Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Православие в Прибалтийском крае и в Финляндии. Сношения с иноверцами в Англии и в С. Ш. A.





О сновное население Прибалтийского края, вошедшего в состав Российской империи в XVIII в., составляли латыши и эсты. Они находились в полной зависимости от местных землевладельцев германского происхождения и, зависимых от таковых, лютеранских пасторов. Православных жителей, вместе с пришлыми русскими людьми, в 1830 г. во всем Прибалтийском крае было не более 20000. Церквей было тоже мало. Они существовали, главным образом, для войск, расположенных в крае. Первые начатки движения в пользу Православия определились с открытием в 1836 г. в Риге псковского викариатства. При первом же епископе Иринархе в Лифляндии ж Эстляндии между крестьянами начало развиваться значительное движение к переходу из лютеранства в Православие. В скорбях своих латыши и эсты, не находя удовлетворения в лютеранстве и чуждые пасторам, давно уже привыкли искать себе утешение вне лютеранства. Одни ходили на богомолье в древний Псково-Печерский мон. Другие посещали католический костел в Шемберге. Некоторые становились сектантами, которые распространились в крае в царствование имп. Александра I. Ближе всего им была "царская вера" служители которой относились к ним ласково и бескорыстно, отличаясь этим от пасторов. В 1841 г. к владыке Иринарху стали в большом количестве прибывать крестьяне, желавшие перейти в Православие. К сожалению, среди них были и такие, которые полагали этим получить освобождение от гнета местных помещиков или переселиться в другие места. Религиозные побуждения ими не руководили. Лютеранские круги, в лице некоторых помещиков и пасторов, сумели придать всему этому движению политический характер, изображая в виде бунта. Еп. Иринарх был удален и началось следствие об его действиях. Он был оправдан, как выявилась и правота прочего православного духовенства. Обнаружилось и тяжелое положение крестьянства. Генерал-губернатор бар. Пален всячески поддерживал интересы лютеран. Переход в Православие был дозволен крестьянам самим государем, но с непременным внушением, что они не получат за это никаких изменений в своих договорных отношениях с помещиками, а освободятся лишь от повинностей и платежей в пользу пасторов.

Преемником владыки Иринарха стал выдающийся иерарх еп. Филарет (Гумилевский), - известный богослов и историк Церкви (1805-1866). Сын священника Шацкого у., Тамбовской г., носивший фамилию Конобеевского (по селу Конобееву), он за смирение и малорослость прозван был в тамбовской семинарии Гумилевским. Окончив иноком московскую дух. академию, он был в ней потом профессором и ректором, в сане архимандрита. В 1841 г. он был поставлен викарным еп. рижским. В 1845 г. повторилось движение местного крестьянского движения в отношении перехода в Православие. Сразу же выявилось и противодействие помещиков и пасторов. Во главе администрации оставался Пален. Православное духовенство делало все, что могло для поддержания движения. Нужные христианские книги переводились на латышский и эстонский языки. Знающие их вызывались к занятию священнических мест. Усилено было катехизаторство, чем опровергались заявления пасторов, что "попы" крестят, никого не научив своей вере. Строго соблюдались требовавшиеся формальности - прием в православие производился в присутствии властей-лютеран. Противодействия со стороны лютеран продолжались и доходили до клеветы. Изображалось положение так, что, якобы, крестьяне бунтуют и, прикрываясь религиозным движением, запускают свои обязательные работы. Вызвали такие нападки правительственное распоряжение ο приостановке обращений в Православие на все время сельских работ, а также позднейшее распоряжение (1845) об обязательном 6-месячном сроке между заявлением ο переходе и самим присоединением. В течение этого времени лютеране имели возможность оказывать давление на тех, кто находился в той или иной зависимости от них, Число обращений за 1845 г. доходило до 14430, в 1847 дошло до 55000, затем резко упало и сменилось даже обратным движением из Православия в лютеранство. Это было торжеством для немецко-лютеранской партии.

Владыка Филарет, не смотря на все препятствия и личные неприятности, упорно работал и поставил дело на твердую почву. Он открыл много новых приходов, вызвал значительное число нужных для священнических мест людей, первый определил образ действий духовенства в такой сложной и трудной обстановке. Еп. Филарету удалось прилично устроить материальное положение духовенства и создать в разных местах инородческие школы. В 1847 г. в Риге открыто было духовное училище, с преподаванием местных языков для воспитания духовных деятелей в крае из русских инородцев. Владыка Филарет работал до полного истощения сил, порою не имея времени для вкушения пищи и сна. Немецкая партия всячески старалась избавиться от такого опасного для нее иерарха. В 1848 г. владыка Филарет был переведен в Харьков, в 1857 г. возведен во архиепископа. С 1859 г. он был перемещен в Чернигов, где и закончил свою столь полезную для Церкви и России жизнь в 1866 году.


На положение дел в Прибалтийском крае было обращено особенное внимание благодаря печатным трудам Юрия феод. Самарина (1819-76), одного из основоположников славянофильства. Принадлежа к родовитой и богатой дворянской семье, москвич, он окончил московский университет. Сначала увлекался философией Гегеля, затем же всецело принял богословские православные воззрения известного славянофила А. С. Хомякова. Написал замечательную диссертацию ο Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче. В 1847 г. он служил по министерству внутренних дел в Риге, состоя при генерал-губернаторе. Палена заменил В. А. Толовин, немногим отличавшийся от своего предшественника. Слухи ο насильственном присоединении к Православию эстов и латышей и ο возбуждении их православным духовенством против помещиков побудили его написать в 1849 г. "Письма из Риги," в которых обсуждалось отношение к России прибалтийских немцев. Письма эти, распространявшиеся в рукописи, вызвали неудовольствие в некоторых влиятельных кругах. Как должностное лицо, он был привлечен по обвинению в разглашении служебных тайн. Благодаря личному вмешательству имп. Николая I, имевшего и личную беседу с ним, дело ограничилось для него 10-дневным арестом и переводом на службу в Симбирск. В своих "Письмах," Самарин указывал, что задачи России заключаются в поднятии и укреплении расположенных к ней эстов и латышей. Этому вопросу посвящен был частично и его труд "Окраины России," напечатанный впервые в Берлине (1868-76). Самариным написан также замечательный полемический труд против иезуитов: "Иезуиты и их отношение к России."

Преемником владыки Филарета был известный иерарх второй пол. XIX века, Платон (Городецкий), впоследствии митрополит киевский и Галицкий (1803-1891). В 1848 же году он был назначен епископом в Ригу, являясь викарием псковской епархии. С 1850 г. он стал во главе самостоятельной рижской епархии, получив позднее титул архиепископа. Владыка Платон деятельно заботился об укреплении Православия в крае. Благодаря его примирительному образу действий и просветительной деятельности, православная церковь в Прибалтийском крае заняла подобающее ей место. Владыка Платон почти удвоил число церквей, обратил еще большее внимание на поднятие благосостояния духовенства. Рижское дух. училище было преобразовано в семинарию, в которую он прилагал старания привлечь природных эстов и латышей. За время его управления паства увеличилась на 41000 человек. В 1867 г. архиеп. Платон возглавил Донскую епархию.

Новое большое движение эстов и латышей в православие появилось в начале 80-х годов со вступлением на престол имп. Александра III, поддерживавшего во всех западных окраинах империи православные и русские начала. Изменилось и направление местной администрации. Среди ее своим твердыми церковными и русскими взглядами выделялся эстляндский губернатор, кн. С. В. Шаховской. Супруга его, дочь известного сподвижника имп. Александра II, военного министра Милютина, основала в Пюхтице, Эстляндской г., в 1892 г. женский мон., при котором были устроены школа, приют, мастерские иконописная, золотошвейная, швальня.


С 1883 по 1891 гг. число принявших Православие возросло свыше 20000. Со стороны немцев поднялись жалобы на гонение протестантства, услышанные и в Европе. В 1886 г. на имя обер-прокурора Синода пришло из Шафгаузена (Германия) письмо от президента и членов реформатских синодов с просьбой прекратить преследования их остзейских собратий. На это письмо в 1887 г. ответил Ε. Π. Победоносцев. В ответе его, ставшем широко известным, было ясно указано, что жалобами прибалтийских лютеран руководят побуждения не религиозные, а чисто мирские - именно желание господства в крае. Отмечалось то, что если Православие и ведет там борьбу с протестантизмом, то не наступательную, а оборонительную.

В Риге находились монастыри: мужской Алексеевский (с 1896 г.) и женский Сергиев Св. Троицкий (с 1902 г.), начало которому было положено общиной, созданной сестрами Мансуровыми в 1892 г. Последней обители принадлежала Преображенская пустынь недалеко от Митавы. В Иллуксте был основан в 1816 г. мужской мон., ставший с 1880 г. женским. К нему приписан был Свято-Духов. мон. в Якобштадте, основанный в XVII в. и упраздненный в 1866 г. В нем пребывала Якобштадтская чудотворная икона Богоматери.

 

В конце XIX в. правительством обращено было внимание на неудовлетворительное положение православной Церкви в Финляндии. В этом великом княжестве, присоединенном к России в 1809 г. после удачной войны со Швецией, провинцией которой являлась Финляндия, - православная Церковь всецело должна была подчиняться местным финляндским властям и руководствоваться тамошними узаконениями, созданными исключительно в интересах лютеранства. Подчиненные Синоду в общецерковных делах, православные церковные общины в своих внутренних делах, в довольствовании духовенства, содержании церквей и попечении ο церковных имуществах, были вполне подчинены местным губернаторам и финляндскому сенату - правительству лютеранскому, по общему закону этого края. Таким образом, православная Церковь в Финляндии была в положении не господствующей, как в остальных частях Империи. Выборгские викарии - петербургской епархии, - впервые назначенные в 1856 г., проживая в Петербурге и занятые ректорством в духовной академии, редко посещали свою епископию. Местное православное духовное правление более считалось с гражданским управлением, для которого православная Церковь была только терпимым вероисповеданием. Духовное правление было посредствующим органом между православными церквами и финляндским светским начальством. Улучшение наступило лишь со времени учреждения в 1892 г., в царствование императора Александра III, самостоятельной финляндской кафедры, с поставлением во главе ее опытного администратора, крупного церковного деятеля того времени архиепископа Антония (Вадковского).


Владыка Антоний, род. в 1846 г., был сыном священника Тамбовской г. Он окончил Казанскую дух. академию, где остался преподавателем церковного проповедничества. Овдовев и потеряв детей, он принял иночество. Был инспектором казанской академии и ректором петербургской. В 1887 г. он был хиротонисан во епископа выборгского, а в 1892 г. поставлен архиепископом финляндским. В качестве викария, он был знаком с тем в каком трудном положении находились церковные дела в этой окраине. Немногочисленное православное население, разбросанное на большом пространстве среди сплоченного лютеранского мира, чувствовало свое полное сиротство и бессилие и невольно поддавалось давившему его влиянию иноверцев. Церкви находились в упадке, церковное хозяйство в расстройстве, просветительная деятельность не существовала и паства жила как бы без пастыря, чем, конечно, пользовались иноверцы. Владыка Антоний своими частыми личными объездами обширного края сразу поднял в нем православно-русский дух. Повсюду началось церковное строительство, организовывались церковно-просветительные союзы, закипела вообще церковная деятельность. В 1898 г. владыка Антоний поставлен был митрополитом Петербургским и Ладожским, с назначением в 1900 г. первенствующим членом Синода. Преемниками его были владыки: Николай, впосл. архиепископ тверской; с 1905 г. Сергий (Старагородский). Большое значение для православного населения Финляндии имело нахождение в тамошней епархии знаменитых обителей Валаамской Спасо-Преображенской и К оневской Рождественской.

Первые сношения англиканской церкви с Россией ο соединении церквей относятся ко времени имп. Петра Великого. Но тогда они окончились ничем. В 1830-х годах среди англиканской церкви возбудилось особенное внимание к Православию в обществе пюзеистов или англо-кафоликов. Принадлежавший к ним, архидиакон Вильям Пальмер, вице-президент коллегии св. Марии Магдалины Оксфордского университета, решил посвятит свою жизнь воссоединению англиканской церкви с православной. В 1842-1853 гг. он нарочито ездил в Россию хлопотать ο соединении церквей, предпринял поездку и на Восток. Он сам пожелал принять Православие. От него было потребовано Синодом отречение от ересей, содержащихся в 39 пунктах англиканского вероисповедания. Пальмер не признавал их еретическими и отказался выполнить условия. Не согласился он и с условиями константинопольского патриарха. Огорченный безуспешностью своих стараний, он перешел в католичество. Пальмер, скончавшийся в 1879 г., собрал и перевел на английский язык обширный материал ο патр. Никоне, со своими соображениями ο значении его деятельности и последствиях его низложения.

"Постепенно стали возрастать среди англикан интерес и симпатии к православной церкви;" - пишет И. Соколов в "Прав. Бог. Эщ.," "о ней стали отзываться, как ο "святой, кафолической, достопочтенной церкви." Наконец, в 60-х годах началось открытое движение к соединению с ней. Поводом к официальному обсуждению этого предмета послужило внешнее соприкосновение обеих церквей на с.западном побережье американского материка. В 1862 г. на генеральной конвенции североамериканской епископальной церкви был учрежден "греко-русский комитет" для дружественных сношений с греко-русской церковью по вопросу ο взаимоотношениях между членами епископальной и православной церкви в Сев. Америке. В 1863 г. в Англии при кэнтерберийской конвокации также назначен был комитет по вопросу ο сближении с восточною церковью. Оба комитета вошли в сношения между собою и стали совместно работать над вопросом ο соединении церквей." В одном направлении с ними действовала "Ассоциация восточной церкви" ("Eastern Church Association"), основанная в 1863 г. В 1864 г. Секретарь американского комитета пастор Юнг предпринял путешествие на Восток и в Россию. Он был принят в Москве митр. Филаретом и в Петербурге митр. Исидором, представлен Синоду и всюду встречал сочувствие. Ближайшими посредниками в деле ознакомления англикан с православною церковью были настоятели русских церквей в Лондоне прот. Е. И. Попов и в Париже прот. И. В. Васильев, приезжавший в Англию. Архиеп. кэнтерберийский Кампбелль вел по отдельным вопросам переговоры с константинопольским патриархом Григорием VI. Но конечно русская и константинопольская Церкви, сочувственно относясь к переговорам, не допускали единения без согласия в догматах. По случаю торжества 900-летия крещения Руси в 1888 г. архиеп. кэнтерберийский Эдуард Бенсон прислал митрополиту киевскому Платону приветствие. В день погребения императора Александра III, королева Виктория, в качестве "верховного правителя" англиканской церкви, повелела отслужить во всех церквах поминальные службы. В ее Виндзорском дворце, по ее распоряжению, были внесены в служебник погребальные песнопения русского православного богослужения. По желанию королевы, переведена на английский язык "Моя жизнь во Христе" о. Иоанна Кронштадтского. В 1896 г. на св. короновании императора Николая II присутствовал представитель англиканской церкви еп. питербороский Крейтон. В 1897 г. на торжестве 60-летняго юбилея королевы Виктории присутствовал представитель русской Церкви архиепископ финляндский Антоний. ("Прав. Бог. Энцикл.). Владыка Антоний получил докторские степени от Оксфордского и Кембриджского университетов.

В переговорах с англиканами подымался вопрос ο сохранении ими своих обрядов. "Одним из важных препятствий к удовлетворительному решению вопроса ο присоединении англикан и вообще протестантов," пишет Знаменский, "была открывшаяся тогда разность между Русской и Греческою церковью в способе присоединения этих иноверцев: Русская церковь присоединяла их чрез одно миропомазание, а Греческая требовала повторения над ними и таинства крещения." Происходили по временам частные случаи обращений, из которых произвело большое впечатление обращение в 1861 г. английского пастора Ричардсона, в 1869 г. издателя "Православно-кафолического Обозрения" доктора богословия Овербека. Они, в особенности последний, много потрудились в пользу православной Церкви среди англикан. С 1870 г. особенно подвинулось вперед знакомство с православной Церковью американского общества, когда, перейдя из католичества, Николай Беринг, став православным священником, открыл в своей церкви в Нью-Йорке православное богослужение на английском языке и стал читать ο Православии лекции.

 

 







Date: 2016-07-25; view: 452; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию