Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространственно-временная организация материального мира.





Пространственная, или топологическая (греч. Topos-место), организация сущего оз­начает, что любой материаль­ный объект занимает определенное положение по отноше­нию к другим объектам. Каждый обладает размерами - длиной, шириной, высо­той. В мире нет всеобщего пространства, а есть беско­нечное множество индивидуальных пространств.

Согласно субстанциальной концепции, простран­ство представляет собой особую само­стоятельную субстан­цию, независящую в своем существовании от мира вещей. У Демок­рита в роли чистого, абсолютного пространства выступает пустота, в которой сущест­вуют атомы. В Новое время субстанциальная концепция была развита в физике Исаака Ньютона. Реляционная концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами. Пространство не обладает самостоятельным существовани­ем, оно есть лишь особая характеристика материальных яв­лений. Аристотель развивает концепцию пространства как места, которое занимает вещь по отношению к другим вещам. В Новое время Готфрид Вильгельм Лейбниц подчеркивал, что пространство есть порядок суще­ст­вования вещей и что «без материи нет и пространства». Свою физическую конкретизацию эти взгляды получили в теории относительности физика-тео­ретика Альберта Эйнштейна. В современной науке преобладает реляционная трактовка пространства.

При всем многообразии трактовок реальное простран­ство нашего мира обладает неко­торыми стабильными свой­ствами - трехмерностью и изотропностью(одинаковой зна­чимости каждого из трех прост­ранственных измерений вещи).

Пространственные свойства специфичны на разных структурных уровнях сущего, на­чиная с микромира и кончая нашей Вселенной. В современной культуре особое внима­ние уделяется социальному пространству, которое должно оцениваться не как абстрактная территория для прожива­ния, но как социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Со­циальное пространство обладает особым человеческим смыслом, определено отношениями человека к миру, исто­рически склады­вающимися особенностями человеческой деятельности и поведения, мировоззрением че­ловека в со­ответствующей исторической эпохе и социокультурной си­туации. Пространст­венная организация созданного челове­ком мира вещей всегда обладает надприродными, социаль­но значимыми характеристиками, пространственной архи­тектоникой, включаю­щей социальные связи, смыслы и об­щественно значимые идеи (города античной эпохи, средне­вековья и современности отличны в своей пространствен­ной композиции друг от другу).

Временная, или темпоральная (лат. Tempus-время), организация сущего понимается чаще всего как длитель­ность существования явления и порядок событий, происхо­дящих с ним. Время для каждой вещи, а «времен столько, сколько вещей» (Л.Ф. Ло­сев), есть след­ствие ее собственной динамики, действия внутренних законов развития. Поэтому под временем мож­но понимать дление - продолжительность сохранения объ­ектом своих ка­честв в относительно неизменном состоянии. Дление вещей и явлений реального мира всегда ограничено, т.е. конечно: все они имеют начало и конец своего бытия. И лишь в отдельных случаях можно говорить о вечности: так постулируется вечность Бога, Абсо­лютной идеи, материи.

Представления о времени неоднозначны, противоречивы и исторически изменчивы. Во многом это объясняется спе­цификой самого времени - с одной стороны, оно невещест­ценно, его нельзя обнаружить каким-то опытным путем; с другой стороны, каждый из нас знает, что оно существует, и чувствует его.

Интерпретации времени: Для субстанциальной концепции время - особая самостоя­тельная сущность, нечто роде потока, реки, несущей с собой в будущее весь мир и че­ло­века. Для реляционной концепции время есть особое отноше­ние между вещами и их со­стояниями, оно не может сущест­вовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).

Трактовка времени и его структуры: концепция возникает в глубокой древности (Герак­лит) и признает «течение» времени, его необратимое движение вперед («стрела вре­мени»). В этом процессе выделяются прошлое, настоящее и будущее. Статическая кон­цепция отрицает течение времени и рассматривает все события временного многоообразия как реально существующие. Нет никакой принципиальной раз­ницы между событиями прошлого, настоящего и будущего: различие между ними примерно такое же, как между разны­ми точками пространства.

В трактовке и оценке времени также прослеживается влияние социокультурных и лич­ностных факторов. Так, для первобытного человека время осознавалось, главным образом, как теперь, прошлое, настоящее и будущее почти не различаются им. В древних аграрных ци­вилизациях, зависящих от циклических событий, время трактуется преимущественно как цикл, вечный круговорот. В средние века под влиянием христианской идеологии фор­мируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему (начало и конец мира) и об основных состояниях времени - прошлом, настоящем и будущем. Эта идея линейного времени закрепляется в эпоху машинной ци­вилизации, ориентированной на постоянный прогресс, на бу­дущее. Здесь же окончательно осознается необратимость вре­мени и его непреложная власть над человеком, невозмож­ность, в отличие от простран­ства, его покорения.

Индивидуально и неоднозначно и восприятие времени каждой личностью. Один и тот же отрезок физического вре­мени кажется нам коротким или долгим в зависимости от на­строения, ситуации и т. д. Каждый человек живет как бы в наиболее подходящем для него времени, по-своему оцени­вает и организует его.

Категория времени обладает огромной мировоззренчес­кой ценностью для человека. Если пространственные харак­теристики сущего не оказывают на жизнь человека опреде­ляющего влияния то со временем дело обстоит иначе: никто из нас не может вы­прыгнуть за пределы своего времени, замедлить или про­длить свое бытие. И когда человек осмыс­ливает свое бесси­лие перед временем, то проблема времени превращается для него из аб­страктной философской темы в «основную проб­лему человеческого существования, про­блему человеческой судьбы» (Н.А. Бердяев).

8. Природа как предмет философского и научного познания…

Природа - одно из центральных понятий философской мысли и культуры, обладающее широким спектром значений: 1) как совокупность всего сущего; 2) как противостоящий человеку (субъекту) объективно существующий, развивающийся по своим законам и не­зависимый от него мир; 3) сущность той или иной вещи (природа вещи). В предельно широком смысле оно обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.

Предпосылки сущ-ния человека:1) геофизические (космические явления: тепло и свет, магнитная оболочка планеты, земные реалии); 2) биологические (поля, леса, животный мир→биосфера). Человек является составной частью биосферы. Сбалансированность биосферы – важнейший фактор жизни человека; 3) демографические (численность насе­ления, его плотность, возрастная структура и т.д. оказывают влияние на состояние эконо­мики; динамика народонаселения зависит от уровня развития общества, культуры, соци­ального развития и т.д.).

В философии истоки понятия П. связывают с др.греч. термином фюсис (органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста, процесс и т.д.), в Новое время по­является термин натура (мир, миропорядок, вселенная). Далее преобладающим смыслом понятия П. становится ее статус как объекта естествознания. В зависимости от контекста мы понимаем под П.: все сущее; естественную или искусственную среду обитания чело­века; внутреннюю сущность вещей. Философ исследует сущность и причины П., т.е. исходит из понимания природы как целого, в то время как ученые только описы­вают и высчитывают ее «число и меру».

В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько мыслился как одна из ее частей. в средневековой христианской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом - душой. В эпоху Возрождения че­ловек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения в противовес мрачному аскетизму средневе­ковья. Впоследствии в философии и эстетике романтизма природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. В период становления капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Наиболее отчетливо это отношение выразил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626), провозгласивший целью науки и техники господ­ство над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преоб­разовательной деятельности и как кладо­вая, из которой человек может черпать без меры и без счета.

Что касается естественнонаучного познания, то в нем до­минирующей становится идея испытания природы, стремление вырвать у нее ее тайны, свести все ее качественное мно­гообразие к небольшому числу строгих количествен­ных законов.

По мере того как научно-техническая мощь человека, неуклонно и быстро возрастая, становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают все больше поводов для того, чтобы убедиться в опасности неограниченного, бесконтрольного и непродуманного употребления этой мощи. В резуль­тате в отношениях человека к природе начинает оформ­ляться и приобретать все более заметное место момент ответственности. В исторической перспективе - и это отчетли­во видно уже сегодня - мы имеем дело с глубочайшим изменением самого характера природопреобразующей деятельнос­ти человека, ее направлений и методов осуществления. Речь идет об ограничении элементов стихийности и, напротив, о возрастающей роли сознательности, организованности, сообразовании целей деятельности с ее средствами и послед­ствиями - короче, о разумности и гуманности во взаимодействии общества и природы.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы. Базовые принципы философии природы:

• процветание любых форм жизни на Земле имеет ценность само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;

• богатство и разнообразие людей способствует реализации этих ценностей;

• люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;

• современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того и другого;

• необходимо изменить отношение к природе обосновать в соответствии с этим страте­гические приоритеты в области политики, экономики, образования, учитывающие ценность природы. Философия природы исследует отношение человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, этические, экологические, социокультурные и другие принципы, учитывающие внутреннюю сущность человека и природы как единого целого.

Модели взаимодействия человека и природы: мифологическую, научно-технологическую и диалогическую: 1) приоритета природы над человеком (преобладающий принцип, мифологической модели); 2) власти человека над природой (определяющий смысл научно-технологической модели); 3) диалога и взаимодействия человека и природы (основная стратегия партнерской диалогической модели). Самоорганизания – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних сил или причин. Организация - под воздействием внешних сил или причин.

9. Природа и общество как целостная система…

Природная среда - естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле впределах тонкой ее обо­лочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое усло­вие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

С самого возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславлива­ется развитием материального производства, науки и техники, общественных потреб­ностей. При этом происходит расширение рамок географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера..

Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Жаном Батистом Ламарком) для обозначения сово­купности живых организмов, населяющих земной шар. Био­сферу рассматривают в качестве основного структурного компонента организации нашей планеты, включая около­земное космическое пространство. Выделяют такие струк­турные уровни организации живого вещества в биосфере, как молеку­лярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера, таким образом, новая особая реальность, связанная с более глубокими и все­сторонними формами преобразовывающего воздействия общества на природу.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы общество-природа. Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те послед­ствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, не­предвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность". В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем.

Потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единения человека и природы, которая и обеспечила бы дальнейшее развитие человечества, его коэволюционный путь развития. Перспективы развития цивилизации связываются с переходом на режим соразвития или коэволюции природы и человека. Коэволюция – определенное взаимодействие общества и природы, обеспечивающее прогресс человеческого рода.

Итак, современный этап взаимодействия природы и общества требует новых ориенти­ров для развития общества, а именно его коэволюции с биосферой.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, ко­торая должна выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. советский биолог Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981). С тех пор тема коэволю­ции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества.

Концепция коэволюции базируется на принципах, со­гласно которым человечество, из­меняя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изме­няться и само с учетом объективных требований природы. Концепция коэволюции в концентриро­ванном виде выража­ет исторический опыт человечества, содержащий в себе опре­делен­ные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей ко­эволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способ­ных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшаф­тов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.

Можно говорить о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера ­это область бытия, основаного на принципах нравствен­ного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носи­телем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интере­сах, но и в интересах Жизни на Земле. (А. Швейцер)

10. Динамизм бытия и понятие развития…

Окружающий нас мир постоянно меняется, он развивается, выходит на качественно но­вые стадии существования. Развитие — закономерное, направленное качественное изме­нение материальных и идеальных объектов. Философское осмысление Р. означает вос­произведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процес­сов реальности. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта. Процесс Р. неоднороден; внутри его обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправ­ленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образую­щими т. наз. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса.

Динамическая организация бытия состоит в том, что лю­бое конкретное явление объек­тивно подвержено непрерыв­ным изменениям Специфика этой динамики вос­производится в онтологии прежде всего с помощью катего­рий движения, развития и покоя.

Все изменения, присущие бытию мира, обозначаются понятием движения. При этом под движением понимается не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые изменения состояний предметов и явлений -это и взаимные превращения элемен­тарных частиц, и рас­ширение Метагалактики, и изменения в клетках организма, и измене­ния социальных процессов, и изменения духовных феноменов.

Движение внутренне присуще бытию, это его атрибут, коренное, неотъемлемое свой­ство. Признание неразрывнос­ти бытия и движения означает его абсолютность. Движение так же абсолютно, как и бытие. Движение характеризуется чертами внутренней противо­речивости.

Противоречивая сущность движения проявляется и в его единстве с покоем. Движение неразрывно связано со своей противоположностью - покоем. Понятие покоя представля­ет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность пред­мета, сохранение его каче­ства, т. е. покой относителен, а движение абсолютно.

Можно выделить два основных типа движения: 1) движе­ние при сохранении качества предмета, системы, когда при различных изменениях сохраняется соответствующий на­бор признаков, позволяющий говорить о предмете или системе как определенном пред­мете, отличном от других; 2) тип движения, связанный с преобразованием качества пред­метов и процессов, с их качественными изменениями или в сторону их усложнения, фор­мирования более слож­ных систем, или в сторону распада системы на составляю­щие ее элементы, представляющие собой иные качествен­ные состояния. Процессы, которые свя­заны с преобразова­нием качественных состояний предметов, характеризуются как разви­тие. Тип движения - от низшего к высшему, т. е. дви­жение по восходящей линии, есть прогресс. Противополож­ное же ему движение - от высшего к низшему, движение по нисходящей линии есть регресс.

Диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Основные принципы теории диалектики - прежде всего принципы развития и взаимосвязи. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным измене­ниям развития и находится в определенной зави­симости от других явлений.

Формой познания сложных, гибких противоречивых, универсальных связей бытия служат парные категории Д., отраж. противопол. стороны явлений и процессов. Категории диалектики: 1. сущность и явление. 2. содержание и форма. 3. качество и количе­ство. 4. единичное и общее. 5. причина и следствие. 6. необходимость и случайность.

К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:закон взаимного перехода количественных и качествен­ных изменений - изменения рано или поздно нарушают его меру и вызывают переход явления в новое качественное состояние; закон единства и взаимодействия противоположнос­тей, утверждающий, что основным источ­ником раз­вития явлений служат их внутренние противоречия. закон отрицания отрицания- любое развитие есть, с одной стороны, движение яв­лений вперед, к новым качествам, а с другой - повто­рение на новой основе отдельных свойств прежних качеств.

Неосновные законы диалектики:закон соотношения единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развива­ющегося явления;закон соотно­шения необходимости и случайности: не­обходимость проявляется в развитии явлений че­рез случайности и дополняется ими.;закон соотношения содержания и формы: содержа­ние явления определяет форму его развития, которая спо­собна влиять на данный про­цесс;закон соотношения причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие опреде­ленных причин;закон соотношения возможности и действитель­нос­ти: развитие есть превращение присущих ему возможностей в новую действитель­ность с новы­ми возможностями;закон соотношения сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность; закон соотношения части и целого: развивающееся яв­ление есть целостное взаимодействие своих частей.

Все эти (и многие другие) законы и категории материа­листической диалектики функ­ционируют в мышлении че­ловека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания. Они ориентируют познающего субъек­та на анализ любого явления в его закономерном развитии и связи с другими явлениями, на исследование присущих ему меры, противоречий, взаимодействий старого и нового, его индивидуальных и общих с другими явлениями призна­ков, необходимых и случайных черт и т. д.

Д. не является единственной теорией о развитии всего сущего. Cуществуют и другие теории со сходным предметом философского интереса. В функционировании Д. сущест­вует внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило наличие дискуссий о зна­чении Д. Существуют различные подходы к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия. Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах.

1. Сущ-ют разные учения в самой теории Д., обусловленные принципиально несовмес­тимыми подходами к познанию и изменчивости бытия: наличие в теории Д. идеалистиче­ского и материалистического учения. Идеалистическая Д. ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материалистическая Д. аргументирует первич­ность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и принципами. Хотя обе эти Д. объясняют развитие бытия и при этом используют одни и те же понятия, за­коны и принципы.

2. Возникли и сложились учения вне Д., составляющие ее оппозицию. Главной альтер­нативной Д. явл. Метафизика – совокупное учение о связях и развитии, о способах и фор­мах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем Д. Сторонники М. ут­верждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внеш­ний толчок. Характер развития состоит в эвслюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в Д. Д. видит мир целостным и взаимосвязанным, М. - состоящим из отдельных вещей и явлений.

3. Д. противоположна М. как методу познания. Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности.

Таким образом, на сегодняшний день не существует однозначного отношения к Д.

11. Особенности социальной диалектики. «Столкновение» с будущим: эскалация перемен и ускорение «ритмов истории».

Диалектика общественного развития - это диалектика противоречий "живой жизни" людей. Человеческое общество - сложная динамическая система разнообразных материальных и духовных отношений индивидов и социальных групп. В отличие от про­цессов природы нельзя рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребностей, ценностных ориентаций, воли, разума, чувств людей, характера их практических дейст­вий. Ведь история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Объединяясь в большие социальные общности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на основе в первую очередь отношений материального производства, люди сами (со всеми своими особенностями) предстают важнейшим фактором объективной диалек­тики общественного развития. При рассмотрении социальных процессов нужно непременно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание сознательного целеполагания и стихий­ности, взаимопроникновение классового и общечеловеческого в жизни отдельных индиви­дов и их сообществ. Человеческие качества существенно модифицируют функциониро­вание всеобщих законов развития. Человек живет в сложном переплетении производст­венных, политических, познавательных, управленческих, нравственных и иных общест­венных отношений и социальных действий. В одних случаях он выступает как индивиду­альный деятель. Во многие события человек оказывается включенным в составе совокуп­ного субъекта (группы, класса, нации). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях. В нынеш­ний период коренных изменений в нашем обществе каждому деятельному субъекту (и прежде всего руководителям любого уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, спе­циалистам народного хозяйства, инженерам) приходится работать в мире нарастаю­щих противоречий, учиться овладевать ими, быть постоянно нацеленными на творче­ский поиск и инновации. В этих условиях особо важно понимать специфику противоречий в обществе.

Важнейшая особенность социального прогресса — возрастание его темпов, или, по Б.Ф.Поршневу, «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху. Скорость и радикальность социального обновления — результат прежде всего возрастания численно­сти населения. Согласно демографическим данным, в неолите население всего земного шара едва превышало 25 млн человек, оно достигло 220 млн к началу нашей эры и милли­арда — в начале XIX века.

Причина «ускорения ритма истории», конечно, не сводится лишь к увеличению чис­ленности мирового населения. Численность населения должна быть умножена на его ак­тивную вовлеченность в историческую действительность, на его образованность, произ­водительность труда, на политическую сознательность. Ускорение социального про­гресса — это кумулятивное следствие, слагаемое многих объективных факторов, дейст­вующих в истории: наряду с возрастанием роли народных масс и демократизацией обще­ственной жизни они включают в себя раскрепощение личности и увеличение ее свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человека по отношению к природе, вовлечение все более широкого круга народов в международное общение и об­мен результатами своей деятельности, интернационализацию социально-экономических, политических и культурных процессов, увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах.

По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, эко­номическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности меж­дународного обмена деятельностью в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI века смело мог быть приравнен к десятилетию в XIX веке, к столетию в средневековье и античности, к тысячелетию в глубокой древности. В этом уплотнении исторического вре­мени, в сопоставлении с его хронологическими рамками, то есть в «ускорении ритма ис­тории», с очевидностью проявляется стремительное возрастание темпов социального про­гресса в ходе поступательного развития цивилизации на нашей планете.


Date: 2016-07-05; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию