Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объект профессиональной деятельности практикующего психологаСтр 1 из 10Следующая ⇒
Оглавление Введение …………………………………………………………………...3 Глава I. Объект профессиональной деятельности практикующего психолога …………………………………………………………….4 1.1 Требования к профессиональной деятельности психолога….…11 1.2 Функции и задачи практического психолога в структуре психологической службы………………………………………………13 Глава II. Психологический анализ и строение модели деятельности практического психолога ………………………………………...19 2.1 Технология, средства и методы деятельности практического психолога…………………………………………………………..27 2.2 Методы изучения документации о человеке……………………..29 2.3 Методы изучения продуктов деятельности…………………31 2.4 Метод наблюдения…………………………………………33 2.5 Метод беседы………………………………………………………35 2.6 Метод эксперимента………………………………………36 2.7 Особенности психодиагностических методик………40 2.8 Трудности и проблемы в работе практикующего психолога…..43. Заключение… …………………………………………………47 Литература ………………………………………………………….48
Введение Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП (б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология – предшественница современной практической психологии. По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания – психологии индивидуальных различий. По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности. По моему мнению, работа практического психолога требует тщательной подготовки. Но одних только знаний недостаточно. В некоторых ситуациях требуются особые качества личности психолога, можно сказать дар к этому занятию, чтоб правильно и глубоко, например, интерпретировать данные, вовремя заметить отклонение от нормы и т.д. В своей работе я рассмотрю главные виды деятельности практического психолога и требования к этой деятельности. Глава I Объект профессиональной деятельности практикующего психолога В зависимости от объекта профессиональной деятельности, следует выделить несколько направленностей внутри профессии «Психолог»: Организационный психолог – работает в государственных и коммерческих организациях, в консалтинговых фирмах - с организациями, предприятиями любого масштаба. Все чаще для психологов объявляются вакансии в сфере HR: на должности директора по персоналу (или его заместителя), тренинг-менеджера, внутреннего тренера, психотренера и т.д. в самых разных организациях – от банков и различных коммерческих структур до научных и проектных институтов. Оргпсихолог консультирует руководителя и специалистов по вопросам психологии управления, психологических аспектов маркетинга, рекламы, построения системы мотивирования и профессионально-личностного развития сотрудников. Проводит обучение коллектива искусству общения и решению конфликтов, помогает наладить отбор, подбор и аттестацию кадров, выстроить систему нормирования труда, систему обучения и повышения квалификации, повысить качество обслуживания, организует процесс создания и развития корпоративной культуры, приверженности и многое другое – налаживая общение между людьми в сфере бизнеса. Востребованность организационных психологов связана, в первую очередь, с пониманием руководителями ценности и значимости «человеческого фактора». Ведь именно персонал, сотрудники компании – главный ресурс развития любой организации в современном мире. А персонал – это люди, где каждый человек со своими особенностями характера, мотивации, поведения и к каждому нужно найти подход, понять в каком направлении следует развивать данного сотрудника и развивать ли вообще. И здесь оргпсихолог незаменим, поскольку следит за «психологической формой» сотрудников. С персоналом связаны не только основные ресурсы развития, но и главные риски и угрозы безопасности любого современного предприятия. Без качественного психологического сопровождения бизнес-процессов и кадровых решений невозможно добиться ни приемлемой защищенности бизнеса, ни устойчивой (и, тем более, перспективной) конкурентоспособности предприятия. Клинический психолог- в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, службах экстремального реагирования, МЧС, антитеррористических служб, реабилитации после попыток суицида, после аварий и катастроф, развивающих и обучающих центров, а также центров по работе с людьми с ограниченными возможностями и инвалидами, в организациях и частных кабинетах помогает людям справляться со сложными внутриличностными проблемами и комплексами, зависимостями и психологическими кризисами. Такой специалист помогает справиться с неврозами и повышенной тревожностью, паническими атаками, помогает разобраться в себе в кризисных ситуациях. Клинический психолог проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психологических травм – помогая людям справляться с психологическими проблемами. Юридический психолог - работает в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка, службах дознания, контролирующих органах, службах безопасности крупных компаний, в пенитенциарных заведениях, в консалтинговых фирмах проводит экспертные исследования преступного поведения, вменяемости в момент совершения преступного деяния, психического состояния и психофизиологических особенностей субъекта преступления, проводит анализ психологии преступника, мотивов преступления, ситуаций насилия, рассматривает психологические условия дорожно-транспортного происшествия, определяет особенности криминальной психологии, выступает медиатором в суде и в досудебном решении споров, работает с детекторами лжи и многое другое, помогая следствию и людям отстаивать свои интересы в суде и решать проблемы не доводя дела до суда. Востребованность в такой посреднической, переговорной деятельности, и, соответственно, в психологах-медиаторах, в последние годы активно растет. Психолог в образовании – в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания, свой подход к ученикам. Одному нужно помочь развить память и внимательность, другому наладить отношения с отцом или матерью, третьему нужно научиться любить или дружить, а кому-то нужно суметь объяснить что такое "хорошо" и что такое "плохо"... В образовании психолог консультирует учеников, родителей и учителей в своем кабинете, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения и саморазвития, преподает психологию и многое другое – налаживая общение и отношения, помогая ученикам познавать себя и мир людей. Спортивный психолог – в центрах спортивной подготовки, в спортивных школах, помогая спортсменам овладеть спортивным искусством. Кроме собственно технической спортивной подготовки (техники движений) в спорте крайне важна психическая и психологическая подготовка. Не секрет, что только тот спортсмен сможет показать всё на что он способен, который сумеет отбросить лишнее, сконцентрируется на текущих задачах, будет собран и в тоже время раскрепощен… Успех спортсмена зависит от его психического состояния призванного оптимальным способом: а) включать в работу все необходимые имеющиеся рефлексы, знания, умения и навыки (на фоне общей уверенности и психической собранности); б) обеспечить возможность выполнения деятельности на максимально возможном уровне согласованности всех функциональных систем спортсмена; в) обеспечить возможность максимально эффективного восстановления в периоды отдыха спортсмена, совершенствование спортивного мастерства предполагает совершенно равнозначную серьёзную работу на всех трех указанных уровнях. Например, что толку от хорошей физической формы, если спортсмен на ответственных соревнованиях находится в предстартовой лихорадке и не может сосредоточиться и показать на что способен? Или что толку от «оптимального боевого состояния», если у спортсмена наличествует масса «паразитных» движений или имеется неверная «программа действий» в голове? Формирование оптимальной «программы действий», «образа действий», «ориентировочной основы действий» в сознании спортсмена предполагает: а) осознание ошибочных действий или действий, которые возможно оптимизировать, после; б) отработку их на уровне целостно представляемого действия (идеомоторная тренировка - самопрограмирование деятельности), и только после этого; в) воплощение, отработку новой программы в реальной спортивной практике. В противном случае придется бороться с уже выработанной ранее «программой действий», вместо того, чтобы оптимизировать ее. Необходимость в идеомоторной проработке и совершенствовании действий до всякого осуществления физического действия в спортивной психологии научно доказана, однозначно подтверждена многими практическими исследованиями и не может ставиться под сомнение, однако внедряется недостаточно интенсивно – об этом просто мало знают… Умение входить в требуемые психические состояния обеспечивается специальной психологической и психической подготовкой спортсмена под руководством спортивного психолога. К психологическойподготовке относится освоение спортсменом психологических знаний и обретение умений: а) в области управления эмоциональным состоянием, настроением, не только в процессе тренировки или выступления, но и вообще в жизни, в общении с прессой, соперниками, близкими людьми и т.д.; б) в области управления отношениями с людьми – способность быть независимым от конфликтов, от провоцирующих факторов, от манипуляций в общении и прочих дестабилизирующих психику воздействий; в) в области позитивного мышления – способности воспринимать трудности в качестве задач и возможностей, видеть пути достижения цели, способности мобилизоваться под действием различных помех, умения постоянно совершенствоваться и учиться новому; г) в области психогигиены – знаний о том, как обеспечить физиологически и психически эффективный отдых и восстановление; д) в области психологии деятельности – понимания спортсменом составляющих психического состояния, того, как формируется ориентировочная основа деятельности, от чего зависит общий настрой, скорость, точность, устойчивость качества выполнения движений. К психической подготовке относятся: -специальные тренировки по управляемому вхождению в каждое из необходимых психических состояний («восстанавливающее состояние»; «оптимальное боевое состояние» (ОБС); необходимые для самовнушения - «ключевое» состояние и «нейтральное» состояния). Обучение данным состояниям достигается с помощью освоения методов аутогенной тренировки, самогипноза, идеомоторной тренировки, метода «Ключ» (Алиев Х.М.), аутогипноидеомоторного метода (Алексеев А.В.), «психофизиологического теста» (управляемое изменение состояния с контролем ЧСС); -отработка психической устойчивости к факторам «психического заражения» - упражнения на формирование психической устойчивости спортсмена к различного рода раздражающим, дезориентирующим, отвлекающим и прочим мешающим факторам. Умение входить в требуемые психические состояния обеспечивается специальной психологической и психической подготовкой спортсмена под руководством спортивного психолога. К психологической подготовке так же относится освоение спортсменом психологических знаний и обретение умений: в области управления эмоциональным состоянием, настроением (не только в процессе тренировки или выступления, но и вообще в жизни, в общении с прессой, соперниками, близкими людьми и т.д.). Необходимы навыки в области управления отношениями с людьми, способность быть независимым от конфликтов и провоцирующих факторов, от манипуляций в общении и прочих дестабилизирующих психику воздействий. В области позитивного мышления – способности воспринимать трудности в качестве задач и возможностей, видеть пути достижения цели, способности мобилизоваться под действием различных помех, умения постоянно совершенствоваться и учиться новому. В области психогигиены – знаний о том, как обеспечить физиологически и психически эффективный отдых и восстановление. В области психологии деятельности – понимания спортсменом составляющих психического состояния, того, как формируется ориентировочная основа деятельности, от чего зависит общий настрой, скорость, точность, устойчивость качества выполнения движений. Военный психолог – в военизированных и военных подразделениях, в органах безопасности, внутренней и внешней разведке, в спецподразделениях и прочих частях вооруженных сил и сил безопасности страны. Задачами военного психолога могут являться: реабилитация и настрой на бой, разработка методов подавляющего, деморализующего воздействия на противника, поиск и адаптация психологических знаний, полезных в условиях военных действий внутри страны и на территории противника, разработка методов выявления угроз и террористических атак. Развитие методов сбора информации, дознания и вербовки, обеспечение эффективности и безопасности в условиях информационной войны, поиск психологических средств предотвращения нападений, составление психологического портрета и предсказания поведения вероятного противника и т.д. Психолог в СМИ - формирование общественных настроений и мнения, планирование и психологическая поддержка PR-компаний, исследование политических настроений и мотивов, психологическое обеспечение политических движений и выборов кандидатов на политические должности, контроль состояний групп и масс, состояний толпы, применение законов психологии к совершенствованию социальных процессов и систем, повышению эффективности информационного воздействия, в т.ч. в рекламе, продвижении товаров и услуг. Психолог, работающий в этой сфере, занимает должности в аппарате политической организации, на телевидении, в газетах и издательствах, институтах исследования общественного мнения, лабораториях пситехнологий, маркетинговых центрах, службах мониторинга и так далее. Психолог юзабилити - обеспечение удобства и целесообразности исполнения элементов управления сложных технических и компьютерных систем (интерфейсов). Современный человек постоянно использует самые разные интерфейсы,системы коммуникации с устройствами и управления ими: в автомашине -это всевозможные рычаги управления, зеркала и камеры, кнопки, переключатели и датчики; в компьютерной программе - это панель инструментов, окна настроек и различные меню функций; на сайте -это система навигации и поиска информации, расположение и вид информационных и декоративных элементов. Очень важно, чтобы интерфейс был интуитивно понятен и удобен в использовании. Здесь нужно суметь совместить красоту и функциональность, простоту использования и надежность, комфортность в применении и смысл, назначение устройства. Совместить всё это с учетом психологии восприятия и логики использования системы совсем не просто. Требуются и технические знания, и хороший вкус дизайнера, умение по-новому взглянуть на хорошо известные вещи. От юзабилити, интернет- магазина, зависят продажи на сайте; от юзабилити компьютерной программы- зависит, будут ли люди пользоваться ею и покупать ее; от юзабилити планшетного компьютера или смартфона- зависит, будут люди покупать именно этот продукт или предпочтут другой, более удобный; от юзабилити хирургических роботов зависят эффективность и безопасность их применения при операциях и т.д. В современном обществе становится все больше технических систем, разработка интерфейсов и логики использования которых чрезвычайно важны. Психолог, специализирующийся на этом направлении может работать в специальных студиях дизайна, промышленных корпорациях, проектных институтах, IT-компаниях и т.д. Однако в какой бы сфере человеческой, общественной жизни психолог не участвовал всю его практику можно разделить на пять видов деятельности. Внутри любой направленности профессии «Психолог» всегда присутствуют все основные виды профессиональной деятельности психолога, каждый из которых требует сформированности соответствующих компетенций (раскрыты относительно видов профессиональной деятельности выпускника, с указанием кода в учебном плане): 1) Психологическая профилактика - способствование развитию психологической культуры, формирование желания познавать себя и уметь решать сложные ситуации общения. 2) Психологическая диагностика - выявление индивидуально-психологических особенностей, отношений личности и специфики группового взаимодействия. 3) Психологическая коррекция - воздействие психолога на внутренний мир клиента с целью раскрытия его резервов для решения психологической проблемы. 4) Психологическое развитие - формирование новых психологических качеств, свойств личности позволяющих клиенту развиваться в выбранном им направлении. 5) Психологическое консультирование - создание условий для понимания человеком самого себя и значимых других, для принятия решений о том, что делать и как к этому относиться.
Глава 1.1 Date: 2016-08-29; view: 779; Нарушение авторских прав |