Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Джон Локк о воспитании
Джон Локк (1632-1704) - выдающийся английский философ. В трактате Об управлении разумом отстаивал идеи решающего влияния среды на воспитание человека. 1. Введение. Высшая инстанция, к которой человек прибегает, определяя своё поведение, есть его разум... Сама воля, какой бы абсолютной и бесконтрольной люди её ни считали, никогда не выходит из повиновения велениям разума. 3. Рассуждение. Всё испытывайте, хорошего держитесь, - таково божественное правило, указанное отцом света и истины, и трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её как золото или скрытый клад Мне могут возразить: Кого же хватит на всё это? Я отвечу: таких людей больше, чем можно себе представить. Всякий знает, каково его настоящее дело и чего люди могут с основанием ожидать от него в связи с тем направлением, которое он даёт своей личности... Пусть он свободно упражняет свой разум и интеллект в таких широких границах, и его ум окрепнет, его восприимчивость расширится, способности усовершенствуются; и свет, который отдалённые и рассеянные части истины будут бросать одна на другую, настолько поможет его суждению, что он редко будет делать значительные ошибки и не упустит случая предъявить доказательство ясности мысли и обширности познаний. По крайней мере это единственный известный мне способ надлежащим образом усовершенствовать разум в полную меру его способностей... 6. Принципы....Наши душевные способности совершенствуются и делаются полезными для нас таким же способом, как и наши тела... Если вы хотите, чтобы человек хорошо рассуждал, вы должны приучать его с ранних лет упражнять свой ум в изучении связи идей и в прослеживании их последовательности... Мы родимся с тем, чтобы стать, если мы захотим, разумными существами, но только практика и упражнения делают нас таковыми, и мы действительно являемся таковыми постольку, поскольку к этому привели усердие и прилежание.. В отношении большинства людей вы можете убедиться, что всеми их мыслями управляют одно-два правила, на которые непосредственно основываются их выводы, этими правилами, верными или ложными, они до сих пор руководствовались. Отнимите у них эти правила, и они совершенно растеряются: привычные компас и путеводная звезда потеряны, и разум их окажется в полном тупике... 10. Предрассудок. Каждый готов жаловаться на предрассудки, сбивающие с правильного пути людей и другие партии, как будто он сам совершенно свободен от них... В чём же в таком случае заключается лекарство? Единственно в том, чтобы каждый оставил в покое чужие предрассудки, а изучил бы свои собственные... 14. Пристрастие.... Думать о каждой вещи именно так, как она есть сама по себе, - в этом настоящее назначение разума, хотя люди не всегда пользуются им для этого... 16. Торопливость. Труд ради самого труда противен природе. Разум, как и все остальные способности человека, всегда выбирает кратчайший путь к цели, стремится сразу овладеть знанием, которым он в данный момент интересуется... Но при этом леность или торопливость часто вводят его в заблуждение и заставляют удовлетворяться неподходящими методами исследования, которые не могут привести к цели... Задача образования, как я уже отмечал, заключается, по моему мнению, не в том, чтобы дать молодежи совершенное знание одной из наук, а в том, чтобы дать такое развитие и предрасположение их уму, которое в наибольшей мере сделало бы их способными к любой науке, когда они самостоятельно ею займутся... Но я рекомендую здесь не разнообразие и обилие самого знания, а разнообразие и свободу мышления, усиление способностей и активности души, а не расширение ее владений. 24. Пристрастие.... Есть...пристрастие, которое можно очень часто наблюдать у людей науки...: это - фантастическое и нелепое приписывание всего знания древним или, наоборот, современникам... Хотя правило Vox populi - vox Dei - популярно, я не могу, однако, припомнить, чтобы бог когда-либо возвещал свои заповеди устами толпы, а природа - свои истины (криками) стада. С другой стороны, некоторые люди избегают общепринятых мнений, как ложных или пустых... Но понятия общепринятого и необщепринятого не служат признаками, по которым истину можно отличить от лжи.. Мы должны судить не о вещах по мнениям людей, но о мнениях людей по вещам... Истина - независимо от того, общепризнана она или нет, - вот что является мерилом знания и делом разума; а всё помимо неё, будь оно освещено общим признанием или рекомендовано из-за своей редкости, есть только невежество или нечто ещё худшее Книга и чтение считаются важными вспомогательными средствами разума и орудиями знания, и следует признать, что это так; тем не менее я позволю себе задать вопрос, не являются ли они для многих препятствием и не мешают ли они некоторым книжным людям приобрести основательное и истинное знание. Можно, мне думается, сказать, что ни в одной области разум не нуждается в более тщательном и осторожном руководстве, чем в пользовании книгами.... Ошибка здесь заключается в том, что обычно предполагают, будто при чтении знание автора как бы переливается в разум читателя; это верно, но только при условии, если не просто читать, а читать и понимать написанное... 39. Неверие в себя. С другой стороны, есть люди, которые сами подавляют свой дух, впадают в уныние при первом же затруднении и решают, что овладеть основательно какой-либо наукой или продвинуться в знании дальше того, что требуется для их обычного дела, им не по силам... Им можно напомнить поговорку: Пользуйся ногами, и у тебя будут ноги. Никто не знает силы своих способностей, пока не испытал их. Так же о разуме всякий может с полной уверенностью сказать, что его сила, как правило, гораздо больше, чем считает сам разум до того, как он ее испробовал... 43. Основные истины....Существуют основные истины, которые служат фундаментом, основанием для множества других, получающих от первых свою прочность. Это содержательные истины, доставляющие уму богатый материал... Таково удивительное открытие мистера Ньютона, что все тела тяготеют друг к другу, которое можно принять за фундамент натуральной философии. Он показал изумленному ученому миру значение этого открытия для понимания великого здания нашей Солнечной системы; а как далеко оно поведет нас в понимании других истин, если оно правильно будет применяться, сейчас еще неизвестно Таковы истины, к изысканию которых мы должны стремиться и которыми мы должны обогащать свой ум... Цит. по изданию: Величие здравого смысла: Человек эпоэи Просвещения / Сост. С.Я.Карп. М., 1992. С. 105-107.
Date: 2016-07-25; view: 1245; Нарушение авторских прав |