Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия и церковь в начале Нового времени
В н. XVI в. подавляющее большинство населения Европы исповедовало христианство, в котором существовало два основных течения — католицизм и православие, распространённые соответственно на западе и востоке Европы. Все католики мира принадлежали к единой церкви — римско-католической. Их духовным главой являлся папа римский. У православных христиан не было единого духовного главы. В ходе исторического развития возникло несколько самостоятельных православных церквей, лишь формально признававших старшинство константинопольского («вселенского») патриарха. Между обеими ветвями христианства исторически сложились неприязненные отношения. Это было связано не только с богословскими разногласиями и культовыми различиями, но и с неоднократными попытками пап римских подчинить своему духовному влиянию православных христиан, в частности, посредством унии (союза) церквей. Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных рубежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значительную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиане их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Африку. Однако, если на юго-западе Европы мусульманское население, таким образом, резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как православных, так и католиков, часть которых была вынуждена принять веру завоевателей — ислам.
Католическая церковь к началу Нового времени выглядела, как никогда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а португальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из З. Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол. Поэтому католическая церковь долгое время не придавала большого значения тому зреющему недовольству, которое росло среди простых верующих. А упрекали её ни больше, ни меньше как в расхождении между словами и делами. Действительно, на словах церковь проповедовала аскетический идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосветского образа жизни, но и демонстративно пренебрегали соблюдением церковных обетов и уставов, например обязательным для католических священников и монахов обетом безбрачия (целибата). Они открыто создавали семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «тёплые» местечки. Церковь по-прежнему активно занималась предпринимательской деятельностью. Благодаря разнообразным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества, которым распоряжалась с большой для себя выгодой. Важной статьёй её доходов была симония — продажа церковных должностей, представлявшая собой завуалированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму денег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за исполнение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (от лат. - без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробной жизни. Как видим, кризис церкви н. XVI века мало отличается от подобных явлений X-XI вв. (призыв монахов Клюни к очищению церкви) или XIII в. (создание ордена-нищих францисканцев, доминиканцев). Особое возмущение народа вызывало беззастенчивое обогащение католической церковью с помощью индульгенций — особых свидетельств об «отпущении» грехов. Церковь готова была за деньги простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить в грехе. Массовая продажа индульгенций приобрела особенно широкий размах в связи с началом строительства собора Св. Петра в Риме, потребовавшего огромных затрат. Лютеранство. Человеком, бросившим вызов этой порочной практике, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 г., в соответствии с принятым в те времена обычаем, Лютер прибил к дверям церкви в г. Виттенберг знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации. Эти тезисы благодаря печатному станку Иоганна Гутенберга, разошлись по всей Германии в огромном количестве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их исправления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его требованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церковных отношений. Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. Лютер подверг критике притязания духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом. Эти притязания обосновывались учением католической церкви о спасении делом (т. е. посредством соблюдения церковных обрядов). Лютер противопоставил ему новое учение — о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только искренне верящий человек. Показателем искренности, подлинного раскаяния в грехах, истинной любви к Богу Лютер считал благонравное поведение. Он осуждал аскетизм, но требовал чётко разделять церковные и мирские интересы. Единственным источником истины Лютер провозглашал Священное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на немецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исключительно к разъяснению смысла Священного Писания.
Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения духовенства как особого сословия. Его место должны были занять проповедники (пасторы), отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и целибат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли индульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мнению, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жизни церковных сановников. Реакция противников Лютера не заставила себя долго ждать, Лютер был отлучен от церкви, а когда это не помогло, они провозгласили имперскую опалу над ним и его сторонниками. Лютер был вынужден скрываться. Под знамёна Реформации встали как широкие слои верующих, признававших справедливой критику католицизма, так и многие князья («княжеская реформация»), мечтавшие увеличить свои владения за счёт церковных земель. Под влиянием Реформации многие из князей осуществили в своих владениях секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель. Однако в 1529 г. церковь, напуганная масштабом перемен, добились запрета на княжескую секуляризацию. В ответ часть князей и городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали называть протестантами. В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге с изложением основных принципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, ближайший сподвижник Лютера. Согласно новым принципам вероучения упразднялись пышные богослужения, а также почитание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (главной церковной службы, совершаемой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное место в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная организация сохранялась, но из подчинения папе римскому она переходила в ведение светских монархов. К сер.30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северных районах Германии (Пруссия, владения древнего Тевтонского ордена), а также на землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония). Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии. Реформация и крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.) Начало реформация в Германии почти сразу переплелось с крестьянской войной 1524-1526 гг. Реформация для крестьянских масс стала не только религиозным движением, связанным с обновлением вероучения, но и вселяла надежду на реальные социально-политические преобразования. Вождем и идеологом народной Реформации стал священник Томас Мюнцер (1490-1525). Он призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого порядка. Свои идеи Мюнцер изложил в «12 статьях» в которых настаивал на уменьшении феодальных поборов и барщины, свободном пользовании общинными угодьями, восстановлении старых общинных вольностей, требовал упразднения крепостной зависимости. Еще одним идейным документом восставших, который стал проектом имперской реформы, стала "Гейльброннская программа", подготовленная Венделем Гиплером. Она отражала интересы, прежде всего зажиточных горожан, предусматривала введение в интересах развития торговли и предпринимательства единой монеты, единой системы мер и весов, а также ликвидацию внутренних таможенных барьеров. "Гейльброннская программа" была направлена на централизацию германского государства. Отсутствие единого сильного руководства, неспособность к объединению крестьянских отрядов в одно большое войско привело в конечном итоге к их поражению. Кальвинизм. Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Реформации выступил французский богослов Жан Кальвин, живущийв Женеве (Швейцария). В его воззрениях было много общего с лютеранством. Но в отличие от Лютера он выступал за республиканское устройство церкви. Верующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Не разделял Кальвин и учение о спасении верой, ведь под личиной благонравия нередко скрываются ханжество и лицемерие. Кальвин положил в основу своих воззрений учение о Божественном предопределении. Бог, по его мнению, не оставляет человеку свободы выбора — он ещё до Сотворения мира предначертал каждому его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное блаженство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его заслуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен. Но никто не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог подаёт человеку знак. И этим знаком являются успех или неудача в его личной жизни, служебной или профессиональной деятельности.
Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности — умеренность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения. Привлекательность кальвинизма также объяснялась тем, что на место официальной церкви он ставил самоуправляющиеся религиозные общины, независимые от духовных и светских властей. Этим кальвинизм отличался от лютеранства, которое фактически превратилось в государственную религию. Кальвинизм получил распространение главным образом во Франции, где последователей Кальвина называли гугенотами, а также в Нидерландах и в меньшей мере в Польше, Литве и Венгрии. В конце XVI в. много кальвинистов появилось в Англии, где их называли пуританами.
Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступил сам монарх. Поводом для этого стало желание короля Генриха VIII развестись со своей женой и запрет папы Климента VII. Оскорблённый английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу и сам стал назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский, который и удовлетворил требование Генриха VIII о разводе. В дальнейшем были закрыты монастыри, имущество которых отошло к государству. Важнейшее значение имел Акт оверховенстве, провозглашавший короля главой английской церкви. Реформация в Англии приняла необратимый характер после восшествия на престол королевы Елизаветы в 1559 г. В начале её правления парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви и принял Акт об унификации, согласно которому все англичане обязывались совершать богослужения в соответствии с правилами реформированной церкви. В 1571 г. английский парламент принял закон «39 статей», в котором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской. Подобно лютеранам, англиканцы признавали учение о спасении верой, а Священное Писание — единственным источником Божественного откровения, или истины. Но при этом они не отвергали и «добрые дела», т. е. обряды. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохранялись два таинства — крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальный строй. Главой церкви считался король, а управление ею было сосредоточено в руках примаса — архиепископа Кентерберийского. Богослужение велось на английском языке, отвергались подчинение папе римскому, индульгенции, почитание икон и мощей, сокращалось количество праздников. Поскольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зародилось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», поскольку пуритане требовали полного очищения своей веры от католического наследия. Пуританству суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, гак и в истории британских колоний в Америке.
Контрреформация Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформация». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. За печатание и продажу запрещённых книг, а также за их чтение и хранение людям грозило наказание. Священная канцелярия и Индекс были окончательно упразднены католической церковью лишь в 1966 г. Одним из наиболее действенных средств религиозной борьбы становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491-1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. В отличие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церковные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на общественную жизнь. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию молодёжи и государственной службе. В разных странах создавались учебные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцовых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, выполняли их дипломатические поручения.
В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545-1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. Была, наконец, запрещена торговля индульгенциями. В результате, активных мер, предпринятых католической церковью, ей удалось сохранить свое доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.
Религиозные войны. Столкновение Реформации и Контрреформации привело к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Нидерландское восстание 60-70-х гг. XVI века), борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны 2 пол. XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габсбургами XVI - XVII вв.). В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии в ходе реформации ряд немецких княжеств перешли в лютеранство вместе со своими подданными, что привело к конфликту с католиками и императором. Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католические княжества, начали борьбу с протестантами, которая закончилась поражением императора Карла V. В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла, и Карл V отрекся от власти. Во 2 пол. XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны — Англия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).
Во Франции во 2 пол. XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассальное королевство на юге страны) Антуан Бурбон (позднее его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колиньи. Вождями католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти и поэтому гугенотами стали многие знатные люди. Буржуазия чаше придерживалась католичества. На первых порах борьба не являлась непримиримой и в 08.1572 г. между противниками был заключен мир. Протестанты получили право занимать государственные должности, проводить свое богослужение. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадьбу съехались гугеноты. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами. 23.08.1572 г. в ночь накануне дня святого Варфоломея католики напали на гугенотов. В ходе варфаламеевской резни погиб адмирал де Колиньи, а Генрих Наваррский бежал. В Париже было перебито ок. 3 тыс. гугенотов, после чего резня перекинулась в провинцию. Война вспыхнула с новой силой в ходе, которой погибли многие вожди противоборствующих сторон. В 1589 г. Генрих IV Наваррский стал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж, а в 1598 г. король провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозную войну. Католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получили свободу вероисповедания, сохранили за собой ряд крепостей, вооруженные силы. Этот конфликт привел к гибелипочти миллиона человек. Внутренний конфликт с самого начала осложнялся иностранным вмешательством. Гугенотов поддерживала английская королева Елизавета и германские протестантские князья, католиков — испанский король Филипп II и его итальянские союзники. В свою очередь, французские гугеноты оказывали поддержку своим единоверцам в Нидерландах, боровшимся за независимость от католической Испании.
Date: 2016-07-25; view: 9375; Нарушение авторских прав |