Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмпирическое социологическое исследованиеСтр 1 из 16Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Учебно-методические материалы по дисциплине
Курс ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема 1 (4 часа) Эмпирическое социологическое исследование 1. Социологическое исследование: понятие, сущность, структура, этапы, виды. 2. Программа социологического исследования: а) теоретико-методологический раздел б) методико-процедурный 3. Выборочный метод: понятие, виды, репрезентативность, ошибки выборки. 4.Методы сбора эмпирических данных: а) анализ документов; б) опрос; в) наблюдение; г) эксперимент. 5. Анализ и обработка результатов социологического исследования.
Литература: Основная: Добреньков В. И., Кравченко А.И.Социология [Электронный ресурс ]: - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 624 с.(Бакалавриат). - URL: http://www.znanium.com/ Социология: учебник для вузов / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырина. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2011. - 399 с. Дмитриев А. В., Сычев А.А. Общая социология[Электронный ресурс ]: Учебник. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 304 с. - URL: http://www.znanium.com/ Дополнительная: Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное. пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова– 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2009. – 384с. Добреньков, В. И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 767с. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов - М.;СПб.: Питер, 2008. - 431с Современный словарь по общественным наукам / Под общ. ред. О.Г. Данильяна[Электронный ресурс] - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 314 с. - URL: http://www.znanium.com/ Социологический словарь: пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, С. Б. С. Тернер; под ред. С. А. Ерофеева. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Москва: Экономика, 2004. - 620 с. Штомпка, П. Социология: Анализ современного общества:Учебник:Пер. с польск. - М.: Логос, 2008. - 655с.
Методические рекомендации: В переводе с греческого «эмпирия» означает «опыт». Эмпирические исследования, следовательно, суть научные опыты. К ним прибегают не только естественные науки, но и социология. Социологические «опыты» часто называют конкретными социологическими исследованиями, поскольку они связаны с изучением конкретных социальных проблем. Эмпирические социологические исследования дают материал, как для теоретических обобщений, так и для разработки рекомендаций, реализация которых позволит решить изученную проблему практически. Все специалисты социогуманитарного профиля (политологи и политики, юристы и управленцы, философы и журналисты, экономисты и бизнесмены, педагоги и психологи и пр.) активно используют информацию, полученную в ходе эмпирических социологических исследований. Поэтому им нужно знать, как социологические исследования организуются и проводятся, что они могут дать, а чего дать не могут, насколько им можно верить, каковы их возможности и ограничения, когда целесообразно проводить эмпирические социологические исследования, каким образом они используются в практической работе. На получение информации об этом нацелено первое семинарское занятие. Ниже очерчены основополагающие аспекты, на которые следует обратить внимание при работе над каждым пунктом плана. В самом начале логично дать определение социологического исследования (СИ) с указанием на его статус как фундамента социологического знания и средства познания социальной реальности, рассмотреть его органические части (методология, метод, методика, техника, процедура), определить последовательность этапов, обеспечивающих приближение к истине, охарактеризовать виды СИ по таким основаниям как его цель, частота проведения. Особое внимание следует уделить программе СИ как стратегическому документу, содержащему концепцию научного поиска. Именно с программы начинается любое эмпирическое исследование. К сожалению, в отечественной практике встречаются факты сбора социологической информации без предварительной проработки соответствующих исследовательских программ. Подчеркнем, что выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограммного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а поэтому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем. Студентам следует тщательно изучить оба раздела исследовательской программы (теоретико-методологический и методико-процедурный) и уметь комментировать каждую их составляющую. В первом из указанных разделов это проблема исследования, его объект и предмет, цель и задачи, основные понятия, рабочие гипотезы, достоверность которых будет устанавливаться в данном исследовании. Методический разделвключает в себя определение обследуемой совокупности; характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации; логическую структуру инструментария для сбора этой информации; логические схемы обработки полученной информации на ЭВМ; организационный план. В отдельный вопрос вынесен такой весьма сложный компонент программы СИ как обоснование выборки и ее репрезентативность. Разработка этого компонента по силам только квалифицированным социологам. Однако иметь общее представление о социологической выборке, ее типах и правиле репрезентативности студентам нужно. В связи с этим следует обратить внимание на содержание таких понятий как «генеральная» и «выборочная совокупность», «респонденты», «репрезентативность выборки», «ошибки репрезентации». После этого можно переходить к поиску информации о типах выборки: механической, серийной, гнездовой, квотной. Следующая веха в нашей теме связана с методами сбора данных (МСД). Социологическая наука имеет много методов сбора первичной информации: анализ документов опрос, наблюдение, эксперимент, социометрия, фокус-группы, БОУ (быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума), «проблемное колесо» и др. На обсуждение в аудитории выносятся наиболее распространенные. К ним относятся первые четыре из указанных. Практически все СИ начинаются с анализа документов. Характеристику данного метода следует начать с определения самого понятия «документ», их классификации по различным основаниям: по способу фиксации, по общей значимости, по форме изложения, по содержанию, по степени близости к информации. Необходимо обратить внимание на правила, которые следует соблюдать, чтобы получить достоверную информацию из документального источника. Анализ двух разновидностей изучаемого метода: традиционного (классического) и формализованного, количественного (контен-анализа) позволит составить более-менее полное представление об изучаемом методе. Наиболее распространенным способом сбора социологических данных является опрос. Он позволяет получить информацию о мотивах, интересах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование. Перед студентами стоит задача раскрыть сущность каждого с указанием их достоинств и недостатков. При этом не следует забывать о структуре анкеты, типах вопросов, которые предлагаются респонденту в анкете или интервью, методах стимулирования последнего и возможных причинах искажения информации при его проведении. При характеристике научного наблюдения следует подчеркнуть его преимущества и недостатки, дать классификацию по таким основаниям, как место проведения, регулярность, положение наблюдателя. Не обойдите вниманием инструментарий наблюдения (дневник, карточка, протокол). Алгоритм ответа по вопросу о социологическом эксперименте должен содержать указание на условия, при которых допускается использование данного метода, его структуру, типологию. Заключительный вопрос семинарского занятия посвящен анализу и обработке первичной информации, формулированию выводов и рекомендаций, оформлению отчета по результатам исследования.
Тема 2. Date: 2016-07-25; view: 515; Нарушение авторских прав |