Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы, с которыми сталкивается современная молодёжь





Произошедшие в России 90-х годов ХХ века преобразования сопровождались расслоением ценностных структур массового сознания относительно социальных целей и предпочтительных средств их достижения, выявляя различия в ценностях разных социально-демографических групп.

Российская социология последних лет делала акцент на образовательных ценностях студенческой молодежи, и исследования отображали динамику отношения к учебе, как на вербальном, так и на поведенческом уровне. Большинство студентов в учебе демонстрируют качества не самые перспективные для будущих специалистов. По данным исследования московских студентов в 1994 году свыше половины студентов проявляет либо не достаточную самодисциплину, целеустремленность, либо слабый интерес к сфере знаний по избранной специальности. А почти одна треть отличается как низкой самодисциплиной, так и отсутствием выраженной профессиональной заинтересованности. Причем среди студентов технических вузов таких вдвое больше, чем у гуманитариев.[1] Образовательные ценности для студенчества являются базовыми и откладывают отпечаток на весь мотивационный комплекс и особенно его профессиональную составляющую.

 

В сознании студенческой молодежи явно господство прагматических настроений. Но при этом можно сказать, что студенты предъявляют высокие требования к качеству жизни: гарантированность жизненной безопасности и благополучия – вот их основное требование к обществу и собственная цель. Рационализация сознание вместе с тем несет в себе опасные изменения. Социологи отмечают, что рационализация бросает вызов и таким фундаментальным духовными понятиям, как гражданственность, патриотизм, долг. Гражданство для современной молодежи идентифицируется, прежде всего, с формальной принадлежностью к государству, со своего рода членством в нем. Вместе с тем чувства гражданской ответственности (долг, обязанность) и гордости, национального достоинства гражданина своей страны занимают высокие позиции в структуре ее идентификаций, но слабо связывают с ними свои жизненные цели.

По данным диссертационного исследования студенческая молодежь в большинстве придерживается базовых ценностей (материальное благополучие, семья, здоровье, хорошая профессия). Все же материальное благополучие как основную жизненную ценность отмечают в 2 раза больше студентов, чем профессию и интересную работу (80% и 43% соответственно). Распределение студенческой молодежи по структуре ценностных ориентаций в зависимости от выбранной специальности (табл. 2) показывает, что стремление быстро достичь материального благополучия через ряд доходных профессий – юрист, менеджер – остается пока достаточно высоким. В то же время студенты, обучающиеся по так называемым рейтинговым специальностям, реже отмечают как важные для себя «социально нравственные» ценности (порядочность, свобода выбора, дружба).

В крайних случаях в поисках самоутверждения молодые люди бросают учебу, меняют профессии, постятся, увлекаются восточными учениями. Не всегда это безобидно. Среди молодых людей попавших в тоталитарные секты или организации экстремистского толка не редкость одержимые идеей самоосуществления. Часто они отдают дань разнообразным интеллектуальным модам. Постоянный выбор и перемена в увлечения приводят к тому, что они рвут связи с действительностью. Став игрушкой в чьих-то манипуляциях, попавшие в жесткие условия сект, они зачастую испытывают облегчение: уходит жизнь-борьба, не нужно делать выбор. Отказ от собственной воли – оборотная сторона институализации биографических образцов в культуре, необходимости выстраивать свою жизненную стратегию вне сословных и идеологических рамок. Уход от социальной действительности в секты и подобные объединения сродни девиантному поведению, рассматриваемого не как «патология», а как естественный результат эволюции социума, как комфорные формы жизнедеятельности. По всей видимости, невозможно преодолеть и ликвидировать эти негативные проявления в духовной сфере. Также с трудом эти виды девиации поддаются количественной оценке или регистрации. Речь может идти лишь об адекватных способах и методах регулирования.

Учитывая актуальность изучаемой проблемы, стоит взять во внимание и изучить особенности организации молодежью своего свободного времени.

 

Используя метод анкетирования, мы получили определенные результаты работы. Анализируя их, мы выявили следующие особенности:

· количество свободного времени в пределах 3 часов преобладает у молодых людей - это 53%, а у девушек составляет - 48%

· свободное время от 3-х до 5-ти часов преобладает у девушек - 51% и у молодых людей составляет - 46%

· 5 - 7 часов свободного времени имеют всего 1% всех молодых людей и девушек

· Более 7 часов свободным временем не располагает никто. А это очень много времени.

Исследовав то, какие кружки и секции посещают студенты, мы выяснила, что;

· Молодые люди занимаются спортом или никуда не ходят (44 и 38%)

· Девушки, в основном, никуда не ходят, иногда занимаются спортом. (65 и 27%)

Анализируя особенности проведения свободного времени студентами, мы обратили внимание, что:

· Молодые люди чаще всего предпочитают гулять с друзьями, играть в компьютерные игры и выезжать на природу (60, 33 и 26,6%)

· Девушки же отдают предпочтение чтению журналов и художественных книг, шопингу и просмотру телевизора (33, 27 и 27%).

Анализируя студенческие группы по различным курсам (1-3), мы увидели, что:

· Свободного времени больше у II курса (87,5% - от 3 до 5 часов), меньше - у III (45% - от 3 до 5 ч), и еще меньше - у I курса (40% - также от 3 до 5 ч)

· Студенты всех курсов любят гулять с друзьями и отдыхать на природе, причем I и III курсы предпочитают читать журналы и художественные книги (30 и 35% соответственно), а II - смотреть телевизор (37,5%).

· Также видим, что 1, 3 курсы, в основном, никуда не ходят (47 и 65% соответственно), иногда занимаются спортом (по 30%), 2 же курс наоборот - чаще занимается спортом (62%), реже не ходят ни куда (38%).

Влияет на это:

У 1 курса наибольшее влияние оказывает желание, меньше - финансовое и семейное положения. У 2 и 3 курсов больше - финансовое положение - (63 и 54% соответственно), меньше - желание (25 и 20%)

Сравнивая различные учебные заведения, мы получили, что:

· Практически у всех студентов времени свободного от 3 до 5 часов.

 

В целом можно отметить, что в сфере свободного времени молодежи в настоящий период наиболее отчетливо проявляются следующие тенденции: отступление от культурных национальных традиций в организации и проведении досуга; усиление нормативной автономизации молодых людей, когда они руководствуются своими нормами поведения, составляющими их особую субкультуру; извращенное понимание сущности свободного времени; доминирование потребительских форм использования свободного времени; нарастание статусно-престижных интересов в реализации свободного времени.
Одной из важнейших причин, породивших эти тенденции, явилось разрушение традиционных институтов социализации молодого поколения. Такое положение дел в сфере свободного времени остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующими эстетическими, этическими и общекультурными ценностями. Повышению качественного состояния свободного времени в огромной степени будет способствовать рост материального состояния населения нашей страны, развитие и организация социальной инфраструктуры, воспитание активного ценностного отношения людей к образцам высокой духовной культуры, ее всесторонне усвоение.

 

 

Глава 2. Культурные потребности, как проблема современной молодёжи

2.1 Общая характеристика культурных потребностей

Потребности –это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», — отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому потребности и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения потребностей, а при отсутствии таких возможностей — путём подавления или замещения данной потребности другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных потребностей, невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.

Удовлетворение потребностей - цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие и низшие (вторичные и первичные). При рождении человек испытывает только первичные (физиологические) потребности. По мере социализации происходит становление высших духовных потребностей, более того, сущность социализации заключается в развитии именно социальных потребностей и социальных способов их удовлетворения. В широком смысле потребности являются предметом исследования не только об­щественных, но и естественных наук, в частности биологии, психоло­гии, медицины.

Для определения культурного вида потребностей известный интерес представляет осмысление социально-психологических механизмов этого явления. Свое начало социально-психологическая теория потребностей ведет от школы представителя немецкой гештальтпсихологии К. Левина, который рассматривал потребность как двигатель человеческой деятельности, как динамическое состояние, возникающее у человека при реализации его намерений. Для раскрытия процесса функционирования потребностей много сделала экспериментальная психология, изучавшая личность (Б.Г. Ананьев, В. П. Мясищев). Значительным вкладом в изучение природы потребностей личности явилась и концепция Д.Н.Узнадзе об установке.

В сфере культуры при формировании последних, нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.

В отечественной социологии известен также оригинальный подход к определению структуры потребностей, который носит название иерархической системы диспропорций. Смысл этого подхода в том, что потребности образуют некую иерархическую систему, состоящую из четырех уровней: низкого, где формируются элементарные (витальные) потребности; второго уровня, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты); третьего уровня, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения и т. д.); и высшего уровня, охватывающего систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности.

Названные подходы не могут в полной мере характеризовать методологию осмысления проблемы субкультур без учета такого аспекта, как формирование разумных потребностей.

В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической ситуации в стране, довольно бедной культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодежи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени.

И еще одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь в диалектической соподчиненное с потребностями общества, обладают опре­деленной самостоятельностью.

духовным потребностям можно отнести:

- потребность в знании (теоретико-познавательная), интерес человека к познанию окружающей действительности и применение этого знания в практической деятельности с целью воздействия на природу и общество и создания нового продукта материальной и духовной жизни;

- нравственная потребность, стремление к развитию таких нравственных сторон поведения и характера личности, как чувство социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки. На реализацию этих потребностей не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах, занятиях в свободное время;

- потребность в духовном общении (коммуникативная), желание человека устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе и в сфере семейных отношений. Эта потребность человека удовлетворяется путем обмена информацией, усвоения произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что способствует формированию благоприятных условий для развития личности;

- художественно-эстетическая потребность является реализацией природного чувства прекрасного как проявление гармонии и эстетических стимулов в мироощущении человека. Эта потребность реализуется в процессе приобщения к художественной культуре и в значительной степени отражает показатели конкретной субкультуры.

Учитывая пластичность культурных потребностей, их динамичность и способность проявляться в определенных индивидуализированных продуктах духовного производства, надо иметь в виду, что особое место в их характеристике принадлежит деятельности личности. Поэтому культурные потребности невозможно представить без анализа процесса создания ценностей культуры и их потребления. Производство и потребление, являясь двумя сторонами единой системы, выражают основу индивидуализации культурной потребности.

Интерес всегда выражает волю и желание конкретного человека. Словом, потребность не может проявляться иначе, чем через интерес. В особенности это относится к таким специфическим потребностям, как культурные, которые одновременно являются носителями интереса личности. Поэтому в разработке этого понятия большое место принадлежит эмпирическим показателям, позволяющим проследить путь формирования культурных потребностей, охарактеризовать их структуру. Опираясь на эти подходы, охарактеризуем систему культурных потребностей молодежи.

Значительное место в системе субкультуры молодежи принадлежит познавательным потребностям. Круг их проявления довольно широк. Условно можно выделить три сферы их проявления: система получения знания, чтение, средства массовой информации и искусства.

Что касается первой сферы удовлетворения познавательной потребности молодежи, то она, в основном, реализуется за счет различных форм государственного образования, а, кроме того, за счет повышения квалификации, самообразования в экстерных учреждениях, а также в многочисленных образовательных структурах частного характера или работающих на принципах контракта. Определенное место здесь занимают краткосрочные формы обучения (курсы, семинары, различные школы, работающие за рубежом).

Что касается потребности в средствах массовой информации и искусства, то ее удовлетворение чрезвычайно усложнено главным образом за счет «плюрализма», царящего в СМИ и в сфере художественной жизни, за счет отсутствия должных нравственных норм, засилья низкопробной рекламы и произведений сомнительной художественной ценности.

Изучение культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей. Это наиболее сложная категория, которая с трудом поддается эмпирической фиксации, а проявляется в идеологических взглядах и мировоззренческой культуре личности.

Применительно к характеристикам культурных потребностей молодежи, влияющих на ее субкультуру, целесообразно остановиться на тех потребностях, которые формируют человека как нравственную личность. Нравственность — сторона духовного мира личности, культура — другая его сторона, причем неразрывно связанная с первой. Поэтому без раскрытия нравственной направленности, идеалов и принципов личности невозможно охарактеризовать ее культуру. Подлинная нравственность личности детерминируется развитостью общественных отношений, уровнем демократизации и культуры.

Тем не менее носителем нравственности, как и культуры, является конкретный индивид, и именно он, конкретный человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира. Вот почему для понимания культурного развития личности необходимо рассматривать ее нравственные потребности.

Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна и соответствует, в основном, многофункциональному содержанию духовной культуры. Однако сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежи и ее субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как они отражают интересы и ценности личности. В реализации культурных потребностей проявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития.

В структуре культурных потребностей молодежи происходят перманентные изменения. Прежде всего, они становятся более динамичными, активно и последовательно реагируют на интеллектуализацию общественных отношений, на изменения в быте и обще культурном уровне жизни. Объективно отличительной чертой культурных потребностей молодежи является ориентация на творческие виды деятельности в процессе труда и досуга, приоритет познавательного интереса, высоких нравственных качеств личности. Однако реально это не исключает негативных тенденций, противоречащих задачам культурного развития молодежи и содержанию ее субкультуры.

Культурные потребности молодежи следует рассматривать в диалектической взаимосвязи двух форм их проявления, выражающихся в производстве культуры и потреблении созданных культурных ценностей.

Изменения происходят в структуре культурных потребностей молодежи. Если ранее в ней преобладала ориентация на творческие виды деятельности, сегодня приоритет творческой деятельности утрачен.

В целом молодежь не вполне удовлетворяют возможности, которые могут предложить культурно-досуговые учреждения. С течением времени и культурные запросы молодежи, и возможности для их удовлетворения претерпевали значительные изменения. Исследования первой половины 90-х годов отмечали снижение интереса молодежи к книге. Если среди взрослого населения число активно читающих составляло 75%, то в молодежной аудитории – лишь 40%. Сегодня снова среди учреждений культуры самая массовая аудитория посетителей – у библиотек и читальных залов

. Молодежь возвращается к книге. Утверждают, что любят читать 63% молодых людей, при этом 55% молодых людей отмечают, что это связано с работой или учёбой.

Второе рождение переживают сегодня библиотеки Москвы, а по примеру столицы - библиотеки больших и малых городов России. Сохраняя свою основную направленность «дома, где царствует книга», они преобразуются в информационные интеллект-центры, что позволяет им стать общедоступными полифункциональными культурными комплексами, способствующими повышению культурного и образовательного уровня, духовному воспитанию подрастающих поколений.

В отношении современной молодёжи к литературе и чтению можно выделить следующие основные тенденции:

- предпочтение отдается низкосортной, бульварной литературе;

- популярностью пользуется специальная, научно-популярная литература в связи с освоением новых профессий;

- большое воздействие на выбор литературы подростками и молодёжью оказывают реклама, пропаганда и мода;

- существенную роль в выборе литературы играет приверженность групповым интересам и стереотипам.

На фактор посещаемости театров значительное влияние оказывают как возраст, так и образовательный уровень молодежи. Наиболее активные посетители театров — люди в возрасте 30-39 лет. За пределами этого возраста посещаемость снижается. Среди молодёжи - активных театралов не более 10%. Наблюдается тенденция сокращения доступности театров для малообеспеченных слоев населения, что ведет к качественному изменению состава театральной аудитории. Таким образом, театр не использует своих воспитательных возможностей. И не только потому, что театр не является массовым видом искусства (молодёжь нечасто бывает в театре, в среднем не более 1-2 раз в год), но ещё и потому, что в погоне за модой и прибылью многие театры, режиссёры, драматурги выдают «продукцию» крайне низкого художественного и эстетического уровня, разлагающую духовный мир молодого человека - спектакли, эксплуатирующие темы насилия, сексуальной патологии, наркомании, искажающие историю и высмеивающие культурные традиции России.

В связи с этим, видится перспективным целевое бюджетное финансирование социально и культурно значимых театральных проектов, исполняющих просветительские, воспитательные функции. Среди таких реально существующих проектов можно назвать конкурсы драматургов «Мы дети твои, Россия!», «Премьера», «Долг. Честь. Достоинство», фестивали «Золотая маска», «Театральная осень», «Славянский венец».

Очень важно чтобы театр для молодых делали молодые авторы, режиссеры, актеры, говоря с ними на понятном им языке, помогая решать волнующие их и важные для страны проблемы.

Значительное место в жизни молодежи занимает музыка. В 60-е гг. музыке отводилось 4 — 6 место среди предпочтений молодежи, в 70-е гг. – 2 место, а в настоящее время музыка в системе предпочтений молодежи прочно вышла на 1 место. Молодежь обращается к музыке чаще, чем к другим видам искусства. Но большинство молодежи предпочитает наиболее элементарную, легкую для восприятия музыку – рейв, рэп, рок и эстраду. Произведения классики, фольклор в структуре музыкальных интересов занимают последние места.

Работа в сфере музыкального просвещения, привития понимания прекрасного, неприятия пошлости, примитива, антихудожественности в сфере музыкально-песенного творчества имеет гораздо большее значение, чем кажется на первый взгляд. Какую музыку, какие песни слушает подросток, молодой человек, таков и его духовный мир – глубокий и богатый, как мир классической, народной, лучших образцов эстрадной музыки, или примитивный, мрачный, пустой и ущербный, как мир полууголовного шансона, эстрадных однодневок или рок-примитива, воспевающих элементарные животные инстинкты, возводящие безвкусицу, пошлость и глупость в эталон массовой культуры.

Высок среди молодёжи интерес к кинематографу. Характерной чертой кинопроката в 90-е годы являлось тотальное преобладание западных, более всего американских фильмов примитивного содержания, ориентированных на самую невзыскательную аудиторию. Это было самое тяжелое время для отечественного кинопроизводства. В настоящее время ситуация меняется в пользу отечественного кино. Однако это касается более количественного, но не качественного роста. Российские кинопроизводители успешно учатся конкурировать с западными коллегами по кассовости своих фильмов, содержание же новых российских картин, за редким исключением, достаточно примитивно и представляет сюжетные кальки западных боевиков, триллеров, фэнтези и т.п., пересаженные на российскую почву, где о художественной глубине, духовности, эстетической ценности говорить не приходится.

 

Date: 2016-07-25; view: 576; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию