![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Метафизика и онтология. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
Метафизика (мета – принципы, физиос - существование) – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Начало метафизики как основного раздела философии было положено Аристотелем. Но сам термин был введен в 1 веке до н.э. Андронием Родосским. Ядро метафизики – онтология. Его центральная категория – бытие, его изучением занимались философы прошлого и современности. Согласно Пармениду, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств. Главный довод: чувственное восприятие человека очень изменчивое, временное, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, доступно лишь мышлению. Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму. Если бытие – это порядок, а реальная жизнь – хаос, поэтому необходимо ее упорядочить, т.е. стремится к подлинному бытию. Но человек отказывается от абсолюта природы, от божественного и считает себя превыше всего. Отсюда возникает онтологический нигилизм. Человек противопоставляет себя внешнему миру. Человек – это активный субъект. Природа – это пассивный объект, поэтому ее необходимо преобразовывать, пользоваться внешними благами. На сегодняшний день характерно такое явление как кентоврезация действительности – человеком движут потребности, причем на 1-ом месте потребности тела. Поскольку бытие – это всеобщее свойство вещей и явлений быть в наличии, но они могут быть не всегда, могут отживать. Значит, существует и небытие – было, но исчезло или еще будет. Бытие и небытие переходят друг в друга. Но на смену небытию приходит новое. Бытие раскрывается через другие категории: субстанция; движение; пространство; время; субъективное и объективное. Субстанция – сущность, нечто, лежащее в основе (первооснова). Если философская концепция исходит из одной субстанции, то это монистическая философия. Дуализм – признается 2 начала. Плюрализм – признается много начал. Отсюда деление на: 1. Субъективный идеализм. Считали, что мир (материя) не существует сам по себе, а существует в восприятии субъекта. Это совокупность наших ощущений. Если бы не было 5 органов чувств, то мы бы не знали мир. 2. Объективный идеализм. Утверждали, что мир (материя) существует независимо от человеческого сознания, ощущений, но ставят его существование в зависимость от некого неземного мирового разума. 3. Материализм. Воззрения самые различные, но все они признают объективное существование, независимое от какого бы то ни было сознания или духа. Например, древнекитайские, древнеиндийские, вавилонские и древнегреческие философы в качестве материи выдвигали конкретное тело, наиболее распространенное вещество, которое считали первоначалом. Т.е. под материей понимали то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, разрушаются. Развитию атомистических воззрений долгое время препятствовал непогрешимый авторитет Аристотеля, т.к. он не признавал существование атомов. Парижский парламент даже издал специальный указ, угрожающий сторонникам атомистической гипотезы смертной казнью, однако ничто не смогло остановить развития науки. Атомистическая теория 16-18 века (Гассенди, Гольбах, Дидро) утверждала, что атомы неделимы, неразрушимы, а их сочетание образует бесконечное множество окружающих нас вещей природы, т.е. учение носило метафизический характер. Впервые была высказана идея о самодвижении материи, т.е. она активна, деятельна, способна к самопроизвольному движению и не нуждается ни в каких внешних силах. Однако у этой теории была ограниченность из-за того, что отождествляли материю с конкретными веществами (молекулами, атомами), из которых механически строилась вся Вселенная. Метафизические материалисты не раскрыли связи материи с конкретными формами ее существования – движением, пространством, временем. Всякое движение сводилось к перемещению частиц. Поэтому новое понимание материи попытался объяснить диалектический материализм и его представители Маркс и Энгельс. Теоретическими источниками диалектического материализма явились, прежде всего, критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Характерен принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; (“Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.”К. Маркс). Предполагали, что мир несотворим и неуничтожим, он состоит из связи и взаимозависимости между явлениями, неразрывности материи и движения. По мнению Энгельса, материя – это наиболее общее понятие, которое объединяет явления, процессы и предметы. Материя – это абстракция. Например, как в естествознании: вишни, груши, яблоки – это плод; кошки, собаки, овцы – это млекопитающие. Задолго до открытий в физике Энгельс высказал мысль о том, что атом не является мельчайшей частицей. Развитие науки это впоследствии полностью подтвердило. Идеалисты истолковали это открытие по-своему: атом распадается, значит, он не обладает предписанными ему свойствами неделимости, неизменности при движении. Например, атом распадается на 2 противоположно заряженные частицы – электрон и позитрон – при взаимодействии друг с другом они исчезают, а вместо них появляются фотоны (кванты света). Т.е. материя исчезает. На самом же деле исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали окружающий мир. Можно выделить различные формы бытия: 1. Бытие природы. Природа объективна, самостоятельна, универсальна. Делится на органическую (живую) и неорган. (неживую) природу. 2. Бытие общества. Общество – система, которая объединила людей для жизни, создания совместными усилиями чего-то. Имеет определенную организацию – социальные институты (разные типы экономики), материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных отношений. Важны традиции, культура, но они могут изменяться. 3. Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого в соотношении с жизнью растений и животных. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм. Человек выступает связующим звеном между естественной природой и искусственной природой, созданной самими людьми. Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. Благодаря сознанию человек приобретает экономические, политические, нравственные и др. качества. Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство материального и идеального, биологического и социального. Человек способен мыслить. Его поведение носит ярко выраженный социальный характер, но человек не марионетка, сам отбирает что принимать, а что – нет.
Date: 2016-07-05; view: 466; Нарушение авторских прав |