Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика естественнонаучного познания. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознанииМетодология естественнонаучного познания - тип рационально-рефлексивного знания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов познания мира в естествознании, выявление механизмов становления и функционирования нового научного знания, его философской и социокультурной детерминации, обоснование этико-гуманистических приоритетов, междисциплинарных стратегий и прогнозов развития. Как особая отрасль методология естествознания начинает оформляться в XVII в. благодаря исследованиям Ф. Бэкона и Р. Декарта, специально изучавшим методы научного познания и являющимся основоположниками соответственно эмпиризма и рационализма. Значительный вклад внесли в разработку методологических проблем Т. Гоббс, И. Ньютон, Г.-В. Лейбниц, И. Кант. В этот период методология научного познания, как и само научное познание, еще не выделилась из философии. В первой половине XIX в. происходит становление дисциплинарного естествознания, оно полностью отделяется от философии, становясь самостоятельной областью познавательной деятельности. К середине XIX в. начинают формироваться основы специализированной методологии естественных наук (Милль, Уэвелл, Джевонсон и др.). В конце XIX - начале XX в. важную роль в становлении методологии естественных наук сыграл позитивизм (второй его этап - эмпириокритицизм, связанный с осмыслением новых открытий в науке). Создание специальной и общей теории относительности, квантовой механики инициировало в 1920-х гг; глубинный методологический анализ естественных наук, закономерностей их развития, специальных методов познания (Эйнштейн, Бор, Борн, Гейзенберг и др.), привело к формированию аналитической философии и третьего позитивизма — неопозитивизма. В 1960-е гг. большой интерес возникает к концепциям социальной детерминации естественнонаучного знания, для которых характерна антиметодологическая направленность (Кун, Фейерабенд). В рамках так называемой познавательной методологии науки вместе с тем возникли концепции, оказавшие существенное влияние на современную методологию науки (концепция «парадигм» Т. Куна, методология научно-исследовательских триграмм И. Лакатоса и др.). В рамках методологии естественных наук выявляются такие проблемы, как специфика естественнонаучного познания, объекта и субъекта познания, методов познания, анализ фундаментальных методологических принципов научного познания. К методологическим принципам естественнонаучного познания относятся: принцип подтверждаемости (принцип верификации); принцип фальсифицируемости (опровергаемости); принцип наблюдаемости; принцип простоты (направлен против произвольного размножения гипотетических сущностей); принцип соответствия (сформулирован Н. Бором, позволяет получать квантовые формулы, опираясь на представления классической физики; принцип инвариантности (симметрии); принцип системности (согласованности); принцип дополнительности (предложен Н. Бором при интерпретации квантовой механики: для полного описания квантово-механических объектов нужны два взаимоисключающих («дополнительных») класса понятий - классической и неклассической механики). В зависимости от специфики научного познания, выделяют следующие типы исследуемых систем: малые (простые) системы; большие (сложные) саморегулирующиеся системы; сложные саморазвивающиеся системы. Образцами малых (простых) систем выступают механические системы. В технике - это машины и механизмы эпохи первой промышленной революции. В науке - объекты, исследуемые механикой (образ часов). Для описания простых систем достаточно исходить из того, что суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого. Часть внутри целого и вне целого обладает одними и теми же свойствами. Большие системы обладают новыми характерными признаками. Они дифференцированы на относительно автономные подсистемы, в которых происходит массовое, стохастическое взаимодействие элементов. В системе существует особый блок управления, прямые и обратные связи между ними и подсистемами, что обеспечивает целостность системы. В технике - это станки с программным управлением, заводы-автоматы. В живой природе и обществе — это организмы, популяции, биогеоценозы, социальные объекты. Специфические характеристики в больших саморазвивающихся системах приобретают категории целого и части, причинности и др. Целое уже не исчерпывается свойствами частей, возникает системное качество целого. Часть внутри целого и вне его обладает разными свойствами. Сложные саморегулирующиеся системы - это тип системных объектов, характеризующийся развитием, в ходе которого происходит переход от одного типа саморегуляции к другому. Здесь существует иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни, которые оказывают воздействие на ранее сложившиеся уровни, перестраивая их. В результате система обретает новую целостность, формирует новые подсистемы. Перестраивается блок управления, возникают новые параметры порядка, новые типы прямых и обратных связей. К саморазвивающимся системам относятся современные компьютерные сети, «глобальная паутина» Интернета, все социальные объекты, рассмотренные с учетом их исторического развития. Новые характеристики в саморазвивающихся системах приобретают категории пространства и времени. Появление новых уровней организации сопровождается изменением ее внутреннего пространства-времени.
|