Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафизика и онтология. Жизненные корни и философский смысл про­блемы бытия. Ос­новные формы бытия и их взаимосвязь.





Метафизика (мета – принципы, физиос - существование) – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Начало метафизики как основного раздела философии было положено Аристотелем. Но сам термин был введен в 1 веке до н.э. Андронием Родосским. Ядро метафизики – онтология. Его цен­тральная категория – бытие, его изучением зани­мались философы прошлого и современности.

Согласно Пармениду, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помо­щью органов чувств. Главный довод: чувственное восприятие человека очень изменчивое, временное, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, доступно лишь мышлению. Здесь в классической форме выразился рациона­листический характер древнегреческой филосо­фии, ее доверие к разуму.

Если бытие – это порядок, а реальная жизнь – хаос, поэтому необходимо ее упорядо­чить, т.е. стре­мится к подлинному бытию. Но человек отказывается от абсолюта природы, от божественного и счи­тает себя превыше всего. Отсюда возникает онтологический ниги­лизм. Человек противопоставляет себя внешнему миру. Человек – это активный субъект. Природа – это пассивный объект, поэтому ее необхо­димо преобразовывать, пользоваться внешними благами.

На сегодняшний день характерно такое явление как кентоврезация действительности – человеком движут потребности, причем на 1-ом месте потребности тела.

Поскольку бытие – это всеобщее свойство вещей и явлений быть в наличии, но они могут быть не всегда, могут отживать. Значит, существует и небытие – было, но исчезло или еще будет. Бытие и небы­тие переходят друг в друга. Но на смену небытию приходит новое.

Бытие раскрывается через другие категории: субстанция; движение; пространство; время; субъек­тивное и объективное.

Субстанция – сущность, нечто, лежащее в основе (первооснова). Если философская концепция исхо­дит из одной субстанции, то это монистическая философия. Дуализм – признается 2 начала. Плюрализм – признается много начал. Отсюда деление на:

1. Субъективный идеализм. Считали, что мир (материя) не существует сам по себе, а существует в вос­приятии субъекта. Это совокупность наших ощущений. Если бы не было 5 органов чувств, то мы бы не знали мир.

2. Объективный идеализм. Утверждали, что мир (материя) существует независимо от человеческого сознания, ощущений, но ставят его существование в зависимость от некого неземного мирового разума.

3. Материализм. Воззрения самые различные, но все они признают объективное суще­ствование, неза­висимое от какого бы то ни было сознания или духа. Например, древнеки­тайские, древнеиндийские, ва­вилонские и древнегреческие философы в качестве материи выдвигали конкретное тело, наиболее рас­пространенное вещество, которое считали пер­воначалом. Т.е. под материей понимали то, из чего со­стоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, разрушаются.

Развитию атомистических воззрений долгое время препятствовал непогрешимый авто­ритет Аристо­теля, т.к. он не признавал существование атомов. Парижский парламент даже издал специальный указ, угрожающий сторонникам атомистической гипотезы смертной казнью, однако ничто не смогло остано­вить развития науки.

Атомистическая теория 16-18 века (Гассенди, Гольбах, Дидро) утверждала, что атомы неделимы, не­разрушимы, а их сочетание образует бесконечное множество окружающих нас вещей природы, т.е. уче­ние носило метафизический характер. Впервые была выска­зана идея о самодвижении материи, т.е. она активна, деятельна, способна к самопроиз­вольному движению и не нуждается ни в каких внешних си­лах. Однако у этой теории была ограниченность из-за того, что отождествляли материю с конкретными веществами (молекулами, атомами), из которых механически строилась вся Вселенная. Метафизиче­ские материалисты не раскрыли связи материи с конкретными формами ее существова­ния – движе­нием, пространством, временем. Всякое движение сводилось к перемещению частиц.

Поэтому новое понимание материи попытался объяснить диалектический материализм и его предста­вители Маркс и Энгельс. Теоретическими источниками диалектического ма­териализма явились, прежде всего, критически переработанные идеалистическая диалек­тика Гегеля и философский материализм Фейербаха.

Характерен принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; (“Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна­ние.”К. Маркс). Предполагали, что мир несотво­рим и неуничтожим, он состоит из связи и взаимозависимости между явлениями, неразрывности мате­рии и движения. По мнению Энгельса, материя – это наиболее общее понятие, которое объединяет яв­ления, процессы и предметы. Материя – это абстракция. Например, как в естествознании: вишни, груши, яблоки – это плод; кошки, собаки, овцы – это млекопитающие.

Задолго до открытий в физике Энгельс высказал мысль о том, что атом не является мельчайшей час­тицей. Развитие науки это впоследствии полностью подтвердило. Идеали­сты истолковали это открытие по-своему: атом распадается, значит, он не обладает пред­писанными ему свойствами неделимости, не­изменности при движении. Например, атом распадается на 2 противоположно заряженные частицы – электрон и позитрон – при взаи­модействии друг с другом они исчезают, а вместо них появляются фо­тоны (кванты света). Т.е. материя исчезает. На самом же деле исчезла не материя, а тот предел, до кото­рого мы знали окружающий мир.

Можно выделить различные формы бытия:

1. Бытие природы. Природа объективна, самостоятельна, универсальна. Делится на ор­ганическую (жи­вую) и неорган. (неживую) природу.

2. Бытие общества. Общество – система, которая объединила людей для жизни, созда­ния совместными усилиями чего-то. Имеет определенную организацию – социальные ин­ституты (разные типы эконо­мики), материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных отношений. Важны традиции, культура, но они могут из­меняться.

3. Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого в соотношении с жизнью растений и жи­вотных. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм. Человек выступает связующим звеном между ес­тественной природой и искусственной природой, созданной самими людьми. Бытие человека осуществ­ляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других ви­дов живого. Благодаря сознанию человек приобретает экономические, политические, нравст­венные и др. качества. Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство материального и иде­ального, биологического и социального. Человек способен мыслить. Его поведение носит ярко выра­женный социальный характер, но человек не марионетка, сам отбирает что принимать, а что – нет.

Date: 2016-07-05; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию