Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научное познание. Методы эмпирич. и теоретич. исследования.Гносеологический статус научному методу как знанию о содержании и последовательности познавательных действий придает выполняемая методом регулятивная функция, поскольку это знание должно как минимум обеспечивать целенаправленность действий, во-вторых, его рефлексивная функция, раскрывающая основания предлагаемого в методе образа действий. Анализ структуры научного метода включает круг вопросов, связанных с выяснением количества и содержательных особенностей его системных элементов, а также специфики их связей. Всякая попытка осмыслить особенности метода как компонента познавательной деятельности должна быть связана с анализом научного метода в том виде, в каком он представлен в его конкретно-научных описаниях, т.е. непосредственно в рабочих вариантах, в живой ткани исследования. Каковы критерии научности метода? Наиболее общий критерий научности метода - воспроизводимость. Иногда его называют выполнимостью. Воспроизводимость метода — объективная возможность неоднократной реализации его предписаний. В методах эмпирического исследования этот принцип ориентирует познающего субъекта на осмысление объективной возможности осуществления предписываемых ими взаимодействий исследуемой реальности со средствами познания. Отражая онтологический аспект метода, критерий воспроизводимости позволяет отличать объективно обоснованные методы, чьи предписания и регламентации относятся к реально существующим объектам и их взаимодействиям (равно мысленным отражением реально существующих объектов и их взаимодействий), от нормативных построений, не имеющих объективно существующей сферы приложения в виде реальных предметных взаимодействий и их мысленных отражений. Воспроизводимость - это наиболее общий необходимый (но недостаточный) критерий не только научности, но и целесообразности, продуктивности и других характеристик, причем не только метода, но и всех видов нормативного знания (способов, приемов, алгоритмов, методик, методических руководств, программ и других).. Логическое обоснование обеспечивает целерациональность метода, т. е. его применимость для решения конкретной научной проблемы или класса однотипных проблем. Концептуальное обоснование гарантирует его объекторациональность (законосообразность), т. е. согласованность, соответствие содержания метода накопленному знанию, принятой научной картине мира и научно-мировоззренческим представлениям. Рациональная обоснованность метода - другой важнейший критерий его научности. Транзитивность метода в соответствии с изложенными представлениями о механизмах его преемственной связи с исходным и приращенным знанием представляет собой также важнейший критерий научности, точнее — это достаточный критерий научности метода. Воспроизводимость, рациональная обоснованность и транзитивность как критерии научности не исчерпывают всех характеристик научного метода. Осмысливая их, исследователь, работающий в конкретной области, руководствуется принципом прагматической достаточности, не претендуя на полный охват их содержания.
|