Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пропаганда иезуитов. Униаты и их воссоединение.





В царствование императора Александра I иезуиты, пользуясь либеральным направлением первых лет его правления и широкою свободой вероисповедания, успели уловить в свои сети немало православных людей, в особенности из высших классов. Их школы и миссии охватили всю западную Россию, распространились и по южной России от Киева до Симферополя и от Каменец-Подольска и Одессы до Моздока на Кавказе. Проникли они и в немецкие колонии на Волге, в Астрахани и др. места. Были они и в Сибири, где находились некоторые ссыльные поляки. Вообще они проникали всюду, где только были католики.

Граф М. Д. Бутурлин в своих "Записках" писал: и в Записках Державина читаем, что гр. Кочубей, в бытность его (в 1802 г). министром внутренних дел, предложил дозволить Иезуитам вводить Римско-католическое исповедание и даже преклонять к этому, чрез миссионеров, магометанские и идолопоклоннические народы в Астраханской, Оренбургской и Сибирских губерниях. Министр народного просвещения, гр. Алексей Кириллович Разумовский, обратился с просьбой к де-Местру, чтобы он потрудился составить письменную программу для воспитания Русского юношества... Не забыть мне никогда этого Римского духовного воинства, благодаря которому почти все мое семейство сделалось как бы изгнанническим..." Бутурлин же писал: "Сила ордена Лойолы была тогда в апогее в Петербурге, благодаря покровительству оказанному его членам двумя царствованиями. Думается мне, что подготовка к позднейшему переходу в латинство моей матери и старшей сестры Марии Дмитриевны начались именно в эту зиму." В их доме бывал иезуит патер Журдан. В большинстве семейств высшего общества наставниками детей были французские аббаты. В Петербурге окатоличеванию способствовала принцесса Тарант. Она вероятно помогла отступничеству С. П. Свечиной, гр. Ростопчиной. После смерти Тарант последовали совращения кн. Гагариной (еще не замужней), сестер Головиных, двух дочерей гр. Ростопчина гр. Шуваловой, урожд. кн. Щербатовой и др. Тетка Бутурлина, гр. Мария Арт. Воронцова говорила" ёму, что главной причиной ее перехода было то, что она недостаточно знала русский язык чтобы объясниться с русским своим духовником. ("Рус. Αрх." 1896 г.).

В 1814 г. в католичество был вовлечен молодой князь Голицын, племянник обер-прокурора. Юного ренегата поспешили отдать на увещание к владыке Филарету московскому. Плодом этих увещаний было сочинение последнего: "Разговоры между испытующим и уверенным" (1815). В 1815 г. государь повелел изгнать иезуитов из обеих столиц. Когда и после этого иезуиты продолжали свои интриги и пропаганду из Полоцка, последовал в 1820 г. Высочайший указ ο совершенном изгнании их из России.

Успехи латинства вызвали против себя реакцию и со стороны стесненной им униатской церкви. В части V (стр. 663) упоминалось ο стремлении униатского епископа Ираклия Лисовского сблизить свою церковь с православной. В 1803 г. он отправил в Петербург прот. Иоанна Красовского с сильными представлениями ο крайне униженном и заброшенном состоянии своей паствы. Представления эти произвели впечатление на имп. Александра I. В том же 1803 г. издан указ, запрещавший обращение униатов в католичество. В следующем году в число членов католической коллегии указано было ввести одного униатского епископа и трех униатских асессоров. В 1805 году сама коллегия была разделена на два департамента - католический и униатский. Председателем последнего был назначен Лисовский. В 1806 г. он был возведен в сан самостоятельного митрополита. Униатская церковь таким образом почти совсем освободилась от давления латинян. Самой важной заслугой митр. Лисовского было то, что он успел значительно подорвать вредную силу базилиан и поднять из унижения белое духовенство, которое всегда было опорой народного и православного духа в уши. Митр. Ираклий заботился и об образовании духовенства, открыв у себя в Полоцке духовную семинарию. Он скончался в 1809 г.

Заветам его следовали и управлявшие после него митрополией луцкий епископ Григорий Коханович и (с 1814 г). полоцкий архиепископ Иоанн Красовкий. Оба они были из белого духовенства и являлись сподвижниками митр. Ираклия. По интригам базилиан, Красовский, заведуя делами митрополии, не получил митрополичьего сана, был даже оклеветан пред правительством, лишен кафедры и почти до самой смерти находился под судом. Умер он в 1827 г. Митрополитом в 1817 г. был поставлен Иоасафат Булгак, еп. брестский, католического направления. Но торжество латинской партии на этот раз запоздало. Благодаря деятельности Лисовского и Красовского, в среде белого духовенства успели воспитаться новые деятели, которые продолжали их дело, несмотря на все препятствия. Это были Иосиф Семашко, Василий Лужинский и Антоний Зубко, главные деятели общего воссоединения униатов. (Знаменский).

Иосиф (Семашко), (1798-1868 г.), был сыном небогатого дворянина, впоследствии униатского священника. Детство он провел среди православных. Воспитанный в условиях жизни простого малороссийского народа, он проникся особенностями его быта и увлекался местными песнями, сказками и преданиями. Окончил он немировскую гимназию (в Подольск. губ). Василий (Лужииский), (1788-91 - 1879 г.), происходил из дворян Червонной Руси, учился в белорусской униатской семинарии и Полоцкой иезуитской Академии. Антоний (Зубко) род. 1797 и ум. 1884 г., сын униатского священника Витебской губ., учился в полоцкой униатской семинарии и иезуитской академии. Потом все трое учились в главной семинарии при виленском университете (богословский факультет), протектором которого был князь Адам Чарторыжский, не любивший иезуитов и католический фанатизм. Он много способствовал развитию в учениках и наставниках семинарии весьма либерального отношения к злоупотреблениям римского духовенства. Семашко, самый младший из них и более всего проникнутый православными симпатиями, был наиболее талантливым и способным к практической деятельности. В 1821 г. он был посвящен в Луцке в священники и назначен был воспитателем семинарии и асессором членом луцкой дух. консистории. В следующем году его, как знавшего русские язык и законодательство, назначили присутствовать в униатском департаменте римско-католической коллегии в С. Петербурге. В последней он явился смелым, настойчивым и непобедимым противником ее католических членов. "Зная всю закулисную сторону католического управления униатскою церковью и в то же время ознакомившись в Петербурге с православною обрядностью и русской духовной литературой," пишет Знаменский, "Семашко принял решение выступить спасителем своей церкви и народа и от Рима и от Польши. Царствование императора Николая I, провозгласившего незыблемыми основами Русского государства православие, самодержавие и народность, счастливо способствовало выполнению такого широкого замысла пока еще невидного асессора католической коллегии. Еще в 1827 г. государь, уже проникавший в действительное положение дел униатской церкви, воспретил принимать в униатское монашество чистых латинян и указал усилит средства на образование униатского белого духовенства. В том же году Семашко представил для государя записку, в которой, изложил историю унии и все происки Рима к ее облатинению, указал и средства к спасению униатского населения от врагов его народной веры: вместо департамента католич. коллегии, открыть для униатского управления особую униатскую коллегию, вместо 4-х оставить только две униатских епархии, - Белорусскую и Литовскую, - улучшить содержание духовных школ и прекратить обучение униатской молодежи в школах католических, воспретить совращение униатов в латинство, сократить число базилианских монастырей и упорядочить их администрацию." Записка эта встретила сочувствие имп. Николая I, наградившего Семашко бриллиантовым крестом. 22 апр. 1828 г. последовал Высочайший указ об учреждении отдельной униатской коллегии, поставившей униатскую церковь в независимое положение от католической администрации. Членами ее были назначены Семашко, Лужинский и Зубко. Лужинский был ректором полоцкой униатской академии и доктором богословия. Антоний Зубко - профессором полоцкой семинарии, с 1824 г. - священником. Последовало закрытие нескольких базилианских монастырей, подчинение всех епархиальной власти, основание униатской семинарии в Жировицах и нескольких духовных училищ. В 1829 г. Иосиф Семашко посвящен был в сан епископа мстиславского, помощника полоцкого епископа, и назначен председателем белорусской консистории, с оставлением членом коллегии.

Дальнейшему развитию униатского дела способствовало польское восстание 1830-31 гг., в котором ксендзы и базилиане явились главными участниками. Ряд больших базилианских монастырей был закрыт, часть из них передана православным,. в том числе Почаевский монастырь. Согласно с прежней запиской владыки Иосифа, оставлены только две епархии - Литовская, епископом которой в 1833 г. был назначен сам Иосиф и Белорусская, вверенная митр. Иоасафату Булгаку. Чрез некоторое время для них посвящены были викарии: Антоний (Зубко) епископом брестским в помощь Иосифу (1833) и Василий (Лужинсий) оршанским в помощь Иоасафату (1834). Еп. Иосиф разработал общий план воссоединения униатов, состоявший в том, чтобы, после надлежащей предварительной подготовки, воссоединение единовременно было принято повсюду всем униатским духовенством. Выполнение этого плана велось, под его руководством, со строгой постепенностью и в полном секрете от католической партии. Он был недоволен, когда местные губернаторы и православный еп. Смарагд начали проявлять рвение в этом вопросе. Имп. Николай I тоже считал, что вопрос этот должен созревать постепенно. Вследствие этого в 1834 г. последовало правительственное распоряжение (секретное) действовать осторожно и неторопливо в деле присоединения униатов. Вместе с тем, униатским епископам было предписано усиленно очищать свою церковь от католических обрядов. В 1835 году еп. Иосиф был назначен членом секретного комитета, образованного в 1834 г. в Петербурге для направления униатских дел и членом комиссии духовных училищ, которой подчинялись все униатские духовно-учебные заведения. В 1834 г. по всем униатским церквам были разосланы служебники московской печати. В начале 1837 г. наведывание делами униатской церкви было передано из министерства внутренних дел обер-прокурору Синода. Начиная с 1834 г. архиереи Иосиф, Василий и Антоний совершали по своим епархиям неутомимые разъезды, стараясь лично устанавливать связь с духовенством и прививать им свои взгляды. Наибольший успех чувствовался в литовской епархии. В Белоруссии приходилось считаться с влиянием митр. Иоасафата, продолжавшего латинствовать.

В 1838 г. скончались митр. Иоасафат и, единомысленный с ним, еп. пинский Жарский. Председателем униатской коллегии стал владыка Иосиф. Еп. Василий получил Белорусскую епархию покойного митрополита. Подготовка духовенства была закончена, и оно выдало подписки на воссоединение, за исключением сотни священников в Белорусской епархии. 12 февраля 1839 г. собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в неделю Православия в Полоцке, составил торжественный акт ο присоединении униатской церкви к православной и всеподданнейшее прошение ο том государю с приложением 1305 подписей духовных лиц. 25 марта имп. Николай I написал на этом прошении: "Благодарю Бога и принимаю." За пастырями присоединилось к Православию и все полуторомиллионное население указанных епархий. Радость воссоединения выразилась торжественными богослужениями бывшего униатского духовенства с древне православными в Витебске, Орше, Полоцке, Вильне. В память воссоединения выбита была медаль с надписью на одной стороне: "Отторженные насилием (1596) воссоединены любовью (1839)," с другой - под ликом Спасителя на убрусе: "Такова имамы Первосвященника." Бывшие униатские архиереи получили православные епархии западного края: Иосиф стал архиепископом литовским, с 1852 г. митрополитом. Василий - еп. полоцким, с 1841 г. - архиепископом и с 1866 г. - членом Синода, Антоний - еп. минским и бобруйским, с 1841 г. - архиепископом. В 1848 г. владыка Антоний ушел на покой. Митр. Иосиф писал ο нем, что в деле воссоединения никто не помог мне столько, сколько он." Сам владыка Иосиф переселился в 1843 г. из Петербурга в Жировицкий мон., исходатайствовал для литовской епархии второе - ковенское - викариатство. В 1844 г. он переехал в Вильну, переведя туда литовское епархиальное управление, вместе с семинарией. Владыка Иосиф старался влиять на усиление числа православных в западнорусском чиновничестве, опасаясь нового польского мятежа. Он открыл свыше 200 церковно-приходских и других училищ.

Владыка Иосиф пользовался доверием и поддержкой императоров Николая I и Александра II. В 1852 г. владыка Иосиф возведен был в сан митрополита. С началом беспорядков в Вильне он рассылал твердые наставления духовенству. До назначения в Вильну генерал-губернатором решительного гр. Μ. Η. Муравьева положение его было опасным. Митр. Иосиф после усмиренного польского мятежа 1863 г. оказал материальную поддержку пострадавшему от повстанцев православному духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей. По назначении начальником края ген. Потапова он скорбел из за непостоянства правительственных распоряжений, но верил, что посеянные им семена не заглохнут, а принесут свой плод. Укрепление этой веры митр. Иосиф мог найти в высокой оценке его трудов, сделанной в последнем Высочайшем рескрипте от 27 марта 1866 г., которым сопровождалось пожалование ему посоха, осыпанного драгоценными камнями Владыка Иосиф скончался 23 ноября 1868 г. ("Прав. Бог. Энц.").

После воссоединения униатов Белоруссии и Литвы уния оставалась еще в Привислинском крае, в униатской Холмской епархии. Правительство обратило на это внимание после польского восстания. Дело воссоединения и здесь началось с ослабления силы базилиан и восстановления православной обрядности. Главным деятелем в подготовке воссоединения выступил протоиерей Маркелл Поппель, назначенный, по удалении местных епископов, администратором епархии (1870). В 1874 г. имп. Александр II выразил согласие на воссоединение. После этого в Седлецкой губ. воссоединилось до 50000 униатов. 18 февраля того же года в Холме состоялся собор духовенства с Маркеллом во главе и составлен акт ο воссоединении всей Холмской епархии. 11 мая - в день свв. Мефодия и Кирилла - последовало самое торжество воссоединения. В том же году Маркелл был посвящен во епископа люблинского, викария православной Варшавской епархии, с кафедрой в г. Холме (занимал ее до 1878). Укреплению православия в древней русской Холмщине способствовало образование в 1905 г. самостоятельной епархии и в 1912 г. холмской губернии, в которую вошли уезды люблинской и седлецкой губерний с преимущественно православным населением. Уния осталась только в отторженном от России древнерусском крае - Галиции - которой после раздела Польши в XVIII в. владела Австро-Венгрия.

Католицизм потерпел большой ущерб воссоединением униатов, Он продолжал свою пропаганду даже при таком твердом ревнителе православия и русской народности, как имп. Николай I. Произошло несколько совращений в латинство бывших униатов и православных в западном крае и в высшем русском обществе. Некоторые, отпавшие от Православия, даже эмигрировали за границу (князья Гагарин и Голицын, Мартынов), сделались там иезуитами и старались вредить своей родной Церкви брошюрами в пользу католичества, совращением русских путешественников и путешественниц с помощью основанного в Париже братства Кирилла и Мефодия. (Знаменский).

Воссоединение же униатов продолжалось. В 1840-41 гг. в Православие, вместе с униатами, обратилось 20000 католиков. Новое усиление обращения католиков произошло после польского восстания 1863 г., во время которого так ярко проявилась тесная связь католицизма с бунтовщиками. В 1864 г. обратилось до 50000 католиков. Обращения эти продолжались до 1870 годов. Еще более стали они усиливаться с 1870 г., после Ватиканского собора, провозгласившего догмат ο непогрешимости пап, озадачившего своими определениями многих исповедников католичества. В России увеличилось обращение в Православие чехов колонистов. В 1888-89 гг. в Волынской епархии присоединилось 6800 чехов. (Знаменский).

В 1862 г. присоединен был в Париже, в сущем сане, француз, католический аббат Рене-Франсуа Гетте (1816-75), получивший имя Владимира. Он был автором обширной истории и др. трудов; издавал до принятия православия журнал "Observateur Catholique," соединившийся потом с первым в Париже русским журналом "Union Chrйtienne."

В Соед. Шт. Сев. Америки, после Ватиканского собора, совершилось обращение католического богослова, проф. Биеринга, потом правосл. священника в Нью-Йорке. Отделившаяся от Рима старокатолическая церковь завязала с православной Церковью живые сношения ο своем с нею соединении. Для разработки вопроса этого собирались конгрессы и конференции старокатолических и русских богословов (в Мюнхене, Кельне, Бонне, Утрехте) частным образом, без официального в них участия самой Русской Церкви.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 491; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию