Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность профессионального образования
Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вот почему по мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени и, в частности, средние и старшие классы общеобразовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по народному образованию [11, C. 284]. В XIX в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений - детских яслей и детских садов, которые в XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь потребовала также создания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в области культуры и управления. Интенсивное развитие технического базиса производства в XX в. обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий и создания для этой цели сети профессионально-технических учебных заведений (училищ), количество которых во всех странах мира постоянно возрастает. Одновременно с расширением сети образовательно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования. Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров [4, C. 194]. Первая ступень профессиональной подготовки специалиста – начальное профессиональное образование. Для создания учреждений начального профессионального образования необходима государственная регистрация, которая осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. В системе начального профессионального образования в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений: - профессиональный лицей (Лицеи – это не просто профессиональные училища, это история и определённый статус, который налагает на учебное заведение определённые обязательства по качеству преподавания и уровню подготовки выпускников. Важно, что лицеи всегда осуществляют в своих стенах подготовку специалистов по нескольким направлениям в рамках одной сферы деятельности. Обычно обучение различным профессиям осуществляется на базе девяти- или одиннадцатилетнего образования, и разница, соответственно, будет заключаться и в сроке обучения); - учебно-курсовой комбинат (пункт), - учебно-производственный центр, - техническая школа (горно-механическая, лесотехническая и др.), - вечернее и другие образовательные учреждения данного уровня. Основная цель профессионально-технического образования — подготовка учащихся к трудовой деятельности на определенном рабочем месте — обусловливает необходимость выделения среди предметов этой группы производственного обучения и теоретических дисциплин. Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов). Основные виды средних специальных учебных заведений: 1) техникум, реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; 2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. В каждом среднем специальном учебном заведении имеется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий). В учреждениях среднего профессионального образования используются следующие формы учебных занятий: 1) урок - ограниченная во времени форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и обучения) педагогов и учащихся, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания. Результатом такого взаимодействия является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие способностей, а также совершенствование опыта педагога; 2) лекция - систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки; 3) семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей; 4) лабораторные и практические занятия - являются средним звеном между углубленной теоретической работой обучающихся на лекциях, семинарах и применением знаний на практике. Лабораторные и практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности; 5) курсовое и дипломное проектирование – это элементы одной системы, которая входит в более общую систему – систему обучения студента. Являлись и являются одной из форм научно-исследовательской работы студента. Дипломное проектирование – организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в среднем специальном учебном заведении и заключающаяся в выполнении учащимися дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации выпускнику. 6) учебная практика - это составная часть программы высшего образования, одна из форм учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания; 7) производственная практика - одна из частей учебного процесса, которая необходима для закрепления теоретических знаний; 8) консультации - дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета; 9) самостоятельные занятия учащихся - одна из основных организационных форм обучения. Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [2, С. 349]. Высшее профессиональное образование — это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. Основными задачами высшего профессионального образования являются: - удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; - удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации; - развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников; - сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; - распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня (Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года). В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации. Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор. Послевузовское профессиональное образование– подсистема непрерывного образования взрослых, направленная на подготовку научных и научно-педагогических кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, конкурентоспособных в сложной современной социокультурной ситуации, свободно владеющих методологией и технологией научной деятельности, обладающих профессиональным мышлением. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов, повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. К числу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования принадлежат академии, институты и центры повышения квалификации, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования, организуемые в высших учебных заведениях. Цели создания учреждений ДПО: повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций. Различают следующие виды дополнительного профессионального образования: самообразование, переподготовка специалистов, стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка. В процессе обучения взрослых часто используются такие формы работы, как лекции, семинарские, практические занятия [3, С. 324]. Таким образом, в России в настоящее время существует начальное, среднее, высшее, послевузовское, и дополнительное профессиональное образование. Date: 2016-07-25; view: 1704; Нарушение авторских прав |