Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические задания
1. Составьте схему, показывающую взаимосвязь различных типов взаимодействия. 2. Подберите ситуацию, характеризующую тип взаимодействия, и разыграйте ее на занятии микрогруппой или в паре. 3. Составьте анкету для учащихся с целью выявления уровня и характера взаимодействия между педагогами и учащимися. 4. Разработайте методики диагностики отношений в коллективе. 5. Составьте перечень ситуаций, позволяющих выявить характер взаимодействия: а) между педагогами и учащимися; б) между учащимися. 6. Подберите игры, направленные на установление и развитие доброжелательных отношений в детском коллективе. Одну из игр проведите с участниками занятия. 7. Подберите игры, творческие задания, способствующие развитию сотрудничества между детьми. Проведите одну из форм на занятии. 8. Составьте педагогические рекомендации (правила) по установлению диалога и сотрудничества: а) межу педагогами и детьми; б) между детьми. 9. Составьте перечень дел, позволяющих развить сотрудничество старших и младших школьников. 10. Разработайте план подготовки и проведения совместного мероприятия старших и младших учащихся. 11. Разработайте план подготовки и проведения внеклассного занятия с учащимися на тему «Учимся общаться».
Рекомендуемая литература 1. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. - Ярославль, 2007. 2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990. 3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986. 4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. 5. Психология. Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990. 6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студентов / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2011. - С. 488-511. Самовоспитание как процесс и результат воспитания «Дитя становится личностью – оно медленно раскрывается само для себя, медленно развивается и вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час, когда дитя научается отделять себя от других и становится личностью не только для других, но и для себя». В.В. Зеньковский [49]
7.1. Сущность процесса самовоспитания
Как уже было сказано выше, главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому в качестве важного фактора его развития выступает самовоспитание. Самовоспитание – это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Оно предполагает целенаправленное освоение человеком социального опыта. Самовоспитание – это управляемое человеком саморазвитие. Однако саморазвитие и самовоспитание не одно и то же. Самовоспитание – высшая форма саморазвития, так оно осуществляется осознанно и последовательно. Воспитание - лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание. Оно представляет собой относительно самостоятельный процесс и является в основном результатом воспитательных воздействий. Таким образом, самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педагогов и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием как воспитания, так и самовоспитания (схема 2).
Схема 2 ВОСПИТАНИЕ САМОВОСПИТАНИЕ Формирование Личности
Как считает П.Н. Осипов, движущей силой самовоспитания является ряд противоречий: 1. между требованиями, предъявляемыми к учащимся, и их реальным поведением; 2. между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания[50]. Педагогам необходимо учитывать, реализация каких требований посильна для детей. При этом самовоспитание во многом зависит от соответствующей психолого-педагогической подготовки учащихся к работе над собой. Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества. Важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, взглядов, поступков. В развитии самоуправления прослеживают ряд этапов. Первый этап – мотивационный. На этом этапе должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости применяемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания учащихся находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Второй этап – программный. Это определение программы самовоспитания, последовательности работы по самосовершенствованию. Третий этап – поисковый. Дети стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий. Четвертый этап – рефлексивный (рефлексия – отражения своего поведения и своих отношений с окружающими). На этом этапе происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их достижения. Самовоспитание требует познание человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности. Необходимо отметить, что самовоспитание не всесильно и не может изменить те черты, которые даны человеку от природы. В то же время возможна самокоррекция проявлений своего индивидуального стиля отношений с окружающими. Н.М. Таланчук разработал модель процесса самовоспитания, в которой отражены функции, методы самовоспитания, соответствующие им, и необходимые качества, отражающие культуру воспитанника. Эта модель приводится ниже в таблице.
Таблица 3 Date: 2016-07-25; view: 1698; Нарушение авторских прав |