Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика эволюции политических идей
Политические идеи — формы осмысления политической действительности. Главной причиной возникновения и развития политических идей оказалось социальное разнообразие, в том числе классовое деление общества, вызывающее разнообразие социально-политических интересов и настроений. Политическая мысль особенно активно развивалась в горниле социальных противоречий, а общественное зна- чение приобретали лишь те доктрины, которые в большей или меньшей степени отвечали массовым интересам. Политическая борьба рождала научные дискуссии, в ходе которых вырабатывались политические концепции. Они сталкивались между собой, поддерживались или отвергались обществом. Поэтому оценка политических доктрин требует не только определения того, интересы какого класса они выражают, но и сопоставления их содержания с мировоззрением оппозиционной социальной группы. Взаимодействие доктрин борющихся социальных сил является характерной тенденцией истории политических идей. В этом заключается важный стимул развития самих концепций. Каждая социальная группа, теоретически выражая свое отношение к государству, стремилась оказать воздействие на массовое политическое сознание, на политику государства и законодательство. Политика всегда стремилась найти обоснование в философии или религии, а оправдание — в морали. Поначалу политические теории вообще были частью этики, философии, богословия. Пожалуй, не было ни одного идеолога, который не ссылался на «общее благо», «справедливость», «интересы народа», «общественную необходимость» и не утверждал, что законы должны защищать справедливость, а государство — помогать слабым и обиженным. Никто открыто не призывал к беззаконию, произволу, насилию, подобные призывы в скрытой форме содержались в обоснованиях «правления мудрых», «просвещенной монархии», стоящей выше закона, в расплывчатом понимании права. Обычно каждый класс стремился представить собственный интерес как общий интерес всего народа. Закономерностью развития политической мысли является также базирование политических учений на логико-теоретическом багаже господствующего или авторитетного мировоззрения. Это выражается в использовании понятий и образов, свойственных мышлению данной эпохи, в представлениях и аргументации, созвучных существующему массовому общественному сознанию. Мировоззренческая основа большинства политических учений многовариантна, что позволило использовать их для объяснения разных и даже противоположных программных требований. Религиозное отношение к государству многие века оставалось опорой консервативных политических программ, но в форме религии выступали и оппозиционные политические движения. Стремление обосновать политическую теорию на изучении природы человека и отношений индивидов лежало в основе и авторитарной доктрины Гоббса и
Глава II. История политических учений § 6. Развитие политической мысли в России
ство) — князь (царь)», утвердилась идея божественной сущности госу! дарства, всеобщим стало убеждение, что от Бога зависит величие ца.1 рей, процветание царств и судьбы народов. Традиционным в оценка власти стало утверждение: «Нет власти не от Бога, существующие ж| власти от Бога установлены». Проводником божественной воли н| земле считалась светская власть в лице князя-царя. На протяжении XI—XVII вв. изменялось отношение к проблеме за! конности власти князя-царя. До XVII в. в политической мысли господ! ствовал традиционно-наследственный порядок — «от старого Игоря» (Илларион) в Киевской Руси, от киевских князей в Московской Руси! Диссонансом звучало утверждение М. Грека об избрании правителей всем народом. Окончание династии Рюриковичей, борьба за престол 1 Смутное время вызвали необходимость обоснования новых критериев легитимности царской власти. Впервые в истории России утверждался тезис: «Глас Божий бо глас народа», т.е. право на выборы государя! Право на престол вынуждены были доказывать Борис Годунов и В.И. Шуйский. Утверждение единовластия, возможный в этих условиях произвол! кризис сословно-представительной монархии, нарастание абсолютизм ма актуализировали в политической мысли XVI—XVII вв. проблему форм государственной власти, их эффективности и устойчивости! М. Грек считал, что единоличное управление государством ведет к erJ гибели, необходимо опираться на совет, который состоял бы из бояр-| ства и дворянства, высказал мысль о разумной сословной монархии! разработал идею о законодательном ограничении верховной власти] Он использовал понятие «правды» как закона, справедливого суда. XVII в. стал поворотным в общественном сознании, веком «обмир-; щения» культуры, зарождения буржуазных отношений, временем рао] цвета сословно-представительной монархии и ее кризиса, усиления тенденции абсолютизма. Кульминацией политической мысли начала вещ стало учение о сословно-представительной монархии. «Грамота боярина] князя Федора Ивановича Мстиславского с товарищами в Казань об избрании царем королевича Владислава» (1610) устанавливала порядом высшего управления государством, впервые разграничивая политичен скую компетенцию Земского собора и Боярской думы, формулировала права разных сословий. С другой стороны, выход из кризиса сословно-представительной монархии мыслители видели в установлении абсолютизма. Симеом Полоцкий (1629—1682) впервые употребил выражение «царь-солнце»! царь и Бог для него почти равные величины. Юрий Крижанич (okj j61) — апологет самодержавия, «совершенного самовладства» Как наилучшего правления, так как при нем легко исправить все ошибки, недостатки, ввести благие законы. Оба различали понятия царя и* тирана. Безграничная власть, по мнению Крижанича, противна божественному и природному закону. Лекарство от превращения царя в тирана Полоцкий видел в чтении Аристотеля, в образованности. Юрий Крижанич был крупнейшим политическим мыслителем XVII в. Его труд «Политика» признан уникальным, выдающимся памятником русской политической мысли 1660-х гг., настоящим политическим трактатом, трактатом для России и о России. Впервые в нем политика представлена как наука, более того, как самая благородная из всех мирских наук, «всего госпожа», наука, пристойная государям и их советникам. Таким образом, насущными политическими проблемами периода Киевской Руси были: происхождение государства, возникновение правящей династии, единство и суверенность верховной власти, место и роль великого князя, отношения князя и вассалов. В XIV — начале XVI в. к названным проблемам добавляются: родословная князей, формы организации верховной власти и способы ее реализации, взаимоотношение церкви и государства, началось освоение русской мыслью феномена самодержавия. В XVI—XVII вв. мыслителей интересовали проблемы форм государственной власти, ее сущности, место в ней царя, его полномочия. Мыслителей не устраивало современное положение страны, выход они видели в основном в усилении централизации власти и изменении принципов ее функционирования. В русской политической мысли зародилась традиция критического отношения к верховной власти и к людям, находящимся на ее вершине. Консервативная политическая мысль. При Петре I началось теоретическое обоснование абсолютизма. Им занималась «ученая дружина», в состав которой входили Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев. Они доказывали необходимость усиления государственной власти, причем Посошков — в сфере экономики, а Ф. Прокопович стал теоретиком и проводником религиозной политики Петра I, направленной на полное подчинение церкви государству. С точки зрения предыдущего периода взгляды «ученой дружины» назвать консервативными нельзя, но они заложили основу будущего консерватизма. Консерваторы второй половины XVIII в. (Екатерина II, А. П. Сумароков, В. Т. Золотницкий, В. К. Тредиаковский) стремились обосновать привлекательность существующего строя, разрабатывая концеп- Глава II. История политических учений цию «просвещенного абсолютизма», в основе которой лежала вера в мудреца на троне, который правит страной по разумным, справедливым законам и стремится к общему благу своих подданных. Концепция «просвещенного абсолютизма» была реакцией на основные идеи Просвещения (теорию общественного договора и естественных прав человека), но не стала официальной идеологией. Системный кризис феодально-крепостнических основ, «брожение умов» актуализировали поиск путей усиления идеологического влияния на общество. Оформление официальной идеологии происходило в первой половине XIX в. Идеологом консервативного направления был Н.М. Карамзин (1766—1826), выдающийся русский писатель и историк. Он сформулировал два постулата официальной идеологии: самодержавие и православие. Исконным принципом России Карамзин считал единодержавие, «государь есть живой закон», в нем «соединяются все власти: наше правление отеческое, патриархальное». Окончательно официальная идеология, получившая название «теория официальной народности», была сформулирована в начале 1830-х гг. С.С. Уваровым (1786—1855). Суть теории выражается в трех положениях — «православие, самодержавие, народность». Православие — исконное свойство русской народной идеологии, основа духовной жизни народа, ее единства. Самодержавие — гарант нерушимости русского государства, единственно возможная форма власти. Народность — отсутствие в русском обществе основы для социальных конфликтов, единение царя с народом, она неотделима от крепостнического уклада. Русский народ по своей природе религиозен и предан православию, стоит за царя, видит в нем представителя Бога на земле, а в помещике — отца родного. Основой российской государственности считалась патриархальность: государство понималось как семья, а император как отец этой семьи, заботливый попечитель подданных. Консерваторы выступали как сознательные выразители интересов России и славянского культурного типа, считали его качественно новым и перспективным. Историческая миссия России, по их мнению, — противостоять враждебным попыткам Запада растворить славянство в европействе, защитить и объединить славян, сохранить и упрочить свою самобытность, традиции, культуру, поэтому они безоговорочно оправдывали всю внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, хотя их идеальные конструкции свидетельствовали о неудовлетворенности положением в стране. Не принимая европейской цивилизации, российские консерваторы отвергали парламентаризм, демократию, избирательное право. § 6. Развитие политической мысли в России B.C. Соловьев (1853—1900) разработал концепцию социального государства, в котором основные взаимодействующие силы — церковь, государство и человек. Главное правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей. Таким может быть только теократическое, христианское государство. Соловьев считал одним из господствующих заблуждений и зол нашего времени разрыв между нравственностью и политикой, в пределах христианского мира нравственность и политика должны быть тесно связаны. Западники и славянофилы. В ответе на вопрос о дальнейшей судьбе России, о том, как отвечать на вызов Европы, мыслители в конце 1830-х гг. раскололись на западников и славянофилов. Западники, к которым относились Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, В.П. Боткин, В.Г. Белинский, П.В. Анненков, стояли на позиции однолинейного развития мира, форпостом человеческой цивилизации считали Западную Европу, из чего делали вывод о необходимости следования России западноевропейским образцам. Они были сторонниками буржуазных преобразований путем реформ, поклонниками буржуазной государственности. Главной для них в условиях деспотической России являлась проблема правовой защиты личности, ее свободы, поэтому они были противниками крепостного права, считали необходимым ограничить самодержавную власть, но конкретных проектов не представили. В отличие от западников славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) отрицали общую для всех стран закономерность общественного развития, верили в самобытный путь России. Европейские народы они относили к категории старых, считали, что их перспектива — уход с исторической арены, и противопоставляли им молодую, самобытную Россию. Петр I повернул страну по западноевропейскому пути, нарушив ее естественное развитие, поэтому необходимо вернуться к исконно русским началам и развиваться на их основе. В политической сфере идеалом для славянофилов была народная монархия, в которой власть принадлежит Государству, а мнение, с которым власть обязана считаться, — Земле, состоящей из общин. Государство и Земля не вмешиваются в дела друг друга. Скрепляющим фактором должно быть православие, так как для регулирования общественных отношений одного государственного законодательства недостаточно. Освобождение крестьян славянофилы видели в отдаленной перспективе. При всей разности подходов западников и славянофилов объединяло убеждение в том, что существующая социально-политическая и Глава II. История политических учений § 6. Развитие политической мысли в России
экономическая реальность нуждается в реформировании. Они надеялись, что с инициативой реформ, постепенных и осторожных, выступит правительство, верховная власть, опирающаяся на поддержку общественного мнения, верили в возможность эволюционного, мирного осуществления необходимых реформ, критически относились к крепостничеству, засилью бюрократии, подавлению прав и свобод личности. Объединяла их и вера в Россию, в возможность ее быстрого и уверенного движения к процветанию. Эти черты стали сущностными для либерализма, поэтому не случайно в современной литературе большинство исследователей относят их к представителям раннего русского либерализма. Российский либерализм. Вторая половина XIX — начало XX в. были временем расцветароссийского либерализма. Вначале либеральные концепции развивались в рамках государственной, или «юридической», школы (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев, А.Д. Градовский, В.И. Сергеевич), которая образование государства считала поворотной точкой русской истории. К числу классических либералов относят Б. Н. Чичерина. Государство, по его мнению, — это союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Оно возникает как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского, церковного. Задачи государства: консолидация различных общественных интересов, предотвращение социальных катаклизмов, обеспечение безопасности и осуществление нравственного порядка, определение и за- j щита прав и свобод. Чичерин развил идею постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии. Эта форма позволяет эволюционным путем расширять свободу через расширение избирательных прав и круга избирателей. Чичерин сформулировал политический принцип: «либеральные меры и сильная власть», разработал доктрину правового государства. Русские либералы считали конституционную монархию идеальной для перехода от абсолютизма к правовому государству, поскольку она сочетает народное представительство (парламентское начало) и сильную исполнительную власть (монархическое начало), способную провести реформы сверху. На этой основе составлялись конституционные проекты русского либерализма начала XX в. Проблема правового государства стала центральной в русской политической мысли рубежа XIX—XX вв. Она разрабатывалась такими вид- ными юристами России, как С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, М.М. Ковалевский. Главное для либералов было найти мирное, правовое разрешение конфликтов, обеспечить легальную борьбу всех интересов. Российские либералы рассматривали эволюцию российской государственности как органический процесс преобразования абсолютизма в правовое государство. Общетеоретические представления либеральных идеологов о путях общественного прогресса в России были конкретизированы в программных документах партий кадетов и октябристов. Их исходной посылкой стала идея постепенного реформирования старой государственной власти. Они выдвигали требование замены неограниченного самодержавного режима конституционно-монархическим строем. Принцип монархизма и лозунг сохранения «единой и неделимой» России являлись ситемообразующими элементами. Кадеты считали идеальной конституционную монархию английского типа. Они последовательно проводили идею разделения властей, коренной реформы местного самоуправления, выступали за всеобщее избирательное право, оставались на позиции великодержавия и унитарного государственного устройства России. Октябристы были более консервативны. Они отстаивали принцип наследственной конституционной монархии, были против парламентаризма, стояли на националистических позициях. Российский политический радикализм. Радикальное направление русской политической мысли второй половины XIX — начала XX в. развивалось в рамках социализма, переход к которому мыслился в виде революции. К числу первых теоретиков русского социализма можно отнести А.И. Герцена (1812—1870) и Н.Г. Чернышевского (1828— 1889). Они разработали теорию «крестьянского общинного социализма», в основе которой лежала вера в особый, самобытный путь России. Россия не пойдет по капиталистическому пути, принесшему страдания народу, а от феодализма она сразу перейдет к социализму. Этот переход может обеспечить наличие крестьянской общины, которая рассматривалась как ячейка будущего социалистического общества. Движущей силой перехода будет крестьянство, а переход произойдет в виде крестьянской революции, после которой установится социальная республика с верховной властью народа. Теория «крестьянского общинного социализма» стала идейной основой революционного народничества, самого радикального общественного движения в России 1860— 1870-х гг. По вопросам тактики оно раскололось на три направления. Пропагандисты (лидер — П.Л. Лавров
Глава II. История политических учений § 6. Развитие политической мысли в России
(1823—1900) считали, что коренные социальные преобразования в России возможны только при сознательном участии народа, поэтому его необходимо готовить к революции. Момент готовности народа к перевороту укажет само течение исторических событий. Лидер заговорщического направления П.Н. Ткачев (1844—1885) считал, что нужно торопиться, так как Россия движется к капитализму. Крестьянство ком-мунистично по своим традициям и инстинктам, поэтому не просвещение должно предшествовать революции, а революция просвещению. Главная предпосылка революции — объединение сознательных элементов переворота в конспиративную централистскую партию, кото- i рая совершит революцию насильственным путем в ближайшем будущем, используя террор и заговор. Ткачев первым дал теоретическое обоснование террора как средства политической борьбы. Лидером анархистского направления в революционном народничестве был М.А. Бакунин (1814—1876). Государство — это насилие над народом, поэтому построить «положительное» государство невозможно, его необходимо уничтожить с помощью социальной революции. Она будет мировой, охватывающей все страны. Будущее за свободной федерацией вольных земледельческих и фабрично-ремесленных артелей, само-1 управляющихся товариществ, общин, областей и народов. Именно в этой форме реализуется высшая цель всего человечества — свобода. На смену народничеству в радикальной политической мысли при- тт. социал-демократы, стоявшие на позиции марксизма. Они не могли не считаться с особенностями России, наличием в ней феодальных пережитков. Революционный процесс российским социал-демократам виделся в два этапа. Вначале произойдет буржуазная революция, которая ликвидирует феодальные пережитки и создаст простор для развития капитализма, а затем — социалистическая. Первый теоретик марксизма в России Г. В. Плеханов (1856—1918) считал, что между буржуазной и социалистической революциями должен быть длительный период. Социалистическая революция произойдет только тогда, когда Россия станет индустриально развитой страной. Идею немедленного захвата власти он считал величайшим несчастьем, чреватым грядущей реакцией. Оппонентом Плеханова среди социалистов был теоретик большевизма В.И. Ульянов (Ленин) (1870—1924). В соответствии с его концепцией должно произойти перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, так как в России существуют предпосылки обеих революций. До 1915 г. Ленин разделял точку зрения Маркса, что социалистические революции произойдут вначале в передовых индустриальных странах и почти одновременно. Проанализировав империализм, неравномерность развития стран на этой стадии капитализма, он пришел к выводу, что социалистическая революция может победить первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой стране, слабом звене в цепи империализма. Такой страной он считал Россию. Российские социал-демократы и Ленин (до начала 1920-х гг.) верили в мировую революцию. Государство для Ленина — это понятие историческое, оно формируется в результате появления частной собственности и как следствие раскола общества на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, поэтому государство всегда классово. В антагонистическом обществе — это «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим». Ленин недооценивал демократию, свободы и права досоциалистической эпохи, так как считал, что они маскируют эксплуататорскую сущность государств. Эксплуататорское государство можно только свергнуть, насильственно уничтожить. При переходе к социализму необходим слом старого государственного аппарата. Социалистическое государство — это насилие большинства над эксплуататорским меньшинством. По сути, это диктатура пролетариата, которая является властью рабочих и беднейших крестьян. Диктатура пролетариата нужна как промежуточная стадия от буржуазного государства к обществу без классов — коммунизму. Политическая мысль эмиграции. В центре внимания эмигрантской политической мысли оказалась проблема революции. Спектр взглядов по этой проблеме был очень широким. Был распространен взгляд на революцию, как на безумие. С.Л. Франк назвал ее «величайшей исторической катастрофой, пережитой человечеством», «восстанием крестьянства, победоносной и до конца осуществленной всероссийской пугачевщиной XX в.». Высказывалась общая мысль, что удачных революций не бывает и быть не может. При разности подходов всех мыслителей интересовала проблема причин революции. Большинство из них считало революцию феноменом России. В концепции Н.А. Бердяева (1874—1948) революция выступает неотъемлемым звеном исторического процесса, ее высший смысл есть внутренний апокалипсис истории, так как в нашем греховном мире невозможно поступательное развитие. По мере накопления зла в обществе исчезают творческие силы, тогда происходит вторжение иррациональных сил. Тенденции исторического развития России, лежащие главным образом в среде национального самосознания, сдела-
Глава II. История политических учений § 2. Религиозное осознание политики
демократической теории Спинозы. На идее суверенитета законов природы основана и коммунистическая утопия Морелли, и реакционно-феодальная теория де Бональда. Ссылками на закономерности развития промышленного общества обосновывались выводы Сен-Симона о грядущем поглощении политики экономикой, проект казарменной социократии Конте, индивидуалистические идеалы Спенсера. В многовариантной трактовке социально-классовых интересов кроется и относительная самостоятельность идеологических концепций по отношению к этим интересам. Исследование многих политических доктрин показывает, что практически все они имеют в своей структуре три основных компонента: во-первых, теоретическую основу, методологию, через которую осуществляется идейно-понятийная связь с наиболее влиятельным мировоззрением эпохи, со всем обществом; во-вторых, содержательную попытку теоретического решения вопросов о происхождении, сущности, закономерностях развития, устройства, социальном назначении государства, о правах и обязанностях гражданина, его взаимоотношениях со структурами государства; в-третьих, программные положения, политические и правовые идеалы, проекты, которые непосредственно выражают интересы определенных социальных групп, оформляют отдельные взгляды, суждения, оценки в целостную политическую систему. Наличие этих компонентов, прежде всего теоретического содержания, отличает доктрину от политических мнений и воззрений, от пропаганды, содержащей политические лозунги, оформленные в духе существующего мировоззрения. Содержательной стороной всех политических учений являлась трактовка многочисленных вопросов, связанных с государством, гражданином, социальными группами, правовыми отношениями. Наряду с социально-классовыми интересами в политических теориях нередко находили выражение общечеловеческие ценности. Это — идеи справедливости, общего блага, свободы, равенства, нормы нравственности и поведения. С этими идеалами тесно связана концепция правового государства, т.е. полного господства закона и над человеком, и над государством. Многовековая борьба идей свободы и деспотизма, равноправия и иерархии, правового порядка и произвола сформировала систему аргументов в обоснование общечеловеческих ценностей, которая сегодня широко используется в политической борьбе. Наиболее значимыми для общества и науки являются политические идеи, которые выводились из общественно-политической практики и, в свою очередь, обогащали ее, предвосхищая политическое будущее. Разработка концептуальных проблем, общетеоретических и методологических вопросов политики обеспечивала решение именно этой задачи. Только на таком уровне реализуются принципиальные достижения в развитии политических знаний. И логично, что именно содержание политических учений предопределяет периодизацию их истории, поскольку проблема выделения этапов развития политической мысли носит по преимуществу общетеоретический характер. В этом смысле наиболее целесообразной оказывается периодизация, совпадающая с цивилизационным делением всей истории человечества: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. Date: 2016-07-25; view: 856; Нарушение авторских прав |