвестиции — это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. Они осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Инвестиции в реальный капитал (их называют капиталообразующими инвестициями или инвестициями в нефинансовые активы) ведут к воспроизводству и обновлению основного капитала. Когда речь идет об инвестициях вообще, обычно подразумевают именно эти инвестиции. Что касается инвестиций в денежный капитал (это вложения финансовых средств в виде кредитов и в ценные бумаги), то одна часть из них превратится в реальный капитал сразу, другая — позже, а третья — вообще в него не превратится (например, выпущенные и купленные ценные бумаги компании, которая затем «лопается»). Говоря по-другому, инвестиции в денежный капитал — это средства для будущего инвестирования в реальный капитал страны, часть из которых в таковой может и не превратиться.Совокупность практических действий по реализации финансовых и нефинансовых инвестиций называется инвестиционной деятельностью (инвестированием), а осуществляющие инвестиции лица — инвесторами. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет [5, с.227]: собственных средств инвестора (амортизационных отчислений, прибыли, денежных накоплений и др.);заемных средств (кредитов банков, заемных средств других организаций);привлеченных средств (от продажи акций и других ценных бумаг);средств из бюджета и внебюджетных фондов. Инвестиции являются воспроизводственными затратами предприятия. Это затраты денежных средств, обеспечивающие простое и расширенное воспроизводство активов предприятия. Инвестиции, в отличие от текущих затрат предприятия, есть его долговременные затраты. Если с помощью текущих затрат решаются, как правило, тактические задачи, то с помощью инвестиций хозяйствующий субъект обычно реализует задачи стратегического порядка -обновление основных фондов или ассортимента продукции, расширение производственных мощностей, новое строительство и др. Прирост инвестиций предприятия - один из важнейших показателей, который характеризует его деятельность в предыдущем периоде


 

 

Бухгалтерский учет.

18. Структура баланса коммерческой организации

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС - способ экономической группировки и обобщение информации об имуществе и источниках его образования в денежной оценке на определенную дату, как правило на первое число каждого месяца.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в 2-х группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и тоже, но с одной стороны хозяйственные средства по составу и размещению, с другой - по источникам их образования. Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использование.

По построению баланс представляет собой таблицу левая часть, которой называется актив, а правая пассив. В активе баланса отражаются хозяйственные средства па составу (имущество), я в пассиве - источники их образований. Поскольку каждому виду средств, соответствует определенный источник его образования, то итог актива должен быть равен итогу пассива — это основное правило при составлении баланса Баланс означает равновесие. Балансовое обобщение информации широко применяется в учете, анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия.

Статьи баланса сгруппированы в пять разделов. Активные статьи объединены в два раздела: внеоборотные активы, оборотные активы.

Характерной особенностью действующей структуры баланса является расположение разделов и статей в каждом его разделе в строго определенной последовательности в зависимости от степени их ликвидности, то есть возможности их превращения в деньги для оплаты обязательств организации.

В составе первого раздела актива "Внеоборотные активы" содержатся наименее ликвидные статьи баланса: нематериальные активы; основные средства; незавершенное строительство; долгосрочные финансовые вложения и др.

Во второй раздел актива "Оборотные активы" входят более ликвидные статьи по мере нарастания уровня их ликвидности: запасы (сырье, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся пред-меты); затраты в незавершенном производстве; издержки обращения; готовая продукция и товары для перепродажи; товары отгруженные; налог на добавленную стоимость (НДС); дебиторская задолженность; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства и др.

Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела: 1. Капитал и резервы. 2. Долгосрочные пассивы. 3. Краткосрочные пассивы.


Третий раздел пассива баланса "Капитал и резервы" характеризует собственный капитал организации: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд социальной сферы; целевые финансирование и поступления; нераспределенная прибыль и убыток прошлых лет; нераспределенная прибыль и убыток отчетного года.

В четвертом разделе пассива баланса "Долгосрочные пассивы "отражаются заемные средства (кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты), прочие долго-срочные пассивы.

Пятый раздел пассива баланса "Краткосрочные пассивы" включает статьи: заемные средства; кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, векселя к уплате, задолженность по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом); расчеты участникам (учредителям) по выплате доходов; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и другие краткосрочные обязательства.

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу, а в другой по источникам формирования. Первая часть баланса называется активом, а вторая пассивом. Самой важной особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, потому что и в активе и в пассиве отражается одно и тоже – хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы. Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса, которые сгруппированы в разделы. Источник информации для составления баланса – бухгалтерские счета. Название счета обычно совпадает с названием объекта учета. Любой счет состоит из двух частей: левой – дебета и правой – кредита. Деление счета на две части объясняется движением хозяйственных средств – их увеличением или уменьшением. На каждом бухгалтерском счете отражается начальный остаток – сальдо того или иного объекта учета, а затем его увеличение или уменьшение. Таким образом, на любой момент времени можно определить конечное сальдо по учитываемому объекту. Для этого к начальному остатку средств прибавляют сумму их увеличения и из полученной величины вычитают сумму уменьшения. Сальдо, записанное в левой части счета, называется дебетовым, а в правой части – кредитовым. Каждый бухгалтерский счет имеет дебетовый и кредитовый обороты. «Дебетовый оборот – итог сумм, записанных по дебету, без начального сальдо. Кредитовый оборот – итог сумм, записанных по кредиту, без начального сальдо.»(5, с.20) Бухгалтерские счета, на которых учитываются хозяйственные средства, делятся на три группы. Активные счета – это счета, на которых отражаются виды хозяйственных средств. Сальдо активных счетов может быть только дебетовым, так как уменьшение средств ограничено их размерами. Пассивные счета – это счета, на которых учитываются источники формирования хозяйственных средств. В отличие от активных счетов, где на дебете отражается сальдо и увеличение средств, а на кредите – их уменьшение, в пассивных счетах на дебете отражается уменьшение средств, а на кредите – их уменьшение. Сальдо пассивных счетов может быть только кредитовым, так как уменьшение источников средств ограничивается их размерами. Активно-пассивные счета – это счета, на которых учитываются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования. К ним относятся счета расчетов с юридическими лицами. В процессе расчетов эти лица могут выступать в роли должников организации и в роли ее кредиторов. В первом случае активно-пассивные счета имеют структуру активного счета, а во втором случае – пассивного. Сальдо активно-пассивного счета может быть: 1)дебетовым;2)кредитовым; 3)одновременно и дебетовым и кредитовым.


19. Правила ведения кассовых операций

Основными документами, которые регулируют в настоящее время наличное денежное обращение в РФ, являются Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05 января 1998 № 14-П (далее – Правила) и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный ЦБ РФ от 22 сентября 1993 № 40 (далее – Порядок).

Для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждой организации необходимо иметь кассу. При этом организация обязана соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Он утвержден письмом ЦБ РФ от 04 октября 1993 № 18:

3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денежных средств предприятиями при осуществлении расчетов с организациями и населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Денежные средства могут поступать в кассу предприятия из различных источников (с расчетного счета предприятия, от покупателей и заказчиков).

Все кассовые операции, проводимые организациями, должны оформляться первичными документами (приходными, расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями и т. д.).

Поступление наличных денег в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером, а выдача денежных средств - расходным кассовым ордером и производится только в день их составления.

Первичные кассовые документы должны быть заполнены четко, подчистки или исправления в этих документах не допускаются.

Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» предусмотрены формы по учету кассовых операций:

1.1. по учету кассовых операций

N N КО-1 "Приходный кассовый ордер", КО-2 "Расходный кассовый ордер", КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов", КО-4 "Кассовая книга", КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств";

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3)

Применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

Для учета поступлений и выдач наличных денежных средств организации, в кассе применяется кассовая книга по форме № КО–4, в которую кассир записывает все поступления и выдачи денежных средств.

Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей:

- одна из них заполняется кассиром как первый экземпляр,

- вторая заполняется кассиром как второй экземпляр через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов кассовой книги нумеруются одинаковыми номерами. Первые остаются в кассовой книге, вторые (отрывные) являются отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются. В конце каждого рабочего дня кассир подсчитывает итоги и выводит остаток в кассе на следующий день. Второй экземпляр (отрывной лист) в качестве отчета кассир ежедневно передает в бухгалтерию вместе с приходными и расходными кассовыми ордерами под расписку в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана мастичной печатью на последней странице. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. При организации бухгалтерского учета по автоматизированной форме кассовую книгу можно вести в электронном виде с обязательным ее выводом на бумажные носители.

Кассовая книга (форма N КО-4)

Применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись "В этой книге пронумеровано и прошнуровано _______ листов". Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными, они служат отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются.

Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа после строки "Остаток на начало дня".

Предварительно лист сгибают по линии отреза, подкладывая отрывную часть листа под часть листа, которая остается в книге. Для ведения записей после "Переноса" отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части листа и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5)

Применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.

На основании письма ЦБ РФ от 16 мая 2003 № 23 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования» в целях учета операций с наличной иностранной валютой, осуществляемых через кассу организации при расчетах с командируемыми лицами, организация может отражать операции по выдаче и приему наличной иностранной валюты, полученной со счета в банке для оплаты командировочных расходов, в соответствии с Положением ЦБ РФ от 25 июня 1997 № 62 «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов», применяется с учетом особенностей, установленных Указанием ЦБ РФ от 20 октября 1998 № 383-У «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации», по аналогии с порядком учета рублевых кассовых операций в кассовой книге. При этом учет кассовых операций с наличной иностранной валютой должен осуществляться в отдельной кассовой книге.

В соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ организации должны производить ревизию денежных средств в кассе.

Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»:

Инвентаризация имущества и обязательств

26. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный письмом ЦБ РФ от 04 октября 1993 № 18:

IV. Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины

37. В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на Упрощенную систему налогообложения и Единого налога на вмененный доход, Налоговым Кодексом РФ, предусмотрена обязанность соблюдения порядка ведения кассовых операций как и для всех организаций.

наличное денежное обращение в РФ, являются Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05 января 1998 № 14-П (далее – Правила) и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждой организации необходимо иметь кассу. При этом организация обязана соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денежных средств предприятиями при осуществлении расчетов с организациями и населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.Денежные средства могут поступать в кассу предприятия из различных источников (с расчетного счета предприятия, от покупателей и заказчиков). Все кассовые операции, проводимые организациями, должны оформляться первичными документами (приходными, расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями и т. д.). Поступление наличных денег в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером, а выдача денежных средств - расходным кассовым ордером и производится только в день их составления. Первичные кассовые документы должны быть заполнены четко, подчистки или исправления в этих документах не допускаются.Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3) Применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров. Для учета поступлений и выдач наличных денежных средств организации, в кассе применяется кассовая книга по форме № КО–4, в которую кассир записывает все поступления и выдачи денежных средств. Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: - одна из них заполняется кассиром как первый экземпляр, - вторая заполняется кассиром как второй экземпляр через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов кассовой книги нумеруются одинаковыми номерами. Первые остаются в кассовой книге, вторые (отрывные) являются отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются. В конце каждого рабочего дня кассир подсчитывает итоги и выводит остаток в кассе на следующий день. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5)Применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.IV. Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины37. В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

20. Отчетность. Порядок ее составления и предоставления.

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (ука­заниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Фе­дерации. Единая система показателей отчетности организации позво­ляет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономиче­ским районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому уче­ту «Бухгалтерская отчетность организации» годовая бух­галтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения, утверждаются Министер­ством финансов Российской Федерации.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рын­ков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репу­тация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выпол­нения плана, обеспечение заданного темпа роста; уровень эффектив­ности использования ресурсов организации и др.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых эконо­мических мероприятиях и другой информации, интересующей воз­можных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие уп­рощенную систему налогообложения, учета и отчетности не обя­занные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтер­ской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтер­ской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денеж­ных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денеж­ных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложе­ния к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывше­го имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют.

Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денеж­ных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балан­су (форма № 5) и пояснительную записку.

Бухгалтерская отчётность - единая система данных, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность предприятия (организации, учреждения) за отчётный период (месяц, квартал, год); составляется по данным бухгалтерского учёта.В РФ бухгалтерская отчетность состоит из: - бухгалтерского баланса; - отчета о прибылях и убытках; - отчета о движении капитала (приложение); - отчета о движении денежных средств (приложение); - приложений к бухгалтерскому балансу; - аудиторского заключения; - пояснительной записки. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Организацииобязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Форма годовой отчетности (бухгалтерского баланса форма № 2 «Прибыли и убытки»)

Утверждается приказом Минфина РФ от от 18.09.2006 г. № 115 н.

Заполнение Отчета о прибылях и убытках регламентировано:
1. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 43н) 2. ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н) 3. ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н)Состоит из следующих статей:1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Валовая прибыль Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль (убыток) от продаж Прочие доходы и расходы Проценты к получению Проценты к уплате Доходы от участия в других организациях Прочие операционные доходы Прочие операционные расходы Внереализационные доходы Внереализационные расходы Прибыль (убыток) до налогообложения Отложенные налоговые активы Отложенные налоговые обязательства Текущий налог на прибыль Чистая прибыль (убыток) отчетного периода Справочно. Постоянные налоговые обязательства (активы) Базовая пррибыль (убыток) на акцию Разводненная прибыль (убыток) на акцию 2. Расшифровка отдельных прибылей и убытков Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании Прибыль (убыток) прошлых лет

Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте Отчисления в оценочные резервы Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности Подписывается руководителем и главным предприятием организации.

 

Теория организации.

21. Организация как система. Закон синергии.

Организация представляет собой сложную организационно-производственную систему управления.

Система – это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:

- поведение каждого элемента влияет на поведение целого;

- поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимозависимы;

- если существуют подгруппы элементов, то каждая из их влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо.

Из этого следует, что «система» представляет собой некое единство, а непростую совокупность составляющих её частей.

Основными системными принципами являются:

Целостность – не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и не выводимость из последних свойств целого.

Структурность – возможность описания системы через установление её структуры, то есть обусловленность поведения системы не столько поведением её отдельных элементов, сколько свойствами её структуры.

Взаимозависимость структуры и среды – система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия.

Иерархичность – каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы.

Множественность описания каждой системы, дающее макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции.

Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:

- концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления;

- эмпирическая, если рассматривается конкретная организация;

- искусственная, поскольку она создана и используется людьми;

- «человеко-машинная», поскольку в контур управления включена автоматизированная информационная система;

- замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации – только внутренней или связанной с окружающей средой;

- временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.

Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Лица, ответственные за принятия решений, - менеджеры и исполнители решений – специалисты-управленцы объединены между собой системами взаимодействия. Существуют два типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации, и неформальные (в основном горизонтальные), возникающие на основе реализации интересов между отдельными менеджерами и специалистами.

Элементы организации

Закон синергии. Синергия (в переводе с гр.) – взаимодействие, сотрудничество. Сущность синергии: конечные результаты функционирования системы не равны сумме результатов индивидуального функционирования отдельных составных структурных элементов. Общие (совокупные) результаты функционирования системы, как правило, выше или ниже суммы индивидуальных действий функционирования, т.е. как правило, в процессе функционирования любой системы возникает синергетический эффект, он может быть положительным или отрицательным. Природа этого эффекта – взаимодействие отдельных частей структурных элементов усиливает (ослабляет) индивидуальные возможности результативности функционирования каждого элемента системы.

Такое неодинаковое влияние взаимодействия структурных элементов системы на результативность функционирования каждого элемента зависит от соответствия, адекватности взаимодействия элементов системы.

Если элементы не соответствуют друг другу, то возникает отрицательный синергетический эффект. Если же полное соответствие – то возникает положительный синергетический эффект.

Любой закон – это постоянная устойчивая связь. Пример синергетического эффекта – очень наглядно на примере функционирования какого-нибудь коллектива. Если сравнить результат деятельности (объём работы) с суммарным объёмом работы который мог выполнить каждый работник в отдельности, то работа коллектива в суммарном соотношении гораздо выше. Синергетический эффект возникает в результате взаимодействия работников между собой, в результате морального стимулирования, возникает коллективный контроль, берёт пример с других, это зависит от работников.

Каждая организация – это прежде всего коллектив, но коллектив работников – это только один элемент организации как системы, организация содержит много других структурных элементов:

- кадровый потенциал (коллектив)

- технический потенциал

- научный потенциал

- микроклимат в коллективе

- состав целей системы

- имидж (хозяйственный авторитет)

Синергетический эффект (положительный или отрицательный) возникает в результате взаимодействия всех составных элементов организации, т.е. если структурные элементы не соответствуют между собой, то возникает отрицательный синергетический эффект, если адекватны – положительный. Например, при несоответствии между видами техники (устаревшими и новыми) – возникает отрицательный синергетический эффект, и суммарный результат всего оборудования будет гораздо меньше, чем в отдельности, либо же оборудование новое – а сотрудники неквалифицированные – тоже отрицательный синергетический эффект.

Одна из основных задач управления организацией всех уровней состоит в том, чтобы создать условия для формирования полной гармонии.

Такие образом действие закона направлено на параметр эффективности функционирования организации. Поэтому орган управления организацией (аппарат управления) должен создать механизм использования действия закона. Посредством действия этого механизма они должны максимально полно выявить возможности всех разновидностей эффекта и реализовать этот эффект в практической деятельности. Управляющие органы организации должны выявить возможности возникновения отрицательного синергетического эффекта, для того чтобы не допустить реализацию практической деятельности.

Выявить возможный синергетический эффект (как положительный, так и отрицательный) и количественно выразить его в единицах очень трудно, и в настоящее научной методики выявления и измерения синергетического эффекта не существует.

Синергетический эффект, его наличие, проявляется в характере динамики многих показателей. Например, если имеет место постоянный рост рентабельности, постоянное выполнение бизнес-плана, рост заинтересованности работников повышать свою квалификацию, устойчивые связи организации с внешним миром, если существует нормальный психологический климат в коллективе, то есть основание утверждать что данная организация сумела выявить и организовать положительный синергетический эффект. Трудность (проблема) состоит в том, как определить долю синергетического эффекта в положительной динамике этих показателей, т.к. в этой динамике участвуют не только синергетические факторы, но и другие.

22. Характеристика различных типов организационных структур.

Организационная структура — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы— графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).

Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.

Преимуществами такой структуры можно назвать:

- простое построение

- однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности

- жесткое руководство органами управления

- оперативность и точность управленческих решений

Недостатки:

- затруднительные связи между инстанциями

- концентрация власти в управляющей верхушке

- сильная загрузка средних уровней управления

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. Руководитель данного вида структурного управления имеет несколько подчинённых.

Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.

Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

К преимуществам такой структуры можно отнести:

- сокращение звеньев согласования

- уменьшение дублирования работ

- укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

К недостаткам:

- неоднозначное распределение ответственности

- затруднённая коммуникация

- длительная процедура принятия решений

Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

Линейно – функциональная организационная структура

Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно – функциональная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной.

Достоинства структуры:

- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

- некоторая разгрузка высших руководителей;

- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;

- при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

Недостатки структуры:

- недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

- тенденции к чрезмерной централизации управления;

- аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.

Вывод: структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным.

Дивизионная структура управления

Уже к концу 20-х годов стала ясна необходимость новых подходов к организации управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). В нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме создания производственных объединений.

Преимущества дивизионной структуры:

- она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

- обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;

- при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства;

- более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки дивизионной структуры:

- большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;

- разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;

- основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.;

- дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;

- в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками.

Вывод: достоинства дивизионных структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного существования, при нестабильном окружении они рискуют повторить судьбу динозавров.

Проектная структура управления. Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются.

Преимущества структуры управления по проектам:

- высокая гибкость;

- сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

Недостатки структуры управления по проектам:

- очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, - который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;

- дробление ресурсов между проектами;

- сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;

- усложнение процесса развития организации как единого целого.

Матричная структура управления. Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.

Преимущества матричной структуры:

- лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

- более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения -эффективности использования ресурсов;

- более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

- относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

- улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;

- любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

- сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур:

- трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

- необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

- частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

- возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления

 

 







Date: 2016-08-29; view: 283; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.081 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию