Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политические концепции Нового времени
Теоретиков Нового времени привлекли вопросы происхождения и основания государства; политическая мысль этого времени освобождается от прежних уз философии и религии; делается акцент на светском характере законов. Возникла система взглядов на государство, общество, личность, которая получила название гражданской концепции. Ее отправной точкой стал индивид-гражданин. Государство рассматривалось как независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей. Никколо Макиавелли. Итальянский мыслитель (1469—1527) разработал метод прагматического подхода к политике, заключавшийся в необходимости постигать истинное положение вещей, политической реальности, а не рассматривать некие воображаемые государственные и политические конструкции, ситуации. С помощью этого метода Макиавелли анализировал политический опыт истории, дал реалистическую оценку власти, управления, характера государя. При этом он широко прибегал к сравнительному методу, сопоставляя формы государственности, особенности управления в разных странах Европы. Это позволило ему прийти к обобщающим выводам относительно принципов государственного строительства, политического искусства, правителей, условий политического успеха. В трактате «Государь» он описывает способы создания сильного государства. Макиавелли разработал доктрину моральной целесообразности, на основе которой возник термин «макиавеллизм» или политика силы, пренебрежения нормами морали. Правда, он принял во внимание законность политической цели, но не распространял это на процесс создания и сохранения государства. Основной политический вывод Макиавелли состоял в том, что для сохранения и упрочения власти в государстве могут и должны быть использованы любые средства. Он считал, что «двойную славу» стяжает тот, кто создаст государство и укрепит его хорошими законами, союзниками, военной мощью, но двойным позором покроет себя тот, кто, будучи рожден государем, по неразумению лишится власти1. Лучшей формой государственности Макиавелли считал республиканское правление. На основе анализа политической эволюции итальянского государства он предугадывал развитие государственности от Централизованной монархии к республике. 1 См.: Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 72—73. Глава II. История политических учений § 5. Политические концепции Нового времени
Томас Гоббс. Английский мыслитель (1588—1679) внес важный вклад в гражданскую трактовку политики. Суть его воззрений в том, что он считал источником власти монарха общественный договор, а значит, утверждал необходимость ограничений монаршей власти. В «Левиафане», своем главном произведении, Гоббс обосновывает необходимость государства в виде общественного договора, где люди согласились бы передать все свои естественные права монарху и подчиниться ему в обмен на закон. Сторонник сильной государственной власти (политического абсолютизма), Гоббс объявлял.интересы государства высшим критерием морали. Абсолютная власть государства — вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские опираются на силу. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти — спутников «разнузданного состояния безвластия». Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для мира и общей защиты. Носитель такого лица — суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Т. Гоббсу, не одни только полицейско-охранительные функции. Его задача: «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»; силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы. Ему надлежит заниматься воспитательно-просветительской деятельностью. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности, «покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д.». Такая трактовка свободы имела пробуржу-азный и исторически прогрессивный социальный смысл. Джон Локк (1632—1704). Его считают родоначальником либерализма. В своем втором трактате о государстве Локк впервые четко разде- лил такие политические понятия, как личность, общество, государство, и поставил личность выше общества и государства. Согласно Лок-ку, человек от рождения обладает естественными правами (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность — средство достижения свободного общества. Продолжив анализ общественного договора, Локк трактует его как учреждение гражданского общества и подчеркивает, что государство подчиняется обществу и личности. Государство действует только в интересах защиты прав личности, ибо личности создают общество, а общество создает государство. Локк доказывал, что главной обязанностью государства, возникшего на основе договора, является соблюдение «естественного права», защита личной свободы и частной собственности граждан. В работе «Два трактата о правлении» Локк рассмотрел широкий комплекс проблем государственной власти и гражданского общества, политических свобод, законности, собственности, форм государственности и др. Он выступал за разделение законодательной и исполнительной властей, причем наиболее значимой считал законодательную власть, определяющую политику государства. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т.д. Но он не просто воспроизводил подобного рода идеи, высказанные до него другими, а развил их, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннебуржуазного либерализма. Шарль Луи Монтескье. Французский просветитель (1689— 1755) внес два существенных вклада в политическую науку. Он разработал теорию факторов, определяющих политику, а точнее политическое поведение людей. В работе «О духе законов», где Монтескье выступил как основоположник географической школы исследования политики и государства, он называет их: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; в результате всего этого образуется «общий дух народа». Здесь речь идет об историческом и социальном детерминизме, позволяющем прогнозировать политику. Ш. Монтескье сформулировал теорию разделения властей, положив в ее основу осмысление британской политической системы. 1 См.: ЛоккДж. Собр. соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 260-340.
Глава 11. История политических учений § 5. Политические концепции Нового времени
Он говорил, что политической властью всегда злоупотребляют; это — в природе человека. И поэтому верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга. Иммануил Кант. Немецкий мыслитель (1724—1804) осуществил оригинальные разработки проблем государства и права. Он высоко оценивал роль государства в жизни общества, считая, что оно призвано обеспечивать эффективное соперничество между людьми как гарантию прогресса, но в то же время должно ограничивать его рамками мирной борьбы. Преодолевая «состояние войны» внутри общества, государство делает возможным совместную жизнь и деятельность людей. Опираясь на гуманистические идеи предшественников, Кант вывел главные черты государства, основанного на принципах общественного договора и народного суверенитета. Это — свобода, равенство, гражданская самостоятельность людей. В государстве, где торжествует право, утверждается разделение властей на три ветви, происходит саморазвитие государства в соответствии с законами. Развитие гражданской концепции политики сопровождалось процессом нового государственного устройства в Европе и Америке. В США, например, сумели создать конституцию, соединившую политическую теорию и практику. Американская республика сразу создавалась как государство с ограниченной властью. Джеймс Мэдисон (1751 — 1836) был выдающимся теоретиком американского республиканизма. По его мнению, народ — единственный источник политической власти, а выборы — характерная черта республиканского правления. Мэдисон много размышлял над проблемой защиты интересов меньшинства, которые обычно подавляются находящимся у власти большинством. Он считал, что гарантировать свободу меньшинству может только республика, которой управляет представительная власть. Делегирование власти, представительная форма власти — серьезный вклад Мэдисона в искусство либерального правления. Наряду с этим Мэдисон усовершенствовал теорию разделения властей: предложил такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой все три ветви власти являются относительно равными. Этот механизм взаимного контроля властей до сих пор действует в политической системе США. См.: Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М., 1996. Т. 6. С. 226; М., 1965. Т. 4, ч. 2. С. 239. Таким образом, в XVI—XVIII вв. родились и совершенствовались политические идеи либерализма. Теперь в центр политики ставится не государство, а человек. Разрабатываются вопросы, связанные с правами и свободами человека, их защитой со стороны государства. В связи с этим складывался и новый подход к функциям государства, механизму власти. Однако многие привлекательные идеи и лозунги не были реализованы в интересах широких народных масс, и в XVIII— XIX вв. в трудах ряда политических мыслителей гражданский подход к политике эволюционирует в более современную и прогрессивную социальную концепцию политики. В ней меняются акценты: 1) отправной точкой политики является уже не индивид, а социаль 2) в выяснении характера государства внимание переключается с 3) нарастает внимание к экономическим проблемам жизни, к кото Жан Жак Руссо. Французский просветитель (1712—1778) первым встал на позицию социальной концепции политики. Исходным моментом его анализа явилось открытие двойственного положения гражданина в государстве. В одном смысле индивиды создают государство, а в другом — сами становятся его продуктами, ибо их бытие и мораль сопредельны с их гражданством. Поэтому Руссо утверждал закономерность господства общей воли, основанной на общности морали, и право общества заставить подчиниться тех, кто ей сопротивляется. По мнению Руссо, большинство вправе подчинить меньшинство, подавить инакомыслие, инакодействие. Для эффективного действия общей воли, кроме готовности индивидуумов к идентификации с обществом, Руссо считал необходимым три внешних условия: 1) социальное равенство (он соглашался с наличием частной собст 2) политическое единство общества, основанное на общей воле; 3) прямая форма демократии (он считал, что представительная Глава II. История политических учений Г § 6. Развитие политической мысли в России
ления — демократического. Углубленное исследование проблем социальной справедливости, решающей роли масс в управлении государством, господства общественных интересов над индивидуальными способствовало научному оформлению социалистического политического течения. Происшедшая в XIX в. политизация общества в Европе и Северной Америке послужила стимулом для появления множества других политических концепций: империалистических, геополитических, государственно-правовых, анархистских, националистических и т.д. Это, в свою очередь, активизировало исследования в области политической истории и политического права, что вплотную подводило к необходимости рождения политической науки. К этому же подталкивала и политическая практика. Лозунги просветителей — «Свобода!» «Равенство!» «Братство!» — стали идейно-политическим оружием революций XVIII—XIX вв. В горниле этих революций возникли политические партии, складывалась политическая жизнь, в новых политических условиях остро встала проблема практической реализации демократических концепций. В жизнь многих стран широко входила представительная демократия. Вместе с тем нарастала эксплуатация, усиливалась классовая борьба, усложнялась •система власти, взаимоотношений человека и государства. Все это требовало научного анализа, оценки, прогнозирования. Date: 2016-07-25; view: 1153; Нарушение авторских прав |