Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обоснование результатов исследования





Обоснование представляет собой логический процесс, по средством которого тезис наделяется новыми характеристиками, фиксируемыми в приводимых основаниях. В развитии научного знания используются виды обоснования: доказательство, опровержение, подтверждение, интерпретация, оправдание, объяснение, высшей из которых является доказа­тельство. Доказательство - логический процесс, заключающийся в обосновании истин­ности положения с помощью других поло­жений, истинность которых уже установлена ранее. В процессе доказательства нельзя пользоваться такими умозаключениями, которые дают в выводе недостоверное знание, обоснованности или истинности которых с достовер­ностью нельзя говорить. О про­вержение устанавливает ложность тезиса. Разновидности: доказательство антитезиса (самостоятельно доказывается высказывание, противоречащее опровергаемому тезису (антитезис)) и установление ложности следствия, вытекающей из тезиса (делается допущение об истинности опровергаемого тезиса и из него выводятся следствия, если хотя бы одно является ложным, то ложным будет и допущение (опровергаемый тезис), значит, что по крайней мере одно из них ложно, следова­тельно, ложным будет исходный те­зис). Опровержение с помощью установления ложности следствий, вытекающих из тезиса, называют «сведение к абсурду». Подтверждение. Оно играет особую роль в случаях, когда в процесс научного исследования вовлекаются положения, истинность которых еще в должной мере не уста­новлена и в то же время от­сутствуют достаточные аргументы для их опровержения. Это выведение следствий из наличного гипотетического утверждения и последующее соотнесение с достоверно установленными положениями. Особый интерес подтверждение представляет в том случае, если обосновываемый тезис претендует на статус научного закона, тогда следствия выводятся таким образом, чтобы со­отнести их с эмпирическими знаниями, с фактами нау­ки, которые подтверждают гипотетическое утверждение. В рамках позитивистской концепции под­тверждение отождествляется с обоснованием и трактуется как многоступенчатая гипотетико-дедуктивная система вывода единичных следствий из гипотезы, или подкрепление, верификация, поддержка гипотетического положения эмпи­рическими данными, которые или уже имеются в распоряжении исследователя, или специально подбираются для конкретного случая. Логический анализ подтверждения предполагает, что при подтверждении тезиса а) в качестве аргументов высту­пают его следствия, 6) демонстрация в целом не носит необ­ходимого (дедуктивного) характера. Интерпретация выполняет функции взаи­мосвязи и сопоставления абстрактных объектов теории с эмпирическими данными. В зависимости от специфики объекта обоснования (ма­тематическое или естественнонаучное знание) интерпрета­ционные модели отличаются друг от друга. Построение ин­терпретационной модели математической теории ограни­чивается установлением значений терминов исходной тео­рии посредством их связи с абстрактными объектами обос­новывающей теории, что и составляет суть семантической интерпретации. Для обоснования естественнонаучного знания необ­ходима еще и эмпирическая интерпретация, основой кото­рой являются операциональные определения и посредством которой устанавливается соответствие между двумя языка­ми - теоретическим и языком наблюдения. Объяснение - устанавливается достоверность высказываемых о каких-либо еще малоизученных явлениях положений на основе уже апробированных в науке эмпири­ческих или теоретических данных. В зависимости от специ­фики и степени изученности объектов в процессе объясне­ния могут использоваться такие приемы, как сравнение, аналогия, указание и др. Объяснить некоторое явление - значит указать, след­ствием какой причины оно является, или раскрыть его сущностные характеристики. В качестве аргументов при объяс­нении выступают установленные научные факты, законы или их совокупности, научные теории, а также высказыва­ния о причинах тех или иных явлений. Объяснение указывает на причину и одновременно на закон, которому подчиняется наблюдаемое явление.


45. Язык науки…

Под формализованным языком в логике понимают язык, представляющий собой множество интерпретированных выражений (формул), а также включающий способы преобразования одних выражений в другие по правилам дедукции. Формализованный язык включает алфавит языка (исходные символы языка), понятие правильно построенного выражения языка (формулы), представляющего собой конечную последовательность исходных символов. Некоторые правильно построенные формулы выбираются в качестве исходных, например, аксиом. В отличие от естественного языка, формализованный язык (в узком смысле) не является средством общения между людьми. Это средство воплощения логических теорий, моделирующих дедуктивные процессы нашего мышления, а также используемых как средство логического анализа. Особая роль принадлежит формализованному языку в современной логике и математике. В формализованном языке (как в узком, так и в широком смысле) различают объектный (предметный) язык и метаязык. Объектный язык — это язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Например, объектный язык арифметики соотносится с числами и их свойствами, описывает операции сложения, вычитания. Метаязык служит средством описания и исследования свойств объектного языка. Поэтому он более богат по своим выразительным и аналитическим возможностям и может быть неформали­зованным. В естественном языке явного различия между метаязыком и объектным языком нет. На одном и том же языке описываются свойства внеязыковых объектов и выражений, устанавливающих характеристики объектного языка. Поэтому существует опас­ность смешения объектного языка и метаязыка, чреватого появ­лением противоречий и парадоксов.

Какова роль определений в науке? Определение позволяет выделить некоторый предмет среди других предметов, однозначно отличить его от них, раскрыть, уточнить или сформировать смысл одних языковых вы­ражений с помощью других языковых выражений. Определение, дающее отличительную харак­теристику предмета, называется реальным. Определение, раскрывающее, уточняющее смысл одних языковых выражений с помощью дру­гих, называется номинальным. По способу представления определяемого имени они подразделяются на явные и неявные.

Философское понятие «диалектическая логика» ввел Г.-В.-Ф. Гегель в начале XIX в. Так он, в противополож­ность формальной логике, назвал свое учение о развитии всех природных и духовных вещей». В последующей традиции под диалектической логикой понимали философское учение о законах мышления и познания, учение о том, как в движении познаний, в развитии и движении форм мышления отражается вечно изменяющийся объективный мир. Диалектическая логика - методологически ориентированное мышление с использованием эвристического потенциала материалистической диалектики. В отличие от формальной логики диалектическая является логикой содержательной, адекватно фиксирующей предмет как в его покое, так и в его изменении.

В научном познании наряду с законами и принципами диалектики, учением о противоречии как источнике разви­тия научного знания важную регулятивно-методологическую и мировоззренческую роль играют такие категории ди­алектики, как категории части и целого, единичного и обще­го, особенного и всеобщего, сущности и явления, абстрактно­го и конкретного, логического и исторического, возможности и действительности, необходимости и случайности.


46.Понятие закона и его роль в науке…

Одной из самых ключевых категорий диалектики явля­ется категория «закон». В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, про­цессами, которая является: а) объективной, так как присуща прежде всего реаль­ному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей; б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отраже­нием существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия: в) необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходи­мостью» в соответствующих условиях; г) внутренней, так как отражает самые глубинные свя­зи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой цело­стной системы; ц) повторяющейся, устойчивой, так как закон есть прочное (остающееся) в явлении, закон — идентичное в явлении, закон — «спокойное отражение явлений. И по­тому всякий закон узок, неполон, приблизителен». Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

Любой закон не есть нечто неизменное, а представ­ляет собой конкретно-исторический феномен. С измене­нием соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь по­являются, меняются формы действия законов, способы их использования.

Открытие и формулирование закона — важнейшая, но не последняя задача науки, которая еще должна показать как открытый ею закон прокладывает себе путь. Для это­го надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления данной предметной области (даже те, которые кажутся ему противоречащими), вывести их все из соответствующего закона через целый ряд посредствую­щих звеньев. Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаимосвязи с другими законами разных уров­ней и порядков. Каждый закон имеет границы своего действия, опре­деленную сферу своего осуществления (например, рамки данной формы движения материи, конкретная ступень развития и т.д.). На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение новых явлений, событий, процессов и т. п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности людей.

Открытые законы, познанные закономерности могут — при их умелом и правильном применении — быть исполь­зованы людьми для того, чтобы они стали господами при­роды и своих собственных общественных отношений. Поскольку законы внешнего мира — основа целе­сообразной деятельности человека, то люди должны со­знательно руководствоваться требованиями, вытекающи­ми из объективных законов, как регулятивами своей деятельности.

Рассмотрим две таких особых группы законов, как динамические и статистические:

Динамические закономерности — объективные, необхо­димые, существенные связи и зависимости, характеризу­ющие поведение относительно изолированных объектов (состоящих из небольшого числа элементов), при иссле­довании которых можно абстрагироваться от многих слу­чайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей (в отличие от статистических) имеют точно определенный, однозначный характер. Динамические закономерности «пронизывают» ряд понятий современной науки. Статистические закономерности — форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние си­стемы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а с определённой вероятностью.

К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:

• закон взаимного перехода количественных и качествен­ных изменений. Согласно ему, изменения, происходя­щие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т. е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние; • закон единства и взаимодействия противоположнос­тей, утверждающий, что основным источником раз­вития явлений служат их внутренние противоречия. Здесь следует добавить, что в связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в некоторой кор­ректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согла­сованные, кооперативные взаимодействия между эле­ментами системы, а не противоречия между ними;• закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение яв­лений вперед, к новым качествам, а с другой - повто­рение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «возврат якобы к ста­рому», «развитие по спирали» и т. п.).

Принцип детерминизма формируется на основе причинной обусловленности явлений как всеобщей формы бытия, признания необходимой связи причины со следствием, а также обусловленности качественных характеристик объекта количественными, формы — содержанием, Данный принцип связан с той ступенью развития общественного познания, на которой человек выявляет и теоретически осмысливает причинность и необходимость как моменты всеобщей связи явлений действительности, как всеобщие формы бытия. Признание необходимой связи между причиной и следствием не исключает объективного существования случайностей, которые со своими причинами связаны тоже необходимым образом. указанного принципа. Принцип детерминизма, проявляясь через закон достаточного основания, прорывает узкий горизонт формально-логического мышления, обеспечивающего необходимое следование одних мыслей за другими, требует не только обусловленности одной мысли другой, необходимой их связи в процессе мыслительной деятельности, но и воспроизведения в движении мыслей причинной обусловленности исследуемых явлений, их необходимой связи, их объективной детерминации.

Современный детерминизм включает в себя два проти­воположных, объективно существующих типа взаимообус­ловленных явлений, каждый из которых, в свою очередь, «воплощается» в многообразных формах детерминации.

Первый тип — причинная детерминация выступающая решающей по отношению к непричинной, все формы которой складываются в конечном счете на основе при­чинности. Сущность принципа причинности заключается в нахождении таких связей и взаимодейству­ющих факторов, которые обусловливают возник­новение и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отно­шения, его своеобразие. В самой общей форме принцип причинности методологически ориентирует по­знающего субъекта на восхождение познания по тем или иным причинно-следственным цепям, анализ их пересе­чений и взаимодействий. Данный принцип предъявляет исследователю определенную — характерную только для него — систему требований, которыми он должен руководствоваться, чтобы «добраться до причин».

Второй тип детерминизма — отношения между взаимо­связанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент по­рождения одного события дру­гим.


47. Категории единич-го и общего, целого и части,…

Категории «часть» и «целое» выражают отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предме­тами, образующими эту совокупность. Категории части и целого определяются посредством друг друга: часть — это эле­мент некоторого целого, целое — то, что состоит из частей.

Единичное — признак конкретного предмета, отличный от всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс. Общее - признак, сходный с признаком, по крайней мере, вне одного предмета данного класса. Всеобщее- признак, сходный с признаками всех предметов класса. Осо­бенное - любой невсеобщий признак. Наряду с этими двумя дихотомическими делениями используется трихотомическое деление признаков на единичные, особенные и всеобщие. В этом случае особенным называют признак с признаками одних и отличный от признаков других предметов классов, т. е. любой общий, но не всеобщий признак. Понятия «единичное» и «общее» относительны: в рамках фиксированного класса предметов; при изменении этого класса общее может стать единичным, всеобщее — особенным. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выра­жающееся в устойчивом единстве многообразных свойств его бытия. Явление - внешняя форма существования и обнаружения предмета. Постижение сущности изучаемых объ­ектов является одной из величайших задач науки. Явления более динамичны, изменчивы, богаче сущности, обнаруживают не только внутреннее содержание предмета, но и различные случайные отношения. Теоретическое постижение сущности предмета связано с раскрытием законов его функционирования и развития.

Логическое и историческое - философско-методологические категории, посредством которых характеризуется отно­шение между исторически развивающейся объективной действительностью и ее воспроизведением в научном по­знании. Научное познание при этом исходит из историчес­кого развития предмета и стремится осмыслить эту исто­ричность, ориентируясь на единство исторического и логи­ческого. При этом используются различные средства и ме­тоды научного исследования, не ограничиваясь простым прослеживанием временной последовательности явлений. Взаимодействие логического и исторического исследова­ния при построении теории сложных развивающихся объ­ектов носит взаимообусловленный характер: чтобы иссле­довать историю, генезис изучаемого объекта, необходимо иметь некоторое представление о его сущности. Такое Представление, достаточно абстрактное, гипотетическое, Выступает как предпосылка анализа генезиса объекта и т. д. Объект в своей развитой форме позволяет полнее понять Я истории то, что присутствует в ней в виде намека, зародыша. Поскольку внутри исторически сложившихся объектов существуют такие элементы и связи, которые невозможно понять без обращения к прошлому, к истории, топический метод предполагает использование элементов исторического метода. Такой логический метод вместе с элементами исторического метода должен включаться в более широкий исторический контекст рассмотрения с обра­щением не только к воспроизводству системы в настоящем, НО и к ее истокам и возможным вариантам развития в буду­щем. И известном смысле логический метод является не чем иным, как тем же историческим, только освобожденным от Исторической формы и мешающих случайностей.

Причиной несовпадения исторического и логического является то, что далеко не все явления, выступающие в ка­честве фактора генезиса объекта, входят в число необходи­мых условий его воспроизводства и развития, устраняясь объективным ходом исторического прогресса. Кроме этого, временная последовательность явлений в наблюдаемой ис­тории может соответствовать последовательности их рас­смотрения путем логического метода. Важно не модернизи­ровать историю, не выстраивать ее в соответствии с каким-либо узким современным представлением о результате как венце развития.

Необходимость и случайность являются соотноситель­ными категориями. Необходимость означает явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах. Случайность указывает на явление, не детерминированное определенной областью действительности и, следовательно, непредсказуемое на основе знания о ней.

Все события в механистическом мире мыслятся как од­нозначно детерминированные, без разрыва в каузальных, причинно-следственных отношениях. Из лапласовского детерми­низма следует, что случайность - это понятие, отражающее не объективное положение вещей, а неполноту нашего зна­ния о нем.

Современный синергетический подход выявляет новые прочтения и понимания статуса объективной случайности, придавая принципиальное значение тому обстоятельству, что в точке бифуркации, перехода объекта в новое состоя­ние, чаще всего существует несколько вариантов возмож­ностей.

Таким образом, случайность является составной частью реального мира и играет важную методологическую роль в современной науке, ориентируя ученых на идеалы откры­тости, вариативности и изменчивости исследуемых систем.


48. Понятие социального института…

Как социальный институтнаука начала оформляться в ХХ'П-ХУШ вв. В это время в Европе возникли первые научные сообщества, такие как академии, начали складываться новые типы коммуникации ученых. В XVII в. конституируется сооб­щество естествоиспытателей, причем не только благодаря на­учным сообществам и академиям, но и в рамках так называемой «Республики ученых», основанной на частной переписке на латыни между исследователями. Переписка становится средством совместного обсуждения промежуточных результатов экспериментов, их интерпретации и объяснения гипотез. Наряду с книгами, в которых излагаются взгляды на природу, письма ученых друг другу становят-; средством закрепления и передачи научного знания.

Углубление специализации научной деятельности приводит в конце XVIII - первой половине XIX в. к возникновению дисциплинарных объединений исследователей. Начинают формироваться научные журналы. Основным продуктом научной деятельности становится научная статья наряду с монографией. Национальные языки постепенно вытесняют латынь. На смену «Республике ученых» приходит множество дисципли­нарно организованных сообществ. Наряду с академическими учреждениями, возникшими в XVII - начале XVIII в. форми­руются новые ассоциации ученых. В системе образования также возникают новые веяния. В университетах возникают новые предметы, включающие кроме традиционно гуманитарных наук также естественно­научные и технические дисциплины. Открываются новые образовательные центры подготовки специалистов, напри­мер Политехническую школу в Париже, 1795.

В XIX в. образование начинает строиться на основе спе­циализации по отдельным областям научного знания, что соответствует конституированию дисциплинарной органи­зации науки. Формируется особая профессия научного ра­ботника, связанная с целенаправленной специализирован­ной подготовкой научных кадров как способом воспроизвод­ства субъекта научной деятельности.

В XX в. в организации науки наблюдаются заметные из­менения, связанные с формированием многообразных ти­пов объединений ученых, крупных исследовательских кол­лективов. Наука превращается в особый тип производства научных знаний, осуществляется целенаправленное финан­сирование, особая экспертиза исследовательских программ, их социальная поддержка. Формируется особая промышленно-техническая база, направленная на обеспечение науч­ного поиска, наблюдается сложное разделение труда и целе­направленная подготовка научных кадров. Наряду со спе­циализированными исследованиями в отдельных областях науки формируются междисциплинарные направления, учитывающие диалог естественных, гуманитарных и техни­ческих наук. Вместе с классическими объединениями уче­ных в рамках НИИ, академий, научных центров в универси­тетах возникают неформальные объединения ученых, в том числе и на межгосударственном уровне. Важным событием науки XX в. является формирование научных школ. Так, в области методологии науки на­чиная с 1950-х гг. осуществляется интенсивная логико-ме­тодологическая работа отечественных ученых. В 1952 г. начинает работать Московская методологическая школа, Киевская методологическая. Основа­телем Минской школы является академик В.С. Степин, под научным руководством которого защищены кандидатские и докторские диссертации. Возникновение к концу XX в. компьютерных сетей и мировой сети Интернет обеспечивает формирование новых типов научных коммуникаций, связанных с возникновением откры­тых сетевых диссертаций, пресс-конференций, компьютер­ных журналов, статей, монографий, учебных пособий и т. п. В современных условиях возрастают функции науки как социального института, направленные на органическое со­единение достижений научно-технологического мышления нравственно-аксиологическими ценностями, взаимодо­полнение науки, морали, искусства, гуманитарного и технического знания, образовании и воспитании современного человечества

Под институциализацией науки понимается процесс, связан­ный с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности. Этот процесс сопровождался и сопровождается возникновением и консолидацией ученых сообществ, научно-исследовательских и специальных учебных заведений, научных журналов и пр.Первые признаки институциализации науки намечаются в глубокой древности, когда знания сакрализуются, засекречиваются от непосвященных и становятся достоянием особого социального слоя — жрецов, шаманов и т.д., окутываются оккультными и магическими представлениями и пр. Позже возникли научно-философские и учебн. заведения Ака­демия Платона, Ликей Аристотеля. Образование крупных эллинистических монархий в III в. до н.э. существенно изменило условия развития науки. В Константинополе возникает высшая школа (университет), которой руководит Лев Математик. Преподавание в нем строилось по античному образцу, программа предусматривала изучение «семи свободных искусств»: тривиума (грамматики, риторики, диалектики) и квадривиума (арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Несколько позже появились университеты в Европе. Старейшими среди них являются Болонский (1119), Парижский (1160), Оксфордский (1167), Кембриджский (1209), Падуанский (1222). Они были не только учебными, но и научными центрами.Особое значение имело изобретение И. Гутенбергом европей­ского способа книгопечатания. В1917 г. в США организуется Национ. исследовательский совет(координ-й исследовательскую деятельности гос-х, университет­ских, промышленных учреждений.В середине XX в. наука претерпевает глубокие сруктурные изменения, обусловленные новыми соц-экон-ми требованиями: превра­щается в сферу массового произв-ва знаний. Бурно развиваются биотехнологии, микроэлектроника, информатика, происх. массовая компьютеризация.Все это тре­бует существенно иных организации научной деятельности, новых принципов по­строения научных коллективов.Во второй половине 20в. под влиянием совершенствования транспортных средств, глобальной компьютеризации и др.факторов расширились возможности общения между уче­ными и ускорился процесс интернационализации взаимоотно­шений между ними. Принадлежность ученых к одной стране (тем более к одному научному учреждению) теряет прежнее зна­чение. Отношения между поколениями уступают пальму пер­венства «параллельным» отношениям между учеными. Понятие научной школы отходит на второй план и заменяется такими понятиями, как научное сообщество, «незримый колледж».


49. Наука в системе властно-экономических и идеологических отношений…

Социальные технологии - практически ориентированное социальное знание, на­правленное на создание и изменение организационных структур, управление социальным пове­дением людей. Специальные технологии объединяют в себе систему методов и прие­мов решения задач и достижения целей в процессе социального планирования и социаль­ного проектирования. В силу своей синтетичности и многопла­новости социальные техно­логии являются междисципли­нарным направлением, объединяющим теоретические по­ложения и прикладные разработки таких социальных наук, как социология, психология, социальная психология, тео­рия и практика социальной организации и управления и др.

В рамках социальной технологии разрабатываются алго­ритмы решения социальных задач и механизмы их практи­ческого внедрения и осуществления. Социальное знание при этом из описательного и объяснительного, анализирующего и прогнозирующего перехо­дит в статус практически ориентированного, прагматически-действенного, становясь сво­его рода «производительной силой». Как собирательный термин, в более широком смысле социальные технологии включают в себя самые разнообразные, специализирован­ные виды технологий, разрабатываемые в производствен­ной, социально-экономической, поли­тической, образова­тельной и других сферах.

Как правило, социальные технологии не претендуют на осуществление глобальных социальных проектов, а ограни­чиваются решением частных специализированных задач: в производственной и социальной сферах - повышение произ­водительности труда, совер­шенствования управления и ру­ководства, оптимизации психологического климата в кол­лективе и т.д.; в политической сфере - актуализация и повы­шение действенности полити­ческой рекламы, политичес­кий маркетинги т.п.; в избирательных технологиях - меха­низмы воздействия на сознание избирателей, работа над имиджем кандидатов, оптимиза­ция воздействия средств массовой информации; в образовательных технологиях - меха­низмы формирования мировоззренческих ценностей, тренингов памяти, скорочтения, психологической адапта­ции, профессиональной ориентации и т.д.

В целом общество и историю невозможно спланировать и задать однозначный век­тор проектирования, но планиро­вать отдельные социальные институты, разрабатывать раз­личные виды специальных технологий, ибо только посред­ством рационально обосно­ванных и ценностно-ориентиро­ванных технологий и социальной инженерии (деятельно­сти по проектированию, конструированию, созданию и измене­нию организационных структур и социальных институтов), методом постепенных реформ и демократическим воздей­ствием на экономику, политику, образование можно дос­тичь лучшего устройства мира.

В этом процессе теснейшим образом взаимосвязаны на­ука и политика, наука и власть, наука и психология и самым непосредственным образом реализуется наряду с ми­ровоззренческой психологическая функция науки, когда она на­чиная с XIX в. становится убедительной производительной силой в широком смысле этого слова, внедряясь в произ­вод­ство, экономику, политику и другие сферы. Знание изна­чально означало власть. В со­временном постиндустриаль­ном, информационном обществе, особенно во второй поло­вине XX в., роль научно-технического и иного знания резко возросла и глубоко повлияла на конфигурацию власти, по­литики, идеологии и процессы принятия решений. Поэто­му так важно в различных областях при принятии рацио­нальных, ценностно-ориентирован­ных решений опираться на критерии научности, объективности, открытости, плю­рализма мнений и гуманистические ориентиры, свойствен­ные современной науке.


50. Наука как ценность в современной науке…

Наука является не только специфическим видом позна­вательной деятельности, фор­мой организации системно обоснованных и доказательных знаний о мире, особым со­ци­альным институтом по отношению к другим феноменам культуры, но и особой ценностью человеческой культуры, задающей гуманистический вектор ее развития, соединения идеа­лов добра, бескомпромиссности, сотрудничества и вы­соких помыслов. Фундаментально доминирующий статус науки в системе ценностей культуры обусловлен ее технологическим вектором, необходимостью синтеза научно-технического проектирования с теми социальными ценностями, которые сформировались в морали, искусстве, религии, философии. Ценность всегда указывает на социальное, культурное, человеческое значение того или иного явления или предмета, отсылающего к миру должного, целевого, смыслового обоснования, аксиологической значимости.

Идейная позиция, в основе которой лежит представление о науке, научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире, получила название «сциентизм» (от лат. scientia - зна­ние, наука). Сциентизм возни­кает под воздействием фундаментальных успехов наук о природе и научно-технического прогресса как некоторая идейная ориентация, не представ­ляющая собой строго оформ­ленную систему взглядов. Именно точное математическое естествознание и является идеалом науки для приверженцев сциентизма. В противоположность этому социальное и гуманитарное знание в рамках сциентизма недооценивается, игнорируется специ­фика их предмета, предпринимаются попытки некритичес­кого переноса в исследование человека и общества методов точного естествознания. Крайняя форма сциентизма абсо­лютизирует и догматизирует науку, превращая ее в своего рода культ подобно религии, и рассматривает ее в качестве единственной панацеи, способной дать окончательный от­вет на все фунда­ментальные проблемы бытия. Для самого научного познания такая абсолютизация и догматизация науки являются далеко небезопасными, учитывая, что под­линная сила науки, ее существенная культурная ценность заключаются в ее открытости, незавершенности пред­лагае­мых моделей реальности, в диалоге с различными феноме­нами культуры. Критиче­ски и реально оценивая статус науки, ее реальные возможности в культуре, вместе с тем опасно впадать и в другую противоположность — антисциентизм.

Антисциентизм как идейная позиция заключается в кри­тической, вплоть до враж­дебной, оценке науки и ее роли в системе культуры. Умеренная форма антисциентизма вы­ступает не столько против самой науки, сколько против крайнего, агрессивного сциен­тизма, абсолютизирующего роль науки и принижающего культурную значимость дру­гих феноменов культуры - искусства, религии, нравствен­ности. Умеренный антисциентизм критически относится к сциентистской абсолютизации науки с точки зрения гума­низма и необходимости в соответствии с этим признания различных форм человеческого опыта и феноменов культу­ры, которое не могут быть вытеснены из культуры научной рациональ­ностью.

Радикальная форма антисциентнзма от критики сциен­тистской абсолютизации науки переходит к критике науки как таковой. В духе экзистенциально-персоналистских по­зи­ций, характерных для Н.А. Бердяева или Л.И. Шестова, представители радикального ан­тисциентизма оценивали науку как силу, противостоящую отношению человека к миру, прежде всего его свободе.

Религиозный антисциентизм исходит из необходимости религиозной мотивации на­учного познания и отвергает мировоззренческую самодостаточность науки.

Антисциентизм в рамках современной культуры демон­стрирует тенденции к критике науки на основе критическо­го самосознания самой науки, в отличие от ранней формы ан­тисциентизма, возникшей на основе иных, чем наука, форм сознания, таких как религия, искусство, нравствен­ность. П. Фейерабенд, например, критикует науку как «миф совре­менности». В других подходах современного антисци­ентизма, признавая мощное воздей­ствие науки на прогресс цивилизации, справедливо указывается на противоречивые мо­менты этого прогресса, включающего в себя и неоспори­мые достижения, и деструктивные последствия, за что ответ­ственна и наука.

Критическая рефлексия антисциентизма, несомненно, способствовала расширению проблемного поля науки, включению в него этических параметров современной науки, расширению ее возможностей и роли.


51. Социальные ценности и нормы научного этноса…

В системе многообразных социальных ценностей фунда­ментальную роль в совре­менной науке играют моральные ценности.

Проблема соотношения науки и морали появилась много веков назад и в зависимо­сти от различных подходов к пони­манию места науки и нравственности в жизни общества принимала разные формы. В современном мире определен­ная часть ученых и философов, провозглашая этическую нейтральность науки, считает, что наука и мораль не имеют об­щих точек соприкосновения, что они чужды друг другу, что наука - сама себе этика. Эти положения как бы освобож­дают ученых от моральной ответственности за последствия сделанных ими научных открытий. Однако существует и альтернативная точка зрения, которая не отрицает взаимо­влияния науки и нравственности.

Общее решение проблемы соотношения науки и нрав­ственности и определенный компромисс между названны­ми альтернативными позициями могут быть найдены при ус­ловии, если мы учтем многомерность бытия науки. Се­годня наука рассматривается и как система знаний, и как вид профессиональной деятельности человека, и как социаль­ный институт. И если подходить к науке лишь как к системе знаний, то в этом смысле она, действительно, нейтральна в этическом плане: научное знание как таковое не может быть ни нравственным, ни безнравственным, оно ни «доброе» и ни «злое». Но когда мы рас­сматриваем науку как человеческую деятельность и как определенную систему организа­ций и отношений в обществе, то неизбежно приходим к выводу, что в этом смысле она удовлетворяет общим условиям всякой деятельности, а именно - подвержена влиянию на неё ценностных (в том числе и нравственных) факторов, при­нимаемых субъектами науч­ного творчества и общества в целом.

Известный итальянский философ Э. Агацци отмечает: «...на протяжении почти всей своей истории ценностная нейтральность науки считалась ее отличительной чертой, ее добродетелью, спасающей от предвзятости и необъектив­ности. В наше время это утвер­ждение уже не произносят столь категорично, имея в виду, конечно, не то, что содер­жание науки, знание, которое она добывает, может зависеть от принятых людьми ценностей, а просто то обстоятель­ство, что научная деятельность ценностно-ориентирована (как пре­жде, так и сейчас, и в будущем), т. е. направляется неким сознательно-ценностным выбо­ром».

При этом объективная связь науки и нравственности мо­жет интерпретироваться с позиции как сциентистского пес­симизма, так и сциентистского оптимизма.

Пессимисты склонны видеть в науке и технике некую «демоническую силу», вы­рвавшуюся из-под контроля чело­века неспособную принести человечеству неисчислимые бедствия. Они обвиняют науку и технический прогресс в разрушении окружающей среды, деградации культуры и нравственности.

Вторая тенденция связана с тем, что, кроме тревожащих общество явлений, связан­ных с научно-техническим прог­рессом, стали очевидны успехи науки, благотворно влияющие на рост благосостояния, здравоохранения, культуры.

На основании этого оптимисты утверждают, что дальней­ший научно-технический прогресс будет «сам по себе» определять социальный прогресс, ликвидирует социальные противоречия и неравенство и, следовательно, приведет к торжеству Добра, Справедливо­сти и Гуманизма.

В конечном итоге эти разновидности абсолютизации ро­ли науки и техники в жизни общества оказываются лишь разными способами ухода в сторону от решения вопроса.


Date: 2016-07-05; view: 428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию