Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы управленческой этики





Специфика педагогической деятельности и этики определяется предметом педагогического труда – это живая человеческая душа. Ее формирование, развитие, становление происходит на глазах педагога и с его помощью. Гимн Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.Герцена: «Учиться и учить на Человека». Поэтому одним из основных требований педагогической этики – понимание огромной ответственности за свою деятельность – целенаправленное профессиональное формирование личности. Этика педагога состоит и четырех основных блоков:

Во - первых, это этика отношения к своему труду;

Во - вторых, это этика отношений в системе «педагог – учащийся».

В – третьих, это этика отношений в системе «педагог – педагог»,

В – четвертых, это этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур (деловая этика).

Рассмотрим этику отношений в системе «педагог – учащийся». Отношения в системе педагог – учащийся мы будем рассматривать в одностороннем порядке, то есть мы не будем касаться правил поведения учеников. Для педагогической этики важнее рассматривать нормы и принципы поведения педагога и его отношения к детям. Следует признать, что современные дети, несмотря на их внешнюю развязность, скованы, зажаты, закомплексованы. Они стесняются, а порой и не умеют выразить свои мысли и чувства, то есть выразить себя, продемонстрировать свои возможности и способности.

Основные этические принципы межличностных отношений руководителя и подчиненного

Уважение к личности

Проявлением уважения выступает, прежде всего, доверие, когда педагог видит в личности учащегося равного себе со своими взглядами и интересами. Доверие сопряжено с интересом к личности ученика. Интерес, как правило, начинается с терпимости к самостоятельности мышления учащегося, его взглядам, внешнему виду (иногда эпатирующему). Педагог своим интересом, действиями, поддержкой должен стимулировать стремление к проявлению собственной индивидуальности и самостоятельности. Доверие к учащимся должно проявляться в уважении мнения учеников о педагоге. Педагогу следует открыто интересоваться мнением учащихся о самом себе, изучать это мнение и использовать его для корректировки своей профессиональной деятельности и личных качеств. Недопустимо унижать личное достоинство учащегося: криком, оскорблением, насмешкой и т.д. Но педагог должен быть требовательным. Существуют этические нормы требовательности:

а) требовательность должна быть объективно целесообразной, то есть служить целям обучения и воспитания, а не следствием дурного настроения;

б) требовательность должна быть доброжелательной и выражаться чаще всего в форме полусовета, полувопроса, а не приказа;

в) требования должны быть понятными, поэтому их следует разъяснять;

г) требования должны быть реально выполнимыми.

Еще большая нравственная культура педагога проявляется в оценке труда учащегося. Так как оценка выступает одновременно индексом отношения к своим подопечным.

2. Ориентация на положительные отношения и чувства.

Отношение педагога к учащимся проявляется, прежде всего, в том, в каком соотношении в арсенале его педагогических средств находятся такие меры воздействия как поощрение и наказание. Существуют психологические правила позволяющие повысить эффективность применяемых методов поощрений.

1. Положительное подкрепление эффективнее и конструктивнее отрицательного, особенно в долгосрочной перспективе

2. Непредсказуемые нерегулярные поощрения стимулируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые

3. Поощрение должно быть конкретным и безотлагательным, чем больше временной интервал, тем меньше эффект

4. Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые – удовлетворение

Например, когда часть учащихся не подготовлена к уроку, а другая – великолепно знает материал, эффективнее акцент сделать на поощрение отличившихся, нежели на наказании невыполнивших задание. Неэтичными считаются жалобы учителей родителям учащихся. Дисциплина и успеваемость – дело профессиональной чести учителя. Эффективны будут советы Д. Карнеги: «Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине. Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие. Не оставляйте без внимания малейших достижений человека».

Следует разумно сочетать формальные (официальные) и неформальные («человеческие») отношения учителя и ученика. Речь идет о разумной дистанции между учителем и учеником. При сокращении дистанции предъявляются повышенные требования, прежде всего, к педагогу, к его личностным качествам и поведению в реальной жизни. Увеличение дистанции затрудняет взаимопонимание и взаимоотношения учителя и учеников. Дистанция в идеале должна определяться мерой почтения и уважения к Руководителю и Знанию.

7 Знание основных типов собеседника в общении

1) «Вздорный человек», «нигилист». Часто выходит за рамки беседы. Нетерпелив, несдержан, возбужден. Своей манерой поведения провоцирует собеседника к тому, чтобы те не соглашались с его утверждениями. Рекомендуется вести себя следующим образом:

- оставаться хладнокровным, уверенным в себе и достаточно компетентным;

- следить, чтобы окончательное решение было сформулировано им самим;

- привлечь его на свою сторону, приближая его точку зрения к позитивной;

- чаще беседовать наедине, чтобы понять истинные причины негативной позиции.

2) «Позитивный человек». Самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. Способен спокойно, обоснованно вести дискуссию. Рекомендуется относиться так:

- выяснять и совместно рассматривать тонкости отдельных случаев;

- в спорных случаях искать у него поддержку.

3) «Всезнайка». Обо всем имеет собственное мнение. Считает, что он все знает, всегда требует слова. В общении рекомендуется придерживаться следующих правил:

- предложить место поближе от себя;

- напомнить, что другие тоже хотят высказаться;

- иногда специально задавать сложные вопросы, на которые при необходимости сможете ответить сами.

4) «Болтун». Часто бестактно без видимой причины прерывает ход беседы, часто отвлекается на посторонние разговоры. Рекомендуется в общении:

- предложить место поближе от себя;

- ограничить время выступлений;

- следить, чтобы во время выступлений не уходил от рассматриваемой проблемы.

5) «Трусишка». Очень не уверен в себе. Охотнее промолчит, чтобы не выглядеть глупым. Рекомендуется обходиться очень деликатно:

- задавать несложные вопросы;

- чаще подбадривать. Решительно пресекать любые попытки насмешек над ним.

6) Хладнокровный «неприступный» собеседник. Замкнут, высокомерен. Чувствует себя вне темы и ситуации. Необходимо:

- заинтересовать его в обсуждении проблемы;

- периодически обращаться к нему, советуясь и спрашивая его мнения.

7) «Незаинтересованный собеседник» Его не интересует данная тема, а возможно и предмет. Рекомендуется вести себя следующим образом:

- задавать вопросы информационного характера;

- придавать беседе интересную привлекательную форму;

- задавать стимулирующие вопросы и задания.

8) «Важная птица». Не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Чувствует и ведет себя как человек, стоящий выше остальных. Отношение к нему должно быть следующим:

- нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя в беседе;

- нужно ставить его в положение равноправное с другими;

- в диалоге с ним применять метод «да, но»

9) «Почемучка»

- отвечать на информационные вопросы сразу;

- адресовать вопросы всем участникам беседы или переадресовать ему самому.

Date: 2016-07-25; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию