Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательные системы





и их развитие[39]

 

«Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы; никакое средство вообще не может быть при­знано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний». [40]

А.С. Макаренко

5.1. ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА?

 

Решение проблем современной школы связано с превращением ее из школы просто обучающей в школу прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы. А.С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматривать от­дельно взятым от системы.

Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе реализации педагогических целей в образовательном учреждении создается и разви­вается воспитательная система, с другой - эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.

Воспитательная система как педагогический феномен активно изучается наукой с начала 70-х гг. ХХ в. Сегодня создана целостная концепция воспитательной сис­темы. Среди ее авторов Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова и др.

Они рассматривают воспитательную си­стему как особую педагогиче­скую категорию. Она имеет признаки как пси­холого-педагогической сис­темы, так и социально-педагогической. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окру­жающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями; через психо­ло­гический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках конкретного образовательного учреждения).

Главный признак системы - ее упорядоченность. Но упорядоченность может иметь различные основания: не только цели гуманистического разви­тия личности ребенка, но и соблюдение требований, формальных правил, внешнего административного порядка и т.д. Поэтому социально-педагогиче­ская система может быть не всегда гуманной по отношению к ребенку.

Воспитательная система школы - социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти цели сориенти­рованы. Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагоги­ческой деятельности, прежде всего, педагогов, учащихся и их родителей.

Зачем нужна воспитательная система в школе?Она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспи­тательной системе более благоприятные возможности для развития как лич­ности ребенка, так и личности педагога.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компо­ненты: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых она создается); дея­тельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности; рождающиеся в деятель­ности и общении отношения, интегрирующие субъ­ектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектами; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.

Субъекты гуманистической воспитательной системы — это не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отли­чий от системы ав­торитарной, где ребенок выступает преимуще­ственно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети (с уче­том возраста, разумеется) конкретизи­руют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и реализуют их в процессе совместной деятельности. Важнейшим условием эф­фективности системы является объединение детей и взрослых в коллек­тив, становящийся ядром гуманистической воспитательной системы школы.

Не всякая совместная деятельность является системообразующей. Она должна быть творческой и личностно значимой для каждого субъекта. Деятельность и общение де­тей, детей и взрослых порождают сеть отношений, которые в гуманисти­ческой системе в первую очередь и определяют ее воспитательный потенциал.

Любая гуманистическая воспитательная система — система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии боль­шую роль играет среда - и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).


Школьные воспитательные системы гуманистического типа возникают, развиваются, перестраиваются. Важнейшим аспектом управления разви­вающейся системой являются укрепление ее системности на каждом новом витке раз­вития, создание действенных связей между ее компонентами. Нельзя независимо друг от друга разрабатывать цели, намечать системообра­зующие виды деятельности и ключевые дела, проек­тировать и развивать гу­манистические отношения. Цели должны воплощаться в деятельности, дея­тельность — вести к определен­ному типу отношений и т.д. Создание, укреп­ление и корректиров­ка связей между компонентами системы должны обес­печивать це­лостность системы.

Главный критерий эффективности развития гуманистиче­ской воспита­тельной системы — развитие личности ребенка. Ста­новятся условия разви­тия личности более благоприятными или они ухудшаются — от ответа на этот вопрос зависит оценка пра­вильности выбранного пути. Опыт свидетель­ствует о существова­нии закономерности: не только авторитарно управляемое разви­тие воспитательной системы, но и ее «свободный дрейф» неиз­бежно приводят к ухудшению условий личностного развития де­тей, к потере систе­мой человека как цели.

Воспитательная система любого уровня не является самоцелью. Цель — личность развивающегося человека, включенного в эту си­стему. В связи с этим управление воспитательной системой включает в себя прежде всего управление взаимодей­ствием системы и личности, процессом их вза­имного влияния. Этот «личностный» аспект управления требует поиска путей оп­тимального включения личности (причем каждой: и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой дея­тельности, совершен­ствования межличностных и групповых от­ношений, возникающих в коллек­тиве, создания ситуаций, побуж­дающих каждого (ребенка и взрослого) к рефлексии, самопозна­нию, самореализации.

Таким образом, управление любой воспитательной системой можно рас­сматривать как трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной системы; управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности; управление корректирующее (весьма условное назва­ние), направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений в наиболее для него благоприятной позиции.

Создание целостной воспитательной системы, по сути, есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников.

Среди разнообразных видов деятельности в воспитательной системе можно выделить те, которые являются системообразующими. Таких видов деятельности может быть один, два, реже - три.

Системообразующей деятельность становится, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности, и она связывает в целостный педагогический процесс учебную и вне­учебную работу.

Содержание системообразующих видов деятельности определяет тип воспитательной системы. Так, в воспитательных системах лицеев, гимназий познавательная деятельность может быть единственным системо­образующим видом; в школе-клубе системообразующих видов деятельно­сти два: познавательная и клубная. Тип воспитательной системы определяется также типом школы, ее месторасположением, количеством учащихся, опытом работы педагогического коллектива, традициями и др.


Сегодня в педагогической литературе часто встречается понятие «ав­торская воспитательная система». Такие системы создаются в школах, руко­водимых творчески работающими, нестандартно организующими воспита­тельный процесс директорами. Такие воспитательные системы чаще всего называют по имени директоров школ. Мы говорим о школе В.А.Сухомлинского (Павлышская школа Кировоградской области Украины), школе В.А. Караковского (средняя школа № 825 г. Москвы), школе А.Н.Тубельского (школа № 734 г. Москвы), школе В.Б. Головяшкина (школа им. И.В. Мичурина Ярославской области) и др.

5.2. Развитие воспитательной системы школы

 

Воспитательная система — не застывший, а постоянно раз­вивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчи­вые способы взаимодействия де­тей, те или иные виды деятельности, органи­зационные струк­туры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность кол­лектива или, наоборот, увеличивается дезорганизация — все эти явления характеризуют процесс развития воспитательной системы.

Воспитательная система не задается сверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, поэтому она не застывший, а по­стоянно развивающийся феномен. Источником развития воспитательной сис­темы является прежде всего разрешение противоречия между нарастаю­щей упорядоченностью системы (процессом интеграции) и ее тенденцией к нарастанию независимости различных элементов (процессом дезинтегра­ции).

Интеграция выражается в сплочении коллектива, в установлении ус­тойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуаций и т.д. Де­зинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивиду­альных и групповых различий, в появлении ситуаций, противоречащих при­нятым нормам и ценностям и т.д.

Процесс развития воспитательной системы в значительной степени опре­деляется тем, что она является самоорганизующейся системой. В результате педагогического управления системой и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности ее развития.

Прежде всего следует отметить, что существует множество пу­тей разви­тия воспитательной системы. Это определяется внутрен­ними свойствами са­мой системы, особенно если речь идет о пере­стройке ранее функциониро­вавшей воспитательной системы. Связь «школа — общество» отнюдь не од­нозначна: к счастью, дале­ко не все происходящее в школе определяется про­исходящим в обществе.

Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают спады и подъемы и достаточно длитель­ные периоды стабильно­сти, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы дви­жется вспять, теряет свои пози­тивные приобретения в деятельности, в отно­шениях, в творчест­ве. Этого не надо бояться, необходимо знать это и анали­зировать причины и последствия явлений, происходящих в системе.


На разных этапах развития воспитательной системы более позитивным процессом может быть как интеграция, так и дезинтеграция. Так, на этапах становления системы или ее послекризисного развития позитивны процессы интеграции, создающие для ребенка и педагога ста­бильную комфортную среду, способствующую усвоению социальных норм, снижающие излишнюю напряженность. На этапе стабильного функциони­рования системы позитивными становятся дезинтеграционные процессы, удовлетворяющие потребности в новизне, формирующие активность субъек­тов педагогической деятельности, их креативность.

Противоречия между интеграцией и дезинтеграцией развития воспита­тельной системы конкретизируются в противоречии между системой и лич­ностью. Личность - активный участник создания системы. Создавая ее, она начинает подчиняться ей. По сути, человек подчиняется той системе, которую творит сам. Поэтому развитие воспитательной системы есть усло­вие развития личности.

Процессы интеграции создают благоприятную среду для социальной адаптации, напротив, дезинтеграционные явления в системе стимулируют процессы социальной автономизации ребенка и педагога. Таким образом, развитие воспитательной системы есть условие социализации ее субъектов.

В.А. Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы школы. Первая группа - крите­рии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть ли в школе воспитатель­ная система. Об этом могут свидетельствовать упорядоченность жизнедея­тельности школы, наличие сложившегося единого школьного коллектива, сынтегрированность воспитательных воздействий в педагогические ком­плексы.

Вторая группа - критерии качества, с помощью которых определяется, каков уро­вень развития воспитательной системы, ее эффективность. Об этом гово­рят степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции; общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие детей и педагогов, внутренний комфорт; уровень воспитанности выпускников школы.

В развитии воспитательной системы можно выделить несколько этапов (В.А.Караковский).

На этапе становления в существующую или вновь соз­даваемую школу вносится определенная идея, образ будущей школы. Определяется цель воспитательной системы, разрабатывается концепция ее создания: определяются принципы деятельности педагогического и уче­нического коллективов, приоритетные и системообразующие виды деятель­ности, формы их организации. В процесс создания системы вовлекается все большее количество педагогов, учащихся, их родителей, участвующих в совместной деятельности. Главная характеристика воспитательной системы на данном этапе - ее стремление к упорядоченности.

На этапе стабильного развития воспитательной системы продолжается упорядочение всех процессов. Ведущей становится коллективная деятель­ность. Создается стабильное общественное мнение. Стандартизируются жизненные ситуации. Дезинтеграционные явления проявляются слабее. Система функционирует в заданном режиме.

Через некоторое время, как правило, наступает этап кризисного разви­тия системы. Термин «кризисное развитие» условен; в это время просто уси­ливаются дезинтеграционные явления, связанные с поиском нового, ориги­нального в жизни школьного коллектива. Причины таких явлений - дефицит новизны, усталость педагогов, стремление к обновлению жизни школы. Кризис воспитательной системы может преодолеваться по-разному: путем видоизменения ведущего вида деятельности и восстановления системообра­зующих связей; путем создания на базе прежней системы новой, включаю­щей определенные ценности и традиции старой системы, но основанной на другом типе системообразующих связей; наконец, может наступить смерть воспитательной системы, характеризующаяся распадом системообразующих связей. Явление кризиса - естественный процесс в развитии системы, в ходе которого система вступает на новый этап послекризисного развития. Во время его преобладающими вновь становятся интеграционные процессы.

Перестройка или обновление системы могут иметь не только прогрес­сивный, но и консервативный, не только развивающий, но и разрушающий характер. Ведущую роль в этом играют педаго­гическая концепция, которая лежит в основе системы, и адекват­ность ее перспективам развития общества. Большое значение имеет и доминирующий вид деятельности, являющийся главным системообразующим фактором. Переход от одного вида системо-образующей деятельности к другому сам по себе очень сложен, но он менее болезнен, если совершается в рамках одной педагогиче­ской концепции. Если же вместе со сменой доминирующей дея­тельности меняются и педагогиче­ские концепции, это меняет систему коренным образом. Если система со­риентирована на лич­ность ребенка, на развитие его природных задатков и способно­стей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества, такая перестройка гуманистична по своему харак­теру, по своему типу. Если же новая система сориен­тирована на воспитание послушания, постоянным и основным механизмом ее воздействия становится скрупулезное предъявле­ние требований, а дисциплина является главным по­казателем раз­вития системы, то вольно или невольно она нивелирует лич­ность, а потом и подавляет ее.

Обновление системы осуществляется за счет инноваций, ведущих к измене­ниям системы. Эти изменения и поднимают ее на новую ступень.

Четвертый этап может закончиться и смертью системы, когда после кризиса не следует нового витка развития, а происходит распад системообразующих связей. Смерть системы нередко свя­зана с уходом из школы ее автора.

Перестройка системы, если она в целом прогрессивна, как правило, идет в сторону ее усложнения: усложняются цели, бо­лее разнообразным становится содержание, более тонкими от­ношения, более разветвленными связи и, ко­нечно, организа­ционные, управленческие процессы. Но именно через это ус­ложнение система поднимается на новую ступень своего развития.

Принцип обновления и перестройки системы — противоречи­вый процесс. Включаемые в сложившуюся систему новообразова­ния далеко не всегда впи­сываются в нее органично. Их введение вызывает сбои в развитии системы как целостного образования. В связи с этим и требуется предварительное мо­делирование нового состояния системы, предусматривающего те изменения, которые произойдут в ее структуре, функциях, внутренних и внешних свя­зях, отношениях.

 

5.3. Методика создания воспитательной системы

школы

 

Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возмож­ностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученического коллективов, характера их взаимодействия и т.д. Для этого можно использовать все разнообразные методы педагогического исследова­ния: наблюдение, беседу, анкетирование, изучение школьной документа­ции, создание специальных ситуаций и др. На основе изучения начального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразно сформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, определить тенденции развития системы учреждения.

Затем разрабатывается концепция воспитательной системы школы. Необходимо четко сформулировать цель создания воспитательной системы, смоделировать «конечный продукт» – образ выпускника школы. Наи­более эффективным является включение в процесс целеполагания всех уча­стников педагогического процесса. Могут быть проведены продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками, группой родителей. В процессе этих игр определяются качества личности, которыми должен обладать выпускник данной школы. В результате вырабатывается «обобщенный образ» выпуск­ника школы.

Сообразно цели формулируются основные идеи (принципы) созда­ния воспитательной системы, определяются системообразующие виды дея­тельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного кол­лектива. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.

Деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно ин­тегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В.А. Караковский), рассматриваемые как совокупность научно обоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все ас­пекты процесса воспитания, и он становится целостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными: воспитательные цен­тры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др.

Педагогическим (воспитательным) комплексом должен стать и урок. Включить урок в воспитательную систему школы можно, во-пер­вых, через усиление его воспитательной значимости (через содержание учеб­ного материала, через методы организации работы на уроке, через личность учителя); во-вторых, через включение в урок элементов внеучебной дея­тельности: дидактических игр, сценической драматизации, конкурсов, вик­торин, приглашения интересных людей и др. Гармонизации учеб­ной и внеучебной деятельности может способствовать также использование нетрадиционных форм уроков: межвозрастных, межпредметных, «аукциона знаний» и др.

Таким образом, с одной стороны, элементы внеучебной деятельности органично включаются в основную форму организации учебного процесса; с другой стороны, сфера познания может быть расширена за счет активиза­ции познавательной деятельности во внеучебной работе. В этом случае пе­дагогический процесс становится целостным, а целостность – важнейший признак любой системы.







Date: 2016-07-25; view: 1354; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию