Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие политической мысли в России ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Особенности развития политической мысли в России. Политическая мысль в России развивалась вместе с Российским государством, в огромной степени находясь в зависимости от его своеобразия. Практически все важнейшие факторы, влиявшие на характер российской государственности, так или иначе сказались на развитии политического мышления российского общества. Выделим наиболее существенные его особенности. Во-первых, сильнейшее влияние византийской культуры и цивилизации. Становление древнерусской политической мысли происходило в тесной связи с византийскими политическими традициями. Византия же в период становления русской государственности (Киевская Русь) находилась в состоянии упадка. Во-вторых, более значительная, чем в западноевропейских странах, роль церкви в формировании содержательной основы политического мышления, что было обусловлено ее официально-государственным положением. В-третьих, вторичный, по преимуществу комментаторский, характер политической мысли. Это объясняется объективно сложившимся отставанием государства в культурном, правовом и политическом развитии от стран Западной Европы. В России не могла сформироваться политическая мысль, сопоставимая по уровню с наиболее зрелыми идеями и концепциями Европы. В-четвертых, отсутствие крупных сочинений политической тематики, таких как работы Н. Макиавелли или Т. Гоббса. Политические идеи выражались в форме писем, небольших трактатов, манифестов, статей. В-пятых, на протяжении длительного времени центром политического мышления являлась дискуссия о геополитическом положении, характере и перспективах развития России, вошедшая в историю как борьба между западничеством и славянофильством. В определенной степени данная тема стимулировала политическое мышление. В-шестых, этапы эволюции политической мысли в России отличны от западноевропейской: X—XVIII вв. считаются древнерусским периодом; XVIII — начало XIX в. — время изучения и переосмысления западноевропейского политического опыта; с середины XIX в. начался процесс исследования собственно российской буржуазной политической практики и складывания отечественной политической теории. Разумеется, каждый период истории российской политической мысли специфичен сам по себе, но названные особенности присущи и ее развитию в целом. Рассмотрим содержательную сторону отдельных периодов. Первый период отражен в текстах историко-литературных произведений (повести, сказания, «слова»), в грамотах и высказываниях царственных особ, в небольших сочинениях духовных и гражданских должностных лиц. Среди них Иосиф Волоцкий и Максим Грек, А. Курбский и Иван Грозный, С. Шаховской и И. Хворостинин. Традиционными темами первого периода были взаимоотношения церкви и государства, закона и законности, идеального государя, возможности недопущения перерастания самодержавной власти в тиранию, суверенность Русского государства. В этот период возникает идея великодержавности, прошедшая затем через всю отечественную историю. Гораздо медленнее, чем в Западной Европе, политическая мысль на Руси освобождалась от патронажа религии, практически не анализиро-
Глава II. История политических учений § 6. Развитие политической мысли в России
валась ею республиканская идея, не культивировались вопросы демо-1 кратии. С реформ Петра I начинается новый этап в истории российской noJ литической мысли. Государство становится дворянским, формируется идеология этого класса. Политические интересы дворянства были вы-1 ражены в работах Ф. Црокоповича, Ф. Салтыкова, А. Кантемира, В. Татищева. Они ознакомили российское общество с идеями европей-1 ских просветителей. Во второй половине XVIII в. политико-правовая мысль России раз-! вивалась в нескольких направлениях. Консервативно-аристократичеЯ ское направление (М. Щербатов) отстаивало незыблемость монархии и крепостного права. Дворянско-просветительский подход (А. Ворон-1 цов, И. Панин, Е. Дашкова) имел прозападную ориентацию, пропове-1.довал идеи ограничения самодержавной власти и сословных привиле-1 гий, законодательного закрепления прав граждан, но также и просве-1 щенного абсолютизма как идеала государственного устройства. К кон-1 цу XVIII в. это направление преобладало, среди его представителей -1 Н. Новиков, С. Десницкий и другие. Дворянско-революционное на! правление представлял А. Н. Радищев, предшественник идеологии де4 кабризма. Антидворянскую направленность приобрела зарождавшая-! ся в этот период идеология третьего сословия (И. Посошков). Изложе! ние политических идей у большинства авторов этого периода носило отрывочный, незавершенный характер. Начало XIX в. в развитии политической мысли характеризуется, J одной стороны, прогрессивными разработками М.М. Сперанского! декабристов П. Пестеля, Н. Муравьева, с другой — реакционными идеями и политическими действиями А. Аракчеева, А. Шишкова и других носителей официальной идеологии. После поражения восста-1 ния декабристов в 1825 г. политическое мышление в России на многие годы свертывается. В конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. появляется новая волна полш! тических идей, созданная противостоянием «западников» и «славяноЛ филов». Западничество возникает на почве критического отношения к российскому пути развития и высокой оценки европейской культуры и по\ литической практики. Видными западниками были Т. Грановский! А. Герцен, В. Белинский, К. Кавелин. В центре их политических раз-1 мышлений — критика самодержавия, его идеологии, пропаганда рес-| публиканизма, различных свобод граждан. Славянофильство (А. ХошА ков, И. Киреевский, К. Аксаков, Ю. Самарин и др.) проповедовало идеи са\ мобытного пути развития России, особого характера русской общиным специфической роли православия в жизни общества, освобождения крестьян от крепостной зависимости. В условиях дискуссии между этими направлениями некоторые ученые популяризировали в России идеи либерализма. К. Д. Кавелин (1818—1885) разрабатывал вопросы государственности, политического консенсуса. Б. Н. Чичерин (1828—1904) исследовал проблемы политических партий, развивал теорию общности истории России и Европы. В целом российский либерализм был утопичным, выступал защитником существующего строя, надеялся на его совершенствование сверху. В 60-х годах широкое распространение получили революционно-демократические идеи, главным пропагандистом которых был Н.Г. Чернышевский, убежденный, что лучшей перспективой для России является путь к социализму, минуя капитализм. В 70-е гг. получили распространение еще более радикальные идеи революционного анархизма, ярким представителем которого являлся М.А. Бакунин, а также народнические идеи, среди теоретиков которых выделялись П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. Народничество, активное в плане политической борьбы, было противоречивым и малопродуктивным в вопросах политической теории. В 80—90-е годы на арену общественно-политической жизни России выступило социал-демократическое движение во главе с Г. В. Плехановым. Правда, его основными задачами были пропаганда марксистского учения о социализме и организация политической борьбы. Теоретические суждения российских марксистов, в том числе В. И. Ленина, носили по преимуществу вторичный характер. В конце XIX — начале XX в. происходит всплеск в развитии общественно-политической мысли. С оригинальными идеями, концепциями выступают П.И. Новгородцев, Н.О. Лососий, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Г.П. Федотов, Л.А. Сорокин и другие крупные мыслители. Они дали глубокий анализ российской государственности, культуры, идеологии, оставили серьезные размышления о власти, свободе, взаимоотношениях личности и государства, революционном и эволюционном путях развития общества. В этот период отечественная политическая мысль максимально приблизилась к уровню западноевропейской науки. Истолкования власти. Проблема власти в русской политической мысли XI—XVII вв. рассматривалась в системе «Бог — власть (государ-
Date: 2016-07-25; view: 951; Нарушение авторских прав |