![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Пространственно-временная организация материального мира.
Пространственная, или топологическая (греч. Topos-место), организация сущего означает, что любой материальный объект занимает определенное положение по отношению к другим объектам. Каждый обладает размерами - длиной, шириной, высотой. В мире нет всеобщего пространства, а есть бесконечное множество индивидуальных пространств. Согласно субстанциальной концепции, пространство представляет собой особую самостоятельную субстанцию, независящую в своем существовании от мира вещей. У Демокрита в роли чистого, абсолютного пространства выступает пустота, в которой существуют атомы. В Новое время субстанциальная концепция была развита в физике Исаака Ньютона. Реляционная концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами. Пространство не обладает самостоятельным существованием, оно есть лишь особая характеристика материальных явлений. Аристотель развивает концепцию пространства как места, которое занимает вещь по отношению к другим вещам. В Новое время Готфрид Вильгельм Лейбниц подчеркивал, что пространство есть порядок существования вещей и что «без материи нет и пространства». Свою физическую конкретизацию эти взгляды получили в теории относительности физика-теоретика Альберта Эйнштейна. В современной науке преобладает реляционная трактовка пространства. При всем многообразии трактовок реальное пространство нашего мира обладает некоторыми стабильными свойствами - трехмерностью и изотропностью(одинаковой значимости каждого из трех пространственных измерений вещи). Пространственные свойства специфичны на разных структурных уровнях сущего, начиная с микромира и кончая нашей Вселенной. В современной культуре особое внимание уделяется социальному пространству, которое должно оцениваться не как абстрактная территория для проживания, но как социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом, определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями человеческой деятельности и поведения, мировоззрением человека в соответствующей исторической эпохе и социокультурной ситуации. Пространственная организация созданного человеком мира вещей всегда обладает надприродными, социально значимыми характеристиками, пространственной архитектоникой, включающей социальные связи, смыслы и общественно значимые идеи (города античной эпохи, средневековья и современности отличны в своей пространственной композиции друг от другу). Временная, или темпоральная (лат. Tempus-время), организация сущего понимается чаще всего как длительность существования явления и порядок событий, происходящих с ним. Время для каждой вещи, а «времен столько, сколько вещей» (Л.Ф. Лосев), есть следствие ее собственной динамики, действия внутренних законов развития. Поэтому под временем можно понимать дление - продолжительность сохранения объектом своих качеств в относительно неизменном состоянии. Дление вещей и явлений реального мира всегда ограничено, т.е. конечно: все они имеют начало и конец своего бытия. И лишь в отдельных случаях можно говорить о вечности: так постулируется вечность Бога, Абсолютной идеи, материи. Представления о времени неоднозначны, противоречивы и исторически изменчивы. Во многом это объясняется спецификой самого времени - с одной стороны, оно невещестценно, его нельзя обнаружить каким-то опытным путем; с другой стороны, каждый из нас знает, что оно существует, и чувствует его. Интерпретации времени: Для субстанциальной концепции время - особая самостоятельная сущность, нечто роде потока, реки, несущей с собой в будущее весь мир и человека. Для реляционной концепции время есть особое отношение между вещами и их состояниями, оно не может существовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Трактовка времени и его структуры: концепция возникает в глубокой древности (Гераклит) и признает «течение» времени, его необратимое движение вперед («стрела времени»). В этом процессе выделяются прошлое, настоящее и будущее. Статическая концепция отрицает течение времени и рассматривает все события временного многоообразия как реально существующие. Нет никакой принципиальной разницы между событиями прошлого, настоящего и будущего: различие между ними примерно такое же, как между разными точками пространства. В трактовке и оценке времени также прослеживается влияние социокультурных и личностных факторов. Так, для первобытного человека время осознавалось, главным образом, как теперь, прошлое, настоящее и будущее почти не различаются им. В древних аграрных цивилизациях, зависящих от циклических событий, время трактуется преимущественно как цикл, вечный круговорот. В средние века под влиянием христианской идеологии формируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему (начало и конец мира) и об основных состояниях времени - прошлом, настоящем и будущем. Эта идея линейного времени закрепляется в эпоху машинной цивилизации, ориентированной на постоянный прогресс, на будущее. Здесь же окончательно осознается необратимость времени и его непреложная власть над человеком, невозможность, в отличие от пространства, его покорения. Индивидуально и неоднозначно и восприятие времени каждой личностью. Один и тот же отрезок физического времени кажется нам коротким или долгим в зависимости от настроения, ситуации и т. д. Каждый человек живет как бы в наиболее подходящем для него времени, по-своему оценивает и организует его. Категория времени обладает огромной мировоззренческой ценностью для человека. Если пространственные характеристики сущего не оказывают на жизнь человека определяющего влияния то со временем дело обстоит иначе: никто из нас не может выпрыгнуть за пределы своего времени, замедлить или продлить свое бытие. И когда человек осмысливает свое бессилие перед временем, то проблема времени превращается для него из абстрактной философской темы в «основную проблему человеческого существования, проблему человеческой судьбы» (Н.А. Бердяев).
8. Природа как предмет философского и научного познания… Природа - одно из центральных понятий философской мысли и культуры, обладающее широким спектром значений: 1) как совокупность всего сущего; 2) как противостоящий человеку (субъекту) объективно существующий, развивающийся по своим законам и независимый от него мир; 3) сущность той или иной вещи (природа вещи). В предельно широком смысле оно обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Предпосылки сущ-ния человека:1) геофизические (космические явления: тепло и свет, магнитная оболочка планеты, земные реалии); 2) биологические (поля, леса, животный мир→биосфера). Человек является составной частью биосферы. Сбалансированность биосферы – важнейший фактор жизни человека; 3) демографические (численность населения, его плотность, возрастная структура и т.д. оказывают влияние на состояние экономики; динамика народонаселения зависит от уровня развития общества, культуры, социального развития и т.д.). В философии истоки понятия П. связывают с др.греч. термином фюсис (органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста, процесс и т.д.), в Новое время появляется термин натура (мир, миропорядок, вселенная). Далее преобладающим смыслом понятия П. становится ее статус как объекта естествознания. В зависимости от контекста мы понимаем под П.: все сущее; естественную или искусственную среду обитания человека; внутреннюю сущность вещей. Философ исследует сущность и причины П., т.е. исходит из понимания природы как целого, в то время как ученые только описывают и высчитывают ее «число и меру». В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько мыслился как одна из ее частей. в средневековой христианской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом - душой. В эпоху Возрождения человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения в противовес мрачному аскетизму средневековья. Впоследствии в философии и эстетике романтизма природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. В период становления капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Наиболее отчетливо это отношение выразил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626), провозгласивший целью науки и техники господство над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Что касается естественнонаучного познания, то в нем доминирующей становится идея испытания природы, стремление вырвать у нее ее тайны, свести все ее качественное многообразие к небольшому числу строгих количественных законов. По мере того как научно-техническая мощь человека, неуклонно и быстро возрастая, становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают все больше поводов для того, чтобы убедиться в опасности неограниченного, бесконтрольного и непродуманного употребления этой мощи. В результате в отношениях человека к природе начинает оформляться и приобретать все более заметное место момент ответственности. В исторической перспективе - и это отчетливо видно уже сегодня - мы имеем дело с глубочайшим изменением самого характера природопреобразующей деятельности человека, ее направлений и методов осуществления. Речь идет об ограничении элементов стихийности и, напротив, о возрастающей роли сознательности, организованности, сообразовании целей деятельности с ее средствами и последствиями - короче, о разумности и гуманности во взаимодействии общества и природы. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы. Базовые принципы философии природы: • процветание любых форм жизни на Земле имеет ценность само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека; • богатство и разнообразие людей способствует реализации этих ценностей; • люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей; • современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того и другого; • необходимо изменить отношение к природе обосновать в соответствии с этим стратегические приоритеты в области политики, экономики, образования, учитывающие ценность природы. Философия природы исследует отношение человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, этические, экологические, социокультурные и другие принципы, учитывающие внутреннюю сущность человека и природы как единого целого. Модели взаимодействия человека и природы: мифологическую, научно-технологическую и диалогическую: 1) приоритета природы над человеком (преобладающий принцип, мифологической модели); 2) власти человека над природой (определяющий смысл научно-технологической модели); 3) диалога и взаимодействия человека и природы (основная стратегия партнерской диалогической модели). Самоорганизания – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних сил или причин. Организация - под воздействием внешних сил или причин. 9. Природа и общество как целостная система… Природная среда - естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле впределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна. С самого возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать. В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера.. Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Жаном Батистом Ламарком) для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Биосферу рассматривают в качестве основного структурного компонента организации нашей планеты, включая околоземное космическое пространство. Выделяют такие структурные уровни организации живого вещества в биосфере, как молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера, таким образом, новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразовывающего воздействия общества на природу. Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы "общество-природа". Развитие человечества, его производственных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы общество-природа. Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность". В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. Потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единения человека и природы, которая и обеспечила бы дальнейшее развитие человечества, его коэволюционный путь развития. Перспективы развития цивилизации связываются с переходом на режим соразвития или коэволюции природы и человека. Коэволюция – определенное взаимодействие общества и природы, обеспечивающее прогресс человеческого рода. Итак, современный этап взаимодействия природы и общества требует новых ориентиров для развития общества, а именно его коэволюции с биосферой. Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. советский биолог Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981). С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. Можно говорить о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера это область бытия, основаного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле. (А. Швейцер)
10. Динамизм бытия и понятие развития… Окружающий нас мир постоянно меняется, он развивается, выходит на качественно новые стадии существования. Развитие — закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Философское осмысление Р. означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта. Процесс Р. неоднороден; внутри его обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образующими т. наз. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса. Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с помощью категорий движения, развития и покоя. Все изменения, присущие бытию мира, обозначаются понятием движения. При этом под движением понимается не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые изменения состояний предметов и явлений -это и взаимные превращения элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и изменения в клетках организма, и изменения социальных процессов, и изменения духовных феноменов. Движение внутренне присуще бытию, это его атрибут, коренное, неотъемлемое свойство. Признание неразрывности бытия и движения означает его абсолютность. Движение так же абсолютно, как и бытие. Движение характеризуется чертами внутренней противоречивости. Противоречивая сущность движения проявляется и в его единстве с покоем. Движение неразрывно связано со своей противоположностью - покоем. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества, т. е. покой относителен, а движение абсолютно. Можно выделить два основных типа движения: 1) движение при сохранении качества предмета, системы, когда при различных изменениях сохраняется соответствующий набор признаков, позволяющий говорить о предмете или системе как определенном предмете, отличном от других; 2) тип движения, связанный с преобразованием качества предметов и процессов, с их качественными изменениями или в сторону их усложнения, формирования более сложных систем, или в сторону распада системы на составляющие ее элементы, представляющие собой иные качественные состояния. Процессы, которые связаны с преобразованием качественных состояний предметов, характеризуются как развитие. Тип движения - от низшего к высшему, т. е. движение по восходящей линии, есть прогресс. Противоположное же ему движение - от высшего к низшему, движение по нисходящей линии есть регресс. Диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Основные принципы теории диалектики - прежде всего принципы развития и взаимосвязи. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям развития и находится в определенной зависимости от других явлений. Формой познания сложных, гибких противоречивых, универсальных связей бытия служат парные категории Д., отраж. противопол. стороны явлений и процессов. Категории диалектики: 1. сущность и явление. 2. содержание и форма. 3. качество и количество. 4. единичное и общее. 5. причина и следствие. 6. необходимость и случайность. К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - изменения рано или поздно нарушают его меру и вызывают переход явления в новое качественное состояние; закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. закон отрицания отрицания- любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств. Неосновные законы диалектики:закон соотношения единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления;закон соотношения необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими.;закон соотношения содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс;закон соотношения причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин;закон соотношения возможности и действительности: развитие есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями;закон соотношения сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность; закон соотношения части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей. Все эти (и многие другие) законы и категории материалистической диалектики функционируют в мышлении человека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания. Они ориентируют познающего субъекта на анализ любого явления в его закономерном развитии и связи с другими явлениями, на исследование присущих ему меры, противоречий, взаимодействий старого и нового, его индивидуальных и общих с другими явлениями признаков, необходимых и случайных черт и т. д. Д. не является единственной теорией о развитии всего сущего. Cуществуют и другие теории со сходным предметом философского интереса. В функционировании Д. существует внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило наличие дискуссий о значении Д. Существуют различные подходы к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия. Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах. 1. Сущ-ют разные учения в самой теории Д., обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия: наличие в теории Д. идеалистического и материалистического учения. Идеалистическая Д. ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материалистическая Д. аргументирует первичность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и принципами. Хотя обе эти Д. объясняют развитие бытия и при этом используют одни и те же понятия, законы и принципы. 2. Возникли и сложились учения вне Д., составляющие ее оппозицию. Главной альтернативной Д. явл. Метафизика – совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем Д. Сторонники М. утверждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внешний толчок. Характер развития состоит в эвслюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в Д. Д. видит мир целостным и взаимосвязанным, М. - состоящим из отдельных вещей и явлений. 3. Д. противоположна М. как методу познания. Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности. Таким образом, на сегодняшний день не существует однозначного отношения к Д. 11. Особенности социальной диалектики. «Столкновение» с будущим: эскалация перемен и ускорение «ритмов истории». Диалектика общественного развития - это диалектика противоречий "живой жизни" людей. Человеческое общество - сложная динамическая система разнообразных материальных и духовных отношений индивидов и социальных групп. В отличие от процессов природы нельзя рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребностей, ценностных ориентаций, воли, разума, чувств людей, характера их практических действий. Ведь история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Объединяясь в большие социальные общности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на основе в первую очередь отношений материального производства, люди сами (со всеми своими особенностями) предстают важнейшим фактором объективной диалектики общественного развития. При рассмотрении социальных процессов нужно непременно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание сознательного целеполагания и стихийности, взаимопроникновение классового и общечеловеческого в жизни отдельных индивидов и их сообществ. Человеческие качества существенно модифицируют функционирование всеобщих законов развития. Человек живет в сложном переплетении производственных, политических, познавательных, управленческих, нравственных и иных общественных отношений и социальных действий. В одних случаях он выступает как индивидуальный деятель. Во многие события человек оказывается включенным в составе совокупного субъекта (группы, класса, нации). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях. В нынешний период коренных изменений в нашем обществе каждому деятельному субъекту (и прежде всего руководителям любого уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, специалистам народного хозяйства, инженерам) приходится работать в мире нарастающих противоречий, учиться овладевать ими, быть постоянно нацеленными на творческий поиск и инновации. В этих условиях особо важно понимать специфику противоречий в обществе. Важнейшая особенность социального прогресса — возрастание его темпов, или, по Б.Ф.Поршневу, «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху. Скорость и радикальность социального обновления — результат прежде всего возрастания численности населения. Согласно демографическим данным, в неолите население всего земного шара едва превышало 25 млн человек, оно достигло 220 млн к началу нашей эры и миллиарда — в начале XIX века. Причина «ускорения ритма истории», конечно, не сводится лишь к увеличению численности мирового населения. Численность населения должна быть умножена на его активную вовлеченность в историческую действительность, на его образованность, производительность труда, на политическую сознательность. Ускорение социального прогресса — это кумулятивное следствие, слагаемое многих объективных факторов, действующих в истории: наряду с возрастанием роли народных масс и демократизацией общественной жизни они включают в себя раскрепощение личности и увеличение ее свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человека по отношению к природе, вовлечение все более широкого круга народов в международное общение и обмен результатами своей деятельности, интернационализацию социально-экономических, политических и культурных процессов, увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах. По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности международного обмена деятельностью в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI века смело мог быть приравнен к десятилетию в XIX веке, к столетию в средневековье и античности, к тысячелетию в глубокой древности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставлении с его хронологическими рамками, то есть в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возрастание темпов социального прогресса в ходе поступательного развития цивилизации на нашей планете. Date: 2016-07-05; view: 417; Нарушение авторских прав |