Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи. Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются: · осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу; · включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности; · овладение способами проектирования собственной деятельности; · предоставление возможности принимать самостоятельные решения; · ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе; · привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии. Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает: - формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу; - осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности; - определение творческих задач и совместный поиск путей их решения; - использование методики организации коллективной творческой деятельности. Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов. Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, который предполагает следующее: · выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения; · опору на положительные стороны родителей и детей, · раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности; · доверие ребенку и родителям; · принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка; · подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем; · принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению; · восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи; · обеспечение единства педагогических влияний на ребенка, влияний детского коллектива педагогов и родителей; · заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем; · обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей; · содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми; · заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи; · создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях. Принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует: · обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявления общих проблем для решения; · определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон; · с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой, распределения ролей, функций, ответственности, обязанностей между педагогами, родителями, детьми; · совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон; · соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса; · согласованности требований к ребенку школы и семьи; · проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей; · ориентации не только на воспитательную работу с учащимися, но и организацию взаимодействия с семьей, развитие отношений между родителями и детьми; · согласованности педагогических действий классных руководителей, учителей, психологов, социальных педагогов, администрации в работе с семьей. Принцип управления взаимодействием школы и семьи. Этот принцип означает: · изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и в классных коллективах; · выявление трудностей, проблем взаимодействия педагогов и семьи и отбор педагогических средств его регулирования; · организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия педагогов и семьи; · пропаганду лучших достижений взаимодействия педагогов и семьи, родителей и детей; · подготовку педагогов, учащихся и родителей к совместной деятельности; · создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности; · оказание методической помощи педагогам и родителям в организации взаимодействия на всех уровнях: в классе и школе; между педагогами и родителями, родителями и детьми; · стимулирование взаимодействия школы и семьи.
Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи
Одна из задач школы – это создание условий для развития ребенка и отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Одной из основных является классное собрание. Здесь обсуждаютсяпроблемы, отражающиеобщие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать группы отдельно педагогов, учащихся и родителей. Назовем направления и перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной, она определяется самими участниками работы. 1.Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся: · творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов; · дни открытых уроков, проводимых в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся; · познавательные конкурсы между родителями и детьми (или семейными командами); · общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми и родителями (учитель составляет задания, помогает формировать группы, организовать подготовительную работу, родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков); · праздник знаний и творчества, предполагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными); · турниры знатоков – количество групп соответствует количеству туров; каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных, турнир по одной теме или по разным (тему выбирает сама группа); · учебные занятия с участием родителей; · участие родителей в организации и работе факультетов, предметных кружков; · совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, тематических собраний-дискуссий по проблеме учебы, например, «Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т.п.; · деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире; · участие родителей и детей в обсуждении вопросов отбора дополнительных тем, предметов для изучения. 2.Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии: · выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик; · организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей; · организация родителями экскурсий на предприятия; · проведение классных собраний-дискуссий по профориентации «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.; · организация встреч-бесед с родителями «Как я выбирал профессию?», «Что значит для меня моя профессия»; · оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к своей будущей профессиональной деятельности; · проведение коллективного творческого дела «Защита профессии» с учетом профессиональных интересов детей и малоизвестных, но востребованных профессий; · организация совместных трудовых дел (оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение микрорайона, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т.д.). 3.Формирование у детей нравственности, культуры поведения: · знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности; · обсуждение нравственных проблем с детьми, возникающих в повседневной жизни; · просмотр, обсуждение фильмов; · подготовка концертов, спектаклей; · проведение «Дня радости»; · проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности, например: «О доброте и милосердии», «Современный человек. Какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.; · проведение акций по оказанию помощи престарелым; · организация встреч с интересными людьми; · организация и проведение экскурсий в музеи; культурные центры; · организация «Школы гражданина», занятия в которой проводятся с участием родителей. 4.Подготовка учащихся к семейной жизни: · создание клуба семейных встреч, цель которого - знакомство с интересными семьями, увлечениями членов семьи, их досугом, трудом; · организация «Школы будущего семьянина», цель которой - знакомство учащихся с различными аспектами создания семьи, освоение различных семейных ролей, изучение психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов; · обсуждение проблем на классном собрании «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.; · проведение конкурса «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), «Конкурса богатырей» (между отцами, дети помогают); · организация конкурсов «Юная хозяйка» (для девочек, при поддержке мам), «Я и моя бабушка»; · организация занятий по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами); · проведение «Конкурса рыцарей и дам». 5.Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни: · организация просвещения детей и родителей по проблемам сохранения здоровья; · систематическая диагностика состояния здоровья детей; · пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях; · систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре; · определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка; · устройство детей в секции, спортивные коллективы; · организация профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.); · проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных); · организация туристических слетов, походов. Особе внимание необходимо обратить на эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми. С этой целью целесообразно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям: · организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей); · создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям?», «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т.п.); · проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.); · организация творческих встреч с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему и др. · организация выставок результатов труда родителей. Важно помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье. Для этого можно проводить следующую работу: · знакомить родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми); · пропагандировать опыт формирования положительных отношений в семье, поощрять родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье. Развитию отношений в семье школе и классе способствует следующее: · проведение различных конкурсов: «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», семейных газет и др.; · представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ); · выполнение творческих семейных заданий при подготовке воспитательных мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т.п.); · выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предметов быта для дома; разработать проект его изготовления, реализовать его и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т.п.); · проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей); · создание совместных объединений по интересам, клубного типа. В школе и классе может быть организован специальный «Праздник семьи», где будут представлены результаты семейного творчества, организованы конкурсы семей, отмечены достижения родителей и детей.
Date: 2016-07-25; view: 1215; Нарушение авторских прав |