Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические концепции Нового времени





Теоретиков Нового времени привлекли вопросы происхождения и основания государства; политическая мысль этого времени освобож­дается от прежних уз философии и религии; делается акцент на свет­ском характере законов. Возникла система взглядов на государство, общество, личность, которая получила название гражданской концеп­ции. Ее отправной точкой стал индивид-гражданин. Государство рас­сматривалось как независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.

Никколо Макиавелли. Итальянский мыслитель (1469—1527) разра­ботал метод прагматического подхода к политике, заключавшийся в необ­ходимости постигать истинное положение вещей, политической реаль­ности, а не рассматривать некие воображаемые государственные и поли­тические конструкции, ситуации. С помощью этого метода Макиавел­ли анализировал политический опыт истории, дал реалистическую оценку власти, управления, характера государя.

При этом он широко прибегал к сравнительному методу, сопостав­ляя формы государственности, особенности управления в разных стра­нах Европы. Это позволило ему прийти к обобщающим выводам отно­сительно принципов государственного строительства, политического искусства, правителей, условий политического успеха. В трактате «Го­сударь» он описывает способы создания сильного государства. Макиа­велли разработал доктрину моральной целесообразности, на основе которой возник термин «макиавеллизм» или политика силы, пренеб­режения нормами морали. Правда, он принял во внимание законность политической цели, но не распространял это на процесс создания и со­хранения государства.

Основной политический вывод Макиавелли состоял в том, что для сохранения и упрочения власти в государстве могут и должны быть ис­пользованы любые средства. Он считал, что «двойную славу» стяжает тот, кто создаст государство и укрепит его хорошими законами, союз­никами, военной мощью, но двойным позором покроет себя тот, кто, будучи рожден государем, по неразумению лишится власти1.

Лучшей формой государственности Макиавелли считал республи­канское правление. На основе анализа политической эволюции италь­янского государства он предугадывал развитие государственности от Централизованной монархии к республике.

1 См.: Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 72—73.



Глава II. История политических учений


§ 5. Политические концепции Нового времени



 


Томас Гоббс. Английский мыслитель (1588—1679) внес важный вклад в гражданскую трактовку политики. Суть его воззрений в том, что он считал источником власти монарха общественный договор, а значит, утверждал необходимость ограничений монаршей власти. В «Левиафане», своем главном произведении, Гоббс обосновывает не­обходимость государства в виде общественного договора, где люди со­гласились бы передать все свои естественные права монарху и подчи­ниться ему в обмен на закон. Сторонник сильной государственной вла­сти (политического абсолютизма), Гоббс объявлял.интересы государ­ства высшим критерием морали.

Абсолютная власть государства — вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные зако­ны сопряжены с разумом, то гражданские опираются на силу. Государ­ство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти — спутников «разнуздан­ного состояния безвластия». Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для мира и общей защи­ты. Носитель такого лица — суверен. Суверен обладает верховной вла­стью, а всякий другой является его подданным.

Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Т. Гоббсу, не одни только полицейско-охранительные функции. Его задача: «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, зем­леделие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляю­щие спрос на рабочие руки»; силой принуждать к труду физически здо­ровых людей, отлынивающих от работы. Ему надлежит заниматься воспитательно-просветительской деятельностью. Государство гаран­тирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности, «покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выби­рать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д.». Такая трактовка свободы имела пробуржу-азный и исторически прогрессивный социальный смысл.


Джон Локк (1632—1704). Его считают родоначальником либерализ­ма. В своем втором трактате о государстве Локк впервые четко разде-


лил такие политические понятия, как личность, общество, государст­во, и поставил личность выше общества и государства. Согласно Лок-ку, человек от рождения обладает естественными правами (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность — средство достиже­ния свободного общества.

Продолжив анализ общественного договора, Локк трактует его как учреждение гражданского общества и подчеркивает, что государство подчиняется обществу и личности. Государство действует только в ин­тересах защиты прав личности, ибо личности создают общество, а об­щество создает государство. Локк доказывал, что главной обязанно­стью государства, возникшего на основе договора, является соблюде­ние «естественного права», защита личной свободы и частной собст­венности граждан.

В работе «Два трактата о правлении» Локк рассмотрел широкий комплекс проблем государственной власти и гражданского общества, политических свобод, законности, собственности, форм государствен­ности и др. Он выступал за разделение законодательной и исполни­тельной властей, причем наиболее значимой считал законодательную власть, определяющую политику государства.

Локк полностью разделял идеи естественного права, общественно­го договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод лично­сти, сбалансированности властей, законности восстания против тира­на и т.д. Но он не просто воспроизводил подобного рода идеи, выска­занные до него другими, а развил их, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннебуржуазного либерализма.

Шарль Луи Монтескье. Французский просветитель (1689— 1755) внес два существенных вклада в политическую науку. Он разра­ботал теорию факторов, определяющих политику, а точнее политиче­ское поведение людей. В работе «О духе законов», где Монтескье вы­ступил как основоположник географической школы исследования по­литики и государства, он называет их: климат, религия, законы, прин­ципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; в результате всего этого образуется «общий дух народа». Здесь речь идет об истори­ческом и социальном детерминизме, позволяющем прогнозировать политику. Ш. Монтескье сформулировал теорию разделения властей, положив в ее основу осмысление британской политической системы.

1 См.: ЛоккДж. Собр. соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 260-340.



 


 



Глава 11. История политических учений


§ 5. Политические концепции Нового времени



 


Он говорил, что политической властью всегда злоупотребляют; это — в природе человека. И поэтому верховенство права может быть обеспе­чено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга.

Иммануил Кант. Немецкий мыслитель (1724—1804) осуществил оригинальные разработки проблем государства и права. Он высоко оценивал роль государства в жизни общества, считая, что оно призвано обеспечивать эффективное соперничество между людьми как гаран­тию прогресса, но в то же время должно ограничивать его рамками мирной борьбы. Преодолевая «состояние войны» внутри общества, го­сударство делает возможным совместную жизнь и деятельность людей. Опираясь на гуманистические идеи предшественников, Кант вывел главные черты государства, основанного на принципах общественного до­говора и народного суверенитета. Это — свобода, равенство, граждан­ская самостоятельность людей. В государстве, где торжествует право, утверждается разделение властей на три ветви, происходит саморазви­тие государства в соответствии с законами. Развитие гражданской концепции политики сопровождалось процессом нового государст­венного устройства в Европе и Америке. В США, например, сумели создать конституцию, соединившую политическую теорию и практи­ку. Американская республика сразу создавалась как государство с огра­ниченной властью.


Джеймс Мэдисон (1751 — 1836) был выдающимся теоретиком амери­канского республиканизма. По его мнению, народ — единственный источник политической власти, а выборы — характерная черта респуб­ликанского правления. Мэдисон много размышлял над проблемой за­щиты интересов меньшинства, которые обычно подавляются находя­щимся у власти большинством. Он считал, что гарантировать свободу меньшинству может только республика, которой управляет представи­тельная власть.

Делегирование власти, представительная форма власти — серьезный вклад Мэдисона в искусство либерального правления. Наряду с этим Мэ­дисон усовершенствовал теорию разделения властей: предложил такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой все три ветви вла­сти являются относительно равными. Этот механизм взаимного кон­троля властей до сих пор действует в политической системе США.

См.: Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М., 1996. Т. 6. С. 226; М., 1965. Т. 4, ч. 2. С. 239.


Таким образом, в XVI—XVIII вв. родились и совершенствовались политические идеи либерализма. Теперь в центр политики ставится не государство, а человек. Разрабатываются вопросы, связанные с права­ми и свободами человека, их защитой со стороны государства. В связи с этим складывался и новый подход к функциям государства, механизму власти.

Однако многие привлекательные идеи и лозунги не были реализо­ваны в интересах широких народных масс, и в XVIII— XIX вв. в трудах ряда политических мыслителей гражданский подход к политике эво­люционирует в более современную и прогрессивную социальную кон­цепцию политики. В ней меняются акценты:

1) отправной точкой политики является уже не индивид, а социаль­
ные группы (нация, класс, население страны);

2) в выяснении характера государства внимание переключается с
закона («естественное право», договор) на историю, государство рас­
сматривается с точки зрения развития;


3) нарастает внимание к экономическим проблемам жизни, к кото­
рым государство причастно.

Жан Жак Руссо. Французский просветитель (1712—1778) первым встал на позицию социальной концепции политики. Исходным мо­ментом его анализа явилось открытие двойственного положения граж­данина в государстве. В одном смысле индивиды создают государство, а в другом — сами становятся его продуктами, ибо их бытие и мораль сопредельны с их гражданством. Поэтому Руссо утверждал закономер­ность господства общей воли, основанной на общности морали, и пра­во общества заставить подчиниться тех, кто ей сопротивляется. По мнению Руссо, большинство вправе подчинить меньшинство, пода­вить инакомыслие, инакодействие.

Для эффективного действия общей воли, кроме готовности инди­видуумов к идентификации с обществом, Руссо считал необходимым три внешних условия:

1) социальное равенство (он соглашался с наличием частной собст­
венности, но протестовал против неравного распределения собствен­
ности среди членов общества);

2) политическое единство общества, основанное на общей воле;

3) прямая форма демократии (он считал, что представительная
власть — это рабство; раз воля неотчуждаема, то она не может быть
представлена).



Глава II. История политических учений


Г


§ 6. Развитие политической мысли в России



 


ления — демократического. Углубленное исследование проблем соци­альной справедливости, решающей роли масс в управлении государ­ством, господства общественных интересов над индивидуальными способствовало научному оформлению социалистического политиче­ского течения.

Происшедшая в XIX в. политизация общества в Европе и Северной Америке послужила стимулом для появления множества других поли­тических концепций: империалистических, геополитических, госу­дарственно-правовых, анархистских, националистических и т.д. Это, в свою очередь, активизировало исследования в области политической истории и политического права, что вплотную подводило к необходи­мости рождения политической науки.

К этому же подталкивала и политическая практика. Лозунги про­светителей — «Свобода!» «Равенство!» «Братство!» — стали идейно-по­литическим оружием революций XVIII—XIX вв. В горниле этих рево­люций возникли политические партии, складывалась политическая жизнь, в новых политических условиях остро встала проблема практи­ческой реализации демократических концепций. В жизнь многих стран широко входила представительная демократия. Вместе с тем на­растала эксплуатация, усиливалась классовая борьба, усложнялась •система власти, взаимоотношений человека и государства. Все это тре­бовало научного анализа, оценки, прогнозирования.







Date: 2016-07-25; view: 1153; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию