Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ





Как и любая малая группа, детский коллектив в детском загородном лагере проходит несколько этапов в своем становлении и развитии. Изучая этот процесс, следует иметь в виду характерные особенности детского вре­менного коллектива.

К ним относятся: кратковременность, сборность, автономность. Отряд создается на 21 день, в него попадают дети по случайному признаку. Авто­номность временного детского коллектива фиксирует временное ослабление прямого влияния на личность подростка семьи, учителей, классного коллек­тива, дворовой компании и т.д. В лагере на какой-то срок ребенок отрывается от прежних связей, отношений и зависимостей, его деятельность и общение протекают в новой социальной среде. Поэтому подросток имеет возможность освободиться от установившихся о нем мнений и оценок прежнего окруже­ния, от стандартных ожиданий и требований к его поведению. Вступление в новый коллектив открывает перед ребенком реальные возможности выразить себя по-новому, попробовать утвердиться в новых желаемых сферах, испы­тать себя в проигрывании иных социальных ролей. Все это актуализирует проявление всех внутренних потенциалов личности. Ребенок старается вы­глядеть и вести себя как можно лучше.

Временные коллективы в лагере отличаются особым динамизмом и ин­тенсивностью общения. Здесь происходит концентрация во времени тех про­цессов общения, взаимопонимания и групповой дифференциации, которые в постоянных коллективах идут на протяжении несравненно больших времен­ных промежутков. Интенсивное общение способствует чрезвычайно быстро­му формированию межличностных отношений.

Важно учитывать, что общение в лагере предполагает более широкий возрастной диапазон. Разница в возрасте членов одного отряда может со­ставлять два-три года, поэтому информация ненавязчиво передается от стар­ших к младшим. В подростковых коллективах, в силу возрастных особенно­стей, значительно усиливается обмен морально-оценочными суждениями и представлениями.

Изолированность объективно предъявляет определенные требования к жизнедеятельности временного коллектива, среди которых на первом плане -необходимость разносторонней деятельности коллектива. Если в обычных условиях односторонность в деятельности коллектива может быть компенси­рована участием личности в деятельности других коллективов, то в условиях изолированности такая компенсация невозможна. Одностороннее и чрезмер­ное ограничение деятельности временного коллектива такой сферой, к при­меру, спорта или труда приводит не только к снижению его воспитательных возможностей, но и к большим трудностям в его функционировании. Вместе с тем разнообразность не исключает наличия ведущей деятельности в лагере, выделения ее как стержневой, определяющей основные ценности временного объединения подростков.

 

 

К тому же важно подчеркнуть, что деятельность, предлагаемая детям в летних лагерях, призвана устранить имеющиеся в учебном процессе школы определенное отстаивание от возрастных потребностей подростков в актив­ных формах деятельности, в разнообразных самостоятельных и сложных ви­дах работ (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование и др.), в диалоге (научном, информационном).

Необходимо учитывать особую позицию и роль педагога в детском временном коллективе, которая значительно отличается от позиции педагога в школе. В детском оздоровительном лагере вожатый находится с детьми по­стоянно. В таких условиях меняется характер общения педагога и подрост­ков. Если в школьном коллективе общение педагогов и учащихся строится преимущественно как общение ролевое: «учитель-ученик», то во временном коллективе это общение носит личностный характер, педагог уходит в так называемую «скрытую педагогическую позицию», и на первый план выдви­гается организаторский компонент педагогической деятельности.

Общение во временном детском коллективе является сильным эмоцио-генным фактором, что реализуется в ядро выраженной окрашенности и на­сыщенности всех сторон жизни и деятельности. В свою очередь эмоциональ­ный тон жизни временного коллектива усиливает его воспитательное влия­ние на личность подростка.

После того, как дети приехали в лагерь, сразу начинается процесс фор­мирование коллектива.

Первый этап - это этап становления и первоначального сплочения. В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощу­щаться общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, не­хваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их воз­можном положении в группе.


Каждый ребенок приходит в коллектив со своими целями, притязания­ми на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями. Ребятам хочется предстать перед новыми товарищами в луч­шем виде, отсюда не всегда обоснованно завышенная самооценка и готов­ность к функционированию в самых главных ролях организаторской дея­тельности, неадекватно высокий уровень притязаний.

Межличностные отношения только начинают складываться, идет про­цесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер, по­степенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы.

Вожатый на этом этапе должен занять так называемую открытую педа­гогическую позицию, т.е. его задача заключается в том, чтобы снять эмоцио­нальное напряжение, чувство тревожности у ребят, а это можно сделать, разъяснив цели создания группы, объяснив нормы и правила поведения, при­нятые в лагере. Педагог должен знать, что в это время в своей деятельности ребята обращены на него, стараются получить его позитивную оценку и именно вожатый является носителем норм, ценностей, законов группы.

Организуя интересную деятельность, вожатый, прежде всего, должен создать благоприятную атмосферу для установления межличностных отно­шений, а также опираться на актуальные потребности членов группы. Очень важно, чтобы совместная деятельность была интересной, направленной на организацию успеха. Совместно пережитая радость создает благоприятную психологическую атмосферу, эмоциональный настрой на дальнейшее спло­чение.

К концу первого этапа обязательно выявляются лидеры. Можно выде­лить следующие типы лидеров: эмоциональные, деловые (или лидеры-организаторы), лидеры-интеллектуалы, абсолютные лидеры.

Постепенно начинает складываться «мы-чувство», которое помогает ребятам осознать свою принадлежность именно к этому детскому коллекти­ву.

Педагогу на первом этапе необходимо решить следующие проблемы: выявить уровень воспитанности школьников; выявить уровень их интеллек­туального развития; выявить направленность личности каждого ребенка, его ценностных ориентации; изучить особенности самооценки, уровня притяза­ний, эмоционально-волевых черт, характера членов детского коллектива; изучить складывающиеся отношения в формирующемся коллективе.

При благоприятных обстоятельствах первый этап в развитии детского коллектива в лагере длится 2-3 дня и совпадает по времени с организацион­ным периодом смены.

Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого плана возможно возникновение противоречий и конфлик­тов. Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизации неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.

В этот период в отряде четко выделяются несколько групп подростков с определенными качествами. Критерием выделения этих групп стало отно­шение подростков к нормам и социальным ценностям коллектива.

Первая группа - лидеры. Подростки с позитивными ценностными ори-ентациями. У них разносторонние интересы, поэтому они активно принима­ют участие в организации и проведении различных дел, проявляя творческую и находчивость.


Вторая группа - подростки, которые не обладают ярко выраженными организаторскими способностями, или стесняются проявлять их, но в группе работают охотно. Ценностные ориентации этих ребят в основном позитив­ные. Среди них есть ребята, которые глубоко интересуются чем-то одним, имеют свои увлечения. Таких ребят не следует заставлять делать того, чего они не хотят или не умеют делать. Когда же они заняты интересным для себя делом, то чувствуют себя в лагере комфортно.

Третья группа - ребята, способные и обладающие организаторскими навыками, но их ориентации носят асоциальные характер. Они противостоят

педагогам, стремятся показать свою независимость и самостоятельность. Часто это физически развитые и сильные подростки, стремящиеся подчинить своему влиянию других детей.

Четвертая группа - подростки, легко поддающиеся влиянию. В стрем­лении утвердить свою взрослость, они тянутся к лидерам со знаком «-» и становятся их опорой.

Пятая группа - условно говоря, «отверженные» или аутсайдеры. Они, как правило, не входят в межличностные группировки, не принимают актив­ное участие в делах отряда. В одних случаях они не причиняют особого бес­покойства педагогам, в других - постоянно привлекают все внимание вожа­тых к себе. Это происходит в том случае, если ребенок скучает и плачет или становится предметом насмешек.

Деление на группы носит, разумеется, условный характер, но для вожа­тых важно изучить детей, поскольку именно положение в отряде и позиция каждого подростка конкретизирует их педагогических задач.

Лидеры обычно являются активными помощниками вожатых и с инте­ресом воспринимают все, что им предполагают, все чаще они сами выступа­ют инициаторами различных дел. В каждом отряде сразу выявляется 3-4 ли­дера, а в динамике смены к ним присоединяется еще 4-5 человек. Педагогам важно постоянно поддерживать этих ребят, давая стимулы к еще более ак­тивной деятельности. Постепенно ставить перед ними все более сложные за­дачи. Целесообразно также давать лидерам возможность почувствовать свою возрастающую самостоятельность. По отношению к таким ребятам вожатые могут выступать в роли советчика, консультанта, помогать им таким обра­зом, чтобы они этого не замечали, и в них росла уверенность в собственных силах.

Вторая группа ребят самая многочисленная. Примерно к ним относятся 15-18 человек в каждом отряде. Для них важно организовать деятельность, соответствующую их интересам и потребностям. Это можно сделать посред­ством работы кружков и клубов, спортивных секций, а также проведения коллективных творческих дел в отряде. Среди подростков есть ребята общи­тельные и замкнутые. Последним трудно находиться постоянно на глазах других. Целесообразно продумать условия, при которых для этих детей были бы созданы возможности побыть в одиночестве, почитать, написать письмо. Потом они смогут активно включиться в коллективную деятельность.


Одной из самых сложных задач вожатых и педагогов является работа с лидерами, чьи социальные ценности противостоят коллективным нормам и установкам.

В работе с неблагополучными подростками главное выяснить причину его негативного поведения. Редко бывает так, что мальчик или девочка дей­ствительно принципиально не могут подчиниться режиму или нормам лагер­ной жизни. Чаще всего это делается для того, чтобы таким образом выде­литься, обратить на себя внимание, таким образом самоутвердиться. У под­ростков накопился отрицательный опыт общения с педагогами, они привык­ли к тому, что взрослые их не понимают, и это определяет заранее их позицию по отношению к вожатым. Поэтому уже в начале смены, узнав, что ин­тересует этих ребят более всего, в чем они сильны, целесообразно включить их в позитивные виды деятельности, полезные для отряда и для лагеря и соз­дать такие условия, чтобы они достигли успеха и были оценены ребятами. Педагог должен отмечать и поддерживать каждый успешный шаг такого подростка, попытаться сблизиться с ним и сделать его своим сторонником.

Для того чтобы преодолеть возникающие конфликты, необходимо ор­ганизовывать совместную деятельность учащихся из разных групп, показы­вать все преимущества сотрудничества. Особенно важно, чтобы это поняли лидеры групп, опираясь на них в отряде можно создать авторитетный актив, который при поддержке педагога становится способным управлять рядом процессов коллективной жизни. По мере развития этих процессов актив ста­новится носителем общих норм, ценностей, правил жизнедеятельности.

Постепенно вожатый уходит в скрытую педагогическую позицию, пе­редавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга. Особое внима­ние вожатый должен уделить аутсайдерам - ребятам, не входящим ни в одну из группировок, замкнутым, не принимающим участие в жизни отряда. Здесь целесообразна только индивидуальная работа, осторожное выяснение причин замкнутости и нежелания общаться со сверстниками. Только ненавязчивое внимание педагога, совет в косвенной форме может повлиять на такого ре­бенка. Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.

На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскры­тию потенциалов детского коллектива: создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений; способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого; воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответ­ственность; научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их; привить подросткам умения объективно оценивать себя, от­стаивать свою точку зрения, научить ребят осмысливать свою деятельность.

Второй этап длиться всего несколько дней, а может всю смену, это за­висит от деятельности вожатого.

Если задачи второго этапа решены, то детский коллектив вступает в третий этап развития - этап конструктивного сотрудничества, когда склады­вается собственно коллектив.

На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единст­ва всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех. Боль­шую роль играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В отряде царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», ко­гда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем ес­ли бы делали то же самое по одному.

Группы, основанные на дружеских чувствах, сохраняются, но их гра­ницы размыты. Коллектив в целом выступает носителем норм, ценностей, правил жизнедеятельности. У каждого члена группы свое уникальное место в коллективе, и его любят и уважают за его индивидуальность.

На этом этапе вожатый решает следующие основные педагогические задачи: создание условий, при которых каждый подросток может проявить и развить свои интересы, творческие способности; предоставление каждому подростку возможности осознать себя как часть творческого коллектива, оп­ределить свое место в нем, развить исполнительские и организаторские каче­ства; помочь в осмыслении и закреплении приобретаемых знаний, умений и навыков, социального опыта.

Следует помнить, что детский коллектив существует всего 21 день. По­этому очень важно правильно организовать деятельность ребят в последние дни. В это время деятельность педагогического коллектива и ребят должна быть направлена на подведение итогов пребывания детей в лагере, осмысле­ние того, чему научился, узнал каждый, как оценил свою жизнь, с каким ба­гажом уезжает домой. Итоги подводятся в форме коллективных творческих отчетов, организацией выставок поделок, фотографий. Творческий отчет дает возможность еще раз пережить все события жизни смены. Это и возможность самоутверждения, так как подросток получает оценку и одобрение со сторо­ны педагогов и товарищей.

При создании в лагере определенных условий детский коллектив ус­пешно проходит все стадии своего развития.

 

 







Date: 2016-07-25; view: 1461; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию