Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение понятия «конкурентоспособность». Национальная конкурентоспособность. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности





Термин «конкурентоспособность» различными авторами часто интерпретируется по-разному. Зарубежная экономическая наука уделяла больше внимания пониманию конкурентоспособности и определяла это понятие более широко. Например, по определению гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms» основой конкурентоспособности являются товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках.

IMD (Международный институт развития менеджмента), один из ведущих центров по изучению конкурентоспособности, ориентируется на следующие 2 определения, краткое и академическое:

1) конкурентоспособность анализирует то, как страны и предприятия используют весь спектр своих компетенций для увеличения благосостояния населения или роста прибыли;

2) конкурентоспособность нации – это область экономической теории, которая изучает факты и политику, формирующие способность нации воспроизводить и сохранять такую среду, которая способствует более интенсивному созданию ценностей предприятиями и большему благосостоянию народа.

Среди других интерпретаций определения конкурентоспособности можно выделить следующие варианты:

ü способность страны достигать устойчиво высоких темпов роста ВВП на душу населения (World Economic Forum (1996));

ü текущая и будущая способность и возможность предпринимателей создавать товары, чьи ценовые и неценовые характеристики формируют более привлекательный набор, чем у их местных и зарубежных конкурентов (European Management Product and Market);

ü конкурентоспособность это степень, в которой страна в рамках свободной торговли и справедливых рыночных отношений может производить товары и услуги, которые проходят тест международных рынков, и одновременно при этом сохранять и увеличивать реальные доходы населения в долгосрочном периоде (OECD). [7, 9]

Российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности в кризисный 1998 г. Так, М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова в 1998 г. дали следующие определения конкурентоспособности: «Конкурентоспособность — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования»; «Микроконкурентоспособность — соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг»; «Мезоконкурентоспособность — эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая, помимо традиционных критериев, по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и мира в целом». В основу разделения на уровни был положен отраслевой подход.

В 1999 г. А. З. Селезнев использовал территориальный подход и дал определение конкурентоспособности региона: «Конкурентоспособность региона — обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положения региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, отражаемые через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».

А. А. Дынкин и Ю. В. Куренков дали развернутое определение конкурентоспособности на национальном уровне как результирующего показателя, вложив в него такие составляющие, как эффективное производство, эффективное распределение и эффективные продажи, а также разумное использование экспортных преимуществ в целях повышения экономического потенциала: «Конкуренто­способность страны — результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько ра­зумно она использует свои экспортные преимущества для неуклон­ного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия»; «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах».

Подобное же определение национальной конкурентоспособности дали в 2005 г. М. Дерябина и С. Колчин, но в более сжатом виде: «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах» [5, 21].

Так изменялось понятие конкурентоспособности в российской экономической науке.

Что касается белорусских ученых-экономистов, то В. В. Козловский и Э. А. Лутохина определяют понятие национальной экономики как способность страны производить и реализовать товары и услуги на внутренних и внешних рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Конкурентоспособность во многом определяется структурой экономики, уровнем развития отраслей и производств других сфер функционирования экономики. Структура экономики, базирующаяся на принятых в больших открытых экономиках макроэкономических пропорциях, современных институциональных и технологических решениях, использовании специфических природных, экономических, демографических и других ресурсов, а также ориентированная на удовлетворение спроса внутреннего и внешних рынков, является основой устойчивого развития страны и обеспечения её национальной безопасности. [6]

В условиях усиления процессов интернационализации и глобализации особую актуальность приобретает международная конкурентоспособность, то есть способность страны выдерживать конкуренцию в международной торговле.

Правительство любой страны стремится разрабатывать свою концепцию устойчивого социально-экономического развития и поддерживать конкурентоспособность национальной экономики. Этот подход характерен и для Республики Беларусь. В нашей стране было разработано несколько Национальных стратегий устойчивого развития, первая из которых (НСУР – 1997) была утверждена 25 марта 1997 года Президиумом Совета министров Республики Беларусь, вторая (НСУР - 2020) – опубликована в 2004 году и проект (НСУР до 2025 года), находящийся на стадии рассмотрения и утверждения (стал доступен для рассмотрения в июне 2009 года) [20].

 

Попытаемся выяснить, какие факторы определяет конкурентоспособность фирмы, отрасли и страны. На этот счет имеется много теорий.

Согласно модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии — на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей — на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности.

Скандинавские исследователи утверждают, что именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Я. Фагерберг изучал, как влияют на конкурентоспособность инвестиции в исследования и разработки, а Б. Верспаген дополнил его работу, рассмотрев результаты подобных инвестиций, выраженных в количестве патентов. Общим результатом этих исследований стал вывод о том, что инновации значительно увеличивают конкурентоспособность и влияют на отраслевую специализацию[22].

Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы:

1. инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта;

2. инновационный процесс (ИП) – это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности;

3. инновационный процесс можно представить как последовательную цепь событий: «наука – техника - производство»;

4. анализ научной литературы показывает, что единой точки зрения определения понятий «конкурентоспособность», «национальная конкурентоспособность» нет, т.е. различными авторами «конкурентоспособность» интерпретируется по-разному;

5. важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, многими учёными был сделан вывод о том, что именно инновации значительно влияют на конкурентоспособность и отраслевую специализацию.

ГЛАВА 2

Date: 2016-07-25; view: 733; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию