Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Новые явления в развитии стран
Запада после первой мировой войны.
Этот раздел включает в себя три блока вопросов. Первый из них - история 1920-х годов. Продолжая начатую ранее хронологическую таблицу, студент должен зафиксировать стремительный прогресс в науке и технологии. Это поможет понять контекст социально-экономических изменений 1920-х годов - "десятилетия процветания". Отметим развитие химической отрасли, автомобилестроения, электротехники. Отличительной чертой 1920-е годов является стабилизация общественных отношений в государствах - победителях в войне. Наиболее яркими явлениями - развитие массового искусства (в том числе - кино), процесс урбанизации, совершенствование сферы услуг Второй проблемой, которую следует осмыслить, является история мирового экономического кризиса 1929-начала 30-х годов, непосредственно повлиявшего на развитие внутренней и внешней политики всего мира. Экономическая наука указывает на различные факторы, вызвавшие кризис (недобросовестная деятельность и отсутствие должного контроля за работой акционерных обществ, биржевые спекуляции, перепроизводство проч.). Студент должен понять собственно экономическое значение кризиса, его влияние на рост безработицы, тяжелейшие социальные последствия. Не меньшее значение имеет духовный и нравственный аспект катастрофы 1929-1933 гг. В политической сфере историческим последствием экономического кризиса стало принципиальное изменение роли государства, усиление его влияния на все стороны общественной жизни. Третья группа вопросов, которые должен изучить студент, касаются внутриполитических событий в странах Запада в 1930-х гг. Студент должен особое внимание уделить антикризисному опыту США, реформам «нового курса» Рузвельта. Речь идет о введении элементов государственного планирования и усилении регулирования в банковской сфере, промышленном производстве, изменении политики правительства в области сельского хозяйства, социальной защиты населения и активной реакции государства на рост безработицы. Значение этих социально-экономических мероприятий для сохранения стабильности американского общества, сохранения начал демократии трудно переоценить. В 1930-е годы тоталитарная система сложилась в ряде европейских стран. Наиболее характерными являются примеры Италии и Германии. Важно понять, что приход к власти нацистов в Германии стал одним из результатов первой мировой войны. Военные разрушения, репарации, территориальные потери предопределили попытку реванша. Победу нацистов обусловили экономический кризис, неспособность традиционных либеральных, социал-демократических, консервативных политических сил найти выход. Студент может увидеть, что экономическая политика и в США и в Германии в 1933-1939 г. имела один вектор - усиление государственного регулирования. Однако отношение к правам, свободам человека, институтам демократии в США и тоталитарных странах были принципиально различными. Складывание тоталитарных режимов в странах Европы следует соотнести с историческим опытом СССР. Необходимо увидеть общее и особенное в итальянском фашизме, немецком нацизме. Студент должен обратить внимание на агрессивную идеологию, механизм массовой пропаганды, массовые нарушения прав человека, всеобщий контроль, уничтожение независимых от правящей партии политических и социальных институтов. Уяснив главные черты истории США и Германии 1930-х гг. студент может сравнить их с политикой “Национального правительства” в Великобритании и Народного фронта во Франции.
Обязательная литература - - Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время. 1918 - 1945. М., 2000. С. 29-62, 125-148, 195-232, 233-243. - От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980 г. Учебное пособие. М.,1998. 428 с. - Тоталитаризм в Европе XX в.: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996. 264 с.
Дополнительная литература - - Европа между миром и войной. М., 1992. - Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3,4. - Тоталитаризм в Европе XX в.: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.Фест И.К. Гитлер: Биография. Пермь, 1993. Т.1-3. - Ширер У. Взлет и падение третьего рейха: в 2 т. М., 1991. Т.1.
Контрольные вопросы по теме 1. Назовите и дайте краткую характеристику основным изменениям в экономике стран Запада 1920-х гг. Ответ студента: Замечания преподавателя:
2. Какие цифры и факты наиболее ярко показывают масштаб экономического кризиса 1929-начала 1930-х годов Ответ студента: Замечания преподавателя:
3. «Новый курс» Ф.Рузвельта назовите основные направления реформ (дата, краткая аннотация). Ответ студента: Замечания преподавателя:
4. Составьте краткую хронику ключевых событий истории Германии периода тоталитаризма. Ответ студента: Замечания преподавателя: 5. Расскажите об одном произведении художественной литературы или изобразительного искусства как о историческом источнике (источнике исторической информации), рассказывающем о нацистском режиме в Германии (Пример - произведения Ремарка). Ответ студента: Замечания преподавателя:
Date: 2016-07-25; view: 293; Нарушение авторских прав |