Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обоснование результатов исследованияОбоснование представляет собой логический процесс, по средством которого тезис наделяется новыми характеристиками, фиксируемыми в приводимых основаниях. В развитии научного знания используются виды обоснования: доказательство, опровержение, подтверждение, интерпретация, оправдание, объяснение, высшей из которых является доказательство. Доказательство - логический процесс, заключающийся в обосновании истинности положения с помощью других положений, истинность которых уже установлена ранее. В процессе доказательства нельзя пользоваться такими умозаключениями, которые дают в выводе недостоверное знание, обоснованности или истинности которых с достоверностью нельзя говорить. О провержение устанавливает ложность тезиса. Разновидности: доказательство антитезиса (самостоятельно доказывается высказывание, противоречащее опровергаемому тезису (антитезис)) и установление ложности следствия, вытекающей из тезиса (делается допущение об истинности опровергаемого тезиса и из него выводятся следствия, если хотя бы одно является ложным, то ложным будет и допущение (опровергаемый тезис), значит, что по крайней мере одно из них ложно, следовательно, ложным будет исходный тезис). Опровержение с помощью установления ложности следствий, вытекающих из тезиса, называют «сведение к абсурду». Подтверждение. Оно играет особую роль в случаях, когда в процесс научного исследования вовлекаются положения, истинность которых еще в должной мере не установлена и в то же время отсутствуют достаточные аргументы для их опровержения. Это выведение следствий из наличного гипотетического утверждения и последующее соотнесение с достоверно установленными положениями. Особый интерес подтверждение представляет в том случае, если обосновываемый тезис претендует на статус научного закона, тогда следствия выводятся таким образом, чтобы соотнести их с эмпирическими знаниями, с фактами науки, которые подтверждают гипотетическое утверждение. В рамках позитивистской концепции подтверждение отождествляется с обоснованием и трактуется как многоступенчатая гипотетико-дедуктивная система вывода единичных следствий из гипотезы, или подкрепление, верификация, поддержка гипотетического положения эмпирическими данными, которые или уже имеются в распоряжении исследователя, или специально подбираются для конкретного случая. Логический анализ подтверждения предполагает, что при подтверждении тезиса а) в качестве аргументов выступают его следствия, 6) демонстрация в целом не носит необходимого (дедуктивного) характера. Интерпретация выполняет функции взаимосвязи и сопоставления абстрактных объектов теории с эмпирическими данными. В зависимости от специфики объекта обоснования (математическое или естественнонаучное знание) интерпретационные модели отличаются друг от друга. Построение интерпретационной модели математической теории ограничивается установлением значений терминов исходной теории посредством их связи с абстрактными объектами обосновывающей теории, что и составляет суть семантической интерпретации. Для обоснования естественнонаучного знания необходима еще и эмпирическая интерпретация, основой которой являются операциональные определения и посредством которой устанавливается соответствие между двумя языками - теоретическим и языком наблюдения. Объяснение - устанавливается достоверность высказываемых о каких-либо еще малоизученных явлениях положений на основе уже апробированных в науке эмпирических или теоретических данных. В зависимости от специфики и степени изученности объектов в процессе объяснения могут использоваться такие приемы, как сравнение, аналогия, указание и др. Объяснить некоторое явление - значит указать, следствием какой причины оно является, или раскрыть его сущностные характеристики. В качестве аргументов при объяснении выступают установленные научные факты, законы или их совокупности, научные теории, а также высказывания о причинах тех или иных явлений. Объяснение указывает на причину и одновременно на закон, которому подчиняется наблюдаемое явление. 45. Язык науки… Под формализованным языком в логике понимают язык, представляющий собой множество интерпретированных выражений (формул), а также включающий способы преобразования одних выражений в другие по правилам дедукции. Формализованный язык включает алфавит языка (исходные символы языка), понятие правильно построенного выражения языка (формулы), представляющего собой конечную последовательность исходных символов. Некоторые правильно построенные формулы выбираются в качестве исходных, например, аксиом. В отличие от естественного языка, формализованный язык (в узком смысле) не является средством общения между людьми. Это средство воплощения логических теорий, моделирующих дедуктивные процессы нашего мышления, а также используемых как средство логического анализа. Особая роль принадлежит формализованному языку в современной логике и математике. В формализованном языке (как в узком, так и в широком смысле) различают объектный (предметный) язык и метаязык. Объектный язык — это язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Например, объектный язык арифметики соотносится с числами и их свойствами, описывает операции сложения, вычитания. Метаязык служит средством описания и исследования свойств объектного языка. Поэтому он более богат по своим выразительным и аналитическим возможностям и может быть неформализованным. В естественном языке явного различия между метаязыком и объектным языком нет. На одном и том же языке описываются свойства внеязыковых объектов и выражений, устанавливающих характеристики объектного языка. Поэтому существует опасность смешения объектного языка и метаязыка, чреватого появлением противоречий и парадоксов. Какова роль определений в науке? Определение позволяет выделить некоторый предмет среди других предметов, однозначно отличить его от них, раскрыть, уточнить или сформировать смысл одних языковых выражений с помощью других языковых выражений. Определение, дающее отличительную характеристику предмета, называется реальным. Определение, раскрывающее, уточняющее смысл одних языковых выражений с помощью других, называется номинальным. По способу представления определяемого имени они подразделяются на явные и неявные. Философское понятие «диалектическая логика» ввел Г.-В.-Ф. Гегель в начале XIX в. Так он, в противоположность формальной логике, назвал свое учение о развитии всех природных и духовных вещей». В последующей традиции под диалектической логикой понимали философское учение о законах мышления и познания, учение о том, как в движении познаний, в развитии и движении форм мышления отражается вечно изменяющийся объективный мир. Диалектическая логика - методологически ориентированное мышление с использованием эвристического потенциала материалистической диалектики. В отличие от формальной логики диалектическая является логикой содержательной, адекватно фиксирующей предмет как в его покое, так и в его изменении. В научном познании наряду с законами и принципами диалектики, учением о противоречии как источнике развития научного знания важную регулятивно-методологическую и мировоззренческую роль играют такие категории диалектики, как категории части и целого, единичного и общего, особенного и всеобщего, сущности и явления, абстрактного и конкретного, логического и исторического, возможности и действительности, необходимости и случайности. 46.Понятие закона и его роль в науке… Одной из самых ключевых категорий диалектики является категория «закон». В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей; б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия: в) необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях; г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы; ц) повторяющейся, устойчивой, так как закон есть прочное (остающееся) в явлении, закон — идентичное в явлении, закон — «спокойное отражение явлений. И потому всякий закон узок, неполон, приблизителен». Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования. Открытие и формулирование закона — важнейшая, но не последняя задача науки, которая еще должна показать как открытый ею закон прокладывает себе путь. Для этого надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления данной предметной области (даже те, которые кажутся ему противоречащими), вывести их все из соответствующего закона через целый ряд посредствующих звеньев. Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаимосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Каждый закон имеет границы своего действия, определенную сферу своего осуществления (например, рамки данной формы движения материи, конкретная ступень развития и т.д.). На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение новых явлений, событий, процессов и т. п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности людей. Открытые законы, познанные закономерности могут — при их умелом и правильном применении — быть использованы людьми для того, чтобы они стали господами природы и своих собственных общественных отношений. Поскольку законы внешнего мира — основа целесообразной деятельности человека, то люди должны сознательно руководствоваться требованиями, вытекающими из объективных законов, как регулятивами своей деятельности. Рассмотрим две таких особых группы законов, как динамические и статистические: Динамические закономерности — объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов (состоящих из небольшого числа элементов), при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей (в отличие от статистических) имеют точно определенный, однозначный характер. Динамические закономерности «пронизывают» ряд понятий современной науки. Статистические закономерности — форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а с определённой вероятностью. К основным законам материалистической диалектики традиционно относят: • закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т. е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние; • закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. Здесь следует добавить, что в связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в некоторой корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними;• закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали» и т. п.). Принцип детерминизма формируется на основе причинной обусловленности явлений как всеобщей формы бытия, признания необходимой связи причины со следствием, а также обусловленности качественных характеристик объекта количественными, формы — содержанием, Данный принцип связан с той ступенью развития общественного познания, на которой человек выявляет и теоретически осмысливает причинность и необходимость как моменты всеобщей связи явлений действительности, как всеобщие формы бытия. Признание необходимой связи между причиной и следствием не исключает объективного существования случайностей, которые со своими причинами связаны тоже необходимым образом. указанного принципа. Принцип детерминизма, проявляясь через закон достаточного основания, прорывает узкий горизонт формально-логического мышления, обеспечивающего необходимое следование одних мыслей за другими, требует не только обусловленности одной мысли другой, необходимой их связи в процессе мыслительной деятельности, но и воспроизведения в движении мыслей причинной обусловленности исследуемых явлений, их необходимой связи, их объективной детерминации. Современный детерминизм включает в себя два противоположных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых, в свою очередь, «воплощается» в многообразных формах детерминации. Первый тип — причинная детерминация выступающая решающей по отношению к непричинной, все формы которой складываются в конечном счете на основе причинности. Сущность принципа причинности заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают возникновение и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие. В самой общей форме принцип причинности методологически ориентирует познающего субъекта на восхождение познания по тем или иным причинно-следственным цепям, анализ их пересечений и взаимодействий. Данный принцип предъявляет исследователю определенную — характерную только для него — систему требований, которыми он должен руководствоваться, чтобы «добраться до причин». Второй тип детерминизма — отношения между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события другим. 47. Категории единич-го и общего, целого и части,… Категории «часть» и «целое» выражают отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Категории части и целого определяются посредством друг друга: часть — это элемент некоторого целого, целое — то, что состоит из частей. Единичное — признак конкретного предмета, отличный от всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс. Общее - признак, сходный с признаком, по крайней мере, вне одного предмета данного класса. Всеобщее- признак, сходный с признаками всех предметов класса. Особенное - любой невсеобщий признак. Наряду с этими двумя дихотомическими делениями используется трихотомическое деление признаков на единичные, особенные и всеобщие. В этом случае особенным называют признак с признаками одних и отличный от признаков других предметов классов, т. е. любой общий, но не всеобщий признак. Понятия «единичное» и «общее» относительны: в рамках фиксированного класса предметов; при изменении этого класса общее может стать единичным, всеобщее — особенным. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве многообразных свойств его бытия. Явление - внешняя форма существования и обнаружения предмета. Постижение сущности изучаемых объектов является одной из величайших задач науки. Явления более динамичны, изменчивы, богаче сущности, обнаруживают не только внутреннее содержание предмета, но и различные случайные отношения. Теоретическое постижение сущности предмета связано с раскрытием законов его функционирования и развития. Логическое и историческое - философско-методологические категории, посредством которых характеризуется отношение между исторически развивающейся объективной действительностью и ее воспроизведением в научном познании. Научное познание при этом исходит из исторического развития предмета и стремится осмыслить эту историчность, ориентируясь на единство исторического и логического. При этом используются различные средства и методы научного исследования, не ограничиваясь простым прослеживанием временной последовательности явлений. Взаимодействие логического и исторического исследования при построении теории сложных развивающихся объектов носит взаимообусловленный характер: чтобы исследовать историю, генезис изучаемого объекта, необходимо иметь некоторое представление о его сущности. Такое Представление, достаточно абстрактное, гипотетическое, Выступает как предпосылка анализа генезиса объекта и т. д. Объект в своей развитой форме позволяет полнее понять Я истории то, что присутствует в ней в виде намека, зародыша. Поскольку внутри исторически сложившихся объектов существуют такие элементы и связи, которые невозможно понять без обращения к прошлому, к истории, топический метод предполагает использование элементов исторического метода. Такой логический метод вместе с элементами исторического метода должен включаться в более широкий исторический контекст рассмотрения с обращением не только к воспроизводству системы в настоящем, НО и к ее истокам и возможным вариантам развития в будущем. И известном смысле логический метод является не чем иным, как тем же историческим, только освобожденным от Исторической формы и мешающих случайностей. Причиной несовпадения исторического и логического является то, что далеко не все явления, выступающие в качестве фактора генезиса объекта, входят в число необходимых условий его воспроизводства и развития, устраняясь объективным ходом исторического прогресса. Кроме этого, временная последовательность явлений в наблюдаемой истории может соответствовать последовательности их рассмотрения путем логического метода. Важно не модернизировать историю, не выстраивать ее в соответствии с каким-либо узким современным представлением о результате как венце развития. Необходимость и случайность являются соотносительными категориями. Необходимость означает явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах. Случайность указывает на явление, не детерминированное определенной областью действительности и, следовательно, непредсказуемое на основе знания о ней. Все события в механистическом мире мыслятся как однозначно детерминированные, без разрыва в каузальных, причинно-следственных отношениях. Из лапласовского детерминизма следует, что случайность - это понятие, отражающее не объективное положение вещей, а неполноту нашего знания о нем. Современный синергетический подход выявляет новые прочтения и понимания статуса объективной случайности, придавая принципиальное значение тому обстоятельству, что в точке бифуркации, перехода объекта в новое состояние, чаще всего существует несколько вариантов возможностей. Таким образом, случайность является составной частью реального мира и играет важную методологическую роль в современной науке, ориентируя ученых на идеалы открытости, вариативности и изменчивости исследуемых систем. 48. Понятие социального института… Как социальный институтнаука начала оформляться в ХХ'П-ХУШ вв. В это время в Европе возникли первые научные сообщества, такие как академии, начали складываться новые типы коммуникации ученых. В XVII в. конституируется сообщество естествоиспытателей, причем не только благодаря научным сообществам и академиям, но и в рамках так называемой «Республики ученых», основанной на частной переписке на латыни между исследователями. Переписка становится средством совместного обсуждения промежуточных результатов экспериментов, их интерпретации и объяснения гипотез. Наряду с книгами, в которых излагаются взгляды на природу, письма ученых друг другу становят-; средством закрепления и передачи научного знания. Углубление специализации научной деятельности приводит в конце XVIII - первой половине XIX в. к возникновению дисциплинарных объединений исследователей. Начинают формироваться научные журналы. Основным продуктом научной деятельности становится научная статья наряду с монографией. Национальные языки постепенно вытесняют латынь. На смену «Республике ученых» приходит множество дисциплинарно организованных сообществ. Наряду с академическими учреждениями, возникшими в XVII - начале XVIII в. формируются новые ассоциации ученых. В системе образования также возникают новые веяния. В университетах возникают новые предметы, включающие кроме традиционно гуманитарных наук также естественнонаучные и технические дисциплины. Открываются новые образовательные центры подготовки специалистов, например Политехническую школу в Париже, 1795. В XIX в. образование начинает строиться на основе специализации по отдельным областям научного знания, что соответствует конституированию дисциплинарной организации науки. Формируется особая профессия научного работника, связанная с целенаправленной специализированной подготовкой научных кадров как способом воспроизводства субъекта научной деятельности. В XX в. в организации науки наблюдаются заметные изменения, связанные с формированием многообразных типов объединений ученых, крупных исследовательских коллективов. Наука превращается в особый тип производства научных знаний, осуществляется целенаправленное финансирование, особая экспертиза исследовательских программ, их социальная поддержка. Формируется особая промышленно-техническая база, направленная на обеспечение научного поиска, наблюдается сложное разделение труда и целенаправленная подготовка научных кадров. Наряду со специализированными исследованиями в отдельных областях науки формируются междисциплинарные направления, учитывающие диалог естественных, гуманитарных и технических наук. Вместе с классическими объединениями ученых в рамках НИИ, академий, научных центров в университетах возникают неформальные объединения ученых, в том числе и на межгосударственном уровне. Важным событием науки XX в. является формирование научных школ. Так, в области методологии науки начиная с 1950-х гг. осуществляется интенсивная логико-методологическая работа отечественных ученых. В 1952 г. начинает работать Московская методологическая школа, Киевская методологическая. Основателем Минской школы является академик В.С. Степин, под научным руководством которого защищены кандидатские и докторские диссертации. Возникновение к концу XX в. компьютерных сетей и мировой сети Интернет обеспечивает формирование новых типов научных коммуникаций, связанных с возникновением открытых сетевых диссертаций, пресс-конференций, компьютерных журналов, статей, монографий, учебных пособий и т. п. В современных условиях возрастают функции науки как социального института, направленные на органическое соединение достижений научно-технологического мышления нравственно-аксиологическими ценностями, взаимодополнение науки, морали, искусства, гуманитарного и технического знания, образовании и воспитании современного человечества Под институциализацией науки понимается процесс, связанный с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности. Этот процесс сопровождался и сопровождается возникновением и консолидацией ученых сообществ, научно-исследовательских и специальных учебных заведений, научных журналов и пр.Первые признаки институциализации науки намечаются в глубокой древности, когда знания сакрализуются, засекречиваются от непосвященных и становятся достоянием особого социального слоя — жрецов, шаманов и т.д., окутываются оккультными и магическими представлениями и пр. Позже возникли научно-философские и учебн. заведения Академия Платона, Ликей Аристотеля. Образование крупных эллинистических монархий в III в. до н.э. существенно изменило условия развития науки. В Константинополе возникает высшая школа (университет), которой руководит Лев Математик. Преподавание в нем строилось по античному образцу, программа предусматривала изучение «семи свободных искусств»: тривиума (грамматики, риторики, диалектики) и квадривиума (арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Несколько позже появились университеты в Европе. Старейшими среди них являются Болонский (1119), Парижский (1160), Оксфордский (1167), Кембриджский (1209), Падуанский (1222). Они были не только учебными, но и научными центрами.Особое значение имело изобретение И. Гутенбергом европейского способа книгопечатания. В1917 г. в США организуется Национ. исследовательский совет(координ-й исследовательскую деятельности гос-х, университетских, промышленных учреждений.В середине XX в. наука претерпевает глубокие сруктурные изменения, обусловленные новыми соц-экон-ми требованиями: превращается в сферу массового произв-ва знаний. Бурно развиваются биотехнологии, микроэлектроника, информатика, происх. массовая компьютеризация.Все это требует существенно иных организации научной деятельности, новых принципов построения научных коллективов.Во второй половине 20в. под влиянием совершенствования транспортных средств, глобальной компьютеризации и др.факторов расширились возможности общения между учеными и ускорился процесс интернационализации взаимоотношений между ними. Принадлежность ученых к одной стране (тем более к одному научному учреждению) теряет прежнее значение. Отношения между поколениями уступают пальму первенства «параллельным» отношениям между учеными. Понятие научной школы отходит на второй план и заменяется такими понятиями, как научное сообщество, «незримый колледж». 49. Наука в системе властно-экономических и идеологических отношений… Социальные технологии - практически ориентированное социальное знание, направленное на создание и изменение организационных структур, управление социальным поведением людей. Специальные технологии объединяют в себе систему методов и приемов решения задач и достижения целей в процессе социального планирования и социального проектирования. В силу своей синтетичности и многоплановости социальные технологии являются междисциплинарным направлением, объединяющим теоретические положения и прикладные разработки таких социальных наук, как социология, психология, социальная психология, теория и практика социальной организации и управления и др. В рамках социальной технологии разрабатываются алгоритмы решения социальных задач и механизмы их практического внедрения и осуществления. Социальное знание при этом из описательного и объяснительного, анализирующего и прогнозирующего переходит в статус практически ориентированного, прагматически-действенного, становясь своего рода «производительной силой». Как собирательный термин, в более широком смысле социальные технологии включают в себя самые разнообразные, специализированные виды технологий, разрабатываемые в производственной, социально-экономической, политической, образовательной и других сферах. Как правило, социальные технологии не претендуют на осуществление глобальных социальных проектов, а ограничиваются решением частных специализированных задач: в производственной и социальной сферах - повышение производительности труда, совершенствования управления и руководства, оптимизации психологического климата в коллективе и т.д.; в политической сфере - актуализация и повышение действенности политической рекламы, политический маркетинги т.п.; в избирательных технологиях - механизмы воздействия на сознание избирателей, работа над имиджем кандидатов, оптимизация воздействия средств массовой информации; в образовательных технологиях - механизмы формирования мировоззренческих ценностей, тренингов памяти, скорочтения, психологической адаптации, профессиональной ориентации и т.д. В целом общество и историю невозможно спланировать и задать однозначный вектор проектирования, но планировать отдельные социальные институты, разрабатывать различные виды специальных технологий, ибо только посредством рационально обоснованных и ценностно-ориентированных технологий и социальной инженерии (деятельности по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов), методом постепенных реформ и демократическим воздействием на экономику, политику, образование можно достичь лучшего устройства мира. В этом процессе теснейшим образом взаимосвязаны наука и политика, наука и власть, наука и психология и самым непосредственным образом реализуется наряду с мировоззренческой психологическая функция науки, когда она начиная с XIX в. становится убедительной производительной силой в широком смысле этого слова, внедряясь в производство, экономику, политику и другие сферы. Знание изначально означало власть. В современном постиндустриальном, информационном обществе, особенно во второй половине XX в., роль научно-технического и иного знания резко возросла и глубоко повлияла на конфигурацию власти, политики, идеологии и процессы принятия решений. Поэтому так важно в различных областях при принятии рациональных, ценностно-ориентированных решений опираться на критерии научности, объективности, открытости, плюрализма мнений и гуманистические ориентиры, свойственные современной науке. 50. Наука как ценность в современной науке… Наука является не только специфическим видом познавательной деятельности, формой организации системно обоснованных и доказательных знаний о мире, особым социальным институтом по отношению к другим феноменам культуры, но и особой ценностью человеческой культуры, задающей гуманистический вектор ее развития, соединения идеалов добра, бескомпромиссности, сотрудничества и высоких помыслов. Фундаментально доминирующий статус науки в системе ценностей культуры обусловлен ее технологическим вектором, необходимостью синтеза научно-технического проектирования с теми социальными ценностями, которые сформировались в морали, искусстве, религии, философии. Ценность всегда указывает на социальное, культурное, человеческое значение того или иного явления или предмета, отсылающего к миру должного, целевого, смыслового обоснования, аксиологической значимости. Идейная позиция, в основе которой лежит представление о науке, научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире, получила название «сциентизм» (от лат. scientia - знание, наука). Сциентизм возникает под воздействием фундаментальных успехов наук о природе и научно-технического прогресса как некоторая идейная ориентация, не представляющая собой строго оформленную систему взглядов. Именно точное математическое естествознание и является идеалом науки для приверженцев сциентизма. В противоположность этому социальное и гуманитарное знание в рамках сциентизма недооценивается, игнорируется специфика их предмета, предпринимаются попытки некритического переноса в исследование человека и общества методов точного естествознания. Крайняя форма сциентизма абсолютизирует и догматизирует науку, превращая ее в своего рода культ подобно религии, и рассматривает ее в качестве единственной панацеи, способной дать окончательный ответ на все фундаментальные проблемы бытия. Для самого научного познания такая абсолютизация и догматизация науки являются далеко небезопасными, учитывая, что подлинная сила науки, ее существенная культурная ценность заключаются в ее открытости, незавершенности предлагаемых моделей реальности, в диалоге с различными феноменами культуры. Критически и реально оценивая статус науки, ее реальные возможности в культуре, вместе с тем опасно впадать и в другую противоположность — антисциентизм. Антисциентизм как идейная позиция заключается в критической, вплоть до враждебной, оценке науки и ее роли в системе культуры. Умеренная форма антисциентизма выступает не столько против самой науки, сколько против крайнего, агрессивного сциентизма, абсолютизирующего роль науки и принижающего культурную значимость других феноменов культуры - искусства, религии, нравственности. Умеренный антисциентизм критически относится к сциентистской абсолютизации науки с точки зрения гуманизма и необходимости в соответствии с этим признания различных форм человеческого опыта и феноменов культуры, которое не могут быть вытеснены из культуры научной рациональностью. Радикальная форма антисциентнзма от критики сциентистской абсолютизации науки переходит к критике науки как таковой. В духе экзистенциально-персоналистских позиций, характерных для Н.А. Бердяева или Л.И. Шестова, представители радикального антисциентизма оценивали науку как силу, противостоящую отношению человека к миру, прежде всего его свободе. Религиозный антисциентизм исходит из необходимости религиозной мотивации научного познания и отвергает мировоззренческую самодостаточность науки. Антисциентизм в рамках современной культуры демонстрирует тенденции к критике науки на основе критического самосознания самой науки, в отличие от ранней формы антисциентизма, возникшей на основе иных, чем наука, форм сознания, таких как религия, искусство, нравственность. П. Фейерабенд, например, критикует науку как «миф современности». В других подходах современного антисциентизма, признавая мощное воздействие науки на прогресс цивилизации, справедливо указывается на противоречивые моменты этого прогресса, включающего в себя и неоспоримые достижения, и деструктивные последствия, за что ответственна и наука. Критическая рефлексия антисциентизма, несомненно, способствовала расширению проблемного поля науки, включению в него этических параметров современной науки, расширению ее возможностей и роли. 51. Социальные ценности и нормы научного этноса… В системе многообразных социальных ценностей фундаментальную роль в современной науке играют моральные ценности. Проблема соотношения науки и морали появилась много веков назад и в зависимости от различных подходов к пониманию места науки и нравственности в жизни общества принимала разные формы. В современном мире определенная часть ученых и философов, провозглашая этическую нейтральность науки, считает, что наука и мораль не имеют общих точек соприкосновения, что они чужды друг другу, что наука - сама себе этика. Эти положения как бы освобождают ученых от моральной ответственности за последствия сделанных ими научных открытий. Однако существует и альтернативная точка зрения, которая не отрицает взаимовлияния науки и нравственности. Общее решение проблемы соотношения науки и нравственности и определенный компромисс между названными альтернативными позициями могут быть найдены при условии, если мы учтем многомерность бытия науки. Сегодня наука рассматривается и как система знаний, и как вид профессиональной деятельности человека, и как социальный институт. И если подходить к науке лишь как к системе знаний, то в этом смысле она, действительно, нейтральна в этическом плане: научное знание как таковое не может быть ни нравственным, ни безнравственным, оно ни «доброе» и ни «злое». Но когда мы рассматриваем науку как человеческую деятельность и как определенную систему организаций и отношений в обществе, то неизбежно приходим к выводу, что в этом смысле она удовлетворяет общим условиям всякой деятельности, а именно - подвержена влиянию на неё ценностных (в том числе и нравственных) факторов, принимаемых субъектами научного творчества и общества в целом. Известный итальянский философ Э. Агацци отмечает: «...на протяжении почти всей своей истории ценностная нейтральность науки считалась ее отличительной чертой, ее добродетелью, спасающей от предвзятости и необъективности. В наше время это утверждение уже не произносят столь категорично, имея в виду, конечно, не то, что содержание науки, знание, которое она добывает, может зависеть от принятых людьми ценностей, а просто то обстоятельство, что научная деятельность ценностно-ориентирована (как прежде, так и сейчас, и в будущем), т. е. направляется неким сознательно-ценностным выбором». При этом объективная связь науки и нравственности может интерпретироваться с позиции как сциентистского пессимизма, так и сциентистского оптимизма. Пессимисты склонны видеть в науке и технике некую «демоническую силу», вырвавшуюся из-под контроля человека неспособную принести человечеству неисчислимые бедствия. Они обвиняют науку и технический прогресс в разрушении окружающей среды, деградации культуры и нравственности. Вторая тенденция связана с тем, что, кроме тревожащих общество явлений, связанных с научно-техническим прогрессом, стали очевидны успехи науки, благотворно влияющие на рост благосостояния, здравоохранения, культуры. На основании этого оптимисты утверждают, что дальнейший научно-технический прогресс будет «сам по себе» определять социальный прогресс, ликвидирует социальные противоречия и неравенство и, следовательно, приведет к торжеству Добра, Справедливости и Гуманизма. В конечном итоге эти разновидности абсолютизации роли науки и техники в жизни общества оказываются лишь разными способами ухода в сторону от решения вопроса.
|