Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия и церковь в начале Нового времени





В н. XVI в. подав­ляющее большинство населения Европы исповедовало христианство, в котором существовало два основных течения — католицизм и пра­вославие, распространённые соответственно на западе и востоке Ев­ропы. Все католики мира принадлежали к единой церкви — римско-католической. Их духовным главой являлся папа римский. У православных христиан не было единого духовного главы. В ходе ис­торического развития возникло несколько самостоятельных право­славных церквей, лишь формально признававших старшинство конс­тантинопольского («вселенского») патриарха. Между обеими ветвями христианства исторически сложились неприязненные отношения. Это было связано не только с богословскими разногласиями и куль­товыми различиями, но и с неоднократными попытками пап рим­ских подчинить своему духовному влиянию православных христиан, в частности, посредством унии (союза) церквей.

Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных ру­бежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значи­тельную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиа­не их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Аф­рику. Однако, если на юго-западе Европы мусульманское население, таким образом, резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как пра­вославных, так и католиков, часть которых была вынуждена при­нять веру завоевателей — ислам.

 

Католическая церковь к нача­лу Нового времени выглядела, как ни­когда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а пор­тугальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из З. Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся ар­хитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол.

Поэтому католическая церковь дол­гое время не придавала большого зна­чения тому зреющему недовольству, которое росло среди простых верую­щих. А упрекали её ни больше, ни меньше как в расхождении между сло­вами и делами. Действительно, на сло­вах церковь проповедовала аскетичес­кий идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосвет­ского образа жизни, но и демонстратив­но пренебрегали соблюдением церков­ных обетов и уставов, например обязательным для католических свя­щенников и монахов обетом безбра­чия (целибата). Они открыто создава­ли семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «тёплые» местечки.

Цер­ковь по-прежнему активно занималась предпринимательской деятельностью. Благодаря разнообраз­ным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижи­мого имущества, которым распоряжа­лась с большой для себя выгодой. Важной статьёй её доходов была си­мония — продажа церковных долж­ностей, представлявшая собой завуа­лированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму де­нег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за испол­нение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (от лат. - без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмез­дия в загробной жизни.

Как видим, кризис церкви н. XVI века мало отличается от подобных явлений X-XI вв. (призыв монахов Клюни к очищению церкви) или XIII в. (создание ордена-нищих францисканцев, доминиканцев).

Особое возмущение народа вызывало беззастенчивое обогащение католической церковью с помощью индульгенций особых свидетельств об «отпущении» грехов. Церковь готова была за деньги простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить в грехе. Массовая продажа индульгенций приобрела особен­но широкий размах в связи с началом строительства собора Св. Петра в Риме, потребовавшего огромных затрат.

Лютеранство.

Человеком, бросившим вызов этой порочной практике, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 г., в соответствии с принятым в те времена обычаем, Лютер прибил к дверям церкви в г. Виттенберг знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается на­чалом Реформации.


Эти тезисы благодаря печатному станку Иоганна Гутенберга, разошлись по всей Германии в огромном количест­ве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их ис­правления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его тре­бованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церков­ных отношений.

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. Лютер подверг критике притязания духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом. Эти притяза­ния обосновывались учением католической церкви о спасении делом (т. е. посредством соблюдения церковных обрядов). Лютер противо­поставил ему новое учение — о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только искренне верящий человек. Показа­телем искренности, подлинного раскаяния в грехах, истинной люб­ви к Богу Лютер считал благонравное поведение. Он осуждал аске­тизм, но требовал чётко разделять церковные и мирские интересы.

Единственным источником истины Лютер провозглашал Священ­ное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на не­мецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исклю­чительно к разъяснению смысла Священного Писания.

 

Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения ду­ховенства как особого сословия. Его место должны были занять про­поведники (пасторы), отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и цели­бат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли ин­дульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мне­нию, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жиз­ни церковных сановников.

Реакция противников Лютера не заставила себя долго ждать, Лютер был от­лучен от церкви, а когда это не помогло, они провозгласили имперскую опалу над ним и его сторонниками. Лютер был вынужден скрываться. Под знамёна Рефор­мации встали как широкие слои верующих, признававших справед­ливой критику католицизма, так и многие князья («княжеская реформация»), мечтавшие уве­личить свои владения за счёт церковных земель. Под влиянием Реформации многие из князей осуществили в своих владе­ниях секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных зе­мель. Однако в 1529 г. церковь, напуганная масштабом перемен, добились запрета на княжескую секуляризацию. В ответ часть князей и городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и со­вести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали на­зывать протестантами.

В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге с изложением основных прин­ципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, бли­жайший сподвижник Лютера. Согласно новым принципам вероучения упразднялись пышные богослужения, а также по­читание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (главной церковной службы, соверша­емой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное мес­то в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная ор­ганизация сохранялась, но из подчинения папе римскому она пере­ходила в ведение светских монархов.


К сер.30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северных районах Германии (Пруссия, владе­ния древнего Тевтонского ордена), а также на землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония).

Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии.

Реформация и крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.)

Начало реформация в Германии почти сразу переплелось с крестьянской войной 1524-1526 гг. Реформация для крестьянских масс стала не только религиозным движением, связанным с обновлением вероучения, но и вселяла надежду на реальные социально-политические преобразования. Вождем и идеологом народной Реформации стал священник Томас Мюнцер (1490-1525). Он призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого порядка. Свои идеи Мюнцер изложил в «12 статьях» в которых настаивал на уменьшении феодальных поборов и барщины, свободном пользовании общинными угодьями, восстановлении старых общинных вольностей, требовал упразднения крепостной зависимости.

Еще одним идейным документом восставших, который стал проектом имперской реформы, стала "Гейльброннская программа", подготовленная Венделем Гиплером. Она отражала интересы, прежде всего зажиточных горожан, предусматривала введение в интересах развития торговли и предпринимательства единой монеты, единой системы мер и весов, а также ликвидацию внутренних таможенных барьеров. "Гейльброннская программа" была направлена на централизацию германского государства.

Отсутствие единого сильного руководства, неспособность к объединению крестьянских отрядов в одно большое войско привело в конечном итоге к их поражению.

Кальвинизм.

Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Ре­формации выступил французский богослов Жан Кальвин, живущийв Женеве (Швейцария).

В его воззрениях было много общего с лютеранством. Но в отличие от Лютера он выступал за республиканское устройство церкви. Ве­рующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Не разделял Кальвин и учение о спасении верой, ведь под личиной благонравия нередко скрыва­ются ханжество и лицемерие.


Кальвин положил в основу своих воззрений учение о Божествен­ном предопределении. Бог, по его мнению, не оставляет человеку свободы выбора — он ещё до Сотворения мира предначертал каждо­му его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное бла­женство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его за­слуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен. Но никто не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог подаёт человеку знак. И этим знаком являются ус­пех или неудача в его личной жизни, служебной или профессиональ­ной деятельности.

 

Кальвинизм про­возглашал новые моральные ценности — умеренность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.

Привле­кательность кальвинизма также объяснялась тем, что на место официаль­ной церкви он ставил самоуправляющиеся религиозные общины, независимые от духовных и светских властей. Этим кальвинизм от­личался от лютеранства, которое фактически превратилось в госу­дарственную религию.

Кальвинизм получил распространение главным образом во Фран­ции, где последователей Кальвина называли гугенотами, а также в Нидерландах и в меньшей мере в Польше, Литве и Венгрии. В кон­це XVI в. много кальвинистов появилось в Англии, где их называ­ли пуританами.

 

Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступил сам монарх. Поводом для этого стало желание короля Генриха VIII развестись со своей женой и запрет папы Климента VII. Оскорблённый английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу и сам стал назна­чать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский, который и удовлетворил требо­вание Генриха VIII о разводе. В дальнейшем были закрыты монас­тыри, имущество которых отошло к государству.

Важнейшее значение имел Акт оверховенстве, провозглашавший короля главой английской церк­ви. Реформация в Англии приняла необратимый характер после восшествия на престол королевы Елизаветы в 1559 г. В начале её правления парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви и принял Акт об унификации, согласно которому все англи­чане обязывались совершать богослужения в соответствии с прави­лами реформированной церкви.

В 1571 г. английский парламент принял закон «39 статей», в ко­тором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской.

По­добно лютеранам, англиканцы признавали учение о спасении верой, а Священное Писание — единственным источником Божественного откровения, или истины. Но при этом они не отвергали и «добрые дела», т. е. обряды. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохра­нялись два таинствакрещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальный строй. Главой церкви считался король, а управление ею было сосредоточено в руках примаса — архиепископа Кентербе­рийского. Богослужение велось на английском языке, отвергались подчинение папе римскому, индульгенции, почитание икон и мощей, сокращалось количество праздников.

По­скольку англиканская церковь сохраняла многие эле­менты католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зароди­лось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», поскольку пуритане требовали пол­ного очищения своей веры от католического наследия. Пуританст­ву суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, гак и в истории британских колоний в Америке.

 

Контрреформация

Успехи протестантизма, его повсеместное распростране­ние в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформация». В 1542 г. проис­ходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправляв­шейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. За печатание и продажу запрещённых книг, а также за их чтение и хранение людям грозило наказание. Священная канцелярия и Индекс были окончательно упразднены католической церковью лишь в 1966 г.

Одним из наиболее действенных средств религиозной борьбы становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491-1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и рас­пространение католицизма в Европе и во всем мире. В от­личие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церков­ные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на обществен­ную жизнь. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию моло­дёжи и государственной службе. В разных странах создавались учеб­ные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцовых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, вы­полняли их дипломатические поручения.

 

В като­лической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545-1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтвер­ждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. Была, нако­нец, запрещена торговля индульгенциями. В результате, активных мер, предпринятых ка­толической церковью, ей удалось сохранить свое доминирую­щее положение в Европе и затормозить наступление протес­тантизма.

 

Религиозные войны.

Столкновение Рефор­мации и Контрреформации привело к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. За­частую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Ни­дерландское восстание 60-70-х гг. XVI века), борьбы фео­дальных семей и группировок за власть (французские рели­гиозные войны 2 пол. XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габ­сбургами XVI - XVII вв.).

В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации.

В Германии в ходе реформации ряд немецких княжеств перешли в лютеранство вместе со своими подданными, что привело к конфликту с католиками и императором. Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католиче­ские княжества, начали борьбу с протестантами, которая за­кончилась поражением императора Карла V. В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, кото­рый установил полную независимость князей в религиозных во­просах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла, и Карл V отрекся от власти.

Во 2 пол. XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государ­ства. Протестантскими были в основном северные страны — Анг­лия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

 

Во Франции во 2 пол. XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугено­тами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассальное королевство на юге страны) Антуан Бурбон (позднее его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колиньи. Вождя­ми католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти и поэтому гугенотами стали многие знатные люди. Буржуазия чаше придерживалась католичества.

На первых порах борьба не являлась непримиримой и в 08.1572 г. между противниками был заключен мир. Протестанты получили право занимать госу­дарственные должности, проводить свое богослужение. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадь­бу съехались гугеноты. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами.

23.08.1572 г. в ночь накануне дня святого Варфоломея католики напали на гугенотов. В ходе варфаламеевской резни погиб адмирал де Колиньи, а Генрих Наваррский бежал. В Париже было перебито ок. 3 тыс. гугенотов, после чего резня перекину­лась в провинцию. Война вспыхнула с новой силой в ходе, которой погибли многие вожди противоборствующих сторон.

В 1589 г. Генрих IV Наварр­ский стал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж, а в 1598 г. король провоз­гласил Нантский эдикт, завершивший религиозную войну.

Като­лицизм оставался господствующей религией, но гугеноты полу­чили свободу вероисповедания, сохранили за собой ряд крепос­тей, вооруженные силы. Этот конфликт привел к гибелипочти миллиона человек.

Внутренний конфликт с самого начала осложнялся иностранным вмешательст­вом. Гугенотов поддерживала английская королева Елизавета и гер­манские протестантские князья, католиков — испанский король Фи­липп II и его итальянские союзники. В свою очередь, французские гугеноты оказывали поддержку своим единоверцам в Нидерландах, боровшимся за независимость от католической Испании.

 







Date: 2016-07-25; view: 9375; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию