Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический анализ и строение модели деятельности практикующего психолога





В сфере психологической деятельности психолога между психологом и другими субъектами и объектами его профессиональной деятельности складываются вполне определенные взаимосвязи и отношения. При решении психологической проблемы они приобретают субъектно-объектный характер, где психолог выступает преимущественно главным воздействующим лицом. Наряду с психологом в этой системе взаимодействия, образующих цикл деятельности также можно выделить заказчика, клиента, результаты труда, а также объект труда – психологическую проблему. Важнейшими компонентами этого цикла являются: а) заказ, б) объект труда, в) результат труда.

Заказчиком выступает социальный субъект (организация, семья, конкретный человек), который обратился к психологу за помощью в решении психологической проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности (профессиональной компетенции), очерченную нормативными требов-ями.

Психологическая проблема часто предстает в виде трудности, барьера, «блокатора», которые клиент желает преодо­леть при содействии психолога. Для психолога данная проблема является главным компонентом объекта его труда.

Получив, заказ, психолог изучает объект труда, определяет цель этого труда и принимает решение о выполнении профессиональной деятельности. При этом устанавливаются нормативные регламентации, характер связей и отношений, определяются условия для получения намеченного результата. Все данные вопросы следует оформить договором или трудовым соглашением, планом или иным нормативным актом.

В последующем, психолог вырабатывает оптимальные модели, алгоритм и технологию практической деятельности для получения ожидаемых результатов.

Полученные результаты психолог передает за­казчику в виде заключения. При этом представленное заключение должно содержать обоснованные рекомендации.

Основным результатом труда психолога следует считать все реальное, что получено в процессе решения психологической проблемы (воздействия на объект труда психолога). Сюда относятся и материалы психодиагностики, и результаты психологического развития, коррекции, просвещения, консультирования.

В результаты труда психологатакже можно также включить рост его профессиональной компетентности, оптимизацию всего уклада его труда и многое другое. Это также результаты, влияющие на решение психологической проблемы конкретного клиента.

В рамках предлагаемой системы психолог получает возможность наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные направления:

В совокупности они охватывают вопросы:

- психодиагностики;

- развития и психокоррекции;

- психологической реабилитации;

- психогигиены;

- психопрофилактики;

-психологического сопровождения труда и жизни социальных субъектов;

-психологического консультирования и просвещения;

-совершенствования профессиональной компетентности психолога и условий его труда.

Данные направления тесным образом взаимосвязаны. Однако это вовсе не означает их обезличивания. В каждом из них мож­но выделить вполне определенное содержание.

Заказчик применяет рекомендации в общем контексте своего труда и жизни, а также как целевые меры психодиагностического, развивающего, коррекционного или иного характера

В процессе практической деятельности перед психологом встает один из трудных вопросов — вопрос о способах фиксации содержания психологической за­дачи для клиента. Опыт работы позволяет использовать для этой цели четыре модальности, позволяющие описывать для клиента его психологическую задачу. Эти модальности сле­дующие:

- «я хочу» потребности, мотивы, влечения и другие проявления мотивационно - потребностной сферы;

- «я могу» делать, сделать и другие проявления способностей челове­ка;

- «я чувствую» чувственный тон, эмоции, настроения, пе­реживания и другие проявления эмоционально-волевой сфе­ры человека;

- «я думаю» ощущения, восприятия, представ­ления памяти, образы мышления и другие проявления когни­тивной сферы человека.

Используя эти модальности при сбо­ре психологической информации, психолог способствует формулированию клиентом собственной пси­хологической задачи взаимодействия с ним и одновременно сам психолог демонстрирует клиенту свою профессиональ­ную позицию.

При взаимодействии психолога и клиента важное значение имеет содержание заказа на его работу. Именно содержание заказа определяет профессиональную позицию психолога при выборе системы оценок клиента, благодаря которой он воспринимает психологическую информацию и создает необходимые условия для формулирования содержания зака­за в психологическую задачу. В этот момент у психолога и возникает вопрос о том, каким образом решать психологическую задачу клиента. Одной из главных составляющих позиций является обобщен­ная психологическая теория или содержание научных знаний практического пси­холога. Именно обобщенная психологическая теория и дает возможность отве­тить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.


Психолог, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. Его лидерское положение не меняется даже и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей, психолог опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как лидер–руково­дитель соответствующего нового типа. Этот стиль лидерства наиболее эффективно способствует развитию самопомощи у его клиентов.

В социальной работе психолог чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, силь­ные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Психолог выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты, обеспечивающей условия общения. Он разви­вает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.

Оказывая психологическую помощь, психолог действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспи­тания, практический психолог обретает у клиентов доверие.

Таким образом, для профессиональной деятельности психолога в сфере социальной работы характерна самая глубокая социальная инициатива. Это связано с тем, что психо­логия является важной частью, теоретическим и методологическим стер­жнем социальной работы. Кроме этого профессиональная деятельность психолога носит комплексный характер. Психологическими средствами психолог диагнос­тирует ситуацию и состояние ее участников, обо­сновывает необходимость применения социальных технологий. Используя различные психологические методы и практики, психолог информирует, создает рабочие группы, организует коллективную работу, убеждает, актуализирует знания, умения и навыки, необходимые для решения проблем преобразо­вания социума и личности.

Профессия социального работника в нашей стране пока не является массовой. Это приходятся констатировать с сожалением, учитывая многочисленное число проблем, с которыми одному человеку (или семье) подчас просто не справиться. Вот только некоторые из них: инвалид­ность, одиночество, психически больной член семьи, хронический алкого­лизм родителей, бытовой садизм, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т. п.

Социальная и физическая беспомощность человека — так кратко можно сформулировать проблемы, которые решает социальный работник, становясь важной частью жизни, можно сказать, судьбы, конкретного человека или конкретной семьи. Социальный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный отрезок времени вместе с чужими для него людьми. При этом предметом его профессиональной деятельности является непосредственное присутствие в жизни конкретного челове­ка, где место социального работника будет определяться степенью его влияния на самые главные составляющие конкретной судьбы человека. Может случиться так, что социальный работник будет выполнять даже роль какого-то органа тела человека — глаз, ушей, ног, рук, головы.


Естественно, что он должен и обязан, это требования профессионализма, делать это в соответствии с закономерностями индивидуальной жизни человека. Это уже предмет для профессионального сотрудничества психолога и социаль­ного работника.

Именно закономерности индивидуальной жизни, в которых важнейшее место отводится задачам и резервам развития человека, ключевым системам его отноше­ний с другими людьми, вне которых невозможно решение задач и выявление имеющихся психологических резервов является предметом взаимодействия социального работника и психолога.

Психолог, взаимодействуя с социальным работником, помогает человеку в решении задач его развития и эта помощь будет более эффективна, если он сориентирует своя усилия на выявлении резервов развития, способствующих не только адекватной поста­новке задач развития, но и создающих необходимую для осуществления жизни перспективу. Психолог через глубинную диагностику может существенно помочь соци­альному работнику в организации его усилий по осуществлению професси­ональных воздействий, активизировать усилия по реабилитации человека и возвращению его к профессиональной деятельности.

Если социальный работник относительно постоянно присутствует в жизни другого человека, внося в нее необходимые для ее осуществления воздействия, то присутствие психолога относительно крат­ковременно. В плане сотрудничества с социальным работником оно более ограничено конкретными обстоятельствами жизни. Можно сказать, что психолог берет на себя ответственность за адекватную ориентировку в задачах и резервах развития конкретного человека, а социальный работник становится одной из ключевых фигур в системе отношений человека, выполняет исполнительную часть через воздействие обоснованное содержанием ориентировки.

Изобразим эти отношения в виде схемы (рис.1)

 
   

Понимая всю условность этой схемы, считаю необходимым использование её в тексте, так как это позволяет в одной наглядной форме уточнить проблему професси­ональных ограничений в каждом виде деятельности и возможность сотруд­ничества разных специалистов, основанную на факте этих ограни­чений.

Различие во владении закономерностями индивидуальной жизни клиента, социального работника и психолога, которое можно описать в понятиях больше, меньше, равно, выглядит как материал, на котором каждый из них строят свое знание о предмете взаимодействия.


Дляклиента — это его собственная жизнь, обобщенная на доступном для него уровне.

Для социального работника — известные ему закономерности индивиду­альной жизни клиента.

Для психолога закономерности индивиду­альной жизни клиента представлены в более широком контексте, который задает научная психологическая теория, которой он пользуется. Это взаимодействие позволяет решать следующие проблемы:

- адекватного отражения клиентом закономерностей его жиз­ни;

- осознание роли и места социального работника и психолога в его жизни;

- ответственности за осуществление «жизни» как со стороны социального работника, так и со стороны клиента;

- перспективы индивидуальной жизни и возможности их осу­ществления;

- профессиональной ответственности за воздействие в орга­низацию жизни клиента.

Таким образом, социальный работник помогает человеку в решении задач, необходимых для осуществления жизни, а психолог через диагностику может существенно помочь социальному работнику в организации его усилий по осуществлению его профессиональных воздействий.

Диагностический подход обусловлен двумя стратегиями: развитие предвиденияи психологической поддержки. Развитие предвидения у клиентадиагностическая школа рассматривает как приоритетное направление, поскольку оно позволяет освобож­даться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эф­фективно осуществлять интервенции. Так, например, применяя элементы психо­анализа, социальные работники могут использовать возможности памяти конфликта, вскрыть области сознательного и дос­тупные области бессознательного.

Психологическая поддержканаправлена на обретение уверен­ности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие ас­пекты поведения клиента. Так, например диагностическая школа ставит перед собой следующие задачи:

- применение модели предвидения в социальной работе с кли­ентом;

- повышение действенности применительно к случаю;

- определение процедур поддержки в самой модели.

В принципе перечень профессий людей, работающих в социальной сфере, с которыми взаимодействует или может это делать психолог, по-моему, бесконечен. Поэтому, следует иметь в виду, что там и тогда востребуются знания о свойствах психической реальности человека, где и когда оно становятся основой целенаправленного воздействия людей друг на друга. Тогда это психологическое знание приобретает особый характер — оно осознается как ценное, его стремятся фиксировать, сохранять, обновлять и т. д. Другими словами, с ним начинают обращаться как с товаром, сортируя его по качеству и своевременности использования. Важно не потерять бы при этом критерии истины психологического знания.

 

 

Глава 2.1







Date: 2016-08-29; view: 646; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию