Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Представители духовной науки и проповедничества.
В 1805 г. Издана "Краткая Церковная Российская история" митрополита московского Платона. До этого труда составители русской церковной истории, по отзыву проф. Η. Η. Глубоковского (Заслуженный профессор др. богосл. Н. Н. Глубоковский: "Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии." Варшава. 1928 г.), ограничивались летописно-повествовательными сообщениями, митрополит же Платон, по его словам "держится собственно летописного распорядка." но группирует свой материал более систематично и, главное, везде рисуется "любезным и привлекательным истории свойством - истины и беспристрастия," почему старательно применяет трезвый критицизм в обсуждении литературных сведений и жизненных явлений." В 1807-16 г.г. напечатана была "История Российской иерархии," в 6 частях составленная совместно ректором новгородской семинарии Амвросием (Орнатским), будущим епископом пензенским, и епископом вологодским Евгением (Болховитиновым), будущим митрополитом киевским. Труд этот, изобилующий данными, дал прочное основание последующим трудам по русской церковной истории. Знаменский пишет: "Евгений до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Во всех епархиях, где он служил - в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве - владыка Евгений везде изучал местные архивы, собирал Сведения об иерархах, монастырях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так явились его "Разговоры ο древностях Новгорода," материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей статьи ο пермских древностях, "История княжества Псковского," "Летопись Изборска," Описание Киево-Софиевского собора и Киево-Печерской Лавры и др. Много лет он работал над составлением своих знаменитых "Словарей русских писателей" светских и духовных. Он вел обширную переписку и сношения со всеми почти русскими учеными и библиографами и с известным тогдашним меценатом русских ученых гр. Η. Π. Румянцевым. Его заметками ο Кормчей пользовался в своем "Обозрении Кормчей" барон Розенкампф. В числе обработанных им древних памятников были грамоты св. кн. Мстислава Юрьеву монастырю, История кн. Курбского, Хождение Даниила и др. Ученые общества, университеты, академия наук приглашали его в число своих членов." Проф. М. П. Погодин писал ο нем: "Вот был человек, который не мог пробыть нигде одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории... Замечу еще особенность в его уме и характере: необыкновенная положительность без примеси малейшей идеальности. Это был какой то статистик истории. Он, кажется, не жалел, если где чего ему не доставало в истории; для него это было как будто все равно. Что есть, - хорошо а чего нет, - нечего ο том и думать. Никаких заключений, рассуждений." "Но зато," пишет ο нем проф. Н. Н. Глубоковский, "фактическая сторона у него всегда документальна и проверена тщательно, а все ее части размещаются по объективным рубрикам взаимной исторической связи, хотя бы внешней и нуждающейся во внутреннем освещении. Собран был богатый обоснованный и упорядоченный материал, который вместе с другими церковно историческими запасами сам собою просился в рамки научной систематизации." Епископ Амвросий (Орнатский), уйдя в 1825 г. на покой, выехал из Пензы в нагольном тулупе и в Кириллово-Белоозерском монастыре заключился в тесной келье. Здесь он питался только просфорой, которую приносили к окну его. В глубокую полночь, при свете луны, видели его издали стоящим на паперти на коленях с воздетыми к небу руками. Иначе он не видался ни с кем. 27 дек. 1827 г. просфора, оказавшаяся на окне кельи, дала знать, что святитель окончил свой земной путь. Обработкой материала, оставленного митр. Евгением, занялся самоотверженный даровитый владыка Филарет (Гумилевский) архиеп. черниговский (1859-66), ранее харьковский (1848-59). Он выпустил в 1847-48гг. "Историю русской Церкви," в пяти периодах, обнимающих годы с 988 по 1826 г. Труд этот совмещает массу сведений, не редко добытых собственными разысканиями и справками, отличается, по отзыву проф. Глубоковского, "бесспорным искусством комбинирования по существенным началам жизненных явлений, почему последние сразу становились ясными в этой перспективе по своей подлинной исторической природе и не нуждались в детальном рассмотрении." Архиеп. Филаретом составлен был "Обзор русской духовной литературы" (862-1863), содержащий ценные данные. Еще более значительным историческим трудом была "История Русской Церкви" митр. московского Макария (Булгакова), занимавшего до этого кафедры тамбовскую, харьковскую и литовскую. Труд этот заключает XIII томов (последний издан после его смерти). Автор обогатил науку множеством всяких научных сокровищ высокого значения. Известны и другие труды упомянутых авторов. Архиеп. Филарет написал: Историческое учение об отцах Церкви. Исторический обзор песнопевцев греческой Церкви. Русские святые в 12 книжках с ученой обработкой их житий. Святые подвижницы восточной Церкви. Историко-статистическое описание харьковской и черниговской епархий. Объяснение на послание к Галатам. Учение евангелиста Иоанна ο Слове. Система догматики. Митр. Макарием написано: История киевской академии. История русского раскола старообрядчества. Введение в православное богословие и полная система догматического богословия. О последнем труде упомянуто будет ниже. Большой и тщательно разработанный труд проф. Β. Ε. Голубинского "История Русской Церкви," обнимающая события до митр. Макария (1542-63) включительно. Все исторические события им до крайней тщательности проверены. Но критицизм захватывает его полностью и это отражается на всем его труде. Глубоковский, признавая значение его крупного труда и нового освещения им ряда вопросов, Пишет: "Его критический молот был не просто внушительно-тяжелый, но и неразборчиво-грубый, бивший на своем пути направо и налево все попадавшееся прямо на смерть за простую слабость, лишая ее самого права на существование, всегда условное в земной ограниченности. Вообще у него критическая сторона гораздо выше, чем конструктивная, к которой он имел меньше и склонности и способности." Умер он в 1904 г. Русскую богословско-историческую науку обогатил владыка Арсений (Иващенко), еп. кирилловский, викарий новгородской епархии, до этого настоятель московского ставропигиального Заиконоспасского м. Важнейший его труд "Летопись церковных событий и гражданских от Рождества Христова до 1898 года." Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской (1839-1908), известен выдающимися учеными трудами по русской церковной истории и археологии; замечателен его "Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых," - труд, не встречаемый у предшественников. Проф. Π. Η. Жукович, за свою работу об его научно-литературной деятельности удостоенный степени доктора церк. истории, отмечал, что "Месяцеслов русских святых" есть своеобразный Месяцеслов, отразивший в себе и религиозно-церковное мировоззрение русского народа и другие стороны его жизни." Известен историческими трудами прот. Василий Жмакин, с 1900 г. член учебного комитета при Св. Синоде. Лучший его труд магистерская диссертация: "Митрополит Даниил и его сочинения." Автор многих трудов В. 3. Завитневич, профессор киевской академии. Его докторская диссертация "Алексей Степанович Хомяков" (1902), по отзыву рецензента проф. Жуковича, "оставляет после себя впечатление целого, обширного по размерам и объединенного одной мыслью, богословско-исторического трактата." Профессор И. А. Чистович (1828-93) написал ряд трудов, из которых очень ценен "Очерк истории западнорусской церкви." Много трудов напечатано М. И. Кояловичем (1828-91), сыном священника Гродненской г., профессором петербургской дух. академии, в особенности об унии и ο всем касавшемся его родного края. Его "Лекции по истории Западной России," напечатанные в 1864 г., имели еще три издания. В 1871 г. вышло хорошее "Руководство к русской церковной истории" проф. казанского университета П. В. Знаменского. В изданиях начиная с 1896 г. оно именуется "учебным." Карташов, отдавая должное Знаменскому, с большой похвалой отзывается и ο труде проф. новороссийского унив. А. П. Доброклонского (†1937 г. в Белграде): "Руководство по истории русской церкви" (писалось 1884-93 г.г.). Глубоковский пишет: "Русская церковно-историческая литература чрезвычайно богата ценными работами монографического характера по всем отраслям и более или менее важным вопросам. Лишь приходское белое духовенство, наряду с государственным влиянием высшей иерархии наиболее содействовавшее проведению христианства в глубину народной жизни на всем пространстве России, исследовано неполно и недостаточно, как это верно касательно состояния народа в истории по его религиозно-церковной стороне: - в этом отношении открываются широкие перспективы и точнее обрисовываются благодарные задачи, обещающие объективное научное разрешение. Α ο русском православном приходе уже довольно и обработанных трудов и систематизированных материалов." Самостоятельную отрасль изучения русской Церкви составляет история раскола. Вопрос ο научной специализации этого вопроса выдвинут был в начале 50-х годов XIX в., к которому относится и открытие соответствующих кафедр при Духовных Академиях. Задачи были полемические, судя и по названию этой науки "история и обличение русского раскола." По словам Глубоковского, "наиболее убедительно выразили этот принципиальный взгляд митрополиты - Московский Филарет (Дроздов) и С. Петербургский Григорий (Постников), а Макарий (Булгаков) научно развил и обосновал его в отдельном историческом труде..." Исходя из того положения, что раскол является уклонением от кафолической истины, заслуживающим разоблачения и исправления, писал свои ученые труды московский проф. Н. И. Субботин. Он издавал журнал "Братское Слово," где (1875-76, 1883-99 годы) было помещено также много важных для истории раскола памятников и всяких сообщений. Ближайшим сотрудником Субботина был умный, настойчивый и хорошо осведомленный по своему прежнему нахождению в расколе единоверческий архимандрит Павел, по прозванию Прусский. К течению Субботина примыкал, вдохновляясь его принципами, казанский профессор Я. И. Ивановский. В другом виде изображался раскол теми, которые видели в нем особую "народную веру" и усматривали в нем протест против современных ему Церкви, государства и общества. Представителями такого течения были казанский проф. Α. Π. Щапов (начиная с магистерской диссертации в 1857 г). и ученый историк проф. Н. И. Костомаров. Писали ο расколе проф. московского университета Н. ф. Каптерев в историческом освещении, а так же напечатана была в 1905 г. книга проф. Ε. Ε. Голубинского "К нашей полемике со старообрядцами." Об единоверии писали проф. Н. И. Петров, о. В. И. Жмакин, Μ. Β. Семеновский, проф. П. С. Смирнов, о. М. П. Чельцов, о. С. И. Шлеев, потом единоверческий епископ Охтинский Симон и др. Труды последнего Глубоковский считает написанными в узко тенденциозном духе. Печатались труды ο православном востоке. Главным трудом в этой области является работа академика проф. Β. Ε. Голубинского ο церквах Болгарской, Сербской и Румынской. Другие труды: Проф. А. И. Александрова (еп. Анастасия) "Политическая и церковная жизнь славянства в XIX в" (Казань 1911); Архиеп. Филарета (Гумилевского) ο "святых южных славян"; Проф. о. Т. И. Буткевича "Высшее управление в православных автокефальных Церквах." Отдельные работы: ο Болгарии - проф. академика И. С. Пальмова, проф. Н. Л. Туницкого и др., ο Сербии - прот. М. П. Чельцова и проф. И. 0. Пальмова (его же ο Черногории), ο православных в Австро-Венгрии - Β. Π. Мордвинова, проф. Г. А. Воскресенского, о. Д. Н. Якшича, ο Чехии - обширные сочинения проф. Пальмова, ο Румынии - митр. новгородского Арсения (Стадницкого), проф. θ. Α. Курганова, Β. Β. Колокольцева, Н. В. Лашкова, ο Молдавии - митр. Арсения. По всеобщей церковной истории в нач. XIX века известны труды архимандрита Мефодия (Смирнова), возглавлявшего потом ряд кафедр (ум. 1815). Им написана была "История первых веков христианства" и "О Флорентийском соборе." Ректором петербургской семинарии, архимандритом Иннокентием (Смирновым), скончавшимся в 1819 г. еп. пензенским, выпущено было в 1817 г. двухтомное "Начертание церковной истории с библейских времен до XVIII столетия," сделавшееся на долгое время классической книгой для духовных школ. Прот. Иоанн Григорович (ум. 1853), воспитывавшийся на счет гр. Румянцева в петербургской академии, автор трудов по русской истории, издал переписку пап с российскими государями и др. Церковную историю выдвинул на самостоятельный высокий ученый пьедестал проф. и ректор московской Академии, прот. А. В. Горский. Он не любил, по скромности, сам печататься, но воспитал целую историческую школу, "распространившуюся" по словам проф. Глубоковского "по всему простору русского богословского поля." Сменивший прот. Горского на академической кафедре, архим. Иоанн (Митропольский) обработал историю Вселенских соборов. Другой близкий к прот. Горскому, проф. Α. Π. Лебедев, скончавшийся в 1908 г., прямой наследник его традиций, отличавшийся, редкой трудоспособностью к концу жизни объединил важнейшую часть своих трудов в "Собрании церковно-исторических сочинений." Описывая историю Вселенских соборов, он с "замечательною стройностью," пишет Глубоковский, "показал заправляющее воздействие; на них Александрийской и Антиохийской школ, из которых каждая выдвигала тогда партию защитников своих частных решений того или другого спорного вопроса. Учеником его, развивавшим его взгляды, был проф. А, А. Спасский. Известен историк проф. Ф. А. Терновский. Крупным авторитетом в исторической науке был проф. ретроградской Духовной Академии Β. Β. Болотов. Он, по словам Глубоковского, "поднял церковно-исторический научный идеал до чрезвычайности, непосильной для большинства, чтобы везде говорить непременно свое и в готовом брать только достигнутое самим." Скончался он 46 лет. Его "Лекции по истории древней Церкви" были изданы посмертно под редакцией проф. А. И. Бриллиантова. Русское богословие всегда уделяло большое внимание Византии. Известны труды проф. Н, ф. Каптерева, проф. И. И. Малышевского. Ученым исследователем Востока вообще был еп. Порфирий (Успенский) чигиринский (ум. 1885), бывший также археологом. Под влиянием проф. В..Г. Васильевского ученые интересовавшиеся Византией принимали участие в "Византийском Временнике," издававшемся с 1894 г. Академией Наук. Университетским профессорам Ю. А. Кулаковскому, академику ф. П. Успенскому, С, П, Шестакову, А. А. Васильеву, доценту К. Н. Успенскому принадлежат цельные курсы по византологи. Византологами были профессора: И. Е. Троицкий, В. В. Болотов, Н. А. Скабалонович, И. И. Соколов/А. П. Лебедев, И. С. Пальмов. Как на историков укажем еще на историка-генеалога Ювеналия (Воейкова), игумена Новоспасского (ум. 1807). Историк-археолог Вениамин (Румовский), еп. олонецкий, потом архиеп. архангельский и нижегородский (ум. 1811). Труд его "Новая скрижаль" архиеп. Филарет именует знаменитым. Выдающимся церковным археологом был владыка Савва (Тихомиров), архиеп. тверской (т 1896). Известны работы проф. московского университета Н. И. Надеждина, скончавшегося в 1856 г. Проф. киевских академии и университета, прот. Софиевского собора, о. Иоанном Мих. Скворцовым написан ряд исторических трудов (ум. 1863). Πο догматическому богословию, раскрывающему принципиальные основы и теоретические формы православной веры, замечательны три крупных систематических труда. Первым по времени было обширное "Православно-догматическое богословие" преосвященного Макария (Булгакова), впоследствии митрополита московского. "Это," по отзыву Глубоковского, - "грандиозная попытка научной классификации накопившегося догматического материала, который она подвергает строжайшему взаимному объединению, принимая все пригодное и устраняя обветшавшее. Так подводился итог всему предшествующему развитию и создавалась фактическая возможность для дальнейшего движения по новым путям. С этой стороны историческая заслуга "Догматики" митр. Макария несомненна и громадна, не говоря уже ο богатстве и разнообразии ценных данных - особенно по библиологии и церковно-отеческой литературе." Но тот же Глубоковский находит в этом труде много научной схоластичности. Вторым трудом было "Православное догматическое богословие" архиеп. черниговского Филарета (Гумилевского). Его труд, по определению Глубоковского, "представляет историческое разъяснение и оправдание догматов во всей их системе, не чуждой у него призвуков схоластического схематизма, но более жизненной даже во внешней конструкции." Третьим трудом - огромным по размерам - является "Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов)" ректора Киевской Духовной Академии, епископа каневского Сильвестра (Малеванского). Труд этот более всего вызывает одобрение Глубоковского, признающего его плодотворность несомненно научной и жизненной. "Посему современная русская догматика," пишет Глубоковский, "следует, - в общем - заветам преосв. Сильвестра и не выдвигает новой догматической системы, хотя имеет для нее (положительные и отрицательные) опоры и в творениях своих великих духовных вождей, напр., у архиеп. Феофана (Прокоповича), или у знаменитого митрополита Московского Филарета (Дроздова)." Руководство по догматике писал архим. Антоний (Амфитеатров), впоследствии архиеп. казанский. Архиеп. Филарет отмечает, что владыка Ириней (Фальковский), не раз упоминаемый, составил замечательную по ясности и отчетливости догматику. Указывает Глубоковский на отдельные догматические сочинения: архим. Сергия (Страгородского), впоследствии митр. нижегородского, заместителя патриаршего престола; митрополита киевского Антония (Храповицкого); протопресвитера I. Д. Янищева и др. Образцом обличительного богословия служит четырехтомное "Богословие обличительное" ректора Казанской Духовной Академии архим. Иннокентия (Новгородова). Проф. ο. Α. Μ. Иванцовым-Платоновым издан был труд "О западных вероисповеданиях" и др. Высокие достоинства его научных работ признавались и за границей, напр. берлинским профессором А. Гарнак. Об унии писал проф. А. Л. Катанский. Известны труды проф. В. В. Болотова, ο котором уже упоминалось выше. Архиеп. нижегородский, ранее еп. астраханский Хрисанф (Ретивцев), автор ряда богословских трудов, писал ο протестантстве. В "Трудах Киевской Духовной Академии" (1867-70 г.г). печатались статьи проф. А. ф. Гуляницкого, в иночестве Августина, впоследствии еп. Екатеринославского (и 1892). По академическому уставу 1912 г. выделено было в самостоятельный предмет сектоведение. Известны труды профессоров прот. Т. И. Буткевича и С. Т. Голубева ο русских сектах. Проф. Юрьевского университета Κ. Κ. Грасс написал на немецком языке обширное исследование ο хлыстах и скопцах. В Петербурге, под редакцией В. М. Скворцова, выходил с 1896 г. журнал "Миссионерское Обозрение." Догматика тесно связана с нравственным богословием. Богатый материал собран был в "Записках" прот. Π. Ф. Солярского, но система его, по отзыву Глубоковского, носит совершенно отвлеченный характер. Известны труды о. I. Л. Янышева и проф. Μ. Α. Олесницкого, Огромным трудом является сочинение проф. о. Н. С. Стеллецкого, в котором христианское нравоучение развивается и освещается с точки зрения закона Божия и нравственных обязанностей. "Жить - любви учить" - озаглавливается "Очерк православного нравоучения" прот. о. Ст. И. Остроумова. Вдохновенны были писания приснопамятного о. Иоанна Сергиева Кронштадтского. Всестороннее рассмотрение аскетизма заключается в капитальных трудах профессоров П. П. Пономарева и С. М. Зарина. Развитию православной аскетики оказали величайшие услуги епископ тамбовский Феофан (Говоров), затворник Вышенский (ум. 1894) и епископ ставропольский (с 1857 по 1861) Игнатий (Брянчанинов), ум. в 1867 г. Пастырское богословие, еще не как отдельная наука, выявляется в курсах архиепископа казанского Антония (Амфитеатрова) и у епископа мелитопольского Кирилла (Наумова) проф. петербургской Дух. Академии (ум. 1866). Известен труд проф. о. С. А. Соллертинского ο пастырстве Христа Спасителя, как основателя христианского пастырства. Целостные построения предлагают сочинения архим., впоследствии епископа, Бориса (Плотникова) и митр. Антония (Храповицкого), который хорошо определяет два пути пастырства: православный и латинский. Труд его проникнут и аскетизмом. "Впрочем," поясняет Глубоковский, "связь "пастырского богословия" с "аскетикой" была и официально узаконена реформированным 29 июля 1911 г. академическим уставом." Богатейший материал и одушевленно-выспренное освещение христианского пастырства на основании исключительного по степени и разнообразию пастырского опыта содержат все писания о. Иоанна Кронштадтского, особенно "Моя жизнь во Христе" (Глубоковский). П. И. Нечаев, магистр богословия (ум. 1906), составил "Практическое руководство для священнослужителей," вышедшее в 1912 г. одиннадцатым изданием. "Пастырь," пишет Глубоковский, "всегда мыслится православным сознанием в качестве религиозного учителя по образу Христову и - специально - посредством проповеднического церковного слова." Так определяется в русском богословии гомилетика. Классическим трудом в этой области служат "Чтения ο церковной словесности" проф. Я. К. Амфитеатрова, преподававшего в Киевской Академии (ум. 1848). Новая струя внесена была в гомилетику, известным в этой области авторитетом, проф. киевской Академии Β. Ф. Певницким (ум. 1911), которому, по отзыву Глубоковского "гомилетическая наука обязана многочисленными и солидными вкладами теоретического и практического характера." Известны также труды: митр. Антония (Вадковского), профессоров Β. Π. Виноградова, Η. Κ. Никольского, Н. И. Барсова. Горячий глашатай идеи "живого слова" в проповеди "в новейшее время" архиепископ харьковский Амвросий (Ключарев) (ум. 1901) был, по словам Глубоковского, "тонким церковным витией со всеми достоинствами ученого и оратора." В области апологетики известны труды проф. Н. П. Рождественского (ум. 1882) "Христианская Апологетика," проф. киевского университета, прот. П. Я. Светлова "Курс апологетического богословия" (1900 г.), профессоров ο. Ε. Π. Аквилонова "Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику" ("Странник" 1893-94 г.г). и о. М. К. Источникова. Защита христианства непосредственно соприкасается с задачами философии. "Последняя," пишет Глубоковский, "в русских Духовных Академиях всегда была направлена к раскрытию религиозно-богословских областей знания... И все видные представители этой дисциплины (проф. Β. Η. Карпов в. Петрограде) неизменно и успешно служили данной цели, от которой не уклонялись академические питомцы и на поприще университетского преподавания (напр., проф. П. Д. Юркевич в Москве). Достаточно указать хотя бы на знаменитого Московского академического профессора протоиерея ф. А. Голубинского, бывшего не просто христианским философом, но именно и специально философом христианства, в теоретически-мистическом озарении, когда рациональные парения проникали религиозные влечения верующего сердца и сами оживотворялись внутренними христианскими созерцаниями... Славный преемник ο. Ф. Α. Голубинского - проф. В. Д. Кудрявцев-Платонов всю жизнь свою посвятил христианской философии "и в своих многочисленных трудах со всесторонней основательностью и законченностью развивал целостную синкретическую систему христиански-теистических воззрений." Голубинский умер в 1854 г., Кудрявцев-Платонов в 1891 г. Владыка Антоний (Храповицкий) очень ценил проф. С.-Петербургской Академии Α. Ε. Светилина (1842-1887), преподававшего во время его учения логику, психологию и философию. По толкованию Св. Писания известны труды еп. Мефодия (Смирнова), ο котором не раз уже упоминалось, Иринея (Клементевского), архиеп. псковского, одного из просвещеннейших пастырей своего века (ум. на покое в 1818 г.), Иннокентия (Смирнова) еп. пензенского, тоже упоминавшегося, Иринея (Фальковского), еп. чигиринского (ум. 1823), обладавшего необыкновенными дарованиями и разнообразными сведениями, митр. московского Филарета (Дроздова), Сергия (Тихомирова) архиеп. японского, проф. Η. Η. Глубоковского, скончавшегося в 1937 г. в Софии, где он преподавал в университете (был проф. петроградских Дух. Академии и университета) и Михаила Лузина, еп. курского (ум. 1887). По патрологии известны труды архиеп. Филарета (Гумилевского) "Историческое учение об отцах Церкви," проф. К. И. Скворцова, проф. Д. В. Гусева. По церковному и каноническому праву писал Августин (Сахаров) еп. оренбургский с 1806 по 1819 г., скончавшийся в 1841 г. на покое. Иоанном (Соколовым) еп. смоленским напечатан был в 1851 г. "Опыт курса церковного законоведения." Проф. московского университета А. С. Павловым написан "Курс церковного права," изданный посмертно в 1902 г. Известны также труды профессоров о. М. И. Горчакова, ο. Β. Γ. Певцова, Н. А. Заозерского, Н. С. Суворова, Μ. Ε. Красножена. По литургике основоположником ее научного бытия Глубоковский считает проф. И. Д. Мансветова (ум. 1885). Известны также труды проф. Н. ф. Красносельцева, оставившего по себе обильный и ценный научный вклад. Ученик последнего, проф. Α. Α. Дмитриевский, преподававший в киевской Академии, является, по отзыву Глубоковского, лучшим и наиболее компетентным в России литургистом. Крупной величиной в этой области, по его же мнению, являлся проф. московской Академии А. П. Голубцов, скончавшийся в 1911 г. По церковной археологии известны работы профессоров Α. Π. Голубцова и Н. ф. Красносельцева. Крупнейшим авторитетом в этой области был проф. Петроградской Дух. Академии Η. Β. Покровский, являвшийся первым по времени работником на этом научном поприще (ум. 1917). "Н. В. Покровский," пишет Глубоковский, "создал и утвердил церковно-археологическую науку на богословской почве и несомненно двинул ее вперед касательно памятников византийских и особенно русских." Крупнейшее значение имеют труды академика-профессора Η. Π. Кондакова, скончавшегося в эмиграции. "Труды его," пишет Глубоковский, "посвященные особенно христианской иконографии и христианскому искусству византийскому и древнерусскому, почти неисчислимы по количеству и многоценны по непосредственной важности и по самому разнообразному научному воздействию... Церковно-археологический анализ у Н. П. Кондакова таков, что нити его простираются на Восток и Запад, переплетаются в Византии с древнегреческими и своеобразно перевиваются в русских разветвлениях. Позднейшие работы фиксируются на иконографии, которой этот ученый корифей существенно послужил и практически по заведению рационально поставленных иконописных школ и организациею (в 1901 году) "Высочайше учрежденного Комитета попечительства ο русской иконописи," способствуя сему методическими разъяснениями и капитальными изданиями." В этой работе участвовали проф. Ю. А. Кулаковский, академик В. В. Латышев, проф. М. И. Ростовцев и др. Все это продолжатели великой культурно-научной работы Кондакова в широком его плане. К видным археологам надлежит отнести еп. чигиринского Порфирия (Успенского). Наряду с митр. Евгением (Болховитиновым), много поработал над родной стариной митр. Арсений (Стадницкий), с 1910 г. возглавивший новгородскую епархию. Выше упоминались владыки Вениамин (Румовекий) и Савва (Тихомиров). Кроме перечисленных выше лиц духовных и светских, надлежит упомянуть также ο следующих просвещенных деятелях. Анатолий (Мартыновский) архиеп. могилевский (ум. 1872), известный своими проповедями и борьбой против католичества. Его книга "Об отношениях Римской церкви к другим церквам и ко всему роду человеческому." Проф. киевских Академии и университета о. Иоанн Скворцов (ум. 1863) имел труды исторические, философские; составил "Записки по церковному законоведению." Η. Η. Бантыш-Каменский, начальник московского государственного архива (ум. 1814), написавший историю унии и опубликовавший много материалов важных для истории русской Церкви. Исключительно даровитым был проф. Н. И. Надеждин (ум. 1856), ο коем кратко упоминалось. С 1836 г. занятия его были обращены к истории и этнографии. Феоктист (Мочульский) архиеп. белгородский (ум. 1818) писал по апологетике и педагогии. "Филарет Московский," пишет Знаменский, "более полувека удерживал за собой первенство богословского и проповеднического авторитета. После учебных преобразований, в должности ректора академии и члена комиссии дух. училищ, он был одним из главных руководителей духовного образования. В 1814 г. им была составлена подробная систематика или "Обозрение богословских наук." Из академических трудов его получили классическое значение его толкование на 67 псалом и "Записки на книгу Бытия" и "Начертание библейской истории." Из последующих его трудов известны "Изложение разностей между восточной и западной церквами," Разговоры между испытующим и уверенным ο православии Греко-Российской церкви," "Беседы к глаголемому старообрядцу" и особенно его Катехизисы, на которых воспитывались в религии все молодые поколения русских людей с 20-х годов до последнего времени. Его слова и речи, по глубине и силе своего богословского содержания, по высокому истинно-церковному красноречию, крепкой диалектике, сжатому, но художественному языку, представляют, можно сказать, высшую степень развития проповеднического слова, назначенного для образованного и несколько мыслящего общества, а его письма, мнения и резолюции, изданные после его смерти, - неистощимый запас мудрости и советов не только для духовных, но и для светских администраторов и разных практических деятелей." "Пространный катехизис" был напечатан впервые славянским шрифтом в 1823 г., вскоре вышел "Краткий катехизис." В 1824 г., по настоянию министра просвещения Шишкова, печатание катехизисов было приостановлено из за русского перевода текстов. По рассмотрении их Св. Синодом, они были напечатаны церковным шрифтом в 1827 г., гражданским в 1828 г. Окончательно пересмотренный катехизис был напечатан в 1839 г. и с тех пор сохранял свой неизменный вид. Видным его современником был знаменитый Иннокентий (Борисов), окончивший киевскую академию магистром, скончавшийся в 1857т. архиеп. херсонским. Кроме множества проповедей, после него остались часть его лекций по богословию в киевской академии и несколько исторических сочинений. Огромное значение имели труды митр. Макария (Булгакова) и архиеп. Филарета (Гумилевского), а также еп. Сильвестра (Малеванского). В позднейшее время крупными учеными были митр. Антоний (Храповицкий), митр. Сергий (Страгородский). Стали выдвигаться на ученом поприще б. ректор петроградской академии, Феофан (Быстров), архиепископ полтавский, скончавшийся в 1940 году во Франции и ректор московской академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). 0 последнем владыка Антоний (Храповицкий) писал 13 ноября 1905 г. митр. киевскому Флавиану: "Это звезда восходящая. Он может повернуть жизнь академии..." Знаменский отмечает еще труды прот. Иоакима Кочетова, написавшего "черты деятельного учения веры" (1824); проф. И. Я. Ветринского, издавшего (1829-44) шесть томов "Памятников древней христианской церкви;" прот. Иоанна Скворцова (†1863), автора "Записки по церковному законоведению;" монголоведа Нила (Исаковича), архиепископа иркутского, потом ярославского, автора труда "O будущем" (†1874); Алексия (Лаврова-Платонова), архиепископа литовского, известного канониста (†1890), еще во время своего профессорства в московской академии оказавшего "важные услуги церкви разработкой вопроса ο церковном суде в противодействие в 1870-х годах либеральной реформе этого суда;" протопресвитера московского Архангельского собора, Михаила Богословского, ранее законоучителя в Императорском Училище Правоведения, получившего степень доктора богословия за составленную им "Священную Историю" Ветхого и Нового Завета, одного из первоклассных богословов канонистов, написавшего "Курс общего церковного права" (†1884). Велико просветительное значение творений о. Иоанна Кронштадтского, епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Говорова), затворника Вышенского, давших так много в области аскетизма. Архиеп. Филарет (Гумилевский), в своем "Обзоре русской духовной литературы" в числе мирян упоминает известного славянофила Ивана Вас. Киреевского (ум. 1855), философа, так понимавшего свою ученую деятельность: "мы возвратим права истинной религии, изящное согласим с нравственностью, возбудив любовь к правде, глупый либерализм заменим уважением законов и чистоту жизни возвысим над чистотой слога." Он часто пользовался беседами старца Филарета, схимника новоспасского и оптинского старца о. Макария. Киреевский принимал участие в приготовлении к печати отеческих сочинений, издававшихся Оптиной пустынью. Ему же принадлежит обработка жития архим. Паисия (Величковского), где столько воспоминаний ο великих подвижниках. Архиеп. Филарет пишет что поэт и философ А. С. Хомяков "был твердым бойцом с заблуждениями запада. Известны два письма его, где он обличает как папизм, так и реформацию, в рационализме. Нельзя сказать, что эти письма без ошибок: но сочинитель верно понял болезни запада." В числе мирян надо указать на Юрия феод. Самарина, упомишавшегося на стр. 789. Ранее его полемического труда "Иезуиты и их отношение к России" (1865 г). была известна его замечательная диссертация ο Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче, которую он защищал в 1844 г. в московском университете. В ней ярко выявились его богословские воззрения. Часть ее была напечатана в 1844 г.; полностью она вошла в его "Сочинения," изданные посмертно его братом. Необходимо также отметить просветительную деятельность А. Н. Муравьева (1806-74), писателя, много способствовавшего ознакомлению русского общества со святынями православной Церкви и русской в частности. Известно его "Путешествие по Св. местам" (1850) и описание исторических обителей и храмов России. Сочинения его были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими довольно широкое распространение в среде высшего русского общества. И. П. Барсуков издал в 1883 г. книгу: "Иннокентий, митрополит московский и коломенский, по сочинениям, письмам и рассказам современников." Это лучшая и полная биография достойнейшего иерарха и самоотверженного отечественного миссионера. Для знания благочестивых русских людей,, преисполненных неослабевающим всю жизнь порывом ко Христу, замечательны два труда. Архим. Никодим (Кононов), с 1910 г. епископ Рыльский, составил: "Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков" (изд. 1905-1912). Е. И. Погожев (Поселянин) написал "Русская Церковь и Русские подвижники 18-го века" (1905) и "Русские подвижники 19-го века" (издание 3-е 1910). Приводим отзыв Николая Никаноровича Глубоковского ο различных духовных изданиях: "Для полноты обзора русского богословия по его литературным обнаружениям," пишет он, "мы должны отметить, что имеются уже солидные опыты объединения достигнутых им результатов, чему в особенности служит издававшаяся (в 1900-1911 г.г). в С. Петербурге (Петрограде) "Православная Богословская Энциклопедия;" пока она вышла в двенадцати томах: первые пять (на слова "Алфа-Ифика) под редакциею проф. Α. Π. Лопухина более популярно и следующие семь (на слова "Иаван-Константинополь) под редакцией проф. Н. Н. Глубоковскаго в самом широком и высоком ученом масштабе. Необходимо в заключение упомянуть еще ο повременных "духовных" изданиях, каких было в России весьма достаточно, не считал местных церковных органов (выходивших обыкновенно в каждой епархии под названием "Епархиальных Ведомостей"). Наиболее солидными и влиятельными были четыре академические журналы: при Петроградской Духовной Академии "Христианское чтение" (с 1821 года, а в 1875-1913 годах вместе с еженедельным журналом "Церковный Вестник"); при Московской - "Прибавление к Творениям св. Отцов" (1843-1864, 1871, 1872, 1880-1891 гг.), преобразованные (с 1892 года) в "Богословский Вестник"; при Киевской (вместо первоначально издававшегося при ней с Пасхи 1837 года еженедельника "Воскресное Чтение") - "Труды Киевской Духовной Академии" (с 1860 года); при Казанской - "Православный Собеседник" (с мая 1855 года); сюда же можно отнести издававшийся в Харькове при Духовной Семинарии журнал "Вера и Разум" (с 1884 года). Мы почти не касались этой необъятной литературы, но содержание ее разнообразно и богато, как можно судить и потому, что, за отсутствием в России организованного богословского издательства, столь благотворно избавляющего на Западе всех авторов от всяких хлопот по выпуску и распространению книг, много капитальных работ (напр., даже богословских диссертаций на ученые степени магистра и доктора) первоначально печатались именно на страницах духовных журналов и потом выходили отдельными оттисками." Надлежит упомянуть еще "Православное Обозрение," издававшееся в Москве в 1860-1891 годы, под редакцией свящ. Н. Сергиевского; характер его преимущественно публицистический; он обсуждал проекты церковных реформ, нужды Церкви, явления общественной жизни. В нем печатались сочинения Α. Μ. Иванцова-Платонова. Хорошо было поставлено осведомление ο церковной жизни на Западе и об иностранной богословской литературе. В Москве с 1893 г. издавался миссионерским обществом "Православный Благовестник," в С.-Петербурге с 1881 г. - "Православный Палестинский Сборник." Издание предпринято было В. Н. Хитрово, с 3-го выпуска оно перешло в ведение Палестинского общества. В С. Петербурге в 1912-13 г.г. издан был издательством Π. Π. Сойкина "Полный православный богословский энциклопедический словарь" (в двух томах). Важно отметить весьма полезный, богатый многими данными, труд С. В. Булгакова "Настольная книга для священно церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства)." Последнее - третье - издание, исправленное и дополненное, вышло в 1913 г., имея 1773 стр. В. Косолаповым составлен обстоятельный: "Месяцеслов Православной Кафолической Церкви." Глубоковским не отмечена огромная просветительная деятельность Лавр: Троицко-Серггевой, в особенности при участии архим. Никона (Рождественского), впоследствии архиеп. вологодского и Почаевской, при участии архим. Виталия (Максименко), впоследствии архиепископа североамериканского, издававших листки для народа. Проповеди последнего очень любимы были народом. Первым создателем нового, народного рода проповеди, был прот. Иродион Путятин, совершавший свое служение в Рыбинске Ярославской губ. Много печатал Пантелеймоновский монастырь на Афоне. Из изложенного видно, какого огромного развития достигло духовное просвещение в XIX и начале XX столетий. Некоторые издательства, напр., Тузова, в большом количестве издавали духовную литературу. Многое печаталось в синодальных типографиях в Петербурге и в Москве. А. В. Карташов в труде своем: "Очерки по истории Русской Церкви" (т. II, стр. 318-9) пишет ο духовном просвещении: "В свою раннюю пору Русская Церковь уже явила в себе наличие могучих сил христианского подвига и святости, но была еще во многом богословски младенствующей. Овладев за синодальное время техникой и методикой научно-богословского знания, она быстро стала самой высокой, самой сильной частью, можно сказать, даже гегемоном всего Восточного Православия. И это потому, что она стала в достаточной мере научно оборудованной для состязания и сотрудничества с западными христианскими церквами, до сих пор смотревшими на христианский Восток сверху вниз, опираясь именно на свое научно культурное превосходство... Наши православные собратья - греки, славяне, арабы (сирийскиё), ослепляемые блеском западной цивилизации, продолжают еще учиться богословию у западных иноверцев, преимущественно у протестантов. Но расцвет русских богословских школ открыл им глаза и на этот новый, здоровый, православный источник богословской науки. Все возраставшее количество восточных проходило (на русские стипендии) через русские духовные академии. Это способствовало и новому живому сближению православных церквей, так несчастно разделенных и своими политическими и национальными судьбами." Известными проповедниками были митрополит московский Филарет (Дроздов); митрополиты петербургские Амвросий (Подобедов), Михаил (Десницкий) и Григорий (Постников); экзарх Грузии Феофилакт (Русанов); еп. пензенский Иннокентий (Смирнов); епископ архангельский Неофит (Докучаев-Платонов), в Архангельске именовавшийся "северным Златоустом" (†1825); Иаков (Вечерков), архиеп. нижегородский (†1850). Слова и речи его, по отзыву архиеп. Филарета, истинно-пастырские поучения, простые и дельные. Архиеп. могилевский Анатолий (Мартыновский), известный своими проповедями и борьбой с католичеством; Архиепископы херсонские Иннокентий (Борисов), ум. в 1857 г., Димитрий (Муретов), ум. в 1876 г. и Никанор (Бровкович), ум. в 1890 г., известный и своими сильными обличениями вредных сочинений гр. Л. Н. Толстого; Епископ смоленский Иоанн (Соколов), ум. в 1869 г. В позднейшее время известны были проповедники: митрополит киевский Антоний (Храповицкий), архиепископ кишиневский Анастасий (Грибановский), прот. Иоанн (Восторгов), выдающийся миссионер, умерщвленный большевиками в 1918 г. Знаменский пишет, что владыка Иоанн (Соколов) "первый осмелился касаться вопросов общественной жизни с церковной кафедры и сделался, можно сказать, основателем этого нового рода церковной проповеди за последнее время." Примеру его следовали упомянутые после него проповедники. Такие проповеди произносил часто и приснопамятный прот. Иоанн Кронштадтский.
Date: 2016-07-25; view: 209; Нарушение авторских прав |