Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика естественнонаучного познания. Особенности объекта, метода и по­знавательных средств в естествознании





Методология естественнонаучного познания - тип раци­онально-рефлексивного зна­ния, направленный на изуче­ние, совершенствование и конструирование методов позна­ния мира в естествознании, выявление механизмов станов­ления и функционирования нового научного знания, его философской и социокультурной детерминации, обоснова­ние этико-гуманистических приоритетов, междисципли­нарных стратегий и прогнозов развития.

Как особая отрасль методология естествознания начина­ет оформляться в XVII в. благодаря исследованиям Ф. Бэко­на и Р. Декарта, специально изучавшим методы науч­ного познания и являющимся основоположниками соответ­ственно эмпиризма и рациона­лизма. Значительный вклад внесли в разработку методологических проблем Т. Гоббс, И. Ньютон, Г.-В. Лейбниц, И. Кант. В этот период методо­логия научного познания, как и само научное познание, еще не выделилась из философии.

В первой половине XIX в. происходит становление дис­циплинарного естествозна­ния, оно полностью отделяется от философии, становясь самостоятельной областью позна­вательной деятельности. К середине XIX в. начинают фор­мироваться основы спе­циализированной методологии есте­ственных наук (Милль, Уэвелл, Джевонсон и др.).

В конце XIX - начале XX в. важную роль в становлении методологии естественных наук сыграл позитивизм (второй его этап - эмпириокритицизм, связанный с осмыслением новых открытий в науке).

Создание специальной и общей теории относительнос­ти, квантовой механики ини­циировало в 1920-х гг; глубин­ный методологический анализ естественных наук, законо­мерностей их развития, специальных методов познания (Эйнштейн, Бор, Борн, Гейзенберг и др.), привело к форми­рованию аналитической философии и третьего позитивиз­ма — неопозитивизма.

В 1960-е гг. большой интерес возникает к концепциям социальной детерминации ес­тественнонаучного знания, для которых характерна антиметодологическая направлен­ность (Кун, Фейерабенд).

В рамках так называемой познавательной методологии науки вместе с тем возникли концепции, оказавшие сущест­венное влияние на современную методологию науки (кон­цепция «парадигм» Т. Куна, методология научно-исследова­тельских триграмм И. Лака­тоса и др.).

В рамках методологии естественных наук выявляются такие проблемы, как специ­фика естественнонаучного по­знания, объекта и субъекта познания, методов познания, анализ фундаментальных методологических принципов на­учного познания.

К методологическим принципам естественнонаучного познания относятся: принцип подтверждаемости (принцип верификации); принцип фальсифицируемости (опровергаемости); принцип наблюдаемости; принцип простоты (направлен против произвольного размножения гипотетических сущностей); принцип соответствия (сформулирован Н. Бором, позволяет получать квантовые формулы, опираясь на представления классической физики; принцип инвариантности (симметрии); принцип системности (согласованности); принцип дополнительности (предложен Н. Бором при интерпретации квантовой механики: для полного описания квантово-механических объектов нужны два взаимоис­ключающих («дополнительных») класса понятий - классической и неклассической меха­ники).

В зависимости от специфики научного познания, выделяют следующие типы исследуемых систем: малые (простые) системы; большие (сложные) саморегулирующиеся системы; сложные саморазвивающиеся системы. Образцами малых (простых) систем высту­пают механи­ческие системы. В технике - это машины и механизмы эпохи первой про­мышленной революции. В науке - объекты, исследуе­мые механикой (образ часов).

Для описания простых систем достаточно исходить из того, что суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого. Часть внутри целого и вне це­лого обладает одними и теми же свойствами.

Большие системы обладают новыми характерными при­знаками. Они дифференциро­ваны на относительно авто­номные подсистемы, в которых происходит массовое, сто­хас­тическое взаимодействие элементов. В системе сущест­вует особый блок управления, пря­мые и обратные связи между ними и подсистемами, что обеспечивает целостность сис­темы. В технике - это станки с программным управле­нием, заводы-автоматы. В живой природе и обществе — это организмы, популяции, биогеоценозы, социальные объекты.

Специфические характеристики в больших саморазвива­ющихся системах приобре­тают категории целого и части, причинности и др. Целое уже не исчерпывается свойст­вами частей, возникает системное качество целого. Часть внутри целого и вне его обла­дает разными свойствами.

Сложные саморегулирующиеся системы - это тип систем­ных объектов, характери­зующийся развитием, в ходе кото­рого происходит переход от одного типа саморегуляции к другому. Здесь существует иерархия уровневой организа­ции элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни, которые оказывают воздействие на ранее сложившиеся уровни, перестраивая их. В результате система обретает новую целостность, формирует новые подсистемы. Перестраивается блок управления, возникают новые параметры порядка, новые типы прямых и обратных связей. К саморазвивающимся системам относятся современ­ные компьютерные сети, «глобальная паутина» Интернета, все социальные объекты, рассмотренные с учетом их исторического развития.

Новые характеристики в саморазвивающихся системах приобретают категории пространства и времени. Появление новых уровней организации сопровождается изменени­ем ее внутреннего пространства-времени.


Date: 2016-07-05; view: 870; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию