Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирическое социологическое исследование





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Кемеровский государственный университет»

 

Исторический факультет

 

Учебно-методические материалы по дисциплине

  Б3.В.ОД.2 СОЦИОЛОГИЯ
 

 

 

Направление (специальность) подготовки

 
44.03.05 Педагогическое образование

(шифр, название направления)

 

Направленность (профиль) подготовки

История/обществознание

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

 

Заочная

 

Новокузнецк 2016  
(город)    

 

 

Курс

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема 1 (4 часа)

Эмпирическое социологическое исследование

1. Социологическое исследование: понятие, сущность, структура, этапы, виды.

2. Программа социологического исследования:

а) теоретико-методологический раздел

б) методико-процедурный

3. Выборочный метод: понятие, виды, репрезентативность, ошибки выборки.

4.Методы сбора эмпирических данных:

а) анализ документов;

б) опрос;

в) наблюдение;

г) эксперимент.

5. Анализ и обработка результатов социологического исследования.

 

Литература:

Основная:

Добреньков В. И., Кравченко А.И.Социология [Электронный ресурс ]: - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 624 с.(Бакалавриат). - URL: http://www.znanium.com/

Социология: учебник для вузов / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырина. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2011. - 399 с.

Дмитриев А. В., Сычев А.А. Общая социология[Электронный ресурс ]: Учебник. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 304 с. - URL: http://www.znanium.com/

Дополнительная:

Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное. пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова– 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2009. – 384с.

Добреньков, В. И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 767с.

Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов - М.;СПб.: Питер, 2008. - 431с

Современный словарь по общественным наукам / Под общ. ред. О.Г. Данильяна[Электронный ресурс] - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 314 с. - URL: http://www.znanium.com/

Социологический словарь: пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, С. Б. С. Тернер; под ред. С. А. Ерофеева. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Москва: Экономика, 2004. - 620 с.

Штомпка, П. Социология: Анализ современного общества:Учебник:Пер. с польск. - М.: Логос, 2008. - 655с.

 

Методические рекомендации:

В переводе с греческого «эмпирия» означает «опыт». Эмпирические исследования, следовательно, суть научные опыты. К ним прибегают не только естественные науки, но и социология. Социологические «опыты» часто называют конкретными социологическими исследованиями, поскольку они связаны с изучением конкретных социальных проблем. Эмпирические социологические исследования дают материал, как для теоретических обобщений, так и для разработки рекомендаций, реализация которых позволит решить изученную проблему практически. Все специалисты социогуманитарного профиля (политологи и политики, юристы и управленцы, философы и журналисты, экономисты и бизнесмены, педагоги и психологи и пр.) активно используют информацию, полученную в ходе эмпирических социологических исследований. Поэтому им нужно знать, как социологические исследования организуются и проводятся, что они могут дать, а чего дать не могут, насколько им можно верить, каковы их возможности и ограничения, когда целесообразно проводить эмпирические социологические исследования, каким образом они используются в практической работе. На получение информации об этом нацелено первое семинарское занятие.

Ниже очерчены основополагающие аспекты, на которые следует обратить внимание при работе над каждым пунктом плана.

В самом начале логично дать определение социологического исследования (СИ) с указанием на его статус как фундамента социологического знания и средства познания социальной реальности, рассмотреть его органические части (методология, метод, методика, техника, процедура), определить последовательность этапов, обеспечивающих приближение к истине, охарактеризовать виды СИ по таким основаниям как его цель, частота проведения.


Особое внимание следует уделить программе СИ как стратегическому документу, содержащему концепцию научного поиска. Именно с программы начинается любое эмпирическое исследование. К сожалению, в отечественной практике встречаются факты сбора социологической информации без предварительной проработки соответствующих исследовательских программ. Подчеркнем, что выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограммного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а поэтому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем.

Студентам следует тщательно изучить оба раздела исследовательской программы (теоретико-методологический и методико-процедурный) и уметь комментировать каждую их составляющую. В первом из указанных разделов это проблема исследования, его объект и предмет, цель и задачи, основные понятия, рабочие гипотезы, достоверность которых будет устанавливаться в данном исследовании. Методический разделвключает в себя определение обследуемой совокупности; характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации; логическую структуру инструментария для сбора этой информации; логические схемы обработки полученной информации на ЭВМ; организационный план.

В отдельный вопрос вынесен такой весьма сложный компонент программы СИ как обоснование выборки и ее репрезентативность. Разработка этого компонента по силам только квалифицированным социологам. Однако иметь общее представление о социологической выборке, ее типах и правиле репрезентативности студентам нужно. В связи с этим следует обратить внимание на содержание таких понятий как «генеральная» и «выборочная совокупность», «респонденты», «репрезентативность выборки», «ошибки репрезентации». После этого можно переходить к поиску информации о типах выборки: механической, серийной, гнездовой, квотной.

Следующая веха в нашей теме связана с методами сбора данных (МСД). Социологическая наука имеет много методов сбора первичной информации: анализ документов опрос, наблюдение, эксперимент, социометрия, фокус-группы, БОУ (быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума), «проблемное колесо» и др. На обсуждение в аудитории выносятся наиболее распространенные. К ним относятся первые четыре из указанных.

Практически все СИ начинаются с анализа документов. Характеристику данного метода следует начать с определения самого понятия «документ», их классификации по различным основаниям: по способу фиксации, по общей значимости, по форме изложения, по содержанию, по степени близости к информации. Необходимо обратить внимание на правила, которые следует соблюдать, чтобы получить достоверную информацию из документального источника. Анализ двух разновидностей изучаемого метода: традиционного (классического) и формализованного, количественного (контен-анализа) позволит составить более-менее полное представление об изучаемом методе.

Наиболее распространенным способом сбора социологических данных является опрос. Он позволяет получить информацию о мотивах, интересах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование. Перед студентами стоит задача раскрыть сущность каждого с указанием их достоинств и недостатков. При этом не следует забывать о структуре анкеты, типах вопросов, которые предлагаются респонденту в анкете или интервью, методах стимулирования последнего и возможных причинах искажения информации при его проведении.


При характеристике научного наблюдения следует подчеркнуть его преимущества и недостатки, дать классификацию по таким основаниям, как место проведения, регулярность, положение наблюдателя. Не обойдите вниманием инструментарий наблюдения (дневник, карточка, протокол).

Алгоритм ответа по вопросу о социологическом эксперименте должен содержать указание на условия, при которых допускается использование данного метода, его структуру, типологию.

Заключительный вопрос семинарского занятия посвящен анализу и обработке первичной информации, формулированию выводов и рекомендаций, оформлению отчета по результатам исследования.

 

Тема 2.







Date: 2016-07-25; view: 515; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию