Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность как субъект и объект социального развития
1. Понятия «человек», «индивид», «личность» в гуманитарных науках. Понятие личности в социологии. Социальное и биологическое в человеке. 2. Статусно-ролевая теория личности. 3. Социализация индивида
Литература: Основная: Добреньков В. И., Кравченко А.И.Социология [Электронный ресурс ]: - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 624 с.(Бакалавриат). - URL: http://www.znanium.com/ Социология: учебник для вузов / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырина. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2011. - 399 с. Дмитриев А. В., Сычев А.А. Общая социология[Электронный ресурс ]: Учебник. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 304 с. - URL: http://www.znanium.com/
Дополнительная: Общая социология: Уч. пособие / Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – Гл XIX «Личность в системе социальных взаимодействий и статусов»; Гл. XX «Личность и ее роли». – С. 455-503. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ.- М.: ФЕНИКС, 1994. – Гл. 4 «Социализация». – С. 94-129.
Методические рекомендации: Проблемы человека и личности занимают в системе современного социологического знания одно из центральных мест. И это понятно, поскольку человек стремится получить сведения, которые способны помочь ему лучше разобраться в себе и в других. Надеемся, что и наше занятие прольет свет на некоторые сложные аспекты изучаемой проблемы. Трудности возникают уже при определении понятия «личность». Дело в том, что оно близко, но не тождественно по смыслу таким понятиям, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Между тем, на обыденном уровне их довольно часто рассматривают как синонимы. В связи с этим студентам предлагается определить содержание каждой из указанных категорий, показать соотношение между ними с точки зрения различных подходов. Целесообразно остановиться на вопросе о биологических и социальных факторах формирования личности. Разумеется, у социологов нет монополии на изучение и интерпретацию проблем личности. К ним обращаются различные науки. Поэтому следует подчеркнуть специфику социологического анализа личностной проблематики, упомянуть ученых, которые внесли существенный вклад в ее исследование. Подчеркнем, что ядром социологического учения о личности является статусно-ролевая теория, поскольку социология рассматривает личность как реально действующего участника системы социальных взаимодействий, стремящегося занять в ней определенную социальную позицию. Характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат является социальный статус. Он неотделим от понятия «роль». Можно сказать, что статус и роль – это две стороны одной медали. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное различие этих понятий. Перед студентами стоит задача показать это различие. Далее можно приступать к детальному рассмотрению многообразного мира статусов и социальных ролей. Рассуждения о социальном статусе должны включать их типологию по таким критериям, как основание (формализованные и неформализованные), способ получения (предписанные и достигаемые), иерархия (главный). Не следует забыть об обобщенном статусе или индексе социальной позиции и его четырех признаках, позволяющих дать целостную оценку социальной позиции индивида в системе социальных координат. Завершает характеристику социального статуса вопрос о статусных коллизиях, с которыми сталкиваются люди, стремясь занять определенный статус, поддержать его престиж и т.д. Рекомендуем предварительно разъяснить явления, составляющие основу статусных коллизий или сопутствующие им: статусные притязания, статусная инкосистенция (несоответствие, рассогласование). После этого можно переходить к характеристике статусных коллизий личности. К ним относят: снижение занимаемого статуса при сохранении престижности прошлого статуса (понижение в должности), сохранение статуса при снижении его престижности, статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Анализ понятия «статус» создает фундамент для описания понятия «социальная роль». Прежде всего, следует остановиться на основных характеристиках последней, как деиндивидуализированного образца поведения человека, органично соединяющего символически-информационную и императивно-контрольную составляющие, имеющего функциональную направленность, определенную степень регламентированности и объединяющего в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты. На следующем этапе целесообразно рассмотреть ролевые конфликты (внутриролевой, конфликт экспектаций, межролевой), поскольку именно они чаще всего являются причинами потрясений, душевного разлада отдельной личности. В связи с этим не менее важным является вопрос о путях их преодоления. Освоение социальных ролей происходит в процессе социализации. Это последняя проблема данного семинара, вынесенная на обсуждение в студенческой аудитории. От определения самого понятия «социализация» переходим к выявлению специфики процесса обучения (рудиментарная форма социализации, носящая универсальный характер) у человека. Далее, покажем значение социализации для общества и отдельного человека, рассмотрим ее модели, соотнесем основные жизненные циклы (детство, юность, зрелость, старость) с двумя видами социализации: начальной или ранней и продолжительной или зрелой. Обратим внимание на проблему соотношения социализации и воспитания, охарактеризуем агентов социализации с их делением на первичных и вторичных, раскроем сущность десоциализации и ресоциализации, как двух сторон одного и того же процесса взрослой или продолженной социализации. Предлагаем завершить анализ проблемы становления личности как целостного субъекта социальной жизни сюжетом о соотношении в личности стандартного и уникального, социально-типичного и индивидуально-неповторимого.
Тема 3 Date: 2016-07-25; view: 624; Нарушение авторских прав |