Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания





1. Составьте схему (таблицу), отражающую классификацию форм воспитательной работы.

2. Составьте схему, отражающую классификацию коллективных творческих дел.

3. Проанализируйте коллективное творческое дело, в котором вам довелось участвовать, с точки зрения реализации идей заботы, коллективности, творчества и сотрудничества.

4. Придумайте и обоснуйте различные способы формирования микрогрупп. Покажите это на занятии с участием студентов.

5. Составьте рекомендации в адрес педагога по организации «мозговой атаки».

 

6. Составьте методические рекомендации по коллективному планированию конкретного дела, выбранного вами.

7. Заполните таблицу:

 

Этапы КТД Организаторские задачи Действия и позиция организатора Приемы КТД
       

 

 

Рекомендуемая литература

1. Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2011.

2. Безрукова В.С. Педагогика – Екатеринбург, 1996.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М., 2011.

4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

5. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова - М., 2001.

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.

7. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 1993.

 

 

13. Функции и направления деятельности

классного руководителя

 

«Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание».

В.А. Сухомлинский [94]

 

13.1. Вариативность классного руководства

Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, общение, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. В связи с разнообразием задач, решаемых классным руководителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:

- в организационном – варианты профессионального и должностного статуса;

- в содержательном – варианты выделения доминирующих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;

- в психолого-педагогическом – выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т.д.).

Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:

· условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;

· экономическими возможностями школы и родителей;

· возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

· подготовленностью педагогов к организации воспитательной работы.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

- классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);

- классный руководитель;

- классный куратор.

Классный воспитатель работает на полной учительской ставке. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость классного воспитателя может быть согласована с администрацией школы. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех коллективах, где большинство детей нуждается в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебное время педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Знание личностных особенностей, бытовых условий, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, где обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена классных руководителей в них воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся,

а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива.

При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40-50 учащихся), целесообразно вместо должности классного руководителя ввести должность организатора внеурочной деятельности в школе или педагогов-организаторов разновозрастных групп учащихся.

 

13.2. Функции классного руководителя

 

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно коллектива класса как в целом, так и по отношению к отдельным учащимся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившимися между ними взаимоотношениями. Учитывая отношения с каждым учащимся, классный руководитель строит их с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению его собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся.

Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является соци-альная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя - это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащитным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Критерием эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные - это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д.

Субъективные показатели характеризуют степень удовлетворенности или неудовлетворенности детей их социальной защищенностью.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится вся система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.

Главное назначение классного руководителя - поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент делается не столько на организации учащихся классным руководителем, сколько на помощи им в самоорганизации. Он сопровождает процесс индивидуального и личностного развития школьников.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую,

творческую, исследовательскую, проектную, оздоровительную, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников. В связи с введением ФГОС классному руководителю важно предусмотреть участие каждого учащегося в разных видах деятельности, обеспечив его занятость во внеурочное время до 10 часов в неделю, учитывая при этом его участие в классных и общешкольных делах, внеурочные занятия в школе и учреждениях дополнительного образования.

В процессе работы с классом представляется важным реализовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.

Третья группа функций классного руководителя вытекает из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельностиучащихся. К функциям этой группы относят: диагностическую, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, проектировочную.

Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования и изучения ребенка в руках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива до-ля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет изменяться.

В работе классного руководителя можно выделить стратегические и тактические цели. Первые намечаются на определенный период. Они формулируются в виде прогнозируемого результата воспитательного процесса. Тактические цели предполагают обозначение ближней перспективы и прогнозируют результат конкретного воспитательного мероприятия, воздействия и т.д.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Цели воспитательной работы во многом определяют содержание планов классного руководителя. Планирование воспитательной работы - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой - негативных результатов и причин имеющих недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя с классом как в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (клас-сного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного процесса.

В современных условиях возрастает значение проектировочной функции классного руководителя, который систематически проектирует свою собственную деятельность, приобщает к этому процессу детей и их родителей. Решение любой педагогической проблемы, целенаправленная работа по развитию воспитательной системы класса предусматривает разработку проектов (концепции, модели, программы развития). Классный руководитель является организатором разработки различных проектов, обеспечивающих индивидуальное развитие, образование детей в классе (индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный план и др.).

В связи с введением ФГОС классный руководитель является организатором работы по созданию программы воспитания и социализации школьников. Он привлекает к проектированию этой программы детей, родителей, учителей школы, социальных партнеров.

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

 

13.3. Направление деятельности

классного руководителя

Направления деятельности классного руководителя и его функции взаимосвязаны. Традиционно выделяют следующие направления:

- изучение учащихся и коллектива;

- сплочение и развитие коллектива;

- индивидуальная работа с учащимися;

- взаимодействие с семьей;

- взаимодействие с педагогами школы;

- привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей.

Классные руководители могут использовать программы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», разработанные О.С. Газманом и А.В.Ивановым. Суть этих программ состоит в следующем.

Здоровье. Педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах отклонений в их здоровье.

Совместно со школьным врачом, родителями классный руководитель помогает составлять личную программу питания ребенка, закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ему выработать индивидуальный режим работы и отдыха, индивидуально необходимое время для сна; помогает ученику самому организовать свой режим жизни.

Общение. Классный руководитель изучает детей, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, в какой среде воспитывается ученик, сильны ли семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с ребенком, положение его в семье, уметь различать наследственные черты характера (замкнутый, открытый, болтливый и т.д.).

Изучив положение ребенка в сфере общения, педагог очень тактично помогает в разрешении проблем, в создании условий для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, для самоутверждения ребенка в коллективе, например, помогает изменить социальную роль «неудачника», «хулигана», «двоечника».

Учение. Чтобы помочь ребенку в обучении, целесообразно проводить тестирование на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли, затруднений в учебе.

В личных беседах с учеником, с помощью наблюдения за ним на уроках и вне уроков, классный руководитель выявляет причины отставания или успеха в учебе; выясняет, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя, заставляют ли его делать домашнее задание или он выполняет его сам, какая помощь учителя ему необходима, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках.

Классный руководитель организует совместную работу с учителями-предметниками, завучем по оказанию помощи ученику, рассказывает об особенностях мышления, памяти ребенка с целью использования форм и методов обучения, адекватных возможностям ученика.

Досуг. Организация досуга детей является важной составной частью деятельности классного руководителя. Это и время отдыха, и развитие способностей и интересов, и свободного общения с людьми. Эффективное развитие школьника в сфере досуга происходит, если классный руководитель соблюдает следующие правила:

- формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;

- досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, дети сами выступают организаторами своего досуга;

- разумно чередуются формы организации досуга (от шумной дискотеки к спокойному общению школьников в кругу).

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе.

Каждая программа в то же время предполагает традиционные направления, изложенные выше, и включает изучение учащихся и их семей, классного коллектива, индивидуальную работу с детьми и родителями, взаимодействие с педагогами и общественностью.

Классному руководителю также целесообразно при планировании и проведении работы с детьми учитывать подходы к содержанию воспитания, изложенные в главе 5.

В связи с введением ФГОС классный руководитель при проектировании и организации воспитательной работы в коллективе должен опираться на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Примерную программу воспитания и социализации школьников. В этих документах нашли отражение следующие направления воспитания:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств, формирование этического сознания (духовно-нравственное воспитание);

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (трудовое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся классный руководитель предусматривает еще одно направление работы - обеспечение условий для профессионального и личностного самоопределения школьников, помогая детям сделать осознанный профессиональный выбор. С этой целью могут использоваться различные внеклассные групповые и коллективные формы работы: встречи со специалистами различных сфер деятельности, экскурсии на предприятия и в учреждения, диспуты о выборе профессии, тренинги и деловые игры по выявлению и формированию важных профессиональных качеств.

 

13.4. Взаимодействие классного руководителя и

семьи ученика

Одна из важнейших задач классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

Суть творческого сотруднического взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

В основе сотрудничества семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Сотрудничество классного руководителя и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка:

- состав семьи, возраст, профессия родителей;

- бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;

- активность участия родителей в воспитании детей;

- ценностные ориентации родителей и детей;

- выполнение ребенком режима дня;

- досуг родителей и детей;

- распределение обязанностей в семье;

- традиции, семейные праздники;

- увлечения, способности родителей и детей;

- взаимоотношения в семье.

На основе полученных данных классный руководитель составляет паспорт каждой семьи.

Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различн-ых видов работы. В то же время классный руководитель выявляет заказ родителей на содержание и обучение детей.

Для формирования сотруднических отношений между родителями и детьми классный руководитель рассматривает классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности, которые представлены в главе 15. Классные руководители должны активно взаимодействовать с родителями, чтобы сделать их своими союзниками в воспитании детей. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. При общении с родителями должны чаще звучать фразы: «А как думаете вы?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения классного руководителя с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Посте-пенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

 

13.5. Классный руководитель и

педагогический коллектив

 

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию общих целей и задач в работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися, определению путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.

Особенно важно обеспечить взаимодействие классного руководителя с учителями школы, психологом, социальным педагогом при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, выстраивании индивидуального образовательного маршрута ученика с целью его профессионального и личностного самоопределения. Для этого целесообразно составить план совместной педагогической диагностики профессиональных возможностей, склонностей и интересов учащихся на разных этапах работы, обеспечить согласованное педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности в учебное и внеучебное время.

Взаимодействие предполагает не только согласованные действия и совместную деятельность педагогов школы, но и четкое разграничение функций классного руководителя, учителей-предметников, психолога, социального педагога в зависимости от возможностей, должностных обязанностей и специфики деятельности детей.

С одной стороны, классный руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельности, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой - обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестную информацию, которая может отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, так как учителя могут дополнить содержание методик, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности, деятельности учителей и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Особое внимание классному руководителю необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников, требованиями, предъявлявшимися его предшественником и другими учителями.

К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы по предметам. Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведение мероприятий в интересной и увлекательной форме во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач. Осуществляя совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко определить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к работе с родителями, способствует формированию взаимоуважительных и доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать вечера вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях. Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои требования, познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.

Одна из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.

Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе профессиональной деятельности обеих взаимодействующих сторон.

Классный руководитель является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего классный руководитель обращается к специалистам тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи детям и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Социальные педагоги обладают большей, чем классный руководитель, информацией о жизни учащихся вне школы, которая порой является мощным фактором, влияющим на ребенка и объясняющим его поведение и поступки в школе и дома, причем социальный педагог не только «выдает» информацию о жизнедеятельности ребенка вне стен школы, но может продолжить в микрорайоне начатую в школе с конкретным учеником работу. Он предоставляет классным руководителям социальный «портрет» микрорайона, изучает его педагогический потенциал. Работая над социальным «портретом» микрорайона, социальный педагог может включить в него и положение семей в данном микрорайоне, что позволит более эффективно планировать взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса в школе.

Психолог на более высоком профессиональном уровне владеет методами продуцирующей диагностики. Классный руководитель может успешно справиться с задачей изучения учащихся и коллектива класса, но более широкую и полную информацию о ребенке, его адаптации в классе, взаимоотношениях детей, проблемах класса и соответственно по оказанию психологической помощи может дать только психолог.

В большинстве школ создаются объединения по интересам, где детям предоставляется возможность для общения, самовыражения, самореализации. Классному руководителю важно, с одной стороны, знать, в каких объединениях занимаются дети, какие интересы и способности учащихся могут быть учтены при организации воспитательной работы в классе, а с другой – помочь каждому ребенку найти коллектив, где он может удовлетворить свои потребности в общении и творчестве.

Особое внимание классный руководитель обращает на тех учащихся, которые не смогли стать успешными в учебной работе. Классный руководитель выявляет их интересы и потребности, чтобы помочь найти коллектив, где он может себя реализовать, стать значимым, успешным. В этом случае необходимо договариваться о совместных действиях, поддержке с руководителем объединения.

Если в кружке или клубе занимаются несколько человек, то может быть организовано классное мероприятие с участием руководителя кружка, где эти учащиеся станут главными организаторами работы.

Таким образом, в зависимости от особенностей клубного объединения, условий его деятельности и участия детей класса в работе объединения могут быть использованы различные формы взаимодействия классного руководителя и руководителя кружка, секции: беседы, целенаправленное наблюдение за поведением ребенка и анализ результатов наблюдения, поиск способов саморегуляции детей в учебной и досуговой деятельности, особенно проблемных детей, совместные планирование и проведение дел с участием учащихся класса.

Методистом, консультантом классного руководителя и ответственным администратором является заместитель директора по воспитательной работе, который утверждает план воспитательной работы классного руководителя, контролирует его деятельность, организует взаимодействие с коллегами в разных формах (через методические объединения, проблемные группы, семинары и т.д.). В зависимости от опыта и уровня профессионализма определяются содержание и формы взаимодействия классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе. Это могут быть консультации, подготовка совместных мероприятий, посещение и анализ мероприятий, организация наставничества более опытными классными руководителями.

Таким образом, взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом способствует решению комплекса воспитательных задач и осуществляется в групповых и индивидуальных формах. Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя с коллегами, педагогами школы.

 

13.6. Классный воспитательный час

 

В ряде школ для работы каждого классного коллектива в один из дней недели определено время, которое принято называть классным часом. Чем занимается коллектив в это время – решают учащиеся и классный руководитель.

В одну неделю проводится классное собрание, в другую – час классного руководителя (воспитательный час), в третью – встречи, экскурсии. Это время классный руководитель и школьники учитывают при планировании воспитательной работы. Однако данное положение не следует понимать формально. Необходимо исходить из конкретной ситуации, обстановки, потребностей коллектива. Возможны экстренные сборы коллектива в случае решения неотложных вопросов, смещение сроков по объективным причинам, сочетание на одном классном часе различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание и т.д.)

Следует учитывать, что час классного руководителя, классное собрание имеют различные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения; по-разному определяются роль, функции, позиция педагога и его взаимоотношения с детьми.

Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания, воспитательный час не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам жизни коллектива.

В то же время следует учитывать, что формы проведения классного часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто обсуждение проблемы, на воспитательном часе завершается принятием конкретного решения по данному вопросу на классном собрании.

Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у детей системы отношений к окружающему миру. Можно выявить следующие воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н.Е. Щуркова).

Методика организации часа классного руководителяпрежде всего предполагает определение его содержания, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.

Могут быть предложены различные циклы классных часов, например: человек и его взаимоотношения; наука и познание; прекрасное в жизни, в искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм; половое воспитание; профориентация; психологическое просвещение; экономическое и экологическое воспитание и т.д.

Безусловно, темы, содержание классных часов классный руководитель определяет тогда, когда изучит уровень воспитанности и социальности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Педагог может привлечь детей и их родителей к определению наиболее важных тем для рассмотрения на часе классного руководителя.

При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы за «круглым столом», обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (пение, рисование, сочинительство), обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением, «мозговая атака», работа по творческим группам. Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для детей являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности.

Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге целесообразно рассмотреть в библиотеке.

В формировании нравственных представлений и убеждений учащихся большое значение имеют классные часы – диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у учащихся есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возникающего на уроке. Диспут позволяет педагогу в определенной мере увидеть и результат, действенность проводимых ранее классных часов, воспитательной работы в целом.

Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам его подготовки и проведения, тем не менее, делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежит следующее:

а) рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;

б) выступление специалиста;

в) встреча с интересным человеком, политиком, артистом и т.п.;

г) сообщения самих школьников.

Целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.

В зависимости от этого классные часы можно подразделить на три вида. К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыты. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы, проводимые по следующим темам: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Как развивать память», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Режим дня и НОТ школьника» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя - оказать им помощь в подготовке беседы, выступления.

Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение главных идей, содержания, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников, совет дела. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много творчества, выдумки, фантазии. Между группами возникает дух соревнования: кто интересней представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог незаметно направляет их.

После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколлективов. Данный тип классных часов возможен в том случае, если:

- школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;

- значительная часть учащихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, является самостоятельной и ответственной;

- актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.

Подчеркнем, что выбор типа воспитательного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.

Особо следует выделить классные часы, на которых перед учащимися выступают приглашенные гости, родители. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече и самих учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы для гостей, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, оказать уважение приглашенным и проявить внимание к ним.

Подготовка классного руководителя к воспитательному часу предполагает выполнение следующих действий:

- определение темы классного часа, формулировку его цели, исходя из задач воспитательной работы с коллективом;

- тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

- составление плана подготовки и проведения классного часа; привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

- подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;

- определение целесообразности участия на классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по теме классного часа;

- определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;

- выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.

Особое внимание классный руководитель обращает на психологическую подготовку учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разговор. Настрой начинается с момента оповещения учащихся о классном часе. Время от времени можно напоминать о предстоящем разговоре. Но самым лучшим способом подготовки к классному часу является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят отдельные фрагменты, разделы классного часа, оформление помещения и т.п.

В период завершения подготовки воспитательного часа педагог окончательно определяет структуру (план) классного часа. Несмотря на то что каждый час классного руководителя неповторим, часто в общем виде его структуру представляют в виде трех частей: вступительная, основная, заключительная.

Назначение вступительной части – мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьезное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Время вступительной части ограничено: ученики уже минут через 5-7 должны получить новую информацию, иначе их внимание рассеивается. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.

Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.

В заключительной части важно создать у всех учащихся чувство удовлетворения состоявшимся разговором, возбудить у детей желание внести изменения в свое поведение, в работу класса. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел класса. Она не должна длиться слишком долго, чтобы «не смыть» впечатления от основного содержания классного часа. Можно продолжить разговор на классном собрании.

При составлении плана воспитательного часа эти его части полезно иметь в виду, чтобы было легче проверить логическую связь и наличие логического стержня в материале классного часа: постановка вопроса – в первой части; его решение - во второй, определение значимости решения - в третьей.

Необходимо также учитывать, что в ряде случаев данная структура может быть педагогически нецелесообразна. Например, в случае взволновавшего всех события можно исключить вступление и сразу приступить к изложению основного содержания; или же отсутствует заключительная часть, когда школьники получают на классном часе материал для размышления, а завершается обсуждение на следующем классном часе.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Классному руководителю важно разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.

 

Анализ и планирование работы

Date: 2016-07-25; view: 677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию