Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая мысль Древнего мира
Светское осмысление политических проблем общества было начато мыслителями Китая, Индии, Древней Греции и Древнего Рима. Эта эпоха охватывает примерно VI—III века до н. э. Политический анализ выражается преимущественно в форме философских трактатов, реже — в изложении и толковании законов или этических норм, традиций жизни того или иного общества. Наиболее существенный вклад в формирование политической мысли древности внесли крупнейшие философы Древней Греции Платон и Аристотель. Сам термин «политика» этимологически происходит от греческого «полис». Полисами именовались древнегреческие города-государства, в которых только свободные граждане могли участвовать в государственных делах. Внутри городов происходила ожесточенная борьба за государственную власть, форма которой изменялась от монархии к аристократии, от аристократии к демократии и тирании. Платон. Именно в условиях расцвета, а затем кризиса государственности Афин создавал свои политические труды Платон (427—347 до н.э.). Он был автором более 30 философских диалогов; некоторые из них были специально посвящены вопросам политики, государства и права. В диалоге «Государство» Платон описывает семь типов государственного устройства: один — идеальный, которого не было в действительности; два — правильных (монархия и аристократия) и четыре — несовершенные политические формы (тимократия, олигархия, демократия и тирания). Причем демократию он считает главной бедой политики, ибо она неминуемо ведет к тирании большинства. В демократии, по его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану. Идеальное государство Платон видел в справедливом правлении избранных мудрецов-философов, ибо только им доступно истинное знание и добродетель. В политическом идеале Платона личность, общество и государство растворены в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился подчинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: — философы-правители (высший класс); — стражи и воины; — ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего — ни семьи, ни собственности — все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. «Мы лепим государство, — писал Платон, — не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все См.: Платон. Собр. соч.: В Зт. М., 1971. Т. 1. С. 273. Глава II. История политических учений § 3. Политическая мысль Древнего мира
в целом»1. Здесь наряду с утопической идеей уравнительного общества Платон выдвигает плодотворную идею общественного разделения труда, распространяет ее на сферу управления государством. В конце жизни взгляды Платона на государство сильно меняются. Он ратует за полное подавление человека государством, за полнейшую регламентацию жизни людей со стороны государства, которым правит тиран, обладающий «величайшей властью». По сути, в этот период Платон утверждал идею тоталитаризма. Аристотель. Будучи учеником Платона, Аристотель (384—322 до н.э.) анализировал многие политические понятия. Его можно считать родоначальником науки о политике, ибо он первым выделил все политическое в особую отрасль социального сознания. Главное его политологическое сочинение — «Политика». По мнению Аристотеля, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство — естественное образование, развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее к государству (городу-полису). Однако приоритетно государство, так как оно по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан. Он не выделял государство из общества, хотя попытки их разграничения у него были. В учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек — часть государства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане — не рабы, ими никто не владеет, они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство — удел рабов. Наряду с этим он говорит о приобщении свободных людей к управлению греческим полисом, об их политическом общении и выдвигает свое знаменитое положение о том, что человек есть «существо политическое». Формы государственного устройства Аристотель делит на три «правильные» (монархия, аристократия, полития) и три «неправильные» (тирания, олигархия, демократия). Лучшей формой он считал политию, которая должна объединить три элемента: добродетель, богатство, свободу — и тем самым сочетать интересы богатых и бедных. Каждой форме государства он дал подробные политические характе- ристики, указав на их достоинства и недостатки. Проблему государственности Аристотель поставил в плоскость практической политики. Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.). Был не только знаменитым римским оратором, но и интересным политическим мыслителем. Государство в его трактовке предстает как согласованное правовое общение, в котором он видел воплощение справедливости и права. В отличие от Платона и Аристотеля, считавших естественное право и государство неотделимыми, Цицерон говорил, что естественное право возникло раньше любого писаного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства». Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия. Спецификой развития политической мысли в Древнем Риме вообще оказалось ее базирование на законодательстве. Здесь в наибольшей степени, чем где-либо в Древнем мире, были разработаны правовые принципы и нормы общественных отношений. Римское право, содержащее стройную систему норм социально-имущественного характера, оказывало решающее воздействие на идеологию, на политическое мышление. Идеи государственного устройства, управления, прав и свобод личности во многом исходили из положений правового порядка. Политическая мысль на Востоке. История политических идей на Востоке берет свое начало от работ Лао-Цзы, Конфуция, Мо-Цзы, Сюнь-Цзы и некоторых других древнекитайских мыслителей, от замечательных памятников древнеиндийской культуры «Веды», «Артхаша-стра» и других произведений, содержащих суждения политического свойства. Особенности развития этих стран оказали существенное воздействие на характер политических взглядов их авторов. Здесь политические идеи очень длительное время были «спрятаны» в философских учениях, в фольклоре, мифах, религии. Их выделение в самостоятельное направление анализа происходило на протяжении многих веков. Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве. 1 Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. С. 484. 2 См: Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 484. Глава II. История политических учений § 5. Пол итические концепции Нового времени
§ 4. Политическая мысль Средневековья На протяжении длительного периода Средневековья господствовала христианская концепция политики. Ее создателями считаются Августин Аврелий (354—430) и Фома Аквинский (1226—1274). В их учениях государство рассматривается как некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому цель государства — сохранение порядка и гражданского мира. Согласно Акви-нату, власть имеет божественный характер. Идеальной формой государства он, как и Аристотель, считал смешанную форму, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия — службу интересам государства, а подданные (народ) представляются гарантией социального мира и согласия. Причем власть монарха должна быть ограничена законами. Но поскольку власть по своей сущности является божественной, то считается смертным грехом выступление против власти государства. Правда, при нестерпимой тирании Аквинат считает правомерным тираноубийство. Важной идеей этого времени было обоснование верховенства церкви над светской властью; ее смысл сводился, в частности, к выводу, что все формы правления должны уважать Бога и человека. Оба теоретика христианской политики считали, что церковь выше любого государства, поскольку она владеет душой человека, духом, а государству принадлежит лишь бренное человеческое тело. Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало идею о том, что государство и власть — элементы божественной деятельности и подконтрольны церкви. Наряду с этим Фома Аквинский уделял большое внимание вопросам права. В своем знаменитом труде «Сумма теологии» он признает существование четырех видов права: вечное, божественное, естественное, позитивное и показывает преимущества различных форм государственного устройства, проводя сравнительный анализ их характеристик. Религиозная концепция политики и государства носит явно апологетический характер, хотя и содержит некоторые положения, развитые позже в политической науке. Для этого потребовался коренной пересмотр политических постулатов религиозного толка, начатый Н. Макиавелли в условиях Возрождения и продолженный мыслителями следующей исторической эпохи. Date: 2016-07-25; view: 1338; Нарушение авторских прав |