Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место дисциплины в структуре ООП
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 Методические рекомендации по изучению дисциплины «История экономических учений»…………………………………………………8 ТЕМА 1. Введение в историю экономических учений. Особенности формирования экономических воззрений в докапиталистической эпохе……….……………………..…….………10 ТЕМА 2. Меркантилизм – первая концепция экономической теории периода зарождения рыночных экономических отношений……………………………………………………………….16 ТЕМА 3. Зарождение и развитие классической политической экономии…………………………………………………………………23 ТЕМА 4. Экономическая теория марксизма…………………………..30 ТЕМА 5. Маржинальная революция. Формирование школ – австрийской и лозаннской школы и неоклассического направления экономической мысли……………………………………36 ТЕМА 6. Кейнсианская революция. Концепции кейнсианства, неолиберализма, посткейнсианства, неокейнсианства, монетаризма и «новой классики»……….………………………………………………42 ТЕМА 7. Институционализм. Инновационная и эволюционная экономика……………………………………………………………….49 ТЕМА 8. Экономической мысли России советская эпоха, периода «перестройки» и постсоветских реформ. Теории трансформации экономических систем……………………....54 Технологическая карта………………………………………………….63 Вопросы к зачету «История экономических учений»…………………………………………………………………..64 Библиография …………………………………………………………..69 Приложение 1 Макет «Рабочей тетради»………………………………….……….73 Приложение 2. Груневеген П. «Политическая экономия и экономическая наука»……………………………………………………………..90 Приложение 3. Нуреев Р.М. Роль схоластики: действительная и мнимая………105 ВВЕДЕНИЕ Цели освоения дисциплины «История экономических учений»: - формирование экономического мышления и представления об эволюции развития экономической мысли; - развитие умений анализировать предпосылки формирования экономических школ, направлений и обосновать методологический выбор принципов, методов, подходов исследования экономических явлений и процессов; - овладение методами экономического анализа, представленных в экономических теориях, в альтернативных экономических концепциях; - овладение навыками самостоятельного изучения теоретического материала, концептуального анализа и их использования в процессе познания экономической реальности. Место дисциплины в структуре ООП «История экономических учений» входит в базовую часть (Б.1). Она опирается на знания, полученные в результате освоения дисциплин: «История», «История экономики» и «Микроэкономика». Знания, полученные студентами при изучении курса «История экономических учений» являются основой для изучения последующих дисциплин: «История рыночной экономики» («История аграрных отношений»), «Системный анализ» («Анализ экономических систем»), «Макроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономика труда». Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 1. Общекультурных: - владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК 1); - способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК 4); - способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); - способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 9); - осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК 11); - способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК 12); - владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК 13); - владения одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК 14); 2. Профессиональных: - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК4); - способен, используя отечественные и зарубежные ИСТОЧНИКИ информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчет (ПК 9). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления (ОК 1, ОК 9, ОК 11, ОК 14); - основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач (ОК 12, ОК 13); - закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне (ПК 4); - основы построения расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне (ПК 9). Уметь: - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности (ОК 1, ОК 9); - ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе (ОК 11) - применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач (ОК 12, ОК 13); - использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности (ОК 14); - осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК 4); - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи (ПК 9). Владеть: - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества (ОК 1, ОК 10); - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений (ОК 9); - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии (ОК 11); - навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач (ОК 12); - методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (ОК 13); - навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса (ОК14); - методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и экономических моделей (ПК 4); - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (ПК 9). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ».
В структуре курса «История экономических учений» выделены четыре раздела, которые отражают особенности эволюции мировой и отечественной экономической мысли в дорыночной, нерегулируемой и регулируемой рыночной экономике. В четвертом разделе рассматриваются особенности развития экономической науки в России, формирование и развитие экономической мысли в советскую эпоху, периодов «перестройки» и постсоветских реформ. При изучении этих разделов следует, прежде всего, дать характеристику каждой эпохе, определить социально-экономические и теоретические предпосылки формирования экономических школ и направлений, определить и обосновать предмет и методологические подходы, принципы исследования экономических явлений и процессов в рамках школы. В дорыночной эпохе исследования проводились в основном на нано - и микро - уровнях, с применением методов формальной логики, элементов метода каузального анализа и принципов иррационализма. В эпоху нерегулируемой рыночной экономики формировались доминирующие методы исследования, характеризующие ту или иную экономическую школу: - методы логической (научной) абстракции, исторический метод (английская классическая школа политической экономии, марксистская и историческая школы); - каузальный, математический, индивидуально-психологический или субъективистский, позитивный (маржинализм, австрийская школа, лозаннская школа); - функциональный, анализа и синтеза; принципы взаимодействия и релятивизма (неоклассическое направление А. Маршалла). В эпоху регулируемой рыночной экономики доминирующими стали следующие методы и принципы исследования: каузальный, психологический, математический и нормативный; принципы: эволюционизм, органицизм, полифункционализм; уровень- макро (Кейнсианская школа, институциональная школа, школа монетаризма). В советскую эпоху в экономических исследованиях в основном применялись методы диалектического и исторического материализма, математические, статистические, сравнительный, исторический и каузальный методы анализа. При составлении характеристики школы или экономического направления следует: - дать характеристику эпохе (социальная, экономическая, политическая); - определить теоретические предпосылки формирования школы; - указать представителей школы, их основные работы, концепции, теории; - предмет, метод и уровень исследования; - определить вклад экономической школы в процесс развития экономической мысли; - возможности применения концепции, подходов, принципов, разработанных в рамках конкретной школы в современной эпохе. Требования к оформлению Рабочей тетради (см. приложение макет рабочей тетради).
Date: 2016-07-25; view: 480; Нарушение авторских прав |