Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Об общественном договоре
Великий французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) в 1762 году написал трактат Об общественном договоре, в котором развивал идеи естественного равенства людей и призывал к преобразованию мира. Эти идеи Руссо в огромной степени повлияли на подготовку умов к Французской революции. Кн. I. Гл I. Предмет первой книги. Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах... Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше: так какнарод, возвращая себе свою свободу по тому же праву, по какому она была у него отнята... Но общественный договор есть священное право, служащее основанием для всех других прав. Однако право это не дано природой; оно, следовательно, основано на соглашениях. Вопрос только в том, каковы эти соглашения... Гл. VI. Об общественном договоре....Раз сила и свобода суть первые средства самосохранения для всякого человека, то каким же образом он может отдать и ту и другую, не вредя себе и не пренебрегая в то же время заботами о самом себе? Эта трудность, заключающаяся в предмете моего исследования, может быть выражена в следующих словах: Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной общей силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор... Кн. II. Гл. 1. О том, что суверенитет неотчуждаем....Только общая воля может управлять силами государства сообразно с целью, для которой последнее учреждено и которая есть общее благо. Ибо если противоположность частных интересов создала необходимость в установлении обществ, то самое установление их стало возможным только путем соглашения тех же интересов. Что есть общего в различных частных интересах, то и образует общественную связь, и если бы не было такого пункта, в котором бы сходились все стороны, то никакое общество не могло бы существовать. Единственно на основании этого общего интереса общество и должно быть управляемо. Я утверждаю, что суверенитет, будучи только осуществлением общей воли, не может никогда отчуждаться и что суверен, будучи ни чем иным, как коллективным существом, может быть представлен только самими собой; власть может, конечно, передаваться, но не воля... Частная воля, по самой своей природе, стремится к преимуществам, а общая воля - к равенству... Гл. 2. О том, что суверенитет неделим. По тем же основаниям, по каким суверенитет отчуждаем, он и неделим, ибо одно из двух: либо воля всеобща, либо нет; или это воля всего народа или это воля части его... Но наши политики, не будучи в состоянии разделить суверенитет в его принципе, делят его в объекте; они делят его на силу и волю; на власть законодательную и власть исполнительную; на право обложения налогами, право суда и войны; на внутреннюю администрацию и на право вступать в договоры с иностранными державами; то они смешивают все эти составные части, то они их отделяют друг от друга... Гл. 11. О различных системах законодательства. Если исследовать, в чем именно состоит наибольшее благо всех, которое должно быть целью всякой системы законодательства, то мы найдем, что благо это сводится к двум важнейшим вещам: свободе и равенству; свободе - потому что всякая частная зависимость равносильна отнятию у государственного организма некоторой силы; равенству - потому что свобода не может существовать без равенства. ...Под словом равенство не стоит понимать того, что степени власти и богатства должны быть абсолютно одни и те же; что касается власти, она не должна доходить до насилия и применяться иначе, как в силу определенного положения и законов; а что касается богатства - ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один - настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя. Это предполагает со стороны знатных людей умеренность в пользовании имуществом и влиянием, а со стороны людей маленьких - умеренность в своей жадности и зависти. Скажут, что это равенство - отвлеченная химера, которая не может существовать в действительности. Но если злоупотребление неизбежно, то следует ли из этого, что это злоупотребление не нужно хотя бы регулировать?... Цит. по изданию: Жан-Жак Руссо. Об общественном договоре. М., 1938. С. 3-4, 12, 21, 22, 44-45.
Date: 2016-07-25; view: 468; Нарушение авторских прав |