Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты русского национального характера





Все эти моменты сформировали специфический русский национальный характер, который невозможно оценить однозначно.

Среди положительных качеств обычно называют доброту и ее проявление в отношении к людям — доброжелательность, радушие, душевность, отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание и сопереживание. Отмечают также простоту, открытость, честность, терпимость. Но в этом списке не значатся гордость и уверенность в себе — качества, отражающие отношение человека к самому себе, что свидетельствует о характерной для русских установке на «других», об их коллективизме.

Русское отношение к труду очень своеобразно. Русский человек трудолюбив, работоспособен и вынослив, но значительно чаще ленив, халатен, безалаберен и безответствен, ему свойственны наплевательство и разгильдяйство. Трудолюбие русских проявляется в честном и ответственном исполнении своих трудовых обязанностей, но не подразумевает инициативности, независимости, стремления выделиться из коллектива. Разгильдяйство и безалаберность связываются с огромными просторами русской земли, неисчерпаемостью ее богатств, которых хватит не только нам, но и нашим потомкам. А раз у нас всего много, то ничего не жалко.

«Вера в доброго царя» - ментальная особенность русских, отражающая давнюю установку русского человека, который не желал иметь дело с чиновниками или помещиками, а предпочитал писать челобитные царю (генеральному секретарю, президенту), искренне веря, что злые чиновники обманывают доброго царя, но стоит лишь сообщить ему правду, как вес сразу станет хорошо. Ажиотаж вокруг президентских выборов, проходивших в последние 20 лет, доказывает: до сих пор жива вера в то, что если выбрать хорошего президента, то Россия сразу станет процветающим государством.

Увлечение политическими мифами - еще одна характерная черта русского человека, неразрывно связанная с русской идеей, представлением об особой миссии России и русского народа в истории. Вера в то, что русскому народу предначертано показать всему миру правильный путь (вне зависимости от того, каким этот путь должен быть — истинным православием, коммунистической или евразийской идеей), сочеталась со стремлением идти на любые жертвы (вплоть до собственной гибели) во имя достижения поставленной цели. В поисках идеи люди легко бросались в крайности: ходили в народ, совершали мировую революцию, строили коммунизм, социализм «с человеческим лицом», восстанавливали разрушенные прежде храмы. Мифы могут меняться, но болезненная увлекаемость ими остается. Поэтому среди типичных национальных качеств называется доверчивость.

Расчет на «авось» - очень русская черта. Она пронизывает национальный характер, жизнь русского человека, проявляется в политике, экономике. «Авось» выражается в том, что бездействие, пассивность и безволие (также названные в числе характеристик русского характера) сменяются безрассудным поведением. Причем дело до этого дойдет в самый последний момент: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Оборотной стороной русского «авось» является широта русской души. Как отметил Ф.М. Достоевский, «русская душа ушиблена ширью», но за ее широтой, порожденной необъятными пространствами нашей страны, скрываются как удаль, молодечество, купеческий размах, так и отсутствие глубокого рационального просчета житейской или политической ситуации


9. Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.

Психоаналитическая концепция (по З. (Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры.

Большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1936 гг.) в книге

«Тотем и табу» попытался раскрыть культурогенез через феномен

первобытной культуры. Он показал, что для истолкования феномена

культуры огромное значение имеет система запретов, табу. Фрейд счи-

тал, что ему удалось найти источник социальной организации, мораль-

ных норм и, наконец, религии. Он понимал под человеческой культу-

рой все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животны-

ми условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура, по

его мнению, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она

охватывает все приобретенное людьми знание и умение, дающее чело-

веку возможность овладеть силами природы и получить от нее матери-

альные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой сторо-


ны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упоря-

дочения взаимоотношений между собой, а особенно, для распределе-

ния достижимых материальных благ.

Характерной чертой психологического направления в исследова-

нии культуры является то, что предметом анализа становится личность

в культуре, ее психологические характеристики, поведенческие стерео-

типы, взаимодействие с окружающей средой, а также внутриличност-

ные процессы. Культура у Фрейда выступает в качестве системы норм

и запретов, которой присущ психологический конфликт между уст-

ремлениями к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя ин-

тересов социума) эти устремления культурными нормами.

Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила

создать оригинальную концепцию культуры, методом познания кото-

рой и стал психоанализ. Культура, по Фрейду, является средством

принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавле-

ния первичных желаний, угрожающих действительности, препятст-

вующим проявлению темных природных сил первичных влечений.

Чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить се-

бе «Оно», в котором сосредоточена вся психологическая энергия чело-

века, «переключить» его на иные пути. Способ, которым культура

осуществляет свои цели, используя «Оно», Фрейд называет сублимаци-

ей. Сублимация - это изменение цели первичных влечений и направ-

ление сексуальной энергии на цели культурного творчества. Чтобы вы-

полнить свои функции, сама культура присутствует в бессознательном

как специфическая установка – «Сверх-Я». Таким образом, человече-

ское «Я» раздирается между крайними противоположностями - причи-

ной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура.

Таким образом, культура, в рамках психоаналитической теории, осно-

вана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавле-

ния первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет ин-

стинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому

культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического

нездоровья индивида.

Вклад Фрейда в развитие культурологической мысли огромен.

Впервые предметом анализа культуры стали психологические характе-

ристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы

культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением

индивида к личной свободе и нормами культуры.

 


10. Романский и готический: два стиля - два этапа в развитии европейской архитектуры.

Романский и готический – два стиля, два этапа в разви- тии европ. культуры.

Романский стиль характерен для периода Раннего Средневековья. Развивается с 10 века. Хар-ные особ-ти: массивность форм, узкие окна, значит. высота башен (выполняли оборонительную роль). В храмовых постройках – то же самое, внутри стены расписаны фресками, снаружи – яркие рельефы. Основн. виды сооружений: рыцарские замки, церкви, монастыри. Для росписи и скульптуры хар-но наруш. пропорций тела, обобщённость форм, отсутствие сходства с оригиналом, напряжённая духовн. изобразит-ть.

Готический стиль - после романского с 12 века в период Классического Средневековья. Расцвет стиля в 13-15 веках. Характерные особ-ти: массивность гладких стен, огромные вытянутые вверх окна с витражами, высокие колонны, ажурность башен, над входом в храм – каменная роза. Основа храма – форма латинского креста. Здания украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных, которые часто имели функциональное значение - служили водостоками. Стиль характеризуется устремлённостью ввысь. Пример: Собор Нотр-дам в Париже. В Англии: больше, чем во Франции, размеры; особое пересечение арок. В Германии: кирпичная готика (мало строит. камня). В 14 веке – пламенеющая готика (украшение зданий ажурной резьбой по камню).



11. Плюралистическая модель развития культуры.
12. Средневековое искусство. Христианство и искусство.

Искусство Средневековья. Христианство и искусство.

В эпоху раннего средневековья христ-во выступило главным хранителем элементов античной культуры. Христианство принесло варварским народам понятия и представления, выработанные в результате длительного развития человеческой культуры, — понятия морали, нравственного долга, духовного совершенствования и т. п. Через христианство в Европу пришла грамотность. В течение многих столетий церкви и монастыри были очагами средневековой культуры. Здесь хранились древние манускрипты — бесценные сокровища человеческой мысли: монахи переписывали их, сберегая от разрушений временем; при монастырях организовывались школы, мастерские письма (они способствовали распространению книжного дела), ваяния, резания по дереву, а также певческие капеллы. Строительство храмов послужило средневековым мастерам стимулом для освоения римской строительной техники — не случайно стиль этих ранних средневековых соборов получил название “романский” (термин был введен в начале XIX века). Культовая музыка средневековья, заложившая основы всей современной профессиональной европейской музыки, была взращена на древних музыкальных традициях, уходивших корнями в практику как культового (иудейского, сирийского, римского и др.), так и светского музицирования (греческого, римского).


13. Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.

Первобытная культура: общ. хар-ка. Первобытная религия. Искусство первобытности.

Первобытный мир: камен. век: (древний- палеолит, средний – мезолит, новый – неолит) – до 3. тыс до н. э., бронзов. век – с 3 по 1 тыс до н. э., железн. век – с 1. тыс до н. э. Хар-ные особ-ти первобытности:

- -добывание пропитания собирательством, охотой, рыбной ловлей на ранних этапах человечества

- овладевание навыками земледелия и скотоводства в последн. периоде камен. века (неолите)

Особ-ти иск-ва первобытности:

На самом раннем этапе: Синкретизм (сочетание разнообр. воззрений). Главные объекты творчества – звери (наскальн. рисунки: охота на мамонта, лошадь, оленя), условность изображения.


Эпоха палеолита: натуральное творч-во (композиция из туш, костей – обрядовое действие с тушей убит. зверя); искусственно-изобразит. форма (крупн. глинян. скуль-птура, барельеф); верхнепалеотич. изобраз. творч-во (росписи пещер, гравировка на кости). Примен. орнамент – геометрич. узоры на фигурках из бивня, браслетах.

Эпоха мезолита и неолита: использ. огнеупорную глину; более сложн. изображения, много орнамента; декорат.-приклад. иск-во: керамика, обработка металла, луки, стрелы, глинян. посуда.

Культура бронз. века: изображ. зверей почти исчезают. Распостр. геометрич. узоры, выплавка меди, появл. издел. из бронзы, серебра, золота. Архит. сооруж. – крепости (из камней), поселения и погребения: курганы, гробницы. У курганов – камен. бабы: скульпт. воинов, женщин.

Первобыт. религии: анимизм (душа у природн. явлений и природы); магия (искусство влиять на окруж. мир с помощью опред. действий, слов, молитв, предметов), бывает положит. и отрицат.; фетишизм (поклонение неодушевлён. предметам, вера в их магич. силу); тотемизм (это вера в сверхестествен. родственную связь людей с животными и растениями. Тотем – старший брат ли отец, тотем нельзя трогать и обижать).

14. Средневековая наука и образование в Западной Европе.

В средневековой науке выделяются четыре больших направления. Первое — физико-космологическое, ядром которого является учение о движении; на основе аристотелевской натурфилософии оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени. Второе — учение о свете, оптика в узком смысле слова является
частью общей доктрины ~ «метафизики света», в рамках которой строится модель вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма. Следующее направление средневекового знания составляют науки о живом, они понимались как науки о душе, рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни, и содержали богатый эмпирический материал и систему аристотелевского толка. Наконец, комплекс астролого-медицинских знаний (к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах) и алхимию следует выделить как особое направление средневековой науки.
Алхимия представляет собой специфический феномен средневековой культуры — нечто целостное, включающее в себя такие компоненты, как научные обобщения и фантазии, рациональная логика и мифология. Алхимический рецепт — это форма познания природы, связанная с особенностями средневекового мышления. Согласно христиан--ской догматике, мир есть изделие (Лактанций), т.е. мир вышел из рук бога законченным, совершенным. Вот почему любое действие — лишь комментирование мира, копирование образца. Фундаментальной особенностью средневекового мышления является его рецептурный характер, связанный с его авторитарностью и иерархичностью, причем средневековый рецепт — и действие, и священнодействие сразу ^ Таким образом, в алхимии как бы вместе проявляются иррационалис-тическая и рационалистическая тенденция средневековой культуры Запада.


15. Специфика культуры древних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное.

Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все же некое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не случайно еще сравнительно недавно некоторые ученые даже называли первобытное общество "доисторическим". Сейчас, когда исследование периода, предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этого определения пришлось отказаться. Тем не менее возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо более богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производящим. Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов и т. п. Но овладение металлами, накопление знаний и передача их с помощью письменности меняли формы этой зависимости. Невозможно представить себе Древний Египет или Междуречье без ирригации, Древнюю Грецию без мореплавания и морской торговли. Однако главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название "аграрная революция". И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в период аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя. Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи информации. Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Человек был полностью погружен в деятельность, он не оценивал свои поступки, ощущения. Его мышление было "нерасчлененным", он еще не мог определить существо происходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению. Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа сознания и появлению более современных каналов передачи информации. От человека требовалось уже не простое повторение принятых образцов поведения, а размышление, анализ собственных действий и состояний. Однако первоначально аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде всего чиновникам и ученым писцам. Люди, управлявшие сложным царским или храмовым хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и подготовкой будущих ученых, не могли ограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу, традиции. Требовались новые знания, нетрадиционные способы действий. Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность. Дошедшие до наших дней письменные памятники древности приоткрывают завесу времени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций. Чтение и понимание древних письменных источников со всей остротой ставят задачу воссоздания целостной картины древних цивилизаций. "ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ" При всей кажущейся простоте достижений древних цивилизаций одной из наиболее сложных проблем для современной науки остается проблема их правильного понимания. Мир древности во многом и до сих пор загадочен и неясен. Его простота оказывается призрачной, а глубокое проникновение в прошлое ставит вопросов больше, чем может дать ответов. Чаще всего при воспоминании о древности мы обращаемся к Древней Греции. Многие стороны ее жизни знакомы нам из уроков истории. Кто не помнит о знаменитой Саламинской битве, кому не знакомо имя Фемистокла? Но, вспоминая об этих событиях, мы не задумываемся над тем, что именно накануне Саламинского сражения Фемистокл распорядился принести в жертву богам трех знатных персидских юношей. И никому это не казалось чудовищным или неуместным. Сама идея акта заклания состояла в том, что человек становился жертвой подобно жертвенному животному. Кстати, раз уж зашла речь о жертвенных животных, разве задумываемся мы над тем, что древние античные храмы, включая прекрасный Парфенон, во время жертвоприношений напоминали общественные бойни? Как вынесли бы мы сегодня запах крови, горелого мяса и жира, которыми наполнялись античные святилища в самые торжественные для людей дни? А психология рабства? Разве она не порождала сплошь и рядом поразительные, с нашей точки зрения, явления? В лучшую пору демократических Афин раба, который ни в чем не обвинялся и даже не подозревался, но просто привлекался к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке допрашивали под пыткой. Примечателен не сам этот факт – истории известны и более жестокие нравы, а отношение к нему общества, наиболее просвещенного и свободного в античном мире. Древние цивилизации исключали чужака и презирали неполноправного, причем презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или оговоркам. И в то же время именно в лоне древних цивилизаций зарождались принципы всечеловеческого единства и нравственного совершенствования личности, осознание ею возможности выбора и ответственности. Эти принципы утвердились вместе с появлением и развитием мировых религий, которые непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно выбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. В дальнейшем именно мировые религии сыграли роль одного из факторов цивилизационной интеграции. До тех пор, пока нравственность не отделилась от священных родовых табу (запретов), а личное моральное сознание отождествлялось с общественным мнением родового коллектива, самостоятельный выбор образа жизни и мыслей был невозможен. Лишь с разрушением автоматизма традиций рода проблема самостоятельного выбора жизненной позиции каждым человеком приобрела свою актуальность. Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи, способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками и ритуалами, а с истиной. Отсюда такое богатство красочных и необычных деталей в биографиях борцов за свои идеи, подобных философу Диогену, отказавшемуся от домашнего уюта и поселившемуся в глиняном сосуде пифосе, или великому мудрецу Сократу, принявшему по приговору суда яд (цикуту), но не отказавшемуся от того, что он считал истиной. В лоне древних цивилизаций возник идеал верности истине, поиска и распространения ее, невзирая на страх перед насилием, готовность в крайних ситуациях подтвердить свою верность истине мученичеством или даже смертью. Этот идеал блестяще выразил Аристотель в своем знаменитом изречении: "Платон мне друг, но истина дороже". А легенда о греческом философе Зеноне Элейском гласит, что на допросе в присутствии узурпировавшего власть тирана Неарха он откусил себе язык и выплюнул его в лицо врага. Конечно, многое в мире древних цивилизаций трудно уяснить современному человеку. Многие положения и истины, высказанные в письменных источниках, становятся очевидными лишь в контексте истории, и тем не менее загадки древности помогают лучше понимать нашу сегодняшнюю жизнь.


16. Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века. Мусульманское искусство.

В сознании мусульманина понятие «ислам» отражает единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Частью этого понятия является «дин»— божественное установление, ведущее человека к спасению. Мусульманские теологи включают в «дин» три основных элемента: «пять столпов ислама», веру (иман) и благие дела (их сан). Основные культовые предписания ислама сформированы в форме этих столпов веры. Следование этим столпам веры является важнейшим предписанием мусульманина. «Пять столпов ислама»: - исповедание единобожия (таухид) и проческой миссии Мухаммеда. Ежедневнаяпятикратная молитва (салат);

-добровольная очистительная милостыня (зак ят);

-пост(са ум)раз в году в месяц рамадан;

-паломничество(хотя бы раз в жизни) в Мекку (хадж ж).

В Коране кратко выражены основы мусульманской веры.

Таким образом, в исламе выделяются четыре основных предмета веры:

— в единого Бога;

— в его посланников и Писания (всего признается пять посланников- пророков: Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед, завершивший цепь пророчеств);

—в ангелов;

— в воскресение после смерти и Судный день

В мусульманской мифологии ангелы созданы из света, они бесполы, выполняют поручения Аллаха. Выше всех стоят Джабраил, Мика ил, Израил и Исрафил. Демоны, или джинны(шайтаны), были созданы раньше людей и ведут свое происхождение от Иблиса(Шайтана), который отказался поклониться человеку, за что Аллах низвергнул его(7: 11-13). В отместку Иблис пообещал Аллаху, что будет мешать людям следовать по пути истины. Принято считать, что каждый человек имеет ангела и шайтана, побуждающих его творить добро и зло соответственно. А на плечах человека сидят два незримых ангела: один из них отмечает добрые, другой — злые дела, которые зачтутся ему после смерти и в Судный день.

Представления о загробной жизни в мусульманском вероучении развивались под очевидным влиянием христианства. Согласно этим представлениям, все деяния людей будут учтены и взвешены Аллахом, достойные будут отправлены в рай, недостойные — в ад. Будет всеобщее воскресение, но перед тем — «конец света», когда в мире воцарится чудовищный Даджжал (соответствующий христианскому Антихристу). Конец его злокозненным деяниям положит Иса (в христианском вероучении – Иисус Христос). Лишь после этого судьба каждого человека решится окончательно: праведники войдут в рай, грешники — в ад. Грешников ожидают пытки и истязания, праведников— все то, о чем мечтает человек в земной жизни, в том числе и чувственные наслаждения. Особенностью мусульманской мифологии является мотив плотских утех праведников с прекрасными девами-гуриями, которые не уродуют своих тел рождением детей, а к утру восстанавливают свою девственность.


17. Культура Древнего Египта.

4-м тыс. до н. э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.

Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила.

Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено, в большей степени, чем потом, когда появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обусловливало первоначальную нераздельность государственных, дворцовых и жреческих функций.
Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Приоритет социальных связей и разрушение родовой Замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, т. е. увеличения государственной территории. Увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений, одомашненного скота.
Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости от достатка их владельцев: глинобитные хижины, большие двух-, трехэтажные дома в городах, особняки знати с усадьбой. Крыши, как правило, были плоскими, в жаркое время года на них спали.
В жилищах бедноты мебели не было, обходились простыми циновками. Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями.
Одежда древних египтян отличалась простотой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой. Использовались также рубахи (у женщин длинные) и плащи.
Но бурное развитие культуры было в первую очередь обусловлено высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, т.е. с развитием рабовладельческого общества.

Как попытку восстановить власть фараона во времена VI династии следует расценивать, в частности, и вынесение статуй фараона за стену, окружающую пирамиду, — на глаза верующим. Искусство осознанно было использовано для выполнения социальных задач. Для народа были впервые открыты некоторые помещения заупокойных храмов.

Власти фараона угрожали и областные правители (номархи). Периоды централизованного царства регулярно сменялись периодами междуцарствия - распадом Египта на изолированные номы. В эти периоды ирригационные системы приходили в упадок, что подчеркивает большое организационное значение централизованной власти. В дальнейшем, в период Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.), общегосударственные функции централизованной власти становятся еще более очевидны и определенны: падает значение собственного, отечественного хозяйства, но растет значение завоевательной политики — завоевание и освоение новых земель и рабов.

Новый скачок в развитии египетского государства сопровождался появлением различных новшеств в средствах производства (во времена Нового царства, в XVI—XII вв. до н. э.). Совершенствуется бронзовое литье, изобретены мехи, приводимые в действие педалями, пластинчатый панцирь для воинов, создается военный флот; половину войск отныне составляют наемники (не отвлекается на войны трудовое население); в земледелии используется удобный плуг, колодезные "журавли" для подачи воды в ирригационные системы различного уровня, произведен дренаж плодороднейшей дельты Нила, возникает овцеводство и коневодство. На юге Египет продвигается до 3-его порога, на севере охватывает Сирию и Палестину. Влияние фараона достигает такой силы, что в царствование Эхнатона от власти (на время) отстраняются жрецы.

Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор - сокол, Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис - шакал и т. п. Женские божества - Изида, Сехмет - при патриархате оттесняются на второй план, но боги-мужчины продолжают выполнять женские функции: один из мифов гласит, что вначале существовал Атум — "Великий Он-Она", Все и Ничто, и появление мира объяснялось как результат его самооплодотворения. Впрочем, в сознании египтян Изида сохраняла свое значение, и в отдельные периоды ее культ расцветал. До наших дней сохранились ее изображения с младенцем Гором на руках.
Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Его смерть, захоронение отождествлялись с севом, с прорастанием зерна. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства.
Гор, сын Осириса, победил Сета и занял земной трон отца, став олицетворением власти фараона. Считалось, что его магическая сила - источник плодородия земли: во время совершения культовых обрядов фараон бросал в Нил свиток с указом перед разливом реки; торжественно начинал подготовку почвы для посева, срезал первый сноп на празднике жатвы, приносил жертвы богине урожая и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый — с Гором.

Очевидно, развитие животноводства в эпоху Нового царства привело к распространению культов животных, особенно культа священного быка Аписа. Известна легенда, что сначала все боги были быками и коровами с шерстью разного цвета, но по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную корову.

Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды. В них идеологические мотивы представлены достаточно выпукло. Центральное место в древнеегипетской религии занимала богиня Маат, отождествлявшаяся с истиной и порядком (законом). Владыки, визири рассматривались как жрецы истины, создатели, учредители и блюстители законов. Моральные и правовые нормы фиксировались в развивающейся древнеегипетской литературе, прежде всего официального характера. Так, принципы Маат утверждаются в "Текстах пирамид", в одном из древнейших поучений "Премудрость Птаххотепа". "Мемфисский богословский трактат" освящает существующие социальные отношения как созданные Птахом. Бессмертие и могущество фараона восхваляется в заупокойных "Текстах пирамид".

Окончательно формируется как средство объединения страны среднеегипетский язык; становление сословия писцов сопровождается развитием скорописи (иератическое письмо). Развиваются новые жанры литературы: сказки, басни, наставления, любовная лирика.
Светский характер культуры этого периода обусловил и реалистическую направленность искусства (в это же время стал преобладать натуралистический стиль в керамике Крита). Впервые царь и царица стали изображаться в непринужденной, бытовой обстановке. На рельефах Эхнатон любуется молодой супругой или они вместе играют с детьми, или плачут у ложа умирающей дочери. Идеал физической мощи, сурового и жестокого властителя сменяется образом духовно возвышенного героя, исполненного мягкости и человечности. Скульптурные портреты царицы Нефертити стали первыми классическими образцами женской красоты.

Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.


18. Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.

Возрождение: сущность, причины, осн. этапы развития.

Период начался в Италии. Первоначально имело значение, как возвращение к забытым достижениям античной культуры (рукописи антич. писателей, произведения скульптуры, арх-ры). В отличии от антич. взгляда на мир(чел-к призван учиться у природы), философы Возрождения полагали, что чел-к является творцом самого себя и этим выделяется из природы. В центре внимания – человек, а не Создатель. Эта система взглядов получила название «гуманизм». В основе нового мировоззрения – разные причины: 1) перемены в духовной жизни общества, в связи с формированием рыночных, буржуазных отношений.2) достаточный уровень культурного развития средневеков. общ-ва.

Этапы развития: Проторенессанс (13 – нач. 14 в.)

Ранний ренессанс (сер. 14 – 15 в.)

Высокий ренессанс (до 2 трети 16 в.)

Поздний ренессанс (2-ая треть 16 – перв. полов. 17 в.)


19. Культура Древней Месопотамии.

Культура древней Месопотамии.

Месопотамия (Междуречье) – земля между Тигром и Евфратом. Начала цивилизации возникли на юге Месопотамии в 4-3 тыс-летиях до н.э. Древнейшая культура – шумерская, т.к. большинство городов было основано шумерами. Затем, в 24-20 веках до н.э. усиливается влияние города-государства Аккада. Таких городов –государств было около 20. Самым молодым был Вавилон, роль которого возросла со 2 тыс-летия до н.э. Материальная культура Месопотамии: ирригационное земледелие, ремёсла (обработка металлов, гончарные изделия покрывались эмалью и глазурью). Духовная культура опиралась на религию. Религии разных народов в Мес-мии отличались, но важнейшие боги были связаны с окруж. миром во всех религиях. Великое достижение – письменность Мес-мии – клинопись, которая возникла на основе пиктографии. Первые тексты носили хозяйственный характер. Законотворчество – показатель государственности Мес-мии. Самый известный – свод законов Хаммурапи, правителя Вавилонского царства.

Художеств. Культура - мифология, описание деятельности правителей, их победы, участие в охотах.

) Самые известные – Эпос о Гильгамеше и предания о всемирном потопе. Архитектура Мес-мии плохо известна, т.к. осталось мало памятников (в Мес-мии было мало камня и строили из непрочного кирпича). Известно, что постройки были прямоугольной формы, с массивными стенами. Были купола, арки, сводчатые потолки. Для религии строили храмы, кот. были важнейшими культурными и хозяйственными центрами. Изобразительное искусство: сначала символы и знаки обозначали божественные силы, затем формируются изобразит. каноны (мифологическая и ритуальная тематика, о царях – почти отсутствует). В середине 3 тыс. до н.э. окончательно складываются каноны. В мифологич. темах - образы богов с закреплёнными за ними символами, что позволяло их узнавать. Появилась царская тематика (царь изображ. В опред. позе с опред. жестами). Становятся распостранёнными барельефы, стелы, скульптуры больших размеров, формируется настенная живопись. В Мес-мии изобрели шестидесятиричную систему счёта (1 час- 60мин, 1 мин – 60 сек). Таким образом, культура Древн. Мес-мии была очень высокой по уровню развития и оказала сильное влияние на развитие всего человечества.


20. Искусство эпохи Возрождения.

Искусство Возрождения. Южное (Италия) и северное (Германия, Англия, Франция, Нидерланды, Испания и Швейцария). Этапы итальян. Возрожд.:

Проторенессанс (13 – нач. 14 в.)

Ранний ренессанс (сер. 14 – 15 в.)

Высокий ренессанс (до 2 трети 16 в.)

Поздний ренессанс (2-ая треть 16 – перв. полов. 17 в.)

Проторенессанс. Рост светских реалистических тенденций, обращение к античной традиции. Творчество поэта Данте (Божествен. комедия), зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Кавал-лини и Джотто (рисует людей с натуры, фигуры не плоск., а объёмные) во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

Ранний ренессанс. Лит-ра: Петрарка - первый гуманист, в центре творч-ва: человек, а не Бог; основатель лирич. поэзии (Трактат о великих мужах древности - об антич. авторах, сонеты). Боккаччо - реалистич. новеллы («Дека-мерон» - юмор, сатира, оправдал земную любовь). Изобр. иск-во: Мозаччо – реализм в творчестве, трехмерность фигур. Боттичелли - традиции средневековья, изображ. плоскостные, бесплотные, - «Рождение Венеры». Скульп. Донателло, - реалистич. манера, нов. тип круглой статуи и скульпт. группы. Архит. Брунеллески, возродил арх-ру античности, разраб. теорию линейной перспективы. Здания не подавляли своим величием человека.

Высокий Ренессанс. Вершина реалистич. и гуманистич. основ культуры Возрождения. Леонардо да Винчи: (художн., архит., математ., астроном., физик., в изобр. иск-ве – дымчатая светотень, «Тайная вечеря», «Джокон-да»). Рафаэль Санти: «Сикстинская мадонна», арх. проекты дворцов, вилл, церквей. Микеланджело Буанаротти: скульпт., арх., живопись, (роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикан. Дворце; смелость в изображении голых тел, скульптура «Давид»). Искусство Венеции: Джорджоне: «Спящая Венера», придаёт пейзажу самост. значение, больш. знач. колориту и свету. Тициан: «Кающаяся Венера», «Даная»; впервые – толпа как часть композиции.

Поздний Ренессанс. Наступление католич. церкви.

Маньеризм – отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, не стал ведущем направлением. Бронзино (портреты). Реалистич. иск-во: Веронезе, Тинторетто, Караваджо (сюжеты народн. быта).
21. Культура Древней Индии.

Религии древней Индии: буддизм, индуизм, ведизм. Главным религиозным течением был индуизм. Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.
В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур. В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.


22. Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.

Специфика Северн. Возрождения.

В 15 веке идеи гуманизма вышли за пределы Италии, северное возрождение проходило в период реформации (преобразования). В Германии - лютеранство, Мартин Лютер: идеи: вера есть внутрен. сост. чел-ка, спасение - от бога, можно обойтись без католич. церкви («95 тезисов против индульгенций»). В Швейцарии: цвинглианство, Ульрих Цвингли (изменение обрядности); кальвинизм, Кальвин (принципы протестантизма – свящ. книга только библия, отрицается свобода воли человека, католич. культ.) Иск-во не было жизнеутверждающим, как в Италии, Человек должен творить себя что бы быть угодным богу, изображаются высоко одухотворенные лица простых людей, используются аллегории. Победа реформистского движения вызвала общий подъем и рост национальной культуры.

Нидерланды: Эразм Роттердамский, сатирич. произв. «Похвала глупости». Худож. Рубенс (чувствен. красота образов, религ. и миф. сюжеты, «Снятие с креста»). Рембрандт (психологизм, эффекты светотени, «Даная», «Святое семейство»). В Герм. – сильн. влиян. католич. церкви, поэтому гуманистич. движ. – в университет. кругах. Философ Рейхлин (критич. отнош. к невежеству)


23. Культура Древнего Китая.

Культура древнего Китая.

Древнейш. период: культ природы (дух реки, солнца и др.), культ предков (душа после смерти продолж. Жить, поэтому в могилу клали посуду, оружие, хоронили слуг и рабов). Царь – сын Неба, представитель Бога на земле. В серед. 1 тыс. до н.э возникли религ. теч.: даосизм, монизм, конфуцианство. Даосизм: возник в 6-5 в. до н.э. Основатель – Лао-цзы. Дао – переводится как путь. Дао – духовн. начало, источник всего существующего в мире. Задача чел-ка – познать дао, слиться в гармонии с природой. Даосы выдвигали теорию недеяния, т.е. отказ от активн. действий, пассивное созерцание. Отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения обожествлённым явлениям природы (небу, земле и др.) Центр. место в даосизме - учение о бессмертии (физическое бессмертие через бесконечное продление жизни). В нач. нашей эры – возник религ. даосизм (жизнь – это иллюзия, смерть – возвращение к дао: истинной жизни бессмертной души). Даосские монахи жили в монастырях, предсказывали судьбу, гадали, изгоняли злых духов и др.

Конфуцианство возн. практически одноврем. с даосиз-мом. Основатель – Кун-цзы или Конфуций. Основной упор делался на духовно – социальное совершенст-вование человека (на образование, интеллектуальное развитие, очень строгое соблюдение определенных традиций и общественных правил). Основные заповеди: верность, послушание и почитание родителей и старших по возрасту и должности.

Император – отец страны, а подданные – его дети, кот. должны во всём слушаться императора. Нарушение заповедей строго каралось (превращали в госуд. рабов нарушителя и всю его семью). В 3.тыс. до н.э конф-во становится госуд. религией. Роль высшего жреца выполнял сам император. В 5 в. до н.э. появл. моизм. Основатель – Мо Ди. Моисты выступали против конфуцианства, за построение государства, где процветали бы любовь, гуманность и не было бы войн и насилия. Предлагали выбирать на руководящ. должнос-ти людей, независимо от их происхождения, только по их личным качествам. За это моисты подвергались критике и гонениям. Буддизм был заимствован в Индии, принципы те же. Матер. культура древн. Китая: раньше всех стали строить здания в 3 этажа и больше (пагоды) из дерева, кирпича (дома, храмы, дворцы). Для обороны гос-ва - Велик. Кит. стена (более 4 тыс. км). Ремёсла – ювелирн., ткацкое, столярное и др. Международ. торговля - великий шёлков. путь: везли шёлк через Азию в др. страны. Духовн. культура: математ. – ввели понятие отрицат. чисел; астроном. – первый в мире звёздн. календарь, регистрировали солнечн. затмения; медиц. – иглоукалывание, для обезболив. примен. наркотики. Театр – театр кукол, театр теней, цирк. Письменность – иероглифы (более 2000 знаков), изобрели бумагу. Живопись – рисовали тушью на бумаге, шёлке. Прикладн. иск-во: резьба по нефриту и кости.


24. Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.

Западноевроп. культура 17 века. Барокко и классицизм.

Хар-ные особ-ти периода: Политич. и эконом. развитие европ. стран неравнозначно. В Голландии и Англии - победа буржуазных революций; во Франции и Испании - победа абсолютизма, в Италии и Германии - мелко державный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущ. силой были народн. массы. Ожесточилась католическая реакция. Культура 17 в. воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Хар-ные особ-ти культуры: бурн. рост точных и естественных наук. Переход от поэтич. восприя-тия мира к научным методам познания действительности. Время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и разл. областях физики. В философии - утверждении материализма, борьба с идеалистич. течениями и церковной реакцией (Бэкон, Локк в Англ., Спиноза в Голланд., Декарт во Франц.) В худ. лит-ре многообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпич. драма и лирический сюжет, ода и сатира (Шекспир, Сервантес, Мольер). Музыка – освобожд. от культовых форм, проникнов. в неё светских элементов; нов. муз. жанры: опера, оратория, инструментальная музыка.

В XVII в. сложились две стилевые системы: барокко и классицизм. Искусство барокко: в гос-вах, находящихся под сильн. влиян. католицизма (Италия, Испания, Флан-дрия). Красочн., эмоц. искусство барокко создавалось для служения религии (стремилось ошеломить зрителя, пробудить в нем возвыш. религ. чувства). Хар-ны масштабность построек, монументализация форм, повышен. пластич. выразит-ть объемов (криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; много декора - окна украш. наличниками, ниши — статуями). Много скуль-птуры, росписи, лепнины, отделка цветн. мрамором и бронзой. В живописи - монументально-декорат. росписи (плафоны, алтарные картины с изображ. святых, сцен чудес, мученичеств). Художники: Караваджо, Гверчино, Рубенс, скульпт. – Бернини.
Стиль классицизма возникает одноврем. с барокко, во Франции, задача: прославление могущества абсолютного монарха (Людовика 4). Хар-но равновесие и строгость форм. Обществен. здания и дворцов. ансамбли - торжествен. парадность, одновременно простота и строгость, регулярные парки перед дворцами. Зодчие клас-ма изуч. общ. принципы антич. арх-ры (ордеры).
В изобр. иск-ве клас-ма основ. тема: тема долга, героизма, моральной чистоты. Популярен портретный жанр и пейзаж. Художники: Пуссен, Лоррен.

25. Язык и культура. Языки культуры.

В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.

Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство).

Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).

Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культурного контекста, времени произнесения или написания, субъективного опыта.

В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п.

Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глубинным уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры.

Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно—значимой информации – смысла за каким—то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака).

Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют определенная неадекватность понимания, момент интерпретации, искажающий исходный смысл.

Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).


26. Русская культура XVII века.

Русская культура 17 века. Хар-ные особ-ти периода:

- господство феодально-крепостнического строя

- появление зачатков промышленности (мануфактур)

- утверждение новой царств. династии – Романовых

- формирование единого русского языка

Хар-ные особ-ти культуры:

- падение духовного авторитета церкви, рост демократич. традиций

- обмирщение культуры (отход от церков. традиций)

- Рост грамотности среди населения. (рукописн.и печатн. книг на религ. и светск. темы; открытие школ при монастырях. В Москве – перв. высш. школа –славяно-греко-латинская Академия.)

прод. № 33)

- появление в лит-ре нов. жанров (житие, сатирич. произв., стихотв. и драмат. жанры)

- запрет патриархом Никоном шатровых храмов, возврат к пятиглавию

- обмирщение зодчества (переход от строгих форм к декоративности; московское барокко).

- развитие гражданского строительства

- в живописи развитие бытового жанра и портрета

возникновение придворного и школьного театров
27. Религия в древнем мире и ее влияние на культуру древности.

Религия в древн. мире и её влияние на культуру древности.

В древн. религиях был политеизм (многобожие).

Характерные черты:

1) Иерархия божественных сил.

2) Разделение функций богов: а) связанные с природными стихиями, б) покровители различных видов деятельности людей.

3) Особым почитанием пользуются боги, связанные с подземным миром или загробной жизнью.

4) Основа религиозного культа – жертвоприношение.

5) Особые отношения человека с богами.

6) Появление жрецов (проводят обряды и ритуалы, сохраняют религиозные и другого рода знания).

7) Обожествление власти.

8) Строит – во культовых сооружений: храмов (дом для бога) и погребален.

В духовной культуре религия играла ведущ. Роль, поэтому искусство носило служебн. Хар-р (живопись на религ. тематику, музыка – обрядовая, арх-ра – строит. Храмов и т.д.). Иск-во отличалось каноничностью (опред. правила).

 


28. Европейская культура эпохи Просвещения. «Новый ренессанс» и новый кризис гуманизма.

Культура Просвещения.

Признаки эпохи Просвещения (конец 17 – 18 в.): 1. Идея равенства всех перед законом, перед человечеством; 2. победа разума; 3. Историч. оптимизм. В центре – проблема наилучш. обществен. устройства. Цели и идеалы – свобода, счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и т.п. Главн. очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Эпоха Просв. – это важн. поворотный пункт в духовн. развитии Европы, повлиявший на все сферы социально-политич. и культурной жизни. Франция - родина Просвещения. Монтескье – «Персидские письма» (критика деспотизма, идеалы свободы в полит сфере). Вольтер – «Философские письма» (сатира, критика церкви). Дидро – «Энцикло-педия», 35 томов. Руссо, «Эмиль, или о воспитании чел-ка» (подчинение личности благу общества). Германия. Период экономич. и политической раздробленности страны. Кант - основатель критицизма – - изучал возможности челов. разума («Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного»). Лессинг – постепен. наращивание морали (тезисы «Воспитание человеч. рода»).

(прод. №34) Англия: Церковь не противопоставляла себя Просв-ию, это спос-ло культ. разв-ю страны. Философ Джон Локк – три права чел-ка: на жизнь, свободу и собств-ть. В Шотландия:Дэйвид Юм – роль права и политических институтов в развитии общественных связей. Адам Смит – большое место рынку, его функции социализации людей. Россия: Ломоносов, в 1755г. - МГУ. В лит-ре: Фонвизин «Недоросль» (обличал нравы помещиков). Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

Культура Просвещения. Культ природы (созд. парков и садов – в Рос. – Петергоф). Новый ренессанс – классицизм (рационализм, симметрия), основан. на антич. греко-римс. иск-ве; и романтизм (эмоц-ть, творческ. одухотворён-ность). В живописи: портрет интимный и пейзаж настро-ения. Стиль Рококо (Франция) – игривость, насмешли-вость; сюжеты – только любовные, на мифолог. тему (худож. Буше – «Купанье Дианы»). Золотой век театра: англ. Шеридан «Школа злословия» (против безнрав-ственности высш. света). Италия - Гольдони «Трактир-щица», Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Франция – комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». Германия: Гете «Фауст». Лит-ра: основн. жанр – роман. Англ. Дефо (Робинзон Крузо), Свифт (Путешеств. Гулливера). Русск. - Сумароков, Карамзин («Бедная Лиза»). В музыке – венская школа: Гайдн, Бетховен, Моцарт; симфонии, сонаты, оперы.


29.Античная культура: формирование, периодизация, общая характеристика.

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Античная культура сыграла значительную роль в истории европейской цивилизации. Однако внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, что, тем не менее, позволяет говорить об Античности как определенной целостности.

Главное внимание мы все-таки уделим древнегреческой культуре, которая прошла в своем развитии ряд этапов:

Гомеровский (IX-VIII века до н.э.);

Архаический - “архайос” в переводе с греческого “древний” (VII-VI века до н.э.);

Классический, внутри которого выделяют

раннюю классику (конец VI - середина V века до н.э.),

высокую классику (до последней трети V века до н.э.),

позднюю классику (до 320-х годов до н.э.).

Эллинизм (конец IV века - середина II века до нашей эры). Возвышение Македонии и захват ею огромных пространств привел к тому, что греческая культура, считавшаяся эталонной, распространилась далеко за пределы Эллады. Поэтому последовавший за классическим период назвали эллинистическим, иначе говоря греческим, что было отнюдь не упадком, который, казалось бы, должен был наступить после яркого взлета, а скорее переходом греческой культуры в иное состояние.

Следует отметить, что уже на уровне мифологического сознания Греция избрала совершенно иной путь, нежели культуры, о которых мы говорили ранее. В мифологии и религиях древнего Востока божественное начало чаще всего представало в виде некой абстракции, весьма далекой от обыденной жизни человека. В Индии, у брахманов, - умозрительный “брахман-атман”; у джайнистов, - недосягаемый Джайн; у буддистов, - отрешенный Будда, который чаще всего олицетворяет не столько бога, сколько выступает в качестве «пророка», учителя. В Китае, у Конфуция, - “небо вообще”; у даосов, - непознаваемое Дао. В Финикии, - владыка неба Ваал. В Египте, самый очеловеченный бог - Осирис - весьма расплывчат: он символизирует Нил, жизнь и увядание, он же судья в Царстве мертвых.

Иное дело у греков. Роли богов распределены по профессиям (Гера - покровительница рожениц, Посейдон - бог моря, Аид - бог подземного мира, Аполлон - бог солнца и музыки, Артемида - богиня охоты, Арес - бог войны, Афродита - богиня любви, Гефест - бог огня, Гермес - бог торговли, Дионис - бог виноделия, Афина - богиня мудрости и ремесел и т.д.). Каждый из них имеет свой собственный характер, они живут как люди и ничто человеческое им не чуждо. Зевс обитает на высоком Олимпе. Сюда он собирает богов на роскошные пиршества и на советы. Характерно, что даже местонахождение богов - не небо и не космос, а Олимп, нечто близкое и вполне реальное, гора, на которую, в случае чего, всегда можно просто показать пальцем.

Культура античной Греции значительно отличается от предшествующих: грек классического периода чувствовал себя очень свободным внутренне и внешне, хотя к концу классики это ощущение болезненно утрачивается. Основными составляющими этой свободы явились благосклонная к человеку природа Балканского полуострова (естественный фактор) и созданная человеком культура (искусственный фактор). Греки были, возможно, первой цивилизацией, которая сознательно стала формировать вокруг себя и в себе культуру. Греки впервые, как они считают, противопоставили себя миру без культуры, варварскому миру. Ярким примером этого культурного самосознания может служить античный город-государство, или полис.

Древние греки осуществили гигантский социальный эксперимент: впервые в истории они попытались создать открытое горизонтальное общество, формально равное индивидууму, тогда как обычно структура общества представляет собой пирамиду. Они построили особый тип демократии, основанный на самоуправляемости индивида, который несет личную ответственность за свои решения. Поэтому в такой среде важную роль и сыграла та самая гармония между индивидуальным и общественным. Это не означает, что грек ставил интересы полиса выше собственных, просто его интересы совпадали с ними. Такую установку греки впитывали с молоком матери.

Древние греки относились к своим богам как к себе подобным, почти родственникам, чему способствовал антропоморфный облик богов. Да, они приносили им жертвоприношения, но общение происходило порой почти на равных: с богами можно было спорить, а при случае и отругать, ведь боги обладали теми же достоинствами и недостатками. Несомненно, божества были могущественнее людей, но и их существование зависело от определенных обстоятельств. Выполнив предназначенную им роль, они “уходили в небытие”, им переставали поклоняться. Ярким примером этого может служить смена поколений древнегреческих богов: хтонические боги были свергнуты титанами, впоследствии покоренными олимпийскими богами во главе с Зевсом. Но и люди тоже продлевали себе жизнь: легендарный Сизиф обманул смерть и прожил еще много счастливых лет. Однако все-таки существовало важное различие между богами и людьми - первые были идеально красивы, правда, за исключением одного бога, Гефеста, которого сбросили с Олимпа и он стал уродцем. В связи с этим важнейшей характеристикой древнегреческой культуры является культ тела человека, который кроме эстетической стороны имел и прагматическую: каждому греку необходимо было заботиться о ловкости и силе, поскольку всякий гражданин был прежде всего воином, защитником полиса. Интересной областью проявления телесного культа являлись древнегреческая архитектура и скульптура, где математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с размерами и пропорциями человеческого тела (например, основными единицами измерения в Древней Греции были палец, ладонь, локоть и т.п.). Дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины-атлета: физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного своим физическим совершенством; стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины - утонченной и нарядной; коринфская колонна создана, как полагают, в подражание девической грации.

Говоря о древнегреческой культуре нельзя не упомянуть философию, которая занимала важное и почетное место в системе древнегреческой культуры. Древнегреческая философия интересна не только тем, что она сформировала свой собственный подход к человеку и миру, создав тем самым мировоззренческий фундамент западноевропейской мысли вплоть до ХХ столетия, но и тем, что в ее недрах зародились многие отрасли науки и культуры, включая точную науку, естествознание, политическую мысль, логику, риторику, и даже музыку. Греческая философия касается многих религиозных проблем, она также воздействует на искусство, создавая различные каноны и своды эстетических правил. Философы Древней Греции в чем-то опередили свое время - многие их открытия были подтверждены многие столетия и даже тысячелетия спустя.

Для древнегреческой философской мысли характерно сочетание удивительной, почти детской, наивности, с гениальными, поразительными для того времени открытиями. В отличие от индийской и китайской, греческая философия с самого начала пошла по пути поиска первоначала всего сущего. Для грека первый вопрос, который занял его ум, звучал следующим образом: что лежит в основе мироздания, какова субстанция (первооснова) мира?

Теперь несколько слов о древнегреческом искусстве, ведущими направлениями которого являлись: архитектура, скульптура, вазопись и театр.

Архитектура была основана на ордерной системе, где ордером называлось определенное пропорциональное и гармоничное сочетание несомых и несущих частей здания. Существовали три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский.

Скульптурное искусство представлено именами Мирона, Поликлета (ранняя классика), Фидия (высокая классика), Праксителя, Лисиппа, Скопаса (поздняя классика).

Каждый из вышеназванных скульпторов был новатором в искусстве. Мирон, создав статую «Дискобола», привнёс в скульптуру движение. Поликлет создал первый скульптурный канон - правила соотношения пропорций частей тела ко всему телу. С точки зрения этих правил, наиболее значимой работой Поликлета стала статуя «Дорифора» («Копьеносца»), которая имеет и второе название - «Канон». Творчество Поликлета примечательно и тем, что он пытался изобразить человека таким, каким он должен быть, идеального гражданина полиса. Фидий ознаменовал собой новый этап в развитии древнегреческой скульптуры, создав монументальные образы Зевса Олимпийского, Афины Парфенос и другие. После греко-персидской войны, когда старый Акрополь был разрушен, Фидий стал главным архитектором новой постройки; под его непосредственным руководством был построен знаменитый Парфенон и Фидий лично выполнил скульптурный фриз этого храма. На фризе Парфенона более 200 фигур и ни одна из них не повторяется.

Скульпторы поздней классики ознаменовали собой разрушение полисного коллективизма. В искусство вошла







Date: 2016-07-25; view: 599; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.095 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию