Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая мысль Древнего мира





Светское осмысление политических проблем общества было нача­то мыслителями Китая, Индии, Древней Греции и Древнего Рима. Эта эпоха охватывает примерно VI—III века до н. э. Политический анализ выражается преимущественно в форме философских трактатов, реже — в изложении и толковании законов или этических норм, тради­ций жизни того или иного общества.


Наиболее существенный вклад в формирование политической мысли древности внесли крупнейшие философы Древней Греции Пла­тон и Аристотель. Сам термин «политика» этимологически происхо­дит от греческого «полис». Полисами именовались древнегреческие города-государства, в которых только свободные граждане могли уча­ствовать в государственных делах. Внутри городов происходила ожес­точенная борьба за государственную власть, форма которой изменя­лась от монархии к аристократии, от аристократии к демократии и ти­рании.

Платон. Именно в условиях расцвета, а затем кризиса государствен­ности Афин создавал свои политические труды Платон (427—347 до н.э.). Он был автором более 30 философских диалогов; некоторые из них были специально посвящены вопросам политики, государства и права. В диалоге «Государство» Платон описывает семь типов государ­ственного устройства: один — идеальный, которого не было в действи­тельности; два — правильных (монархия и аристократия) и четыре — несовершенные политические формы (тимократия, олигархия, демо­кратия и тирания).

Причем демократию он считает главной бедой политики, ибо она неминуемо ведет к тирании большинства. В демократии, по его мне­нию, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень ско­ро уступает власть единоличному тирану. Идеальное государство Пла­тон видел в справедливом правлении избранных мудрецов-философов, ибо только им доступно истинное знание и добродетель.

В политическом идеале Платона личность, общество и государство растворены в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился подчинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий:

— философы-правители (высший класс);

— стражи и воины;

— ремесленники и крестьяне (физический труд).

У подданных нет ничего своего — ни семьи, ни собственности — все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государствен­ное добро. «Мы лепим государство, — писал Платон, — не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все

См.: Платон. Собр. соч.: В Зт. М., 1971. Т. 1. С. 273.



Глава II. История политических учений


§ 3. Политическая мысль Древнего мира



 


в целом»1. Здесь наряду с утопической идеей уравнительного общества Платон выдвигает плодотворную идею общественного разделения тру­да, распространяет ее на сферу управления государством.

В конце жизни взгляды Платона на государство сильно меняются. Он ратует за полное подавление человека государством, за полнейшую регламентацию жизни людей со стороны государства, которым правит тиран, обладающий «величайшей властью». По сути, в этот период Платон утверждал идею тоталитаризма.

Аристотель. Будучи учеником Платона, Аристотель (384—322 до н.э.) анализировал многие политические понятия. Его можно считать родоначальником науки о политике, ибо он первым выделил все поли­тическое в особую отрасль социального сознания. Главное его полито­логическое сочинение — «Политика». По мнению Аристотеля, поли­тическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство — естественное образование, развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее к государству (городу-полису). Од­нако приоритетно государство, так как оно по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство должно быть воплощением справедли­вости и права, выражением общего интереса граждан. Он не выделял государство из общества, хотя попытки их разграничения у него были.

В учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: че­ловек — часть государства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане — не рабы, ими ни­кто не владеет, они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производст­во — удел рабов. Наряду с этим он говорит о приобщении свободных людей к управлению греческим полисом, об их политическом обще­нии и выдвигает свое знаменитое положение о том, что человек есть «существо политическое».


Формы государственного устройства Аристотель делит на три «пра­вильные» (монархия, аристократия, полития) и три «неправильные» (тирания, олигархия, демократия). Лучшей формой он считал политию, которая должна объединить три элемента: добродетель, бо­гатство, свободу — и тем самым сочетать интересы богатых и бедных. Каждой форме государства он дал подробные политические характе-


ристики, указав на их достоинства и недостатки. Проблему государст­венности Аристотель поставил в плоскость практической политики.

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.). Был не только знаменитым римским оратором, но и интересным политическим мыслителем. Го­сударство в его трактовке предстает как согласованное правовое обще­ние, в котором он видел воплощение справедливости и права. В отли­чие от Платона и Аристотеля, считавших естественное право и государ­ство неотделимыми, Цицерон говорил, что естественное право воз­никло раньше любого писаного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идеи «право­вого государства». Наиболее разумной он считал смешанную форму го­сударства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.

Спецификой развития политической мысли в Древнем Риме вооб­ще оказалось ее базирование на законодательстве. Здесь в наиболь­шей степени, чем где-либо в Древнем мире, были разработаны право­вые принципы и нормы общественных отношений. Римское право, содержащее стройную систему норм социально-имущественного ха­рактера, оказывало решающее воздействие на идеологию, на полити­ческое мышление. Идеи государственного устройства, управления, прав и свобод личности во многом исходили из положений правового порядка.

Политическая мысль на Востоке. История политических идей на Востоке берет свое начало от работ Лао-Цзы, Конфуция, Мо-Цзы, Сюнь-Цзы и некоторых других древнекитайских мыслителей, от заме­чательных памятников древнеиндийской культуры «Веды», «Артхаша-стра» и других произведений, содержащих суждения политического свойства. Особенности развития этих стран оказали существенное воз­действие на характер политических взглядов их авторов. Здесь полити­ческие идеи очень длительное время были «спрятаны» в философских учениях, в фольклоре, мифах, религии. Их выделение в самостоятель­ное направление анализа происходило на протяжении многих веков.

Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, поло­жение индивида в государстве.


1 Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. С. 484.

2 См: Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 484.



Глава II. История политических учений


§ 5. Пол итические концепции Нового времени



 


§ 4. Политическая мысль Средневековья

На протяжении длительного периода Средневековья господствова­ла христианская концепция политики. Ее создателями считаются Авгу­стин Аврелий (354—430) и Фома Аквинский (1226—1274). В их учениях государство рассматривается как некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому цель госу­дарства — сохранение порядка и гражданского мира. Согласно Акви-нату, власть имеет божественный характер.


Идеальной формой государства он, как и Аристотель, считал сме­шанную форму, при которой монарх олицетворяет единство, аристо­кратия — службу интересам государства, а подданные (народ) пред­ставляются гарантией социального мира и согласия. Причем власть монарха должна быть ограничена законами. Но поскольку власть по своей сущности является божественной, то считается смертным гре­хом выступление против власти государства. Правда, при нестерпимой тирании Аквинат считает правомерным тираноубийство.

Важной идеей этого времени было обоснование верховенства церк­ви над светской властью; ее смысл сводился, в частности, к выводу, что все формы правления должны уважать Бога и человека. Оба теоретика христианской политики считали, что церковь выше любого государст­ва, поскольку она владеет душой человека, духом, а государству при­надлежит лишь бренное человеческое тело. Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало идею о том, что государство и власть — элементы божественной деятельности и подконтрольны церкви. Наряду с этим Фома Аквинский уделял большое внимание вопросам права. В своем знаменитом труде «Сумма теологии» он признает существование четы­рех видов права: вечное, божественное, естественное, позитивное и показывает преимущества различных форм государственного устрой­ства, проводя сравнительный анализ их характеристик.

Религиозная концепция политики и государства носит явно аполо­гетический характер, хотя и содержит некоторые положения, развитые позже в политической науке. Для этого потребовался коренной пере­смотр политических постулатов религиозного толка, начатый Н. Ма­киавелли в условиях Возрождения и продолженный мыслителями сле­дующей исторической эпохи.








Date: 2016-07-25; view: 1338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию