Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический (Сократовский) период





 

Вершина развития античной философии связана с Классическим периодом (2пол. 5ст. – 1пол. 4ст. до н.э.). Это период рассвета городов-государств, установление рабовладельческого строя (рабовладельческая демократия в Афинах, которая была прервана на короткое время властью олигархов).

Демократия давала возможность всем свободным гражданам Афин право принимать участие в голосовании, выступать на народных собраниях, защищать свои права в суде.

Это вызывало необходимость к подготовке граждан к такой деятельности: для повышения уровня образования появились первые частные преподаватели – софисты, которые учили риторики, логике, знаниям о языке.

 

Происходит процесс от изучения природы к рассмотрению человека, его проблем. Появляется субьективно-антропологическая линия – философия.

 

Софисты сделали вклад в развитие науки и языка – Протагор изучал синтаксис, Продиг создал основу учения о синонимах.

 

Социально-политические взгляды софистов были нестандартными для того времени, они отстаивали идею равенства людей: «Природа никого не сделала рабом».

По сути, их учения являются скептицизмом и субъективизмом, т.к. они приходили к выводам о том, что с помощью уверенного выступления можно доказать любую идею, даже если они по сути своей не является истиной: Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

 

Т.о. истина относительна, субъективна, и поэтому человеческие законы относительны. Такая точка зрения приводила к разрушению общества и общественной морали, и вызывало негативную реакцию у Сократа и более поздних философов.

 

Примеры софизма:

«То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога, значит они

у тебя есть, значит, ты рогатый.»

«Эта собака имеет детей, значит она мать. Это твоя собака, значит она твоя мать. Ты её бьёшь, значит ты бьёшь свою мать.»

 

Учения Сократа

Сократ (470-399гг. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, а позднее противник софистов, который за свою жизнь не написал ни одного сочинения, а передавал свои идеи в виде выступлений на площадях или через беседу со всеми, кто хотел с ним говорить. Его идеи были записаны учеником Платоном. Его жизнь закончилась трагически – он был осуждён.

 

Философия Сократа была иррациалистической, он считал, что мораль обосновывается разумом:

«Каждый должен поступать по-доброму. Человек должен знать что такое добро, но часть людей, который думают что знают что такое добро так не поступают…Это происходит из-за того, что они не знают, что только поступать по-доброму есть благо. Моральное зло идёт от незнания, а знание – это источник морального усовершенствования.»

«Кто разумен – тот добр.»

«Я знаю, что я ничего не знаю.»

 

Учения Платона

Платон (427-347гг. до н.э.) является учеником Сократа, после смерти которого много путешествовал и познакомился с пифагорейцами.

 

Вернувшись в Афины основал свою школу – Академию, которую назвал так в честь героя Академа. Она просуществовала 915 лет (386-529гг. до н.э.).

В основном в школе занимались изучением математики, при входе была надпись: «Не геометр туда не войдёт»


Платон работал в 4 основных направлениях:

- онтология

- гносеология

- космология

- этика

 

Платон был идеалистом, он жил до христианства, но у него уже были идеи.

 

Он рассматривал 2 основных категории:

1. Бытие, характеристиками которого являются вечность, неизменность, истинность – это мир идей. Мир идей существует вне пространства и времени, основой мира идей является идея (эйдос) – это образ вещи.

2. «Бывание» (небытие) – это мир вещей, который не вечен, изменчив, не истинный, в отличие от вещей идеи вечной, они являются образцом для вещей.

 

Цель познания – это познание истинного мира идей. Истинное познание невозможно с помощью органов чувств, а лишь с помощью разума, по средствам воспоминаний того, что видела душа в мире идей.

 

Т.о. человек по сути дихотомичен: в нём есть 2 начала – душа и тело. До жизни в теле душа человека пребывает в мире идей, она бессмертна. Душа содержит в себе разумное начало, оно вечно. Тело состоит из 4 элементов: вода, огонь, воздух и земля.

 

Каждому человеку присущи аффективное (волевое) и чувственное начала, но в каждом человека доминирует одно из начал, т.е. у кого развито разумное начало, те в мире небытия будут правителями, у кого доминирует волевое начало, те становятся воинами, у кого чувственное начало – те люди занимаются искусством.

 


В своей работе государства он описывает чёткое разделение между такими людьми: воины не должны иметь частной собственности, семей, а дети их должны воспитываться в государственных учреждениях. Концепция «идеального» государства состоит в полном исключении личностной свободы и индивидуальности, каждый человек рассматривается как частичка государства целого, главной функцией которого является служение государству.

 

По мнению Платона свобода приводит к деградации общества.

 

Учения Аристотеля

 

Аристотель(384-322гг. до н.э.) был учеником Платона. В основном он занимался такими науками как логика, политика, этика. Родился в г. Стагир, недалеко от Македонии, его отец, Никомах был придворным врачом у царя Македонии. В 17 лет Аристотель вступает в академию Платона где учился 20 лет и впоследствии становится преподавателем этой академии. В 50-летнем возрасте он становится учителем Александра Македонского.

 

«Я чту Аристотеля на равнее со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что даёт ей цену»

А. Македонский.

 

Когда А. Македонский становится царём, Аристотель основывает школу «Ликей» в честь храма Апполона Ликейского. Учеников, которые вступали в этот «Леней» назывались перепотетики — «гуляющие».

 

После 12 лет преподавания в школе, Аристотель был вынужден поселиться на острове.

 


Аристотеля называли «философ-энциклопедист», т.к. его произведения посвящались всем классическим наукам:

- профизике

- метафизике

- о небе

- о происхождении животных

- о душе

- поэтике

- риторике

- логике («Органон»)

- политике

- этика («Этика Никомаха»)

 

В произведении «Категория» Аристотель выделяет 10 категорий:

- сущность

- количество

- качество

- отношение

- место

- время

- действие

- положение

- обладание

- страдание

 

Аристотель выделяя 4 основы (причины) каждой вещи:

1. материальная причина;

2. формальная причина (форма);

3. действенная причина (движение)

4. конечная причина (цель)


Date: 2016-07-25; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию