Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эллинистическо-римский период
В 336г. до н.э. Аристотель сформировал собственную школу в Афинах – Ликей. Эта школа просуществовала 915 лет, т.е. продолжила своё развитие в эллинистическо-римский период. После смерти Аристотеля территорию школы выкупил Теофраст (370-288г. до н.э.), во времена руководства которого школа развивалась и составляла 2 тыс. учеников. Т.к. Теофраст был ботаником и физиком, помимо философских наук в школе преподавалась физика и биология. После смерти Теофраста, Стратон, возглавив школу, активно занимался вопросами этики. В 1в. До н.э. Андроник Родосский обобщил знания Аристотеля и издал полное собрание его произведений.
В эллинистическо-римский период так же продолжает своё существование академия Платона, после смерти которого его ученик Ксенократ, продолжая учения Платона делит философию на: - диалектику - философию природы - этику Так же он выделяет 3 вида познания: - мышление - чувство - представление, фантазия (сочетание чувства и мышления)
Эпикуреизм Эпикуреизм – «свобода воли», основатель Эпикур (341-270г. до н.э.). Он разделил основные положения атомистической теории Демокрита про атомы, дополнил её и выделил такую характеристику атома как масса, и как результат отстаивал идею случайных отклонений атомов от своей траектории. Т.к. атомы отклоняются от прямолинейного движения, то и фатализм в учении Эпикура является неактуальным. Что касается души, которая по своей природе тоже атомистична, то основной её характеристикой является свобода воли. Душа – это такая тонкая материя, которая растекается по телу, т.о. отвергается идея бессмертия души (акцент на земную жизнь).
Этика Эпикура основана на принципе наслаждения, т.к. любое существо по природе стремится к наслаждению и избегает боли, следовательно, цель жизни – наслаждение. Эпикур определяет его как отсутствие боли и смятения, т.о. между наслаждением и болью нет ничего общего. Эпикур подчёркивает достижимость наслаждения – для этого достаточно удовлетворить основные потребности (еда, вода, воздух, температура и т.п.). Если удовлетворены основные потребности, то большее наслаждение невозможно – всё остальное – его вариации, станет лишь разнообразнее ощущение наслаждения.
3 вида потребностей: - естественные и необходимые - естественные и необходимые - неестественные и необходимые (возникают в результате ложного суждения)
Удовлетворить потребности 1 вида можно с лёгкостью, поэтому умение обходиться малым Эпикур считает важнейшей добродетелью: «Ограничение себя ради своего же блага».
Атараксия – правильная безмятежная жизнь, предполагает не только отчуждение физической боли, но и свободу души от смятения и тревоги: мудрый будет, например, акцентироваться на справедливость, поскольку иначе он не защищен от санкции со стороны общества.
Справедливое – это соглашение, заключенное людьми для обеспечения пользы.
Стоицизм Стоицизм – это достаточно позднее явление в греческой философии, которое возникло в конце 4в. до н.э. Основателями были Зенон (336-264г. до н.э.), Клеанф, Хрисипп. («Не будь Хрисиппа, не было б и стои»)
Стоицизм происходит от др.гр. слова stoa – колоннада, которую купил для своих учеников Зенон.
В трактате «О человеческой природе» он провозглашает, что основная цель человека – это жизнь согласно природе, а это тоже самое что жизнь согласно добру.
Мир представляется Зенону как единое тело, живое и пронизанное телесным дыханием – плеврой. Вместе с этим жизнь отождествляется с Богом. В нём всё что происходит является логичным, необходимым и целесообразным. Свобода, как мы её понимает, - это произвол. Свобода заключается в понимании того, что всё подвержено воле разуму (logos), поэтому необходимо любить свою судьбу, какой она бы не была: «Всё, что происходит, всё к лучшему», «Amor-fati (любовь к судьбе)».
В римский период учения стоиков развивали Селена, Цицейрон, Марк Аврелий и д.р. Скептицизм Важнейшим элементом всей философии античности является скептицизм, с др.гр. – тот, кто рассматривает, исследует. Это учение о невозможности познания сущности вещей.
«Скепсис есть искусство сталкивать вещи возможными способами, являющееся и мысленные вещи, в результате чего, мы, в следствии равномерности приводимых в столкновение вещей и доводов, приходим сперва к удержанию суждений, а затем к невозмутимости»
Эта школа придерживалась феномена – тот, что является, которому скептик не может противоречить. Например: мёд кажется сладким нам на вкус, но это не то же самое, что он сладок сам по себе. Т.е. скептики ориентировались на «опыт обычной жизни».
Эклектизм Эклектизм (от др.гр. «избираю») — направление в философии, старающееся построить систему путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Скептицизм, проникший во 2 в. до н. э. в Академию Платона и возобладавший в ней при Карнеаде и Клитомахе, провозгласил равносильность и равную проблематичность всех философских утверждений. Тем самым он способствовал сближению до того резко отделявшихся друг от друга школ и учений. В частности, он оказался благоприятным для сближения академической философии с учениями Аристотеля и стоиков. Смешение учения этих школ характеризует и римскую философию 1 в. до н. э. Один лишь эпикуреизм по-прежнему остался вне эклектической тенденции, оберегая чистоту и принципиальность материалистического учения. Эклектическим характером отличались воззрения Цицерона, Варрона, а также философов школы, основанной в Риме около 40 г. до н. э. Секстием. Термин ввёл в употребление Потамон (II век), александриец, о котором говорит Диоген Лаэртский в конце своего введения к трактату «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Эклектическое направление, в том случае, когда оно приближается к синкретизму, то есть к беспринципному и не методичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой эклектизм знаменует упадок философского творчества и появляется в истории, обыкновенно, после того как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. Так, после Платона и Аристотеля эклектизм постепенно распространяется, пока, наконец, в александрийской философии не получает всеобщего признания. Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит «здравый смысл». Всякая система должна считаться с твёрдо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путём критики находить в них зерно истины, эклектизм, следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Date: 2016-07-25; view: 323; Нарушение авторских прав |