Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библия и Авеста. Параллели





Сегодня зороастризм презрительно называется христианскими священниками и большинством мусульманских учителей религией языческой и даже дьявольской. Лично мне это кажется совершенно несправедливым.

Искажение изначального послания пророка Заратуштры в современном зороастризме налицо, НО! Как можно не разглядеть в нём религию, данную Единым Истинным Богом? Разве мы не имеем подобных примеров искажения чистого учения? А иудаизм, а христианство?

Разве католики, православные и протестанты живут согласно чистому монотеистическому учению, принесённому Иисусом Христом? Большинство честных людей, знающих Библию, скажут: «НЕТ». И никто из богобоязненных, искренне верующих не осмелится, видя все эти искажения и извращения, утверждать, что Христос пришёл не от Бога или что он был самозванцем и лжепророком. В том, что первоначальное учение со временем искажается, виноваты нечестивые люди, а не самоотверженно трудившиеся пророки. И я продолжаю надеяться, что Заратуштра был Божьим пророком, а не выдумщиком или нечестивцем. А Всевышний знает лучше!


Тем не менее, я хочу привести здесь несколько интересных моментов, роднящих Библию и зороастрийские писания (оригинальной Авесты, увы, не сохранилось!).
Приступим!

СЕМЬ ДУХОВ БОЖИИХ

БИБЛИЯ

«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели вред престолом, которые суть СЕМЬ ДУХОВ БОЖИИХ» (Откр. 4:5).
О семи горящих светильниках, увиденных Иоанном, сказано, что это семь духов Божиих.

Их, однако, надо понимать как олицетворение единого Духа Святого, раздающего семь даров (Ис. 11:2-3), а не семь отдельных духов или ангелов (сравните Откр. 1:4; 5:6).

ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ПИСАНИЯ

Духи света: Язаты или Изеды, то есть «досточтимые», окружают лучезарного Ахурамазду и подобно ему сидят на золотых престолах. Самый высший класс их – Амешаспенты или Амшаспанды, «святые, бессмертные», «благие владыки». В зороастризме их шесть (а с возглавляющим их Ахура-Маздой – СЕМЬ).


Вот имена шести Амешаспентов.

- Бахман (или, по зендской форме имени, Вохуман, то есть «добросердечный») – дух доброжелательства и добродушия, живущий в сиянии небесном, дающий человеку «добрые речи».
- Ардибехешт (по-зендски Аша-Вахиста «светлая чистота»), дух-хранитель, дающий добродетель и чистоту сердца.
- Амешаспент Шахривер (по-зендски: Хшатра-Ваирья, то есть: «превосходный царь»), владыка блестящих металлов, дающий богатство и блеск.
- Сапандомад (по-зендски: Спента-Армаита, «святая покорность»), дух земли, дающий земле плодородие, сердцу – смирение.
- Амешаспент Хордад (Гаурватат, «создающий всё») – доставляет стадам, полям и деревьям плодотворную, производящую рост влагу.
- Амердад (Амеретат, «дающий бессмертие») – дух бессмертия, дающий добрым счастье на земле и вечную жизнь после смерти.
Амешаспенты и их глава Ахурамазда, «СЕМЬ ВЛАСТИТЕЛЕЙ», владычествуют в зороастризме над семью кешварами, «поясами» земли.

ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ ДУШ

БИБЛИЯ

«...так как Он ИЗБРАЛ нас в Нём ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЯ МИРА, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1:4,5)

ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ПИСАНИЯ

Фраваши (авест. «предвыбор») — понятие ПРЕДСУЩЕСТВУЮЩИХ (созданию мира) душ, избравших добро. Ахура-Мазда сотворил фраваши людей и спросил их об их выборе, и фраваши ответили, что избирают быть воплощёнными в телесном мире, утверждать в нём добро и бороться со злом (данные Википедии).

Авестийское слово Фраваши трактуется как произвольное от Fravart, что означает «осуществлять выбор», либо от Pra-vart-ti – «предсуществование». Другое слово – fravarti или fravashi, которое может происходить от альтернативного значения «защита», подразумевает божественную защиту духов-хранителей людского рода.


Все перечисленные смыслы отображают истинную суть этого понятия, которое описано в «Бундахишне» – пехлевийском космогоническом тексте («Творение основ»), излагающем основы творения мира. В нем говорится о диалоге между Ахура-Маздой и Фравашами, с которыми он советовался относительно миссии человечества на Земле.

 

Ормазд знал, что если души предков примут телесную оболочку и станут сражаться с Ахриманом в материальном мире – дьявол неминуемо погибнет, а люди обретут бессмертное духовное тело. Если же они не захотят воплотиться на Земле, то мир будет обречен на вечные страдания, причиняемые ему Ахриманом, а сами Фраваши будут нуждаться в постоянной защите от Разрушителя.

ПОМАЗАННИК ЯХВЕ – ЗОРОАСТРИЙСКИЙ ЦАРЬ КИР

БИБЛИЯ

"Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы..." (45:1).

"Я воздвиг его в правде... Он построит город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары..." (45:13).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

(далее привожу фрагменты статьи «ЗОРОАСТРИЗМ И ИУДАИЗМ: ГЕНЕЗИС СРАВНИТЕЛЬНЫХ ВЕРОВАНИЙ ДВУХ ВЕЛИКИХ РЕЛИГИЙ», источник: http://ruavesta.narod.ru/articles/judaism.htm)

«Кир Великий - Ахеменидский царь, самым тесным образом связанный с этими событиями. Поклонявшийся зороастрийскому Богу Ахура Мазде. Стал царём Аншана в 558 г. до н. э. и провозглашенный основателем Ахеменидской Империи.
Книга Ездры, предположительно написанная около 460 г. до н.э., начинается с рассказа об указе Кира (Ездра 1.1; 1.2), со слов, что Яхве, Господь, поручил Киру построить ему дом в Иерусалиме. История фиксирует, что в то время это задание еще не было выполнено до конца. Мы читаем в стихах 5.1 и 6.14, 15 Книги Ездры требование пророков Аггея и Захария к евреям строить "дом Яхве". Предполагается, что после изыскания в царских документах Дарий, ставший зороастрийским правителем Персии, завершил осуществление указа Кира. В еврейском писании Ездра засвидетельствовал это событие (стих 6.15), говоря: "И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария". По этому поводу должно быть замечено, что Дарий - зороастрийский правитель, помогавший евреям.

Полстолетия спустя мы наталкиваемся на ахеменидского царя Артаксеркса, чье имя также появляется в еврейском писании Ездры (стихи 7.7, 7.12). Артаксеркс следовал традиции благосклонного отношения к евреям, как было основоположено его предками. Он назначил Неемии, одному из своих верноподданных, охранять Иерусалим.

Нам рассказывается, что Неемия, строго следовавший соблюдению зороастрийского кодекса ритуальной чистоты, был ответственен за переход еврейского кодекса чистоты, который касался единственно культовых практик, в каждодневные законы чистоты, обязательные для каждого верующего.

Законы чистоты, как замечено профессором Бойс, больше не ограничивались Храмом, но должны были соблюдаться "в полях, на кухне, постели и улице" ("История зороастризма": History of Zoroastrianism. Vol. II, p. 190).

Работа "Ездры, книжника" - сведущего в законе Бога небесного (Ездра 7.12) и законе Моисеевом (Ездра 7.6) - напрямую ответственна за параллели, существующие между зороастрийскими и иудейскими верованиями. Ездра был уполномочен императором Артаксерксом отправиться в Иерусалим и "обозреть" его по закону их Бога.

Письмо, дающее этот указ, сохранилось в Книге Ездры (7.11 - 14), которая гласит: "И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре... От меня дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева и из священников его и левитов, желающий идти в Иерусалим, шел с тобою. Так как ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего...".

В первых пяти книгах Ветхого Завета, известных как Пятикнижие Моисеево, пост-"пленные" описания (автор имеет в виду фрагменты, написание которых относится ко времени после Вавилонского плена - Д. В.) широко распространены в "Священническом кодексе". Современные ученые связывают эти пассажи с пророком Ездрой. "Кодекс святости" Книги Левит и первая глава Книги Бытия атрибутируются по своей принадлежности к этой группе сочинений. Они демонстрируют глубокие зороастрийские влияния».

ВОСКРЕШЕНИЕ МЁРТВЫХ

(продолжаю приводить фрагменты вышеуказанной статьи!)

«Влияние зороастризма на эсхатологический аспект иудаизма так же заметно в пост-"пленных" писаниях. В ранних еврейских сочинениях радость по поводу грядущего (в конце времен) была выражена в лучшем случае крайне неопределенно. Впервые у Второисаии встречаются выражения, подобные следующему:
"Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте... земля извергнет мертвецов" (стих 26.19).

Эти слова - явные перепевы зороастрийских откровений в этой области. Как заключает профессор Бойс: "... трудно не уступить зороастризму как приоритет, так и влияние, особенно потому, что элементы зороастрийского учения могут быть прослежены вплоть до древних индоиранских религиозных традиций, тогда как еврейские апокалиптические впервые появляются после соприкосновения с религией персов".

Наконец, концепция "ограниченного времени" Зороастра, в конце которого "зло" будет полностью искоренено, и истинное царство Ахура Мазды возобладает в мире, - совершенно уникальна в его (то есть, Заратуштры - Д. В.) вере. И даже эта концепция, кажется, проникла в писания Второисаии, где мы читаем:
"Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц..." (стих 25.8).

Действительно интересно заметить, что в вышеприведенном пассаже Бог Иегова принимает на себя высшую ответственность за уничтожение зла. Таким образом, он воспринимается как Всемогущий. Этот аспект иудаизма, согласно некоторым учёным, отличен от зороастризма, где, как они утверждают, Всемогущество Ахура Мазды наступит лишь с Фрашо-керети (периодом вечного блаженства)».


Однако нечто подобное мы читаем и в главной молитве христианства – «ОТЧЕ НАШ»:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое; (А ЗНАЧИТ, ОНО ЕЩЁ НЕ ПРИШЛО?)
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе; (А СЕЙЧАС НА ЗЕМЛЕ – НЕ ВОЛЯ БОГА! А ЧЬЯ ЖЕ? ДЬЯВОЛА?)
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., 6:9-13)

ВСЕМОГУЩЕСТВО ТВОРЦА

БИБЛИЯ

"Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это". (Второисаии 45.7)

ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ПИСАНИЯ

«Отрывок из Ясны 44 Гаты Уштаваити часто используется некоторыми учёными в подтверждение мнения о всемогуществе Ахура Мазды. Состоит он из серии проникновенных вопросов, заданных Ахура Мазде пророком Заратуштрой.

Очевидный ответ на них может быть сформулирован как "Я", или "Я сотворил", - от Мудрого Господа, Ахура Мазды. Обнаруживается поразительное сходство, как в стиле, так и в сущности космологического описания Второисаии в стихах 40 и 45 с 44-м стихом Ясны. Чтобы привести хотя бы один такой пример, мы читаем в Ясне 44.5:

"Так я спрашиваю Тебя. Истинно скажи мне: какой ремесленник создал светящиеся тела и тёмные пространства? Какой ремесленник сотворил сон и бодрствование?..." (С. Инслер: цит. по: S. Insler, Gatha of Zarathushtra, p. 67)».

Поразмыслить над изложенными здесь фактами – задача каждого верующего человека, изучающего религии Откровения.

Если вы знакомы с более глубокими и серьёзными исследованиями на эту тему, то буду благодарна за ссылки на эти работы!

 

Date: 2016-08-29; view: 505; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию