Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раннее христианство.





Время возникновения христианства - около середины I в. н. э., т.е. в период ранней Римской империи. Начиная с 30-х гг. II в. до н.э. в римском государстве шла гражданская война. Органы власти не смогли справиться с кризисом, они не были приспособлены к управлению государством, охватившим огромные территории. В I в. до н.э. в городах Греции, Италии, Малой Азии падал авторитет античных богов. Кризис античной религии был вызван также и тем, что многие римские боги были безлики, некоторые представляли абстрактные понятия: Верность, Справедливость. Римляне почитали множество богов и духов, которые якобы управляли каждым шагом человека. В обществе росло недовольство существующей религией: боги не понимали верующих, не "слышали" их просьб, были несправедливы.

Христианство в Римской империи воспринималось большинством народа как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности.

На раннее христианство большое влияние оказали течения стоицизма и цинизма. Эти направления в философии античного общества возникли в III в. до н. э. и колебались между материализмом и идеализмом. Стоики проповедовали твердость, стойкость в жизненных несчастьях и испытаниях. Циники отвергали нравственные нормы, основанные на общественных установлениях и условностях, и призывали к "естественному поведению, простоте и возврату к природе". Стоики и циники отражали идеологию неимущих классов римского общества и были востребованы первыми христианами.

Христианство приходило на смену языческой римской религии и потому, что многие идеи и обряды христиан были задолго известны в Риме. Они использовались в иудаизме, в почитании древнеиранского бога Митры и др.


С иудаизмом христианство связывала общность веры в приход мессии, в бессмертие души и существование загробного царства. К истокам христианства в иудаизме имеет отношение община ессеев. Члены этой религиозной общины существовали во II в. до н. э. - I в. до н.э., удалились в пустыню и создали замкнутую организацию. Для учения ессеев и ранних христиан были характерны общие идеи о конце мира, о борьбе добра и зла, учение о предопределенности богом всех событий в мире, резкое осуждение жертвоприношений. Ессеи не получили такого распространения как христианство, из-за своей замкнутости, отсутствия широкой проповеди, в том числе об уже свершившемся приходе мессии - Христа.

Большинство современных исследований признают историчность Иисуса. Так как в первой половине I в. н. э. в Палестине, преимущественно в Галилее, странствовал "учитель" по имени Иисус, образ жизни которого и общественный статус имел много общего с раввинами и аскетами той эпохи, хотя он сам в их круг не входил. Среда, из которой вышел Иисус, первая приняла его проповедь. Это галилейские бедняки, из среды которых в I в. н. э. вышло множество свободолюбцев и бунтарей.

Из признавших в Иисусе мессию-спасителя (по-гречески "Христа") в Малой Азии и египетской Александрии стали формироваться христианские общины. Их члены вербовались из социальных низов. Не было еще упорядоченного культа и до начала II в. не выработалось единого вероучения.

Распространению христианства способствовало и то обстоятельство, что оно предлагало своим сторонникам не только мировоззрение, но и сплоченную церковную организацию. Принадлежность к ней была небезопасна, но зато обеспечивала прихожанам моральную и материальную поддержку, объединяла их в коллектив. Своим влиянием, а постепенно и богатством, христианская община объективно, часто и субъективно, противостояла государству и его идеологии.

К концу II - началу III вв. христианские общины превратились из небольших сектантских групп в мощную общественную силу, что заставило правителей Римской империи обратить самое серьезное внимание на взаимоотношение власти и религиозных христианских объединений. Римские императоры, рассматривая христианскую церковь как возможную политическую соперницу в условиях острого кризиса III в., жестоко преследовали христиан: они привлекались по обвинениям в безбожии, т.к. отказывались принимать участие в официальных культах; в оскорблении власти, поскольку не приносили жертв перед статуей императора, а также в тайных преступлениях, приписываемых молвой.

Первое гонение на христиан произошло при императоре Нероне в 64 г. н.э. Периоды гонений чередовались со временем относительной веротерпимости. В III в. и в начале IV в. жестокие преследования христиан возникали лишь время от времени, и открытое следование христианскому культу стало самым распространенным явлением.


Распад государственной системы, внутренние междоусобные войны, нападения германских племен и длительные безуспешные войны с персами - все это усугубило острый экономический и социальный кризис римского общества во второй половине III в.

Христианство стало единственной государственной религией Рима.В III в. и начале IV в. христианство развивалось дальше по тому же пути, по которому оно шло в предыдущее столетие. Основные этапы этого развития сводились:

· к борьбе за полную легальность, за признание равноправия с прочими религиями;

· к окончательному отказу от всех "крайностей" первоначального христианства;

· к дальнейшей разработке собственной догматики и обрядности;

· к еще большей централизации церкви (местные соборы) и росту влияния клира;

· к борьбе против старых и новых ересей.

Христианские общины, возникшие во второй половине I в., еще не имели сложившегося вероучения: одних привлекал образ бедного человека, ставшего помазанником божьим и воскресшего, других - божество, принявшее вид раба, но все они верили в то, что он пострадал во имя людей и принесет им избавление от страданий.


44. Отечественная культура XX века: общая характеристика.

Общая хар-ка отечеств. культуры 20 века.

20-30 годы. С победой Октяб. Рев-ции власть приступила к осущ-нию культ. политики (культ. революции). Задачи - ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистич. идеологии. К концу 20-х годов школы – государ-ные, образование – бесплатн., гос-во отдел. от церкви, сформ-на система высшего образования (идеологич. основа – маркскизм). В лит-ре: творчество Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современ. вопросы), многие литераторы эмигрировали (Набоков, Бунин). В 1934г. – созд. Союз писателей СССР, председат. - Горький. Аналогич.союзы - для компози-торов, кинематографистов, художников. Многих деятелей культуры репрессировали: Бабель, Заболоцкий. Запреще-ны Ахматова и Булгаков. Появ. звуковое кино. В 1925г. - историко-революц. фильмы Эйзенштейна и комедии Александрова. Разв-тие культурн. строит-ва: клубы, дворцы культуры, библиотеки, музеи. Был запрещен вывоз из страны экс­понатов, имеющих худож. и музейную ценность. Началось строительство метро, ВДНХ, канала Москва-Волга.

40-е. С 1943г. правительство увеличило расходы на культуру. Созданы школы-интернаты, вечерн. школы. Ведущ. темой литер. произв-ий воен. лет был героизм и патриотизм: поэзия Ольги Бергольц, музыка Дмитрия Шостаковича (7-я Ленинградская симфония), статьи, очерки, рассказы Леонова, А. Толстого, Симонова, Шолохова и др. Театр: популярн. актеры выезжали на фронт с фронтов. бригадами. В кино - документ. фильмы. В изобр. иск-ве также тема героизма сов. людей: Серов - «Расстрел», Дейнека - «Оборона Севастополя»

50- ые г. Высок. темпы – народн. образование. В 1958 - за­кон об обязат. 8-летнем обучении, в средн. школе – 11 лет. Больш. разв-ие - наука: научн. центры, НИИ. В 1957 - ученые под руков. Королева - перв. в мире межкон-тинент. Баллистич. ракету, а 12 апреля 1961 - в космос Ю.А. Гагарин. Возросла сеть культурно-просветит. учреждений, количество книг, газет, журналов. Появ. нов. лит.-худож. журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Новый мир» и др. Большой интерес к поэзии С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахма­товой. Жёстк. контроль партий-ного аппарата за деят-ю интеллигенции. Появл. диссиден-тство (инакомыслие) – 2 пол.60-х гг. В изобр.иск-ве в 50-80 годы: темы героизма советских людей, мирной жизни (Серов, Яблонская). Скульпт. - Конёнков. В 60-80-х годах - нов. поколение художников: Савицкий,Глазунов. Музык. иск-во: симфонии, инструмент. произ-вед. (Хачатурян –«Спартак», Прокофьев - 7 симфония), песни Дунаевского, Пахмутовой. Популярн. исполни-тели: Утесов, Кобзон, Магомаев, Пугачева, Пъеха.


В 90-е годы смена обществен. строя, экономич. кризис в стране отрицат. влияние на развитие науки, культуры и искусства в России. Из-за недостат. госуд. финанси-рования свернуты многие научн. про­граммы, тысячи научн. специалистов - за границу. Гос-во не смогло обеспечить финансирование таких направлений в искусстве, как кинематография, театры и др. Но развитие демократич. начал в обществе, отмена идеолог. диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творч. замыслов. Это открыло персп-вы для разв-ия лит-ры и иск-ва в будущем.
45. Средневековая культура Западной Европы: общая характеристика.

Культура средневек. Зап. Европы: общ. хар-ка.

Средневековье: кон. 5в. – 15-16 века, развивается на основе христианства. Начало средневек. - 476г. н.э. (падение Рима). Периоды: раннее средневек. - 5-9 в. («темные века»); 10-13вв.- зрелое; 14-15вв.- позднее.

Раннее средневековье.Медлен. формирование основ, определяющих культуру.5-7вв.- великое переселение народов. Форм-ие культуры связ. с христианизацией народов западной Европы.

Зрелое средневековье. Бурное развитие культуры:

Появление ведущ. архит. стилей; складывание традиций христ-ва; бурный экономич. скачок; развитие принципов общинной, частной и феод. собств-ти; форм-ие способов ведения с/х; рост городов, форм-ие городск. населен.;

развитие христ. церкви, рост роли монастырей;

форм-ие готич. стиля в городск. арх-ре, отсутствует оборонит. функция.

Позднее средневековье. Нарастание кризисн. явлений в традицион. культуре; расцвет городск. культуры, подготовившей светскую лит-ру нового времени.

 

46. Актуальные проблемы современной культуры.

Актуальные проблемы современной культуры.

1) Социальное равенство.

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы.

Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.
2) Техника и культура. Человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. При этом он стал основоположником принципиально нового объективного процесса – культурного, когда форма и материал оказались в разных руках (человека и природы), а изделия мастера обрели собственную основу и получили возможность функционировать наряду с человеком и в определённой степени дистанцироваться от природы.


3) Экологическая проблема затрагивает всю планету. Конечно, в разной степени и в разных формах. Экологическая культура - забота всего человечества. Биосфера не знает национальных границ, и решать экономическую проблему человеческое сообщество должно сообща.


47. Общая характеристика культуры Византии.

Вплоть до конца XII столетия Византия оставалась наиболее культурной страной. Здесь не было глубокого перерыва культурной традиции по сравнению с Западной Европой. Непрерывное существование государственных институтов и городских центров предполагало сохранение определенного уровня грамотности и культуры.

В Византии светское государство ограничивало духовную власть церкви.
Находясь на стыке между Европой и Азией, Византия не только не утратила культурного наследия античности, но и испытала мощное воздействие восточных цивилизаций, что придало византийской культуре неповторимый колорит. В течение столетий Византия была огромной мастерской, где синтезировались культурные течения всего Средиземноморья и Ближнего Востока. Православие – восточное христианство – стало основой византийской культуры. Будучи государственной религией, православная церковь утверждала свое идеологическое господство, закрывая школы, университеты, библиотеки, преследуя античную философию, науку и литературу. В борьбе с ересями теоретики христианства более активно стали обращаться к мыслителям древности, сохраняя тем самым культурное наследие античности. Господство богословия в литературе привело к появлению такого нового жанра, как “Жития святых”, в которых восхвалялось подвижничество, самоотречение мучеников за веру. В формировании православного образа Византии огромная роль принадлежит изобразительному искусству – росписи храмов, мозаике, иконописи, книжной миниатюре. Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, художественная культура изменяет образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. Изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен света, ритмической красоты линий обобщенных силуэтов. Человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом. Византийская живопись изображала исключительно фигуры людей. Тело имело значение лишь как символ духа, поэтому люди изображались абстрактно, неестественно, упрощенно.
Основным элементом фигуры были лицо и глаза, торс, имевший в античном искусстве большое значение, в иконописи никакой роли не играл. Отсюда и понятие натуры не имело при создании иконы никакого смысла. Достаточно было схемы (канона). Икона предназначалась не для обозрения, а для набожного сосредоточенного созерцания, для молитвы.(как раз есть про религию, искусство.)

 


48.Проблема кризиса современной отечественной культуры и поиск путей его преодоления.

Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось немало проблем. В последнее десятилетие открылись новые пласты духовной культуры, скрывавшиеся ранее в неиздававшихся художественных и философских произведениях, не исполнявшихся музыкальных сочинениях, запрещенных картинах и кинофильмах. На многое стало возможным посмотреть иными глазами.

Материальная база культуры находится в состоянии глубокого кризиса. Разрушающиеся и горящие библиотеки, недостаток театральных и концертных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры, глубоко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих, — взаимодействие культуры и рынка. Происходит такая коммерциализация культуры, при которой так называемые «некоммерческие» произведения художественной культуры остаются незамеченными, отдаляется возможность освоения классического наследия. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — одна из главных причин многих бед в экономике, экологических катастроф. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Заключение.
В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры, перед современной отечественной культурой стоит сложная задача — выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Для этого есть важная предпосылка — достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.

 







Date: 2016-07-25; view: 253; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию