Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психодиагностических методик





Психодиагностические исследования, ориентированные на решение практических задач, в большинстве своём основаны на выявлении индивидуальных особенностей людей, и с этой точки зрения большей значимостью и большими достоинствами обладают те психодиагностические методы и процедуры, которые имеют значительную дифференцирующую способность. В данном случае речь идёт о дифференцирующих возможностях той или иной конкретной методики, о диапазоне выявляемых ею индивидуальных различий.

При организации и проведении значительного множества практических обследований задача, предложенная человеку, пришедшему на консультацию (ребёнку или взрослому), может быть очень проста: например, нарисовать кружок на листе бумаги. Однако хорошо известно, что каждый человек выполняет это задание по-своему, и психолог должен уметь видеть эти индивидуальные различия. Следовательно, он сам должен обладать дифференцирующим восприятием, которое в большей степени является его профессиональным качеством.

Другой важной характеристикой психодиагностического метода является надёжность. Надёжность методики определяется степенью устойчивости или стабильности получаемых результатов. В то же время чрезвычайно распространён следующий факт

Например, вы произвели оценку объёма памяти или показателей скорости восприятия и т.п. – в первый раз в начале учебного года, а затем – через два месяца, и при этом вы наблюдаете отчётливое изменение количественных показателей: увеличение объёма памяти, уменьшение времени реакция и т.п. Для специалиста-психолога крайне важно определить, что это значит, почему образовалось это различие, поскольку от объяснения наблюдаемого феномена будет зависеть наше отношение к диагностической процедуре. Так, например, если задачей диагностического обследования было выяснение особенностей развития памяти, то о надёжности методики можно смело говорить лишь в том случае, если будут сохраняться ранговые показатели испытуемых. В противном случае придётся заниматься специальной проверкой самой процедуры, выбранной для обследования.

Ещё одним важнейшим для практических целей качеством психодиагностических методик является валидность. Под валидностью понимается адекватность и обоснованность применяемой процедуры для решения исследовательской или диагностической задачи. Валидность является показателем информативной ценности методики как инструмента познания человека.

Важным требованием к психодиагностическим процедурам является необходимость их стандартизации, понимаемая как единообразие процедуры, например, соблюдение одинаковых условий обследования, порядка проведения и оценки выполнения задания.

Классическим приёмом стандартизации тестового задания является определение нормативных данных – норм выполнения задания. Психологические тесты часто не имеют заранее определённых стандартов успешного или неуспешного его выполнения. Сам термин «норма» уже указывает на нормальное или среднее его выполнение. Обычно эта норма устанавливается в зависимости от возраста, пола, других показателей, путём отнесения к той или иной выборке подходящего типа, например: нормативные данные в начале и в конце обучения, для одного или другого учебного заведения и т.д.

При установлении нормативных данных опираются на эмпирические данные, измеренные на достаточной репрезентативной выборке. Указанное требование означает следующее: если мы хотим сделать достаточно обоснованный вывод по данным психодиагностического обследования, а также составить эмпирическую шкалу нормативных характеристик, необходимо, чтобы группа обследованных была репрезентативной. Это означает, что она должна быть достаточно велика. Поскольку сказанное весьма неопределённо, применяется найденное в опыте правило: для простейшей статистической обработки данных группа должна быть составлена минимум из 20 человек. При этом желательно выбрать лиц «однородного состава»: например, одного возраста, поскольку возрастные различия могут быть весьма значительными и заключения без учёта возраста могут оказаться весьма неточными; одного пола, поскольку половые различия часто весьма значительны, одной социальной группы и т.п. [5]

Глава 2.8







Date: 2016-08-29; view: 469; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию