Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Белазури о десятилетии блистательных успехов





Арабский историк IX века Белазури в Книге завоевания стран рассказывает об арабских походах и сражениях, о завоевании Сирии и Дамаска.

Зейд, отправляясь в путь, получил от Мухаммеда следующие наставления: требуй от врагов, чтобы они приняли ислам и либо переселились в Мекку, - в таком случае они будут иметь права и обязанности выселившихся, - либо остались в своей стране, и в таком случае они, подобно арабам-мусульманам, будут находиться под властью бога, но е будут получать доли в добыче, за исключением случая, когда они сами будут участвовать в походе. Если они не захотят принять ислам, то требуй от них уплаты поголовной подати. Если они и на это не согласятся, то вступай в бой. Заключай мирные договоры не от имени бога и его посла, но от имени и от имени твоего отца и твоих товарищей; таким образом, грех не столь велик, если вы не будете в состоянии соблюсти их

Мухаммед провожал уходивших воинов до Прощальной Высоты, де остановился и приказал им напоследок рубить мечами высокомерные плешивые головы, отшельников же оставлять в покое, не убивать ни женщин, ни детей, ни стариков, не срубать деревьев и не разрушать домов.

Говорят, что Абу-Бекр заблагорассудил послать войска в Сирию и написал жителям Мекки, ат-Таифа, Йемена и всем арабам в Неджде и в Хиджазе, побуждая их отправиться на священную войну и соблазняя их ею и добычей, которую они возьмут от румов. И поспешили к нему люди, одни, - стремясь заслужить благоволение божье, другие, - желая получить земные блага, и пришли в Мединусо всех сторон....

...Говорят, что мусульмане, после окончания сражения с собравшимися против них при ал-Мердже, простояли пятнадцать ночей. Затем вернулись они к стенам Дамаска 16-го мухаррема 14-го года, завоевали ал-Гуту и ее церкви. И укрепились жители горда и закрыли ворота его. И остановился Халид-ибн-ал-Валлид против ворот с пятью тысячами, данными ему Абу-Убейдой. Тот монастырь, при котором остановился Халид, был назван монастырем Халида И епископ, доставивший Халиду припасы в начале его военных действий, часто становился на стене, для него вызывали Халида, и, когда он приходил, епископ приветствовал его и беседовало с ним. Однажды епископ сказал ему: О Абу-Сулейман! ваше торжество приближается; у меня есть данное тобою обещание; так заключи со мной мирный договор касательно этого города. И потребовал Халид чернила и бумагу и написал:

Во имя бога всемилостивого и всемилосердного! Вот что дал Халид-ибн-ал-Валид жителям Дамаска, когда вступил в него: он дал им неприкосновенность их жизни, их имущества, их церквей и стены города. Ни один из их домов не будет разрушен и не будет занят. Это им обеспечивается клятвой перед богом и от имени пророка его и наместников и всех верующих; им (дамаскинцам) ничего не сделают, кроме добра, если они уплатят поголовную подать.

Затем некто из людей, близких к этому епископу, пришел однажды ночью к Халиду и известил его, что в эту ночь у жителей города праздник, что они будут заняты, что ворота Баб-аш-Шаркий завалены каменьем и оставлены без охраны, и посоветовал ему достать лестницу. И принесли ему люди, принадлежавшие к числу обитателей монастыря, который был поблизости его лагеря, две лестницы, с помощью которых толпа мусульман поднялась на стену и спустилась к воротам, при которых были только один или два человека. И мусульмане совокупными усилиями отворили ворота; это случилось при восходе солнца

Говорят, что Ираклий собрал многочисленное войско, состоящее из румов, сирийцев, жителей ал-Джейры и Армении, числом в двести тысяч и поставил во главе его одного из своих приближенных Ираклий намеревался воевать против мусульман, а если они будут побеждены, то будет прекрасно, а в противном случае он решился уйти в страну румов и остаться в Константинополе.Мусульмане собрались и медленно придвинулись к румам, и они вступили при Ярмуке в самый жестокий и страшный бой. Ярмук - река, и было в этот день мусульман двадцать четыре тысячи.Румы и их приверженцы приковали себя в тот день себя друг к другу цепями, чтобы им нечего было думать о бегстве. И бог истребил их в числе семидесяти тысяч, и бежали их разбитые остатки и укрылись в Палестине, Антиохии, Халебе, ал-Джезире и Армении. В битве при Ярмуке принимали также участие женщины - мусульманки, сражаясь с ожесточением И говорят, что Ираклий, получив известие о битве при Ярмуке и об ожесточенном бое мусульман с войском его, бежал из Антиохии в Константинополь и, проходя пограничным ущельем, сказал: Прощай, и Сурия! Какая прекрасная страна для врага нашего! - намекая на Сирию и ее прекрасные пастбища. Битва при Ярмуке произошла в раджебе 15 года


Мне сообщили, что когда Ираклий собрал свои войска против мусульман и мусульмане узнали, что румы приближаются к ним перед битвой при Ярмуке, то возвратили жителям Химса тот харадж, который взяли с них, и сказали: Нам не до того, чтобы помогать вам и защищать вас, распоряжайтесь, как хотите. И сказали жители Химса: Ваше правление и ваша справедливость нравятся нам больше, чем та несправедливость и те обиды, которым мы подвергались; с вашим правителем мы наверное отстоим наш город от войска ираклиева. И они заперли ворота свои и поставили у них стражу. Таким же образом поступили христиане и евреи, жители тех городов, которые заключили мирные договоры с мусульманами. Они сказали: Если румы и их приверженцы одержат верх надмусульманами. Мы возвратимся в наше прежнее состояние; в противном же случае мы останемся в нашем настоящем положении, пока мусульмане будут в большом числе. И когда бог обратил в бегство неверующих и превознес мусульман,они, жители городов, открыли свои города и вызвали музыкантов, играющих на тимпанах, предались увеселениям и уплатили харадж.

Цит. по изданию: Н.А.Медников. Палестина от завоевания ее арабами до Крестовых походов по арабским источникам. Приложения II (I). СПб., 1897. С. 15-18, 42-43, 55-57, 71-75, 86-87.

 

О налогообложении

В ходе обширных военных завоеваний арабов местное население захваченных территорий быстро исламизировалось. Принятие ислама населением покоренных областей не было обязательным. Но в случае принятия ислама оно освобождалось от уплаты поземельного налога и подушной подати.

Когда посол божий дошел до Тебука, то к нему пришел Иоанн, сын Рубы правитель Айлы, и заключил мир с послом божиим и дал ему поголовную подать. И пришли к пророку жители Джербы и Азруха и дали ему поголовную подать. И посол божий написал им грамоту, которая находится у них. И написал пророк Иоанну, сыну Ру`бы: во имя бога всемилосердного и всемилостивого! Это - охранная грамота от бога и от пророка Мухамеда, посла божьего, Иоанну, сыну Ру`бы и жителям Айлы, кораблям их и караванам их на суше и на море; покровительство бога и пророка Мухамеда даруется и тем сирийцам, йеменцам и прибрежным жителям, которые с ними. И если кто из них совершит правонарушение, то имущество его не защитит его; оно будет в пользу того, кто возьмет его. И не дозволено не допускать их до воды, к которой они пойдут, ниже до пути, по которому они захотят идти на суше и на море.

Мухамед обложил также годичной данью жителей Джербы и Азруха, которые пришли одновременно с Иоанном, и евреев Макны, и выдал им грамоты.

Дань Макны, состоявшую из четвертой части выловленного в море, фиников и пряжи, Мухамед пожаловал Убейду-ибн-Ясир-ибн-Нумайру, племени Са`д-аллах, и одному джузамиту, племени Бану Ваиль, который пришел вместе с ним в Тебук и принял ислам.

И написал посол божий племени Бану Дженба - а это были евреи, жившие в Макне, и жителям Макны; Макна же находится близ Айлы: ваши послы, возвращаясь в ваше селение, останавливались у меня. Когда дойдет до вас это мое письмо, вы будете находиться в безопасности; даруется вам покровительство бога и покровительство посла его; посол божий прощает вам ваши дурные поступки и все ваши грехи, ибо вам даруется покровительство бога и покровительство посла его. Вас не будут обижать и не будут притеснять, так как посол божий будет защищать вас так же, как и самого себя, ибо ваши наряды и все имеющиеся у вас рабы, и ваши лошади, и ваше оружие принадлежат послу божьему, за исключением того, что оставит вам посол божий или посол посла божьего; кроме того, вы должны выдавать четверть урожая ваших пальм и четверть вашего рыбного улова и четверть того, что выпрядут ваши женщины, а затем вы освободитесь от всякой поголовной подати или натуральной повинности. И если вы будете слушаться и повиноваться, то посол божий обязуется оказать почет достойному из вас и простить того из вас, кто поступит дурно. Затем верующим имусульманам объявляется; кто будет хорошо поступать с жителями Макны, тому это пойдет впрок, а кто будет поступать с ними дурно, сделает это на свою голову. И не будет над вами иногоэмира, кроме выбранного из вашей среды или из семейства посла божьего. Прощайте.


И написал посол божий Иоанну, сыну Ру`бы, и лучшим людям Айлы: дарую вам мир! Я проставляю вам бога, кроме которого нет другого божества. И я не буду сражаться против вас, не написав вам. Итак, прими ислам или уплати поголовную подать и повинуйся богу и послу его и послам посла его; окажи им почет и одень их в красивое платье, не в поношенное, и одень Зейда в красивое платье. Всем, чем довольны мои послы, доволен и я. Поголовная подать уже известна. Так, если желаете, чтобы суша и море были для вас безопасны, то повинуйся богу и послу его, и все права на вас, принадлежащие арабам и инородцам, будут уничтожены, за исключением права бога и посла его. И если ты отошлешь послов моих, не удовлетворив их, то я ничего не приму от вас, но буду воевать против вас и возьму в плен малого и убью взрослого, ибо я послан от бога возвестить истину, верю в бога и в священные книги его и в послов его и в Мессию, сына Марии; верю, что он - слово божье, так как и верю в то, что он посол божий.

И явился к пророку Иоанн, сын Ру`бы. Он был царем Айлы. Он боялся, что посол божий пошлет против него войско, как послал против Укейдира. С ним пришли жители ал-Джербы и Азруха. И они явились к пророку, он заключил с ними мир, обложил их определенной поголовной податью и написал им грамоту: во имя бога всемилостивого и всемилосердного! - это охранная грамота, данная богом и пророком Мухаммедом, послом его, Иоанну, сыну Ру`бы и жителям Айлы, кораблям их и караванам их, на суше и на море. Покровительство бога и Мухаммеда даруется им и тем сирийцам, йеменцам и заморским людям, которые с ними. И если кто из них совершит правонарушение, то имущество его не защитит его; оно будет в пользу того, кто возьмет его Это - письмо Джухей-ибн-ас-Сальта и Шурахбиля-ибн-Хасаны, написанное с разрешения посла божьего.


Абу-Хафс-аш-Шамий рассказал мне со слов Мухаммеда-ибн-Рашида, слышавшего от Мекхуля, что в Сирии все земли, платящие десятину, образовались из земель, владельцы которых выселились. Эти земли были розданы мусульманам; они обработали их после того, как они пустовали, так что никто не имел на них права. Мусульмане обработали эти земли с разрешения правителей.

Возвращаясь в Медину, Омар встретил людей, которых мучили за неуплату хараджа.

При Му`авии харажд Палестины равнялся 450 тыс., харадж Урдунна - 180 тыс., харадж Дамаска - 450 тыс. динаров

И назначил Му`авия христианина Ибн-Усала сборщиком хараджа в Химсе; до него же ни один халиф не назначал христианин на такое место. И напал на Ибн-Усала с мечом в руках Халид-ибн-Абд-ар-Рахман-ибн-Халид-ибн-ал-Валид и убил его. Му`авия арестовал его на несколько дней, заставил его уплатить пеню, но не позволил пролить кровь его в отмщение за убитого. Ибн-Усаль умертвил Халид-ибн-Абд-ар-Рахман-ибн-Халид-ибн-ал-Валида, подослав ему отравленное питье. И срамил Халида этим ал-Мунзир-ибн-аз-Зубейр-ибн-ал-Аввам, говоря ему: ты беседуешь в то время как Ибн-Усаль в Химсе приказывает и запрещает?

Му`авия первый назначил христиан писцами

Написал мне ас-Серий со слов Шу`айба, слышавшего от Сейфа, передавшего со слов Сахля-ибн-Юсуфа, которму рассказал ал-Касим-ибн-Мухамед, что Абу-Бекр написал письмо Амру и ал-Валиду-ибн-Укбе, заведывающему половиной сбора садаката куда`итов. Некогда, отправляя их для сбора садаката, Абу-Бекр проводил их и дал им обоим одинаковое наставление: бойся бога тайно и явно, ибо тому, кто боится бога, он дарует счастливый исход и наделяет его с такой стороны, на которую он не рассчитывает. Кто боится бога, тому он прошает дурные поступки его и увеличивает награду его. Страх божий - лучшее, что могут завещать друг другу рабы божии. Ты идешь по одному из путей божьих, на котором непозволительны для тебя забывчивость, нерадивость и оплошность по отношению к тому, что служит опорой веры вашей и связующим звеном для дела вашего; поэтому не будь нерадивым и не будь вялым! И Абу-Бекр написал теперь им обоим: назначьте наместников в ваших округах и вызвите тех, которые находятся близ вас.

Мусульмане расположились под стенами Дамаска, осаждали его, пока он не был взят и жители его не уплатили поголовной подати.

Дамаск сдался с условием уступки победителям половины всего - денег и имущества - и уплаты одного динара с каждой головы. Мусульмане разделили добычу; воины Халида получили такую же долю, как и воины остальных предводителей. Было положено взимать с земель тех, кто останется на условиях заключенного мира, по джерибу с каждого джериба земли. Принадлежавшее царям и тем, кто удалился с ними, было обращено в казенную собственность.

Известие об этом дошло до жителей Табариии, и они сдались Абу-л-А`вару с условием, что он донесет о них Шурахбилю. Он сделал это. И мусульмане заключили с ним и с бесанцами мир на условиях сдачи Дамаска с тем, что половина домов в городах и ближайших окрестностях будет принадлежать мусульманам, так что они оставят мусульманам половину и сами все соберутся в другую половину, будут уплачивать ежегодно по динару с каждой головы, а с каждого джериба земли будут давать по джерибу пшеницы или ячменя, смотря по тому, что будет посеяно.

Цит. по изданию: Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина. М., 1961. Т. I. С. 212-215.

 







Date: 2016-07-25; view: 361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию