Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление, развитие, периоды и тенденции системы профессионального образования в России





 

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта [7, с.126].

Изучение истории развития образования в России началось еще в XIX в.

Задачу, связанную с пониманием сущности профессионального образования, особенностей его становления и развития, можно решить, рассмотрев деятельность его субъектов в конкретной исторической ситуации. Совокупность данных подходов создает предпосылки для выявления тенденций, закономерностей, условий, направлений для изучения становления и развития профессионального образования не только по хронологическому принципу, но и по этапам этого генезиса [1, С.100].

Это позволяет выделить пять периодов становления и развития профессионального образования: первый — 1600 г. —1917 г., второй — 1917 г. —1940 г.,третий — 1941 г. — 1945 г., четвертый — 1945 г. —1970 г., пятый — 1970 г. — 1990 г.

Первый период становления и развития профессионального образования в России: 1600 г. —1917 г. Профессиональное образование зарождается, когда заметно в целом оживляется сфера умственной деятельности в России, расширяется круг хорошо образованных людей.

Профессиональное образование в XVII в. носило черты прагматичности, ориентируясь на обслуживание практических нужд русского общества и государства.

При Петре I, в начале XVIII в. в России сложилась следующая система профессионального образования: среднее образование — навигационная, инженерная и уже названные школы; высшее образование — Славяно-греко-латинская академия, Морская академия, Академический университет. Но полностью система профессионального образования еще не сложилась: не было строгой последовательности ступеней обучения, отсутствовал единый орган государственного управления образованием.

Особым типом средних учебных заведений были техникумы.

Анализ видов и содержания профессионального образования России в период с XVII в. до 1917 г. дает нам основание считать, что:

- в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена в этот период создавались предпосылки для осуществления непрерывной подготовки кадров через разнообразные профессиональные учебные заведения;

- количество профессиональных учебных заведений отставало от потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства;

- нормативная документация об открытии и функционировании каждого вида учебного заведения и о создании единой системы профессионального многопрофильного образования отсутствовала;

- продолжалось дальнейшее совершенствование организационных, методических, содержательных и других аспектов всех типов учебных заведений, а также их системы в целом;

- развивающаяся экономика России требовала дальнейшего совершенствования профессионального образования и увеличения количества выпускаемых специалистов.

Все это обусловливало крайне медленный рост профессионального образования, оказывало негативное влияние на направленность содержания, формы и методы обучения и воспитания будущих специалистов.

Второй период становления и развития профессионального образования в России: 1917 — 1940 гг. Несмотря на большое разнообразие учебных заведений профессионального образования в первые годы после революции, можно установить следующие наиболее распространенные и важные их типы: техникумы, профессионально-технические школы, профессионально-технические курсы, учебно-показательные мастерские, школы фабрично-заводского ученичества.

Анализ особенностей становления и развития профессионального образования в этот период позволяет сделать следующие выводы:

- профтехобразование в названный период развивалось крайне неравномерно, переживая свои «взлеты» и «падения»;

- специалисты-педагоги понимали, что образование, в том числе и профессиональное, должно быть непрерывным, однако четкой концепции системы такого образования тогда еще не было;

- при благоприятных социально-экономических условиях функционировали основные компоненты непрерывного образования, в результате общество получило значительное количество подготовленных специалистов, и каждый член общества имел определенные возможности для своего развития, как культурного, так и профессионального, но такие периоды были кратковременными.

Третий период становления и развития профессионального образования в России: 1941 —1945 гг. Военная пора породила новые, дополнительные формы учебной работы, которые были направлены на максимальную помощь студентам в освоении учебного материала. Были разработаны и введены в действие учебные планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения и использования искусственного и жидкого топлива, стальным конструкциям, гидроэнергетике, по ствольной и боевой технике и др. В 1943 —1944 гг. в освобожденных районах страны было восстановлено более 170 вузов, а к 1944/45 учебному году — около 300. С 1944 г. стал возрастать выпуск специалистов вузами СССР.

Четвертый период становления и развития профессионального образования в России: 50 —70-е гг. XX в. В послевоенный период произошло укрепление средних специальных учебных заведений. Развитие системы школ и училищ трудовых резервов после окончания Великой Отечественной войны проходило под знаком борьбы за улучшение постановки учебно-воспитательной работы, повышение качества подготовки квалифицированных рабочих.

Анализ становления и развития профессионального образования в рассматриваемый период позволяет сделать следующие выводы:

- восстановление народного хозяйства, разрушенного войной, крупномасштабное освоение целинных земель, новая аграрная политика — все эти события не могли не оказать существенное влияние на структуру профессионального образования и режим его функционирования;

- кадры нужны были срочно и в большом количестве, поэтому сроки обучения сокращались, больше внимания уделялось профессиональной подготовке в ущерб общеобразовательной, о преемственности (названного образования) по вертикали сознательно забывали;

- разнообразие учебных заведений системы профтехобразования сократилось;

- в целом сложились неблагоприятные условия для функционирования системы непрерывного профессионального образования; система профессионального образования была неустойчивой, часто изменялась; велись поиски оптимальных форм ее организации;

- промышленность, сельское хозяйство поднимались на более высокую ступень технического и технологического развития; старую систему подготовки кадров, уже не отвечавшую новым требованиям экономики, требовалось вновь срочно совершенствовать.

Пятый период становления и развития профессионального образования в России: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в. В этот период ставилась государственная задача — повысить роль человеческого фактора в научно-техническом прогрессе. Поэтому одной из ключевых проблем подготовки квалифицированных специалистов являлось прогнозирование, которое позволило бы устранять возникавшие трудности, оперативно отражать быстро изменяющиеся требования производства к личностным и профессиональным качествам специалистов.

Таким образом, содержание образования, его целевые установки на каждом этапе общественного развития отражают ведущие тенденции социально-экономического прогресса.

Профессиональное образование - ведущая опора социально-экономического развития и конкурентоспособности страны [8, C. 22-23].

Основные тенденции развития системы профессионального образования в РФ:

- Создание федеральной и региональных систем прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций.

- Формирование законодательной базы для организации системного партнерства, государства, бизнеса и профобразования, которое предусматривает активное участие работодателей и их объединений в инновационном развитии профессионального образования, решении его проблем. В том числе: мониторинг потребностей в кадровом ресурсе рынка труда, формирование соответствующего заказа учреждениям профобразования, контрактная система подготовки кадров, разработка нового поколения образовательных стандартов и программ на основе стандартов профессиональной деятельности, оптимизация перечня востребованных специальностей, независимая оценка качества образования, участие в развитии учебно-материальной базы профобразования и др.

- Разработка новой номенклатуры профессий и специальностей, а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями.

- Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, разработка новой типологии этих учреждений. Устранение несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на реальном рынке труда, а также диспропорцией и дублирования в подготовке кадров. Развитие целевой контрактной подготовки в учреждениях профессионального образования.

- Переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда; создание механизмов государственно-общественной аккредитации этих образовательных программ.

- Широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов.

- Разработка и введение нормативного финансирования профессиональных образовательных учреждений всех видов и уровней.

- Стимулирование с учетом мирового опыта со учредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств. Создание условий для ресурс привлекательности системы профессионального образования.

- Обновление материально-технической базы и инфраструктуры профессионального образования, более интенсивная его информатизация.

- Разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития региональных систем профессионального образования на уровне законодательных актов субъектов федерации.

- Обеспечение инновационного характера профессионального образования, в первую очередь за счет: а) интеграции сферы образования, науки и производства; б) разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; в) создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе, с их государственной поддержкой.

- Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования (как составной части общей системы непрерывного образования), включающей все уровни профессионального образования - от начального до послевузовского - и обеспечивающей решение трех основных задач: 1) преемственность всех видов и уровней этого образования, которая позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося; 2) отсутствие в профобразовании тупиковых ветвей, закрывающих пути к дальнейшему продолжению обучения; 3) возможность как повышения уровня профессионального образования, так и переподготовки кадров на каждом из его уровней. Расширение перечня организаций, имеющих право осуществлять непрерывное профессиональное образование, включая в него и не образовательные организации разных форм собственности, способные реализовывать различные образовательные программы и проводить внутрифирменное обучение [10, С.36].

 

Date: 2016-07-25; view: 2752; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию