Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность профессионального образования





Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вот почему по мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени и, в частности, средние и старшие классы общеобразовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по народному образованию [11, C. 284].

В XIX в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений - детских яслей и детских садов, которые в XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь потребовала также создания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в области культуры и управления. Интенсивное развитие технического базиса производства в XX в. обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий и создания для этой цели сети профессионально-технических учебных заведений (училищ), количество которых во всех странах мира постоянно возрастает.

Одновременно с расширением сети образовательно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования.

Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание,

общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров [4, C. 194].

Первая ступень профессиональной подготовки специалиста – начальное профессиональное образование. Для создания учреждений начального профессионального образования необходима государственная регистрация, которая осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

В системе начального профессионального образования в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений:

- профессиональный лицей (Лицеи – это не просто профессиональные училища, это история и определённый статус, который налагает на учебное заведение определённые обязательства по качеству преподавания и уровню подготовки выпускников. Важно, что лицеи всегда осуществляют в своих стенах подготовку специалистов по нескольким направлениям в рамках одной сферы деятельности. Обычно обучение различным профессиям осуществляется на базе девяти- или одиннадцатилетнего образования, и разница, соответственно, будет заключаться и в сроке обучения);

- учебно-курсовой комбинат (пункт),

- учебно-производственный центр,

- техническая школа (горно-механическая, лесотехническая и др.),

- вечернее и другие образовательные учреждения данного уровня.

Основная цель профессионально-технического образования — подготовка учащихся к трудовой деятельности на определенном рабочем месте — обусловливает необходимость выделения среди предметов этой группы производственного обучения и теоретических дисциплин.

Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов).

Основные виды средних специальных учебных заведений:

1) техникум, реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

В каждом среднем специальном учебном заведении имеется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий).

В учреждениях среднего профессионального образования используются следующие формы учебных занятий:


1) урок - ограниченная во времени форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и обучения) педагогов и учащихся, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания. Результатом такого взаимодействия является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие способностей, а также совершенствование опыта педагога;

2) лекция - систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки;

3) семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей;

4) лабораторные и практические занятия - являются средним звеном между углубленной теоретической работой обучающихся на лекциях, семинарах и применением знаний на практике. Лабораторные и практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности;

5) курсовое и дипломное проектирование – это элементы одной системы, которая входит в более общую систему – систему обучения студента. Являлись и являются одной из форм научно-исследовательской работы студента. Дипломное проектирование – организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в среднем специальном учебном заведении и заключающаяся в выполнении учащимися дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации выпускнику.

6) учебная практика - это составная часть программы высшего образования, одна из форм учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания;

7) производственная практика - одна из частей учебного процесса, которая необходима для закрепления теоретических знаний;

8) консультации - дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета;

9) самостоятельные занятия учащихся - одна из основных организационных форм обучения. Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [2, С. 349].

Высшее профессиональное образование — это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

Основными задачами высшего профессионального образования являются:

- удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

- удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;


- развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня (Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года).

В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор.

Послевузовское профессиональное образование– подсистема непрерывного образования взрослых, направленная на подготовку научных и научно-педагогических кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, конкурентоспособных в сложной современной социокультурной ситуации, свободно владеющих методологией и технологией научной деятельности, обладающих профессиональным мышлением.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов, повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование.

К числу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования принадлежат академии, институты и центры повышения квалификации, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования, организуемые в высших учебных заведениях.

Цели создания учреждений ДПО: повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций.

Различают следующие виды дополнительного профессионального образования: самообразование, переподготовка специалистов, стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

В процессе обучения взрослых часто используются такие формы работы, как лекции, семинарские, практические занятия [3, С. 324].

Таким образом, в России в настоящее время существует начальное, среднее, высшее, послевузовское, и дополнительное профессиональное образование.







Date: 2016-07-25; view: 1704; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию