Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие политической мысли в России





Особенности развития политической мысли в России. Политическая мысль в России развивалась вместе с Российским государством, в ог­ромной степени находясь в зависимости от его своеобразия. Практиче­ски все важнейшие факторы, влиявшие на характер российской госу­дарственности, так или иначе сказались на развитии политического мышления российского общества. Выделим наиболее существенные его особенности.

Во-первых, сильнейшее влияние византийской культуры и цивили­зации. Становление древнерусской политической мысли происходило в тесной связи с византийскими политическими традициями. Визан­тия же в период становления русской государственности (Киевская Русь) находилась в состоянии упадка.

Во-вторых, более значительная, чем в западноевропейских странах, роль церкви в формировании содержательной основы политического


мышления, что было обусловлено ее официально-государственным положением.

В-третьих, вторичный, по преимуществу комментаторский, харак­тер политической мысли. Это объясняется объективно сложившимся отставанием государства в культурном, правовом и политическом раз­витии от стран Западной Европы. В России не могла сформироваться политическая мысль, сопоставимая по уровню с наиболее зрелыми идеями и концепциями Европы.

В-четвертых, отсутствие крупных сочинений политической тема­тики, таких как работы Н. Макиавелли или Т. Гоббса. Политические идеи выражались в форме писем, небольших трактатов, манифестов, статей.

В-пятых, на протяжении длительного времени центром политиче­ского мышления являлась дискуссия о геополитическом положении, характере и перспективах развития России, вошедшая в историю как борьба между западничеством и славянофильством. В определенной степени данная тема стимулировала политическое мышление.

В-шестых, этапы эволюции политической мысли в России отлич­ны от западноевропейской: X—XVIII вв. считаются древнерусским пе­риодом; XVIII — начало XIX в. — время изучения и переосмысления за­падноевропейского политического опыта; с середины XIX в. начался процесс исследования собственно российской буржуазной политиче­ской практики и складывания отечественной политической теории.

Разумеется, каждый период истории российской политической мысли специфичен сам по себе, но названные особенности присущи и ее развитию в целом. Рассмотрим содержательную сторону отдельных периодов.

Первый период отражен в текстах историко-литературных произ­ведений (повести, сказания, «слова»), в грамотах и высказываниях царственных особ, в небольших сочинениях духовных и гражданских должностных лиц. Среди них Иосиф Волоцкий и Максим Грек, А. Курбский и Иван Грозный, С. Шаховской и И. Хворостинин. Тра­диционными темами первого периода были взаимоотношения церкви и государства, закона и законности, идеального государя, возможно­сти недопущения перерастания самодержавной власти в тиранию, су­веренность Русского государства. В этот период возникает идея вели­кодержавности, прошедшая затем через всю отечественную историю. Гораздо медленнее, чем в Западной Европе, политическая мысль на Руси освобождалась от патронажа религии, практически не анализиро-



 


 



Глава II. История политических учений


§ 6. Развитие политической мысли в России



 


валась ею республиканская идея, не культивировались вопросы демо-1 кратии.

С реформ Петра I начинается новый этап в истории российской noJ литической мысли. Государство становится дворянским, формируется идеология этого класса. Политические интересы дворянства были вы-1 ражены в работах Ф. Црокоповича, Ф. Салтыкова, А. Кантемира, В. Татищева. Они ознакомили российское общество с идеями европей-1 ских просветителей.

Во второй половине XVIII в. политико-правовая мысль России раз-! вивалась в нескольких направлениях. Консервативно-аристократичеЯ ское направление (М. Щербатов) отстаивало незыблемость монархии и крепостного права. Дворянско-просветительский подход (А. Ворон-1 цов, И. Панин, Е. Дашкова) имел прозападную ориентацию, пропове-1.довал идеи ограничения самодержавной власти и сословных привиле-1 гий, законодательного закрепления прав граждан, но также и просве-1 щенного абсолютизма как идеала государственного устройства. К кон-1 цу XVIII в. это направление преобладало, среди его представителей -1 Н. Новиков, С. Десницкий и другие. Дворянско-революционное на! правление представлял А. Н. Радищев, предшественник идеологии де4 кабризма. Антидворянскую направленность приобрела зарождавшая-! ся в этот период идеология третьего сословия (И. Посошков). Изложе! ние политических идей у большинства авторов этого периода носило отрывочный, незавершенный характер.


Начало XIX в. в развитии политической мысли характеризуется, J одной стороны, прогрессивными разработками М.М. Сперанского! декабристов П. Пестеля, Н. Муравьева, с другой — реакционными идеями и политическими действиями А. Аракчеева, А. Шишкова и других носителей официальной идеологии. После поражения восста-1 ния декабристов в 1825 г. политическое мышление в России на многие годы свертывается.

В конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. появляется новая волна полш! тических идей, созданная противостоянием «западников» и «славяноЛ филов». Западничество возникает на почве критического отношения к российскому пути развития и высокой оценки европейской культуры и по\ литической практики. Видными западниками были Т. Грановский! А. Герцен, В. Белинский, К. Кавелин. В центре их политических раз-1 мышлений — критика самодержавия, его идеологии, пропаганда рес-| публиканизма, различных свобод граждан. Славянофильство (А. ХошА ков, И. Киреевский, К. Аксаков, Ю. Самарин и др.) проповедовало идеи са\ мобытного пути развития России, особого характера русской общиным


специфической роли православия в жизни общества, освобождения кре­стьян от крепостной зависимости.

В условиях дискуссии между этими направлениями некоторые уче­ные популяризировали в России идеи либерализма. К. Д. Кавелин (1818—1885) разрабатывал вопросы государственности, политическо­го консенсуса. Б. Н. Чичерин (1828—1904) исследовал проблемы поли­тических партий, развивал теорию общности истории России и Евро­пы. В целом российский либерализм был утопичным, выступал защит­ником существующего строя, надеялся на его совершенствование сверху.

В 60-х годах широкое распространение получили революционно-де­мократические идеи, главным пропагандистом которых был Н.Г. Чер­нышевский, убежденный, что лучшей перспективой для России явля­ется путь к социализму, минуя капитализм. В 70-е гг. получили распро­странение еще более радикальные идеи революционного анархизма, яр­ким представителем которого являлся М.А. Бакунин, а также народнические идеи, среди теоретиков которых выделялись П.Л. Лав­ров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский.

Народничество, активное в плане политической борьбы, было про­тиворечивым и малопродуктивным в вопросах политической теории. В 80—90-е годы на арену общественно-политической жизни России выступило социал-демократическое движение во главе с Г. В. Плехано­вым. Правда, его основными задачами были пропаганда марксистско­го учения о социализме и организация политической борьбы. Теорети­ческие суждения российских марксистов, в том числе В. И. Ленина, носили по преимуществу вторичный характер.

В конце XIX — начале XX в. происходит всплеск в развитии общественно-политической мысли. С оригинальными идеями, кон­цепциями выступают П.И. Новгородцев, Н.О. Лососий, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Г.П. Федотов, Л.А. Сорокин и другие крупные мысли­тели. Они дали глубокий анализ российской государственности, куль­туры, идеологии, оставили серьезные размышления о власти, свободе, взаимоотношениях личности и государства, революционном и эволю­ционном путях развития общества. В этот период отечественная поли­тическая мысль максимально приблизилась к уровню западноевро­пейской науки.

Истолкования власти. Проблема власти в русской политической мысли XI—XVII вв. рассматривалась в системе «Бог — власть (государ-


 







Date: 2016-07-25; view: 951; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию