Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История церкви в Суйстамо до 1944 г.





Деревня Суйстамо в составе Никольско-Сердобольского погоста впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 г., когда здесь уже стояла часовня. В этой же книге перечислены деревни Суйстамского прихода: Лоймола, Суйстамо, Уиксуярви, Алатту, Ниинисюрья, Саариярви, Леппясюрья, Кулисмаярви, Аймяярви, Лайтиойс, Муунто и Койтоселькя. С 1589 г. суйстамская часовня была приписана с Сердобольскому погосту. В 1650 году был образован самостоятельный Суйстамский приход, насчитывавший 5 часовен.

На одной из карт начала XVII в., возможно землеустроителя Е. Утгера, на месте Суйстамо обозначено 3 креста, означающие церковные постройки – один большой и два поменьше.

В разное время в Суйстамо стояло три деревянных православных церкви.

В 1756 (или 1753?) году в Суйстамо «желанием священника» была построена первая церковь - Богоявления Господа. К 1860 - м годам она находилась в очень ветхом состоянии и позже была разобрана. Вероятно, эта церковь находилась в 0.7-0.6 км от нынешней церкви Св. Николая, под горой, там, где кладбище (И.Б.).

В 1839 г. по инициативе митрополита Серафима Лувалла началось строительство новой (второй) церкви в Суйстамо – во имя Св. Николая Чудотворца, закончившееся 17 мая 1844 года. Проект финского архитектора Карла Людвига Энгеля. Стиль классицизм. Внутри церковь была без излишества, как это принято в католических церквах. Строительство финансировал купец Феодул Громов. Часть средств собрали прихожане. Ф. Громов предоставил церковному приходу Суйстамо денежный заем. Церковный иконостас расписан золотом художественной академией под руководством церковного дьякона Тамаринского. Строительство храма обошлось в 10 000 рублей серебром.

Феодул Григорьевич Громов (1755-1848 гг.) – родоначальник династии предпринимателей – лесопромышленников. Когда шло строительство Суйстамской церкви, ему было уже 84 года. В молодости Феодул занимался извозом, держал в Питере лавку. В 1798 г. перешел на торговлю лесоматериалами. После нескольких лет успешной работы приобрел паровой лесозавод, лесную биржу, 600000 га (?) леса и несколько вододействующих лесопилок в Выборгской губернии, а также (в 1826 г.) Суоярвский (Каратсалминский) чугуноплавильный завод.

Поставлял материалы на петербургский рынок и в Англию. Получил звание купца 1-й гильдии и коммерции Советника. Оставил наследникам миллионное состояние. Было два сына: Василий Громов (1801-1869), Илья Громов (1819-).

Василий Громов в 1848 г., после смерти отца возглавил семейную фирму и увеличил ее обороты. С начала 1850-х годов арендовал Лежемский вододействующий лесозавод в Петрозаводском уезде. Известен Василий крупными благотворительными акциями: организовал детский приют в Петербурге, училище для бедных детей на Лиговке, неоднократно посылал деньги на постройку Святодуховского кафедрального собора в Петрозаводске. Избран почетным членом губернского статистического комитета, старшиной Петрозаводского дворянского клуба и почетным старшиной Вытегорского общественного собрания.

Илья Громов внес заметный вклад в развитие Олонецкого края. В 1869 г. он завершил постройку Константиновского лесозавода в Вытегорском уезде. В 1874 г. построил лучший в губернии паровой лесозавод в селе Соломенное. В 1875 г. открыл в Соломенном начальную школу. Систематически оказывал пожертвования в пользу Петрозаводска. Вносил суммы на нужды Николаевского детского приюта, выделил пособия на устройство Алексеевской библиотеки (Национальная) и организацию Олонецкого губернского музея (ГКМ). В 1874 г. пожертвовал 4000 рублей на благоустройство Петровской площади. В 1878 г. бесплатно выделил пиломатериалы для постройки Екатерининской церкви и приобрел для нее церковной утвари на 2000 рублей. Почетный гражданин города Петрозаводска с 1875 г., купец 1-й гильдии г. Санкт-Петербурга (Бочкова С.В., 2007).

27 февраля 1844 (?) г. состоялось освящение церкви епископом Афанасием во имя Св. Николая Чудотворца, но службу отложили из-за недоделок. Внутреннее оформление церкви затянулось еще на 9 лет, т.к. произошли отклонения от первоначального проекта. Церковь была двухпрестольная: «во имя Святителя и Чудотворца Николая и пророка Божия Илии ». В 1861 г. службы в церкви, из-за ветхого ее состояния, уже не проводились.

Вероятно, дата освящения церкви, которую приводит С. Бочкова (2007 г.) не точна. Почему-то это расходится с завершением строительства в мае 1844 г. Почему-то финны отмечали день рождения церкви Св. Николая в Суйстамо то 12 июня, то 4 июля. Это надо уточнить.

По данным Судакова В., в 1884 г. в Суйстамо была построена на средства прихожан новая (третья) церковь во имя Св. Николая Чудотворца («Новая Никольская» или «Новый Никола»). «Зданием деревянная с таковою же колокольней на каменном фундаменте. Стены … обшиты тесом и выкрашены, равно и пол выкрашен, церковь и колокольня покрыты железом. Престолов в ней один. Холодная…» – читаем мы в «Клировых ведомостях». Эта церковь реставрировалась в 1903 г. и начале 1990-х годов и сохранилась до наших времен.

Здесь появляется новое несоответствие. По некоторым данным (К. Мерикоски, 1944 г.), «Новая Никольская церковь» была построена по проекту архитектора К. Энгеля в 1844 г., а в последующие годы никакой церкви не строилось. «Старая Никольская церковь» сгорела в 1871 г. Она стояла недалеко от Семинарии, у старого кладбища. В связи с такой путаницей данных, требуется проведение дополнительных исследований.

В 1938 г. в Суйстамо решался вопрос о ремонте церкви Св. Николая к 100-летнему юбилею, но так как прихожане и приход Суйстамо не были в состоянии сами это сделать, пригласили из Выборга архитектора Виисте. Его планам не суждено было сбыться, т.к. началась война.

Настоятелями Суйстамского прихода в разное время были: Семен Сафронов, Василий Артемьев, Роман Сафронов (17 век), Федор Сафронов, Клементий Марков, Ефим Клементьев, Иван Васильев, Андрей Клементьев (18 век), Федор Львов, Иоосев Флоров, Михаил Окулов, Иван Львов, Иоганес Лебедев, Иоганес Сотиков, Александр Беляев, Александр Певцов, Иоганес Михайлов, Александр Спиридонов, Александр Сомерсаари, Александр Рюттюлайнен (19-20 век).

25 сентября 1853 г. в семье Суйстамского пономаря Николая Михайловича Окулова родился Сергей Николаевич Окулов – будущий настоятель Сердобольского храма Св. Апп. Петра и Павла. Род потомственных служителей церкви Окуловых известен в Карелии с начала XVIII века. Сам Николай Окулов какое-то время учился в духовной школе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. В 1843 г. он был назначен пономарем в Суйстамо, и позднее был пономарем в церкви Сердоболя. Вся мужская половина Окуловых 200 лет служила церкви. Среди них были понамари, дьяконы, псаломщики, священники.

Мать Сергея Окулова была дочерью карельского псаломщика Питера Маркова из Кителя. В семье было 11 детей, из них четверо умерли в детстве. Младшие сестры Сергея получили образование начальное в семье, а затем учились в Петербурге в школе, основанной митрополитом Исидором для дочерей священнослужителей. Обучение было бесплатным, как и в Петербургской духовной академии.

У Окуловых был небольшой дом по дороге из Алатту в Суйстамо, около старого кладбища. Участок земли давал немного ржи, овса, ячменя, картофеля, и обеспечивал корову сеном. Маленький огород у дома давал капусту, брюкву, корень цикория. В хлеву размещались коровы, коза, теленок и овцы, несколько кур.

Жилье младших священников было простым. Из темных сеней попадали в избу, в левом углу которой была большая беленая печь из сланцевого камня. Сбоку от печи – палати. Вдоль стен-лавки. Напротив окошка – обеденный стол. В углу над столом – иконы. Из избы дверь вела в маленькую горницу, где была пара кроватей, комод, шкаф для одежды, стулья. На полу – домотканые половики. Освещение – лучинами.

Родным и домашним языком Окуловых был финский, но молитвы читались на старославянском. Смысла слов не понимали, читали наизусть. В церкви служба велась тоже на славянском языке. Вообще карелы вынуждены были сотни лет молиться на чужом русском языке, и большинство людей не понимали значения слов, так как не знали русского языка.

Особой нужды Окуловы не испытывали, кроме голодных 1860-х годов. Тогда пища состояла в основном из одной жидкой ржаной кашицы, куда добавляли отруби из овса и ячменя. С конца 1860-х годов в Суйстамо стал появляться белый пшеничный хлеб и изюм.

Сергею шел 11-й год и нужно было позаботиться о его дальнейшем обучении. Отец хотел выучить Сергея на священника. Но денег на поездку в Санкт-Петербург для поступления в духовное училище не было у семьи. На выручку пришел живший недалеко от Окуловых зажиточный крестьянин и деревенский купец Аристарх Демидов. Он дал деньги на начало учебы Сергея. И просил не возвращать долг. Он сказал»Когда станешь священником – молись за мою душу, так и вернешь мне долг». И позже он помогал Окулову.

В 1869 г. С. Окулов поступил в Семинарию.

1 ноября 1875 г. С. Окулов был назначен настоятелем Сортавальского православного прихода, а 18 января 1876 г. рукоположен в священники. Направление Сергея в Сортавала было связано с просьбой Финской церкви направлять в Финляндию священников, хорошо знающих финский язык.

Сергей заключил брак с русской девицей Марией Семеновной Романовой из столицы.

Сергей Окулов впоследствии рисовал портреты своих близких и знакомых и иконы для Никольской церкви в Рантуэ.

С 1880 г. преподавал в Сортавальской учительской семинарии, где не так много было православных учеников.

Находился в дружбе с Герман и Элизабет Халлонбландами в Сортавала. Являлся духовником госпожи Халлонбланд.

Окулов занимался большой просветительской работой. Занимался переводами и корректировкой переводов духовной литературы со славянского на финский язык. Разработал Устав «Братства Святых Сергия и Германа», которое также по его инициативе создавалось с целью «создания условий для издания и распространения среди православного населения религиозной литературы на финском языке». С 1885 по 1910 годы С. Окулов являлся главным редактором и вдохновителем Братства. В 1921-1924 годах он был председателем правления возрожденного Братства. С 1886 по 1908 г.г., с 1918 по 1926 гг. С. Окулов являлся главным редактором периодического журнала «Утренняя заря», который финансировался «Братством Сергия и Германа».

С. Окулов с 1918 г. по 1930 г. был ректором Сортавальской духовной семинарии, сделав много полезного для «воспитания поколения национальных священников для финских православных приходов».

С 1930 г. входил в состав комитета по сохранению монастырей.

Сергей Окулов всю жизнь увлекался языками. Он читал и писал на русском, финском, греческом, латинском, немецком, французском, шведском, эстонском, польском. Некоторые языки знал хорошо.

8 февраля 1940 г., после эвакуации из Сортавала, Сергей Окулов, разбитый параличом, тихо скончался в Куопио.

В декабре 1942 года останки Окулова были перевезены в Сортавала и захоронены в семейном склепе Окуловых (Мерикоски К. Сергей Окулов, Хельсинки, 1944 г.).

По данным Судакова В., в 1861 г. главным священником в Суйстамо был И. А. Лебедев, уроженец Новоладожского уезда С-Петербургской губернии. «За ревностное служение» он был награжден «набедренником», Владимирской лентой с крестом, а еще раньше - бронзовой на Андреевской ленте медалью за оборону Севастополя. Дьячком служил А. Окулов, пономарем – Н. Окулов (Лебедевы и Окуловы служили и в сортавальских церквях). К 1868 г. иереем стал И.Ф. Львов (вероятно, сын известного сортавальского священника и благочинного Федора Львова), а И.А. Лебедев – вторым священником.

В Суйстамский приход входили часовни: Св. Михаила в Алатту, Св. Девы Марии в Ялонваара, Георгия Великомученика в Мувандо и Леппясюрья, Св. Георгия (1860 г.) в Лайтио, Св. Николая (1870) в Който, Свв. Апостолов Петра и Павла (1750) в Майсула, Св. Геогия (1836) в Мууанно, Св. Георгия (1780) в Леппясюрья, Св. Георгия (1755) в Хутлка, Честного и Животворящего Креста (1935) в Лоймола, Св. Девы Марии в Соанлахти, Св. Апостола Петра в Ууксуярви и Майзы, Николая Чудотворца в Контосельге, Успения Пресвятой Богородицы в Гутеки, Рождества Христова в Большой Сарге, Преображения Господне в Малой Сарге, Казанской Божией Матери в Ямиваре… (Судаков В., 1994, Бочкова С., 2007).

В начале 1860 -х годов в Суйстамском приходе насчитывалось 4035 прихожан, проживающих в 290 дворах 21 селения от Кондувари до Суйстамо, Лоймола и Мувандо.

К 1873 г. в приходе имелось 380 дворов с населением 5336 человек (Судаков, 1994).

К 1930 г. общее число жителей Суйстамского прихода составило 7919 человек в 24 населенных пунктах, к 1936 г. – 8094, к 1939 – 8986 чел.

После 1917 г. приход располагался на территории Суйстамской волости и охватывал часть волостей Соанлахти, Импилахти, Харлу и Рускеала.

Волость Суйстамо была образована после 1917 г. Ее площадь составляла 1516 км2, в том числе, пашни – 4462 га, сады – 14 га, сенокосы – 2290 га, пожоги – 92 га (на 1929 г.). В 1935 г. население волости достигло 8995 человек (более 90% из них – прихожане). На тот же год в волости действовали: 16 школ, из них 2 начальные, училище для преподавания начальных классов, сельскохозяйственная школа Приграничной Карелии. В 1918 г. в волости был основан Сбербанк. У Суйстамо и Соанлахти имелась совместная аптека и районный врач. Первыми промышленными предприятиями волости стали лесопильные заводы в Ваахереки и Лоймола. В Ялонвааре разведали запасы меди и свинца, а в Леппясюрья – доломитовых мраморов. В 1922 г. через волость прошла железная дорога – от Маткаселькя до Суоярви (Карелия, 2002).

В начале XX века, примерно в 1903 году, церковь Св. Николая в Суйстамо реставрировалась. Вероятно, именно тогда внутри церкви было установлено 7 белых кафельных печей высотой свыше 5 метров каждая. Эти печи расположены попарно, за исключением алтаря, во всех концах крестообразной по форме церкви.

Исследователь печей и каминов Роденков А.И. считает, что печи суйстамской церкви выполнены по проекту завода Вильгельма Андстена в Гельсингфорсе. Он отмечает, что суйстамские кафельные печи соответствуют заводской модели № 18, которая встречается в заводских прейскурантах 1883 г. и 1903 г., причем форма навершия печей в церкви Суйстамо в большей степени соответствует эскизу в прейскуранте 1903 г. Все печи суйстамской церкви сохранились хорошо, за исключением алтарной печи, с которой снята кафельная облицовка. К сожалению, печи не эксплуатируются и здание церкви не отапливается. Роденков А.И. отмечает, что учитывая размеры, степень сохранности, гармоничную встроенность в интерьер церкви, все семь изразцовых печей церкви Суйстамо можно считать уникальными памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца XIX – начала XX века (Роденков А.И. Грандиозные печи завода В. Андстена в Суйстамо, 26.05.2008 г., сайт terijoki.spb.ru.

4 июля 1944 г., в год столетия церкви Св. Николая в Суйстамо проводилась прощальная служба. Местные жители покидали свою Родину.

Церковь пережила войны, забвение, разграбление и сохранилась до нашего времени.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 893; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию