Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологический анализ и строение модели деятельности практикующего психолога
В сфере психологической деятельности психолога между психологом и другими субъектами и объектами его профессиональной деятельности складываются вполне определенные взаимосвязи и отношения. При решении психологической проблемы они приобретают субъектно-объектный характер, где психолог выступает преимущественно главным воздействующим лицом. Наряду с психологом в этой системе взаимодействия, образующих цикл деятельности также можно выделить заказчика, клиента, результаты труда, а также объект труда – психологическую проблему. Важнейшими компонентами этого цикла являются: а) заказ, б) объект труда, в) результат труда. Заказчиком выступает социальный субъект (организация, семья, конкретный человек), который обратился к психологу за помощью в решении психологической проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности (профессиональной компетенции), очерченную нормативными требов-ями. Психологическая проблема часто предстает в виде трудности, барьера, «блокатора», которые клиент желает преодолеть при содействии психолога. Для психолога данная проблема является главным компонентом объекта его труда. Получив, заказ, психолог изучает объект труда, определяет цель этого труда и принимает решение о выполнении профессиональной деятельности. При этом устанавливаются нормативные регламентации, характер связей и отношений, определяются условия для получения намеченного результата. Все данные вопросы следует оформить договором или трудовым соглашением, планом или иным нормативным актом. В последующем, психолог вырабатывает оптимальные модели, алгоритм и технологию практической деятельности для получения ожидаемых результатов. Полученные результаты психолог передает заказчику в виде заключения. При этом представленное заключение должно содержать обоснованные рекомендации. Основным результатом труда психолога следует считать все реальное, что получено в процессе решения психологической проблемы (воздействия на объект труда психолога). Сюда относятся и материалы психодиагностики, и результаты психологического развития, коррекции, просвещения, консультирования. В результаты труда психологатакже можно также включить рост его профессиональной компетентности, оптимизацию всего уклада его труда и многое другое. Это также результаты, влияющие на решение психологической проблемы конкретного клиента. В рамках предлагаемой системы психолог получает возможность наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные направления: В совокупности они охватывают вопросы: - психодиагностики; - развития и психокоррекции; - психологической реабилитации; - психогигиены; - психопрофилактики; -психологического сопровождения труда и жизни социальных субъектов; -психологического консультирования и просвещения; -совершенствования профессиональной компетентности психолога и условий его труда. Данные направления тесным образом взаимосвязаны. Однако это вовсе не означает их обезличивания. В каждом из них можно выделить вполне определенное содержание. Заказчик применяет рекомендации в общем контексте своего труда и жизни, а также как целевые меры психодиагностического, развивающего, коррекционного или иного характера В процессе практической деятельности перед психологом встает один из трудных вопросов — вопрос о способах фиксации содержания психологической задачи для клиента. Опыт работы позволяет использовать для этой цели четыре модальности, позволяющие описывать для клиента его психологическую задачу. Эти модальности следующие: - «я хочу» потребности, мотивы, влечения и другие проявления мотивационно - потребностной сферы; - «я могу» делать, сделать и другие проявления способностей человека; - «я чувствую» чувственный тон, эмоции, настроения, переживания и другие проявления эмоционально-волевой сферы человека; - «я думаю» ощущения, восприятия, представления памяти, образы мышления и другие проявления когнитивной сферы человека. Используя эти модальности при сборе психологической информации, психолог способствует формулированию клиентом собственной психологической задачи взаимодействия с ним и одновременно сам психолог демонстрирует клиенту свою профессиональную позицию. При взаимодействии психолога и клиента важное значение имеет содержание заказа на его работу. Именно содержание заказа определяет профессиональную позицию психолога при выборе системы оценок клиента, благодаря которой он воспринимает психологическую информацию и создает необходимые условия для формулирования содержания заказа в психологическую задачу. В этот момент у психолога и возникает вопрос о том, каким образом решать психологическую задачу клиента. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная психологическая теория или содержание научных знаний практического психолога. Именно обобщенная психологическая теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента. Психолог, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. Его лидерское положение не меняется даже и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей, психолог опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как лидер–руководитель соответствующего нового типа. Этот стиль лидерства наиболее эффективно способствует развитию самопомощи у его клиентов. В социальной работе психолог чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Психолог выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты, обеспечивающей условия общения. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу. Оказывая психологическую помощь, психолог действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспитания, практический психолог обретает у клиентов доверие. Таким образом, для профессиональной деятельности психолога в сфере социальной работы характерна самая глубокая социальная инициатива. Это связано с тем, что психология является важной частью, теоретическим и методологическим стержнем социальной работы. Кроме этого профессиональная деятельность психолога носит комплексный характер. Психологическими средствами психолог диагностирует ситуацию и состояние ее участников, обосновывает необходимость применения социальных технологий. Используя различные психологические методы и практики, психолог информирует, создает рабочие группы, организует коллективную работу, убеждает, актуализирует знания, умения и навыки, необходимые для решения проблем преобразования социума и личности. Профессия социального работника в нашей стране пока не является массовой. Это приходятся констатировать с сожалением, учитывая многочисленное число проблем, с которыми одному человеку (или семье) подчас просто не справиться. Вот только некоторые из них: инвалидность, одиночество, психически больной член семьи, хронический алкоголизм родителей, бытовой садизм, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т. п. Социальная и физическая беспомощность человека — так кратко можно сформулировать проблемы, которые решает социальный работник, становясь важной частью жизни, можно сказать, судьбы, конкретного человека или конкретной семьи. Социальный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный отрезок времени вместе с чужими для него людьми. При этом предметом его профессиональной деятельности является непосредственное присутствие в жизни конкретного человека, где место социального работника будет определяться степенью его влияния на самые главные составляющие конкретной судьбы человека. Может случиться так, что социальный работник будет выполнять даже роль какого-то органа тела человека — глаз, ушей, ног, рук, головы. Естественно, что он должен и обязан, это требования профессионализма, делать это в соответствии с закономерностями индивидуальной жизни человека. Это уже предмет для профессионального сотрудничества психолога и социального работника. Именно закономерности индивидуальной жизни, в которых важнейшее место отводится задачам и резервам развития человека, ключевым системам его отношений с другими людьми, вне которых невозможно решение задач и выявление имеющихся психологических резервов является предметом взаимодействия социального работника и психолога. Психолог, взаимодействуя с социальным работником, помогает человеку в решении задач его развития и эта помощь будет более эффективна, если он сориентирует своя усилия на выявлении резервов развития, способствующих не только адекватной постановке задач развития, но и создающих необходимую для осуществления жизни перспективу. Психолог через глубинную диагностику может существенно помочь социальному работнику в организации его усилий по осуществлению профессиональных воздействий, активизировать усилия по реабилитации человека и возвращению его к профессиональной деятельности. Если социальный работник относительно постоянно присутствует в жизни другого человека, внося в нее необходимые для ее осуществления воздействия, то присутствие психолога относительно кратковременно. В плане сотрудничества с социальным работником оно более ограничено конкретными обстоятельствами жизни. Можно сказать, что психолог берет на себя ответственность за адекватную ориентировку в задачах и резервах развития конкретного человека, а социальный работник становится одной из ключевых фигур в системе отношений человека, выполняет исполнительную часть через воздействие обоснованное содержанием ориентировки. Изобразим эти отношения в виде схемы (рис.1) Понимая всю условность этой схемы, считаю необходимым использование её в тексте, так как это позволяет в одной наглядной форме уточнить проблему профессиональных ограничений в каждом виде деятельности и возможность сотрудничества разных специалистов, основанную на факте этих ограничений. Различие во владении закономерностями индивидуальной жизни клиента, социального работника и психолога, которое можно описать в понятиях больше, меньше, равно, выглядит как материал, на котором каждый из них строят свое знание о предмете взаимодействия. Дляклиента — это его собственная жизнь, обобщенная на доступном для него уровне. Для социального работника — известные ему закономерности индивидуальной жизни клиента. Для психолога закономерности индивидуальной жизни клиента представлены в более широком контексте, который задает научная психологическая теория, которой он пользуется. Это взаимодействие позволяет решать следующие проблемы: - адекватного отражения клиентом закономерностей его жизни; - осознание роли и места социального работника и психолога в его жизни; - ответственности за осуществление «жизни» как со стороны социального работника, так и со стороны клиента; - перспективы индивидуальной жизни и возможности их осуществления; - профессиональной ответственности за воздействие в организацию жизни клиента. Таким образом, социальный работник помогает человеку в решении задач, необходимых для осуществления жизни, а психолог через диагностику может существенно помочь социальному работнику в организации его усилий по осуществлению его профессиональных воздействий. Диагностический подход обусловлен двумя стратегиями: развитие предвиденияи психологической поддержки. Развитие предвидения у клиентадиагностическая школа рассматривает как приоритетное направление, поскольку оно позволяет освобождаться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эффективно осуществлять интервенции. Так, например, применяя элементы психоанализа, социальные работники могут использовать возможности памяти конфликта, вскрыть области сознательного и доступные области бессознательного. Психологическая поддержканаправлена на обретение уверенности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие аспекты поведения клиента. Так, например диагностическая школа ставит перед собой следующие задачи: - применение модели предвидения в социальной работе с клиентом; - повышение действенности применительно к случаю; - определение процедур поддержки в самой модели. В принципе перечень профессий людей, работающих в социальной сфере, с которыми взаимодействует или может это делать психолог, по-моему, бесконечен. Поэтому, следует иметь в виду, что там и тогда востребуются знания о свойствах психической реальности человека, где и когда оно становятся основой целенаправленного воздействия людей друг на друга. Тогда это психологическое знание приобретает особый характер — оно осознается как ценное, его стремятся фиксировать, сохранять, обновлять и т. д. Другими словами, с ним начинают обращаться как с товаром, сортируя его по качеству и своевременности использования. Важно не потерять бы при этом критерии истины психологического знания.
Глава 2.1 Date: 2016-08-29; view: 646; Нарушение авторских прав |