Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы изучения продуктов деятельности
Эти методы широко используются на практике. Анализируя конечный результат деятельности человека, например, продукты его труда, результаты творчества: рисунки, модели, поделки; для учащихся – учебные работы, сочинения и диктанты, упражнения, результаты решения задач и т.д., можно понять особенности процесса его работы, а значит, подойти к пониманию особенностей его психической жизни и некоторых черт его личности. В продуктах деятельности человека очень часто и довольно верно отражается его отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, аффективной и волевой сферы, отношение к миру и к людям, а для инвалидов, зачастую, - и отношение к своему дефекту. Анализ продуктов детского творчества и учебной деятельности позволяет судить о таких качествах личности ребёнка, как воображение, развитость зрительных представлений, развитие мелкой моторики, степень сформированности навыков учебной деятельности и др. Как правило продукты деятельности аномальных детей, имеют типичные особенности: рисунки и поделки их часто специфичны как по технике исполнения, так и по содержанию, а учебные работы часто изобилуют специфическими ошибками [2]. Изучая эти работы, можно выделить особенности творчества, трудовой и учебной деятельности, характерные для разных групп аномальных детей, - что будет способствовать в дальнейшем правильной диагностике. Для правильной оценки достижений человека необходимо знать: -психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен; -типичные затруднения в достижении того или иного результата для разных групп испытуемых, в том числе «трудных» и отстающих; -методы, позволяющие обнаружить подлинные причины затруднений на каждом из этапов жизни. Глава 2.4 Метод наблюдения Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности и поведении человека при минимальном вмешательстве со стороны психолога. Наблюдение должно обеспечивать естественность психических проявлений, и при этом – быть целенаправленным. При наблюдении надо чётко фиксировать его результаты. Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различной: от пассивного, без всякого вмешательства в наблюдаемую деятельность, до систематического наблюдения, например, в процессе систематизированных занятий. Научное наблюдение отличается тем, что сбор фактов определяется задачей исследования и направлен на раскрытие той закономерности, которая изучается исследователем. Ценность различных видов наблюдения неодинакова: пассивное наблюдение даёт сведения о естественном поведении человека. В это время исследователь видит субъекта как целостную личность, может зафиксировать особенности его взаимоотношений с другими людьми, с его окружением, товарищами, коллегами, руководителями и подчинёнными. Некоторые недостатки этого вида ограничивают сферу его применения. К ним относятся: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения, описательная форма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений. Активное наблюдение, наблюдение в процессе систематизированных занятий широко применяется в отечественной и зарубежной психологии и педагогике и представляет собой одну их модификаций метода эксперимента, а именно метода естественного эксперимента, разработанного Ф.А.Лазурским (1918г.). Построенное в русле этого метода психолого-педагогическое изучение ребёнка предполагает целенаправленное наблюдение его реакций при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые имеют непосредственное отношение к его развитию и обучению. Результаты такого наблюдения позволяют разработать целенаправленную программу обучения, определить темп дальнейшего развития, «зону ближайшего развития». Ценность этого метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребёнка, создавая специальные условия для этого изучения. Наблюдение за игрой детей как метод изучения имеет большое значение и может быть применено в различных целях. Наличие игрового материала создаёт непринуждённую обстановку, помогает установить контакт с ребёнком, включить его в деятельность, представляющую для него интерес, проанализировать возможности понимая речи. Начиная обследование с детьми, необходимо расположить к себе ребёнка, а затем постепенно, незаметно перейти к экспериментальным заданиям. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом или психолого-педагогическом обследовании являются наблюдение за основными видами деятельности человека: профессиональным трудом, игрой, повседневным поведением, общением. Они позволяют, помимо всего прочего, оценить состояние человека, в частности его работоспособность [8]. Глава 2.5 Метод беседы Беседа представляет собой специально организованный метод сбора информации о психических явлениях в процессе личного общения по заранее составленной программе. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребёнком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Метод беседы широко используется для определения ориентировки человека в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений), особенностей и мотивов его поведения, отношения к себе, к миру и позволяет довольно часто непосредственно. В ходе беседы раскрыть причины личностных проблем и затруднений: на работе, в учёбе, в отношениях с людьми, а так же оценить характерные особенности личности: предпочтения, склонности, интересы, отношение к самому себе. Таким образом, беседа даёт некоторые представления об уровне развития трудовой, познавательной, учебной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от реальной ситуации, особенностей обсуждаемой проблемы и индивидуальных особенностей клиента. При изучении особенностей психического развития метод беседы используется чаще всего как один из вспомогательных методов. От умения правильно построить беседу зависит установление контакта с клиентом, что при необходимости подготавливает его к дальнейшему обследованию с помощью специальных методов. Важной разновидностью метода беседы является метод интервью, который в дальнейшем развивается в многочисленные методы опроса и их модификации. Применение методов наблюдения и беседы подготавливает возможность использования для более точного и детального изучения возникшей проблемы одного из самых сильных и специфичных методов психологического исследования – метода эксперимента. Нужно сказать, что метод эксперимента лежит в основе создания особых практически ориентированных процедур психологического обследования, которые известны ныне под самостоятельным названием психологических тестов. Глава 2.6 Метод эксперимента Он состоит в моделировании определённых жизненных ситуаций и предполагает сбор данных в специально смоделированных и заранее сконструированных условиях. Данный метод может быть применён для изучения самых различных видов деятельности как детей, так и взрослых – для выявления особенностей их развития личности и возможностей обучения. Моделирование, как признак эксперимента, заключается в том, что экспериментатор организует выполнение изучаемых действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что испытуемому предлагается по определённой инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной, игровой или какой-либо другой деятельности. При работе с детьми школьного возраста обычно применяется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивация задания может быть видоизменена и задана в косвенной форме: например, при необходимости изучить особенности опосредования зрительных образов предлагается задание «пиктограмма» с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т.д. Таким образом, моделируемый в эксперименте акт, деятельность, действие или процесс должны быть преобразованы в достаточно ясно мотивированное, простое, доступное для понимания действие. Кроме того, мотивация этого действия не должна провоцировать негативные реакции, а, напротив, способствовать установлению контакта с испытуемым, что позволит провести обследование глубоко и тщательно. Метод эксперимента, как и другие психологические методы, должен обеспечить выявление не только негативных, но и позитивных возможностей человека, дать объективное представление о психологическом состоянии человека, а кроме того – в ряде случаев – обеспечить получение сведений о его обучаемости. Date: 2016-08-29; view: 1231; Нарушение авторских прав |