Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы монополистических объединений





Наиболее распространенным способом монополизации какой-то отрасли является объединение крупных компаний. Компании, вошедшие в объединение, на рынке соответствующего товара предстают как еди­ное целое, то есть как монополия. Такие объединения могут быть раз­личными, варьируясь от весьма простых до очень сложных форм.

Наиболее простыми монополистическими объединениями явля­ются временные соглашения между отдельными компаниями, именуе­мыми пулами, рингами, конвенциями и т.п. Название таких объединений зависит от предмета соглашения. Это могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отно­шении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Поскольку соглашения носят временный характер, то такие монополистические объединения явля­ются неустойчивыми.

Более устойчивой формой монополии является картель - согла­шение между отдельными компаниями о ценах на производимую про­дукцию, о рынках сбыта этой продукции, о квотах на ее производство. Картельными могут быть соглашения о ценах на сырье, из которого про­изводится продукция. Такие соглашения еще не означают полную моно­полизацию отрасли, так как они заключаются между компаниями, со­храняющими свою производственную и коммерческую самостоятель­ность и выступающими на рынке в роли продавцов, согласовывающих свои действия друг с другом.

Качественно иной формой монополии является синдикат, пред­ставляющий собой объединение отдельных компаний для создания со­вместных предприятий по сбыту производимой продукции. Здесь в пол­ном смысле возникает монополия в лице одного сбытового предприятия, которое получает возможность определять условия продажи това­ра, прежде всего цену.

Следующей, уже завершенной формой монополии является трест. Трест представляет собой объединение компаний не только для совмес­тного сбыта, но и производства каких-то товаров. Входящие в трест ком­пании лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоя­тельности, превращаясь, по существу, в единую компанию.

В основе образования трестов лежит процесс централизации про­изводства, которая может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Горизонтальная централизация объединяет предприятия, относящиеся ко вторичному сектору производства, то есть к отраслям, производящим отдельные полуфабрикаты, заготовки, узлы, которые будучи соединены, образуют конечный продукт. С ним трест как монополист выходит на рынок. Вертикальная централизация объединяет предприятия, относя­щиеся ко всем секторам производства. Предприятия первичного секто­ра заняты производством сырья, которое перерабатывается и превраща­ется в готовый продукт на предприятиях вторичного сектора. Услуги предприятий третичного сектора, входящих в трест, обеспечивают бес­перебойное производство и сбыт товаров. Такую централизацию пред­приятий различных секторов и отраслей производства называют также вертикальной интеграцией, а тресты, основанные на ней,- комбинатами. В современных условиях распространенной формой объедине­ний, способных монополизировать производство и сбыт товаров, явля­ется концерн. Концерн - это объединение компаний путем покупки их контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей голов­ной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять производствен­ную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой само­стоятельности.

В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным от­раслям, но имеющие общие технологические связи. Поэтому концерн, как правило, является многопрофильным, то есть производящим раз­личные виды товаров, при этом у них есть основной вид продукции, на рынке которого концерн обычно выступает как монополист. Так, нефтеперабатывающий концерн кроме бензина как основного продукта мо­жет производить различные масла, оборудование для бензоколонок, тех­нику для бурения нефтяных скважин и т.п.

Создание многоотраслевых концернов позволяет получать не толь­ко высокую, но и стабильную прибыль, поскольку под контролем кон­церна оказываются предприятия отраслей с разной нормой прибыли, но в совокупности имеющих норму выше средней.

Возможность получения стабильной прибыли за счет нахожде­ния капитала в разных отраслях обусловила возникновение такой фор­мы объединения компаний, как конгломерат. Особенность конгломерата заключается в том, что он объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных друг с другом. Такой принцип объедине­ния называется диверсификационным. Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компа­нии в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов.


Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения од­ной компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами получения высокой прибыли. Если у входя­щих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по свое­му составу конгломерат в отличие от концернов не является постоян­ным. Но именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь об­щую норму прибыли выше средней.

Высокая норма прибыли конгломерата может быть обусловлена и установлением отдельными компаниями, входящими в конгломерат, монополии на рынках своих товаров. Поэтому нередко вся мощь и вли­яние подобного объединения направлена на то, чтобы обеспечить для своих компаний такую монополию.

Рассмотренные объединения компаний не всегда являются в пол­ном смысле монополиями. Бывает, что подобных объединений в отрас­ли и на соответствующем рынке несколько. Такие объединения предста­ют как олигополии. Олигополия характеризует ситуацию, при которой на рынке устанавливается господство нескольких продавцов. (Гречес­кое слово «олигос» на русский переводится как «немногочисленный».)

Особенность современных монополистических образований зак­лючается в том, что они стремятся подчинить себе не только рынки от­дельных товаров, но и расширить свое влияние на другие отрасли через установление над ними финансового контроля. Для этого ими устанав­ливается тесная связь с банками, которые обычно включаются в моно­полистическое объединение. В результате столь тесного переплетения промышленного, торгового и банковского капитала возникает финансо­вый капитал. Финансовый капитал представляет собой единство капи­тала крупных кредитно-банковских учреждений и капитала нефинансо­вых, обычно промышленных, корпораций.

Лица, в чьих руках находится финансовый капитал, образуют финансовую олигархию. («Олигархия» в переводе с греческого означает «власть немногих».) Поскольку финансовый капитал пронизывает всю экономику, то его собственники действительно обладают огромной эко­номической властью.

Финансовый капитал отдельных монополистических объедине­ний может объединяться с финансовым капиталом других объединений, в результате чего образуются мощные финансово-промышленные груп­пы, под контролем которых оказываются важнейшие сферы хозяйства.







Date: 2016-07-25; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию