Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики. Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики





 

Основные направления повышения конкурентоспособности регионов и национальной экономики определены в ключевых государственных программах, утвержденных на среднесрочную перспективу, среди которых особо следует выделить:

1) Программу структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, которая была разработана и принята Президиумом Совета Министров Республики Беларусь;

2) Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь), которая обеспечивает системный, комплексный подход к решению задач повышения конкурентоспособности на основе активной инновационной деятельности. Стратегическая цель Программы − создание в Беларуси инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, ресурсосберегающей и социально ориентированной экономики;

3) Государственную программу «Качество на 2011-2015 гг.» (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь), в которой отражен основополагающий комплекс работ по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

 

Названные программы являются основой для разработки соответствующих отраслевых и региональных, а также ряда научно-технических программ. Важно тоже, чтобы эти программные разработки нашли отражение в бизнес-планах развития конкретных организаций и предприятий.

 

Так как основной целью развития региона является постоянное повышение благосостояния жителей, достижение которого обеспечивается за счет устойчивого социально-экономического регионального развития на основе повышения эффективности реального сектора экономики, в числе приоритетов развития следует выделить:

• повышение уровня конкурентоспособности отраслей региональной экономики на основе технологического перевооружения производств, внедрения наукоемких и ресурсосберегающих технологий;

• стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств;

• активизацию инновационно-инвестиционной деятельности за счет внедрения эффективных механизмов инвестирования в отрасли экономики. [19]

Ускоренное инновационное развитие с присущим ему укреплением и эффективным применением научно-технического потенциала вышло на роль главенствующего фактора экономического роста и повышения конкурентоспособности как отдельных облас­тей, так и национальной экономики в целом. Опыт развития мирового хозяйства свидетельс­твует, что стойкое развитие в долгосрочном пе­риоде зависит не столько от ресурсных возмож­ностей, сколько от качества и направленности факторов развития, то есть их инновационной основе. С одной стороны, инновации сами по себе являются особым фактором производства, которые объединяют все другие факторы в еди­ную экономическую систему с целью получения прибыли. С другой – на базе инновационных технологий любое производство требует мень­ших вложений всех ресурсов, в том числе рабо­ты и капитала.

Инновации можно выделить в качестве отдельного фактора конкурентоспособности в связи с переходом мировой экономики на качественно новый этап своего развития – на ста­дию, которая основана на знаниях. При этом знания являются необходимой базой для инно­ваций, но сами по себе не является фактором конкурентоспособности.

 

Конкурентоспособность экономики государства в современной экономике фор­мируется, главным образом, под влиянием инновационного процесса и выражается в эф­фективном использовании на государственном уровне основных факторов производства (ра­боты, капитала и природных богатств), что оп­ределяет способность страны конкурировать на глобальном рынке.

 

Инновации как фактор повышения междуна­родной конкурентоспособности – процесс приме­нения новой технологии в производстве с целью усиления своего конкурентного преимущества путем выпуска новой продукции, реорганизации производственных процессов, более эффективно­го использования факторов производства вследствие внедрения новых методов и привычек.

Таким образом, можно сказать, что исследо­ватели национальной конкурентоспособ­ности все больше фокуси­руются на инновационных факторах развития как главенствующих в определении места государства на мировом рынке. Национальные экономики, ко­торым удалось развить внутренние инновацион­ные возможности, имеют конкурентные преиму­щества в долгосрочном периоде. Инновации в широком смысле становятся фактором структур­ной перестройки народного хозяйства. [18]

 

Перспективы развития инноваций в Республике Беларусь. Основные направления государственной политики по формированию и развитию перспективной модели НИС (национальной инновационной системы) и укрупненные меры по их реализации

 

Работа в интенсивном инновационном режиме в рамках НИС, на уровне мировых образцов требует и качественно, и количественно улучшить основные факторы обеспечения научно-инновационных процессов: объемов и форм финансирования, организации науки, ее кадрового состава, материально-технической базы, информационной и патентно-технической систем, их ориентации на рынок инноваций. Однако не все вопросы решаются сегодня успешно.

 

Одной из целей государственной политики следует отметить увеличение объёмов научно-исследовательских работ и численности исследователей, так как с начала 90-х годов прошлого века их количество сократилось в 3,3 раза, а отнесенное к 1 млн. жителей оно стало, например, в 2,2 раза ниже, чем в Швеции и в 2,8 раза – чем в Японии.

 

До настоящего времени из научной среды происходит отток кадров среднего возраста. За последние 10 лет доля исследователей в возрасте 30-39 лет уменьшилась вдвое (с 32,3 % до 15,9 %), а старше 60 лет возросла в 4,5 раза (с 2,1 % до 12,2 %). При этом доля докторов наук в возрасте 30-39 лет составляет всего 1,4 % от их общей численности. Более половины из них достигли пенсионного возраста, а 18 % – 70 лет. Такая возрастная структура научного потенциала опасна потерей преемственности, необходимой для воспроизводства научных школ, поэтому необходимо увеличивать приток молодых специалистов высшей квалификации и бороться с непристижностью научного труда.

Продолжает устаревать материально-техническая база научных организаций (более 60% научных приборов имеют средний возраст свыше 15 лет, очень низок удельный вес оборудования и приборов нового поколения), следовательно следует осуществлять модернизацию оборудования в сфере производства и поддерживать в работоспособном состоянии действующие уникальные экспериментальные комплексы.

Ряд известных белорусских предприятий, продукция которых широко представлена на мировом рынке, таких как ПО "Минский тракторный завод", входящий в семерку крупнейших мировых производителей, и ПО "БелАЗ" – в тройку, успешно модернизирует свою производственную базу, что позволяет им существенно повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. В процессе преобразования таких крупномасштабных производств формируются новые корпоративные структуры, которые позволяют создавать технологически сопряженные производства и осуществлять переход всех участников этого процесса на современный уровень развития, взаимоувязывая специализацию науки с производством и экспортом.

За основу отраслевого инновационного сектора экономики приняты научно-технические центры корпоративных структур по направлениям автомобиле-, тракторо-, комбайно-, двигателестроения, микроэлектроники, средств телевидения и коммуникаций. Одновременно в новых экономических условиях промышленные предприятия в организации инновационных процессов переходят от принципа "внедрения" разработок научных организаций к заказу на конкретные разработки по повышению конкурентоспособности продукции.

В то же время в целом по промышленному комплексу уровень инновационной активности предприятий составляет всего 13 %, что в 4 раза меньше, чем в странах Евросоюза. В результате удельный вес осваиваемой новой продукции в производственном секторе составляет лишь 2,3 % в год при его пороговом, с точки зрения экономической безопасности, значении – 6 %.

 

Поэтому организация инновационной деятельности на предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является важнейшей задачей формирующейся национальной инновационной системы Беларуси.

Ключевое место в структуре экономики должна занять сфера информационных технологий (ИT), которая, являясь наиболее прогрессивной среди наукоемких отраслей Беларуси, пока развивается недостаточными темпами.

 

Не оказывает значительного влияния на формирование благоприятного инновационного климата финансовая политика Белорусского инновационного фонда. Венчурное финансирование инновационной деятельности в Беларуси не развито как таковое. Нет механизма перестрахования инвестиций.

Следует отметить, что наиболее слабым звеном НИС является предпринимательский сектор, и значительные усилия по развитию НИС должны быть направлены именно на становление этого сектора, так как он является "наполнителем" для создаваемой инновационной инфраструктуры, а также формирует рынок инноваций.

 

Вследствие отсутствия реальной государственной поддержки в Беларуси постоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с 1997 года, оно уменьшилось в 2,3 раза, с 600 до 275. Численность их сотрудников составляет всего 0,6 % от общей численности работающих в малых предприятиях. Ввиду отсутствия необходимой экономической среды не создаются предприятия инновационного сервиса.

Таким образом, несмотря на наличие в структуре народного хозяйства Беларуси отдельных потенциально значимых и перспективных для формирования НИС элементов, они пока не выполняют своей важнейшей функции как частей целостной системы по обеспечению научно-технического прогресса в национальной экономике.

Целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы яв­ляется формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, повышение качества жизни населения, достижение экономиче­ского роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сек­тора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Таким образом, основные направления государственной политики в области формирования и развития НИС включают:

1. создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;

2. перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях;

3. формирование инновационной инфраструктуры;

4. развитие инновационного предпринимательства;

5. развитие финансовой инфраструктуры;

6. создание мотивационного механизма инновационной деятельности;

7. развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

8. подготовка кадров для инновационной деятельности;

9. модернизация экономики на основе технологических инноваций;

10. государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС.

Так, в рамках концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. предполагается создание новых предприятий и производств V–VI технологического укладов, модернизация и создание производств на основе внедрения новых энерго– и ресурсосберегающих технологий, а также технологическое перевооружение существующих производств [15].

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. основные направления повышения конкурентоспособности регионов и национальной экономики определены в ключевых государственных программах: Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и Государственная программа «Качество на 2011-2015 гг.»;

2. инновации можно выделить в качестве отдельного фактора конкурентоспособности национальной экономики;

3. конкурентоспособность экономики государства в современной экономике фор­мируется, главным образом, под влиянием инновационного процесса и выражается в эф­фективном использовании на государственном уровне основных факторов производства;

4. организация инновационной деятельности на предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является важнейшей задачей формирующейся национальной инновационной системы Беларуси;

5. ключевое место в структуре экономики должна занять сфера информационных технологий (ИT);

6. значительные усилия по развитию НИС должны быть направлены именно на становление предпринимательского сектора, так как он является "наполнителем" для создаваемой инновационной инфраструктуры, а также формирует рынок инноваций.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ результатов теоретических исследований и приоритетных направлений экономического развития Беларуси позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными факторами роста конкурентоспособности Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка.

 

В современных условиях конкурентоспособность учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования — важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В. С. Рубашный. – Минск.: ФУАинформ, 2007.

2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Мендели. – СПб.: Наука, 2000.

3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

4. INFO MANAGEMENT [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infomanagement.ru/lekciya/Innovacii – Дата доступа: 13.11.2011

5. Миргородская Е. О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования // Философия хозяйства М., 2005. № 4, 5

6. Мировая экономика: социально-ориентированный подход: учеб. пособие для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В. В. Козловский, Э. А. Лутохина; под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005.

7. IMD, WEF (1993). Формирующиеся рыночные экономики – 1993, Международный институт развития менеджмента, Мировой Экономический Форум: Лозанна-Женева.

IMD (2009). World Competitiveness Yearbook 2009.

8. Журнал «Новости науки и технологий» № 1(7) 2008. Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belisa.org.by/ru/nis/gospr/documgospr/b6579861e113a739.html - Дата доступа: 20.11.2011

9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by – Дата доступа: 20.11.2011

10. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, 2010

11. Национальная экономика Беларуси: Потенциал. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под. общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ. 2005.

12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/science.php – Дата доступа: 25.11.2011.

13. Данные Федеральной службы государственной статистики России – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d5/21-20.htm – Дата доступа: 25.11.2011.

14. Государственный комитет Республики Беларусь по науке и технологиям – Режим доступа: http://gknt.org.by/gpir/pokazateltab/ - Дата доступа: 25.11.2011.

15. Государственный комитет Республики Беларусь по науке и технологиям – Режим доступа: http://gknt.org.by/rus/gpir/gpir2011-2015/ – Дата доступа: 25.11.2011.

16. Данные Федеральной службы государственной статистики России – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d5/21-40.htm – Дата доступа: 25.11.2011.

17. World Economic Forum The Global Competitiveness Report 2009-2010, Режим доступа: http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/index.htm – Дата доступа: 25.11.2011.

18. БИЗНЕСИНФОРМ № 5(1) ’2010

19. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ №4 (33) 2009

20. Международное общественное объединение «Экопроект Партнерство» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoproject.by/links.php?a=show&id=513 – Дата доступа: 27.11.2011

21. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Рос. экон. журн. 1998, №3 с.68

22. Журнал международного права и международных отношений 2006 — №2

 

 

Date: 2016-07-25; view: 1349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию