Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние монополий на товарное хозяйство
Монополии оказывают довольно противоречивое воздействие на развитие товарного хозяйства. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Отметим сначала положительное воздействие монополий на экономику. 1. Поскольку монополии возникают на основе концентрации производства, то благодаря ей у них возникает возможность использования преимуществ крупного производства, в том числе иметь положительный эффект на масштабе. Создав крупномасштабные производства, монополии смогли заполнить рынки товарами массового потребления и получать при этом повышенную прибыль не только за счет высоких цен, но низких издержек производства. 2. Монополии, обладая огромными капиталами, способствовали возникновению новых производств, ставших своеобразными «локомотивами» национальных хозяйств. Это - автомобилестроение, авиастроение, электротехническая и электронная промышленность, нефтепереработка и другие, относящиеся к разряду капитало- и наукоемких производств, «неподъемных» для мелких и средних товаропроизводителей. 3.Подчинив себе значительную часть мелких и средних предприятий, монополии вместе с тем способствуют их большей устойчивости благодаря тому, что стали заказчиками для многих из них. Нередко на одну монополию работают сотни и даже тысячи мелких и средних предприятий, поставляя ей различные детали. Такая монополия предстает в виде монопсонии - единственного покупателя на рынке отдельных изделий («псонеа» - по-гречески «покупать»). Относительно устойчивое положение монополий в товарном хозяйстве обеспечивает и большую устойчивость.для связанных с ними мелких и средних компаний, а следовательно, устойчивую занятость и доходы их работников. 4. На предприятиях самих монополий, как правило, более благоприятные условия труда и оплаты, чем на немонополизированных предприятиях, более стабильна занятость. Все это имеет не только экономическое, но и социальное значение. 5. Наконец, следует отметить вклад монополий в развитие внутрифирменного планирования, менеджмента, маркетинга, ставших важными факторами развития современного товарного хозяйства. Кроме того, монополии стали развивать на своих предприятиях систему «человеческих отношений», имеющую важное социально-экономическое значение, поскольку она направлена на коренное изменение отношений между руководителями предприятий и рядовыми работниками. Однако наряду с положительным монополии стали оказывать на экономику и общество в целом отрицательное воздействие. 1. Монополии, будучи порождением отношений конкуренции, с самого начала стали подавлять конкурентов, а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества товарного хозяйства. 2. Практика монополистического ценообразования явилась одной из причин того, что средний уровень цен на рынках приобрел тенденцию к повышению. Нередко монополии путем внесения в производимые ими товары косметических изменений выдают их за новые или более качественные и продают по высоким ценам. 3. Поскольку монополия предстает в роли единственного производителя и продавца какого-то товара, то она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым, но не в интересах потребителей. Так, монополия рассчитывает срок службы своих товаров с учетом производственных возможностей своих предприятий и вносит конструкционную «погрешность» в потребительские свойства данных товаров, которая ограничивает их полезность расчетным сроком. По истечению этого срока потребитель товара вынужден его выбрасывать и покупать новый. 4. Монополии оказались способными сдерживать научно-технический прогресс, поскольку обнаружили более выгодным для себя увеличивать прибыль путем повышения цен, а не снижения издержек. Более того, в целях сохранения своего монопольного положения на рынках определенных товаров они могут скупать патенты, использование которых позволяет производить товары-заменители, способные конкурировать с товарами монополий. Запатентованные изобретения нередко скрываются от общества и не используются. 5. 5. Поскольку любая монополия стремится расширить сферу своего влияния, то монополии стали вторгаться в сферу деятельности государства: законодательство, административное управление, внешнюю политику для того, чтобы с помощью государства усилить свои экономические позиции. Более того, монополии проявили стремление подчинить себе государство, сделать его орудием своего господства. Тем самым государство при таком устремлении монополий перестает отражать интересы всего общества, превращаясь в своего рода «комитет по заведованию» делами монополий. Подобное превращение ослабляет национальную экономику и общество в целом. 6. Негативное воздействие монополий на экономику и общество в целом выявилось уже в конце XIX века. Отражая интересы общества в целом, государство в ряде стран стало принимать меры, направленные против монополий. В 1890 г. впервые в мире в США был принят антимонопольный закон Шермана, запрещавший монополистические сговоры и объединения. Однако в правовом отношении закон был далек от совершенства и монополии сохранили возможность его обхода. Поэтому в США в 1914 г. появился еще один антимонопольный закон-закон Клейтона, направленный против создания трестов и получивший название «антитрестовского». 7. Следует отметить, что по-настоящему антимонопольные законы начали действовать лишь после Второй мировой войны. Это было обусловлено как более тщательной юридической проработкой антимонопольного законодательства, так и усилением мощи государства, ставшего способным противодействовать силе монополий. В 1948 г. довольно эффективное антимонопольное законодательство было принято в Великобритании, в 1957 г. в ФРГ, в 1963 г. во Франции. Подобное законодательство появилось и в России в связи с переходом к рыночной экономике. 8. Согласно антимонопольным законам запрещена концентрация производства и сбыта отдельных видов товаров в одних руках. Более того, некоторые законы запрещают сосредоточение в руках одной компании производства и сбыта свыше 50%, а иногда и 40% какого-либо товара. В некоторых странах есть запреты на сосредоточение в одних руках контрольных пакетов акций других компаний. Проводя антимонопольную политику, государство может устанавливать прямой контроль над ценами на товары, Производимые монополиями, особенно, когда эти товары имеют социальную значимость, как, например, услуги транспортных или энергетических компаний. Иногда государство идет на национализацию компаний-монополистов для того, чтобы обеспечивать производство необходимых для других компаний товаров и их продажу по приемлемым ценам. Тем самым, проводя антимонопольную политику, государство пытается устранить негативное влияние монополий на национальную экономику. Но, как правило, государство не препятствует деятельности «своих» монополий на международном уровне, поскольку здесь происходит особенно ожесточенная конкуренция, выстоять в которой могут только очень крупные и влиятельные компании. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 1. Основные школы экономической теории. 2. Экономика и экономическая теория. 3. Два направления экономической теории. 4. Предмет экономической теории и его особенности. 5. Методы изучения экономических явлений. 6. Функции экономической теории. Экономическая политика. 7. Экономика как хозяйственная система. 8. Потребности, их виды и роль в экономике. 9. Блага, их свойства и виды. 10. Индивидуальное и общественное производство. Структура производства. 11. Общественное воспроизводство и его фазы. 12. Факторы производства и их классификация. 13. Земля как фактор производства. 14. Труд как фактор производства. 15. Качественные и количественные характеристики труда. 16. Капитал как фактор производства. 17. Производственные возможности и производительные силы общества. 18. Предпринимательская деятельность и ее роль в использовании факторов производства. 19. Типы хозяйственных систем и критерии их классификации. 20. Виды связей и отношений в общественном хозяйстве. 21. Экономические отношения как система. 22. Собственность и права собственности. 23. Формы и виды собственности. 24. Социально-экономические формы общественных хозяйств. 25. Экономические интересы и хозяйственный механизм общества. 26. Виды хозяйств и критерии их классификации. 27. Товарное хозяйство и условия его возникновения. 28. Специализация, ее виды и роль в экономике. 29. Экономическая свобода, формы проявления и роль в экономике. 30. Товар и его свойства. 31. Развитие товарного обмена и возникновение денег. 32. Деньги и их функции. 33. Закон стоимости как основной закон товарного производства. 34. Социально-экономические особенности труда в товарном хозяйстве. 35. Рабочая сила как товар. 36. Процесс производства как процесс создания товара и его стоимости. 37. Капитал как самовозрастающая стоимость. 38. Кругооборот капитала и его стадии. 39. Накопление капитала и его факторы. 40. Воспроизводство капитала и его типы. 41. Концентрация и централизация капитала. 42. Концентрация и централизация производства. 43. Сущность монополии и факторы ее возникновения. 44. Формы монополистических объединений. 45. Влияние монополий на товарное хозяйство и антимонопольная политика государства. 46. Хозяйства переходного типа. Основные направления перехода России на рыночный путь развития. 47. Место фирмы в экономической системе. Виды фирм. 48. Индивидуальные частные предприятия. 49. Хозяйственные товарищества и общества. 50. Акционерные общества и их типы. Смешанные предприятия. 51. Государственные предприятия, их достоинства и недостатки. 52. Фонды и средства предприятия. 53. Издержки предприятия, их виды и состав. 54. Издержки и объем производства предприятий. 55. Доходы предприятия и оптимальный объем производства. 56. Сущность спроса и факторы его определяющие. 57. Сущность предложения и факторы его определяющие. 58. Эластичность спроса, ее виды и факторы. 59. Эластичность предложения ее виды и факторы. 60. Понятие цены равновесия. 61. Механизм установления цены равновесия. 62. Факторы, определяющие уровень равновесной цены. 63. Особенности взаимодействия спроса и предложения на рынке с наличием монополии. 64. Особенности взаимодействия спроса и предложения на олигопольном рынке. 65. Особенности взаимодействия спроса и предложения на рынке с наличием монопсонии. 66. Потребительский выбор и его особенности. 67. Правила рационального выбора потребителя. 68. Рынок труда и заработная плата. 69. Спрос и предложение на рынке труда. 70. Формы и системы заработной платы. 71. Рынок ссудного капитала и процент. 72. Спрос и предложение на рынках ссудного капитала. 73. Экономическая сущность ренты. 74. Дифференциальная земельная рента. 75. Цена земли. Спрос и предложение на рынке земли. 76. Предпринимательская деятельность и прибыль. Сущность, формы и факторы прибыли. Список рекомендуемой литературы 1. *Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. М.: Юриспруденция, 2001. 2. *Амосова В.В. Экономическая теория / Под ред. Г.М. Гукасьян. СПб.: Питер, 2002. 3. *Базелер У. Основы экономической теории. СПб.: Питер, 2000. 4. *Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М.: ЮристЪ, 2002. 5. *Булатов А.С. Экономика. М. Юристъ, 2001. 6. Валовой Д.В. Экономическая теория. М., 2000. 7. *Вводный курс по экономической теории / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1997. 8. *Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС, 1998. 9. *Гребнев Л.С. Экономика.М.: Вита-Пресс, 2000. 10.*Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: учебник. М.: ВЛАДОС, 1998, 2000. 11.*Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. Чепурина М.Н. Киров: АСА, 2001. 12.*Козырев В.М.Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2001. 13.*Курс по экономической теории. / Под ред. М.Н.Чепурина. Киров: АСА, 2001. 14.*Мамедов О.Ю. Современная экономика. Р-н-Д: Феникс, 1998. 15. Маршал А. Принципы экономической науки. М, 1996. 16.* Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: курс лекций. М.: НГАЭиУ, 1999. 17. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. М.: ВЛАДОС, 1999. 18.*Основы экономической теории / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 19.*Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 20.*Протас В.Ф. Экономическая теория: структурно-логические схемы: учебное пособие. М.: Экзамен, 2002. 21. *Райзберг Б.А. Основы экономики. М.: ИНФРА-М, 2001. 22. Романенко И.В. Экономическая теория: Конспект лекций. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 23. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник. М.: Норма, 1998, 2003. 24. *Седов В.В. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие. Челябинск: ЧелГУ, 2000. 25.*Современная экономика: 100 экзаменационных ответов / Под ред. О.Ю.Мамедова. Р-н-Д: Феникс, 1999. 26. *Экономика / Под ред. А.П. Казакова. М.: Москва, 1996. 27. *Экономикс / Под ред. К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю. М.: Туран, 1996. Т. 1.399 с. Т.2. 28. Экономическая теория: Хрестоматия / Под ред. Е.Ф. Борисова. М.: Высш. шк., 2000. 29. *Экономическая теория / Под ред. В.И.Видяпина. М.: ИНФРА-М, 2001. 30. *Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В.Ч.ечелевой. М.: Экзамен, 2003. 31. *Экономическая теория / Под ред. В.Д.Камавой. М.: ВЛАДОС, 2002. 31. *Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 32. *Экономическая теория / Под ред.М.Н.Чепурина. Киров, 1998. 33. *Экономическая теория на пороге XXI века / Под ред. Б.М.Осипова. М.: ЭКОС, 1998. Приложение 1
Основные экономические реформы в России от Петра I до Б.Ельцина и экономические доктрины, под влиянием которых эти реформы осуществлялись.
1-ая четверть XVIII в. – реформы Петра I под влиянием меркантилистических идей (стимулирование развития мануфактурного производства и торговли); 60-е годы XIX в. - реформы Александра II под влиянием идей классической политэкономии (общая либерализация, стимулирование промышленности); 90-е годы XIX в. - реформы Ю.Витте под влиянием неоклассических идей (переход к золотомонетному обращению); начало XX в. - реформы П.А.Столыпина под влиянием либерального «здравого смысла» («разобщинивание» крестьян); 1917-1921 г.г. – «военный коммунизм» большевиков, попытка прямой реализации доктрины марксизма путем натурализации хозяйства»; 1920 г. – нэп, разработанный В.И.Лениным на основе развитой им концепции переходной экономики; 1928-1933 г.г. – «великий перелом» И.В.Сталина под влиянием утрированных и догматизированных идей марксизма; 1953-1956 г.г. - реформы Н.С.Хрущева под влиянием «возращения к истинному марксизму-ленинизму»; 1965-1966 г.г. - реформы Л.И.Брежнева под влиянием советских экономистов –«рыночников» («либерманизация»); 1987-1991 г.г. - реформы М.С.Горбачева под влиянием советских экономистов – «рыночников» и социал-демократических идей; С 1992 г. – «шокотерапия» Е.Гайдара, реформы В.Черномырдина – смесь социал-демократических идей и идей неоклассических (монетаристских) с преобладанием последних.
Приложение 2 Тесты по дисциплине «Общая экономическая теория» 1.Современный «экономикс» - это, с точки зрения Аристотеля, не «экономия», а «хрематистика»: а) Да б) Нет 2. Теория социально-экономических формаций впервые была разработана: А) К.Маркс и Ф.Энгельс В) Ж.Сисмонди Г) В.И.Ленин 3. В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин писал о своем персонаже, что он «умел судить о том, как государство богатеет … и потому не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». А.С.Пушкин хотел тем самым сказать, что его герою были близки взгляды: а) представителей классической политэкономии, б) средневековых схоластов в) маржиналистов, г) меркантилистов 4. Основным объектом изучения К.Маркса и Ф.Энгельса были закономерности: а) функционирования классической политэкономии. б) зарождения капитализма в) перехода от капитализма к коммунизму. г) коммунистического способа производства 5. Определите, какая проблема не является предметом изучения современного «экономикс»: а) соответствие хозяйственной деятельности религиозным заповедям б) социальная справедливость в распределении доходов в) преимущества и недостатки социально-экономических систем 6. Какое определение соответствует тому представлению о предмете науки, которое было у представителей классической политэкономии: а) экономическая теория есть наука о богатстве б) экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми в) экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров 7. Какое определение соответствует тому представлению о предмете науки, которое присутствует у современных неоклассиков: а) экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров б) экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми в) экономическая теория есть наука о богатстве 8. А.Маршалл подвергал концепцию маржиналистов критике за ее несоответствие хозяйственной практике: а) Нет б) Да 9. Фирма-монополист повышает уровень цен и сокращает объем производства. Этот вывод сделан по методу индукции: а) Да б) Нет 10. Современная неоклассическая экономическая теория является исключительно позитивной наукой, очищенной от нормативных аспектов: а) Нет б) Да 11. Идея коммунизма основана на предположении об ограниченности потребностей: а) Да б) Нет 12.Математическое моделирование – метод, используемый только в экономической теории: а) Нет б) Да 13. Модель «экономического человека»-это обобщенный образ среднего человека, и каждый в определенных условиях действует как «экономический человек»: а) Нет б) Да 14. Предложенный К.Поппером принцип фальсификации означает, что: а) любая научная концепция должна допускать свою опровержимость (фальсифицируемость) б) научная теория может основываться на заведомо нереалистических (сфальсифицируемых) предположениях в) исследователь не имеет права подтасовывать (фальсифицировать) факты для доказательства своих взглядов 15. Создатель первой экономико-математической модели: а) Ф.Кенэ б) А.Смит в) К.Маркс 16. В 1724-1736 г.г правительство Китая с целью проверки эффективности описанной мудрецами древней системы «колодезных полей» (сбора податей в форме коллективной обработки земли крестьянами-общинниками, весь урожай с которого присваивает государство) ввело эту систему в столичной провинции Чжили. Это следует называть: а) эксперимент б) метод аналогии в) индуктивный метод 17. Определите. какое высказывание является одним из проявлений закона исключенного третьего: а) неимеющий работы либо является, либо не является безработным б) получающий пособие по безработице либо живет только на это пособие, либо получает еще и заработную плату в) каждый человек работает, либо является безработным 18. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой: а) Нет б) Да 19. Существуют первичные потребности, которые могут быть неудовлетворенными длительное время а) Нет б) Да 20.Американский психолог А.Маслоу утверждал, что после того, как человек удовлетворит первичные потребности, он непременно начинает удовлетворять потребности высшего порядка: а) Нет б) Да 21. Целинные земли Казахстана до их освоения можно считать ресурсом: а) Да б) Нет 22. Одолжив приятелю в долг крупную сумму денег, не взяв с него процента, вы полупили нерационально: а) Нет б) Да 23. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве: а) Нет б) Да 24. НТП не имеет границ, так же, как и бесконечна Вселенная. Следовательно, тезис об ограниченности ресурсов ошибочен: если ресурсы иссякнут на Земле, человек найдет их в космосе: а) Нет б) Да 25. С развитием общества в потребности людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности: а) Да б) Нет 26.Полученный вами в банке кредит можно считать капиталом: а) Нет б) Да 27. Проблема ограниченности ресурсов существует только для индивида, но не для общества в целом: а) Нет б) Да 28. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами: а) Да в) Нет 29. Альтернативная стоимость строительства кооперативного гаража - это величина взятки руководству кооператива: а) Нет б) Да 30. Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги, которая измеряется Бюро статистики труда: а) Нет б) Да 31. Альтернативные затраты на учебу в институте включают плату за обучение и расходы на учебники а) Нет б) Да 32. Кривая производственных возможностей будет прямой линией, если экономические агенты не будут использовать разделение труда и специализации: а) Да в) Нет 33. Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке а) полезность б) цена в) выгода 34. Ресурсами не являются: а) продукты питания б) полезные ископаемые в) квалифицированная рабочая сила 35. Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства а) банкир, нефть, трактор б) счет в банке, хозяин магазина, сера в) облигации, уголь, бригадир 36. Определите, что или кто не может считаться экономическим агентом: а) все перечисленные ниже б) тюрьма в) президент г) семья 37. Кривая производственных возможностей иллюстрирует а) альтернативную стоимость производства одного и другого блага б) изменение в цене различных товаров в) преимущества производства одного товара вместо другого 38. Если линия производственных возможностей сдвинется из положения 1 в положение 2, то это будет означать, что в стане: а) произошло вовлечение в экономику новых, ранее не занятых ресурсов б) увеличилась эффективность производства товара А в) увеличилась эффективность производства товара В
39.Студент учится в университете и получает стипендию 800 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом и получать 3000 руб. рассчитайте его альтернативные затраты на обучение в университете: а) 3000 руб. б) 200 руб. в) 2200 руб. 40 Предположим, что вы изобрели технологию производства какого-либо блага. Это означает, что вы стали обладателем уникального фактора производства: а) при определенных условиях б) да в) нет 41. Повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей, если а) уменьшается количество работников б) растет количество используемого капитала в) сокращается заработная плата 42. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания общего выпуска (штук) в год:
Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях: а) 50; б) 180; в) 130; г) (180+130) /2 43. Марья Ивановна посвящает день домашнему хозяйству. Она тратит на стирку рубашки 20 минут, а на мытье окна – 55 минут. Нарисуйте линию производственных возможностей Марьи Ивановны в рамках 9-часовго рабочего дня. 44. Фирма продает два типа теннисных мячей, покупая их по 3 и 8 долларов за 1 штуку. Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 200 долларов. Date: 2016-07-25; view: 447; Нарушение авторских прав |