Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологические нормы





Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

1. Колебания в роде имен существительных.

2. Вариантные формы числа и падежа имени существительного.

3. Грамматические трудности при использовании в речи имен прилагательных.

4. Особенности использования имен числительных различных разрядов.

5. Особенности употребления местоимений.

6. Ошибки при употреблении глагольных форм.

Морфологические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи.

Практическая часть

Задание 1. Отметьте словосочетания, в которых прилагательное правильно согласовано с существительным.

1) Полученный бандероль; 2) больная мозоль; 3) серая такси; 4) белая рояль; 5) красивый бра; 6) вкусная какао; 7) прочный толь; 8) крепкое кофе; 9) яичная шампунь; 10) варёная картофель; 11) строгое жюри; 12) свежий овощ; 13) вкусный фасоль; 14) капроновая тюль.

 

Задание 2. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Тюль, амплуа, мозоль, алиби, жабо, такси, шампунь, цунами, кофе, конферансье, алоэ, колибри, цеце, пюре, мышь, день рождения, бикини, вермишель, бивень, вуаль, боа, пенальти, кредо, бандероль, опухоль, шимпанзе, кенгуру, пасквиль, толь, пароль, деталь, какао, пальто, киви, вопль, бюллетень, водоросль, эмаль.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность сложносоставных слов.

Длин... мост-плотина, знаменит… музей-усадьба, модн... автомобиль-такси, прочн... плащ-палатка, стар... книга-справочник, компактн... диван-кровать, плетен... кресло-качалка, современн... кафе-столовая, нов... платье-костюм.

 

Задание 4. Исправьте, где необходимо, ошибки в склонении собственных имен существительных.

Лучшая роль Вивьены Ли, прочитать Оноре де Бальзак, картина Эль Грека, шедевр Леонарда да Винчи, книга Жоржа Санд, статья об Антонисе ван Дейке, говорить о Карамзине, лицо Кармен, последователи художника Питера Пауля Рубенс, любимая книга Чарльза Диккенс, читали Александра Блок, вместе с Анной Магдалиной Бах, идти к Кониенко, прочитать "Консуэлу", разговаривать с Теплых.

Задание 5.

Определите род аббревиатур:

РФ, ООН, СЭВ, США, ГЭС, СНГ, МГУ, ГОСТ, ЛДПР, МТС, МВД, АЗС, ВГТРК, НАТО.

 

Задание 6. Образуйте от следующих слов форму множественного числа именительного падежа.

Инженер, офицер, почерк, торт, порт, договор, склад, дно, трюфель, простыня, свитер, джемпер, возраст, выбор, шило, конструктор, автор, аптекарь, лектор, герб, ректор, прожектор, редактор, сектор, блюдце, клуб, директор, купол, ордер, повар, няня, профессор, шулер, доктор, мастер, паспорт, сорт, бухгалтер.

 

Задание 7. Отметьте существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Дары, сплетни, белила, деревни, ворота, аптекари, мысли, ссоры, шахматы, сливки, беспорядки, адреса, кварталы, сани, сутки, поэмы, перила, якоря, каникулы.

 

Задание 8. Поставьте данные слова в форму множественного числа родительного падежа.

Дупло, киргиз, судьба, ремесло, копна, блюдце, апельсин, простыня, болотце, грамм, помело, отпуск, токарь, валенок, дело, чулок, носок, мандарин, басня, помидор, апельсин, яблоко, макароны, консервы, место, болото, войско, плечо, полотенце, грузин, армянин, гусар, партизан, солдат, ножницы, серьга, кочерга, туфля, сапог, свадьба, рельс, грабли, лохмотья, простыня, вафли, брызги, гектар, килограмм, мечтание, ботинок, будни, свечи, распри, цапля, полено, гланды.

 

Задание 9. Найдите предложения с ошибками.

1. Чёрная клавиша в рояле западала. 2. Кофе готовился недолго. 3. В универмаге продаётся красивая тюль. 4. Токио встретило нас радушно. 5. Мы подъехали к многоводному Миссисипи. 6. Дели утопал в зелени. 7. Интервью с политиком близилось к концу. 8. Сочи славился как замечательный курорт. 9. Поезд сошёл с рельс. 10. В магазин поступила новая партия чулков и носок. 11. Театр поставил новую пьесу Жана Поля Сартра. 12. Эти сказки написали братья Гримм.

 

Задание 10. Объясните, по какому признаку объединены слова в каждую из групп.

1) Бедняжка, бродяга, брюзга, замарашка, зевака, кривляка, малютка, неженка, обжора, простофиля;

2) сутки, заморозки, грабли, брюки, городки, щи, дрова, часы, дрова, отруби, жмурки;

3) потомство, детвора, мошкара, старьё, питьё, родня, общество, гнильё;

4) одеяло, покрывало, весло, помело, стекло, светило, пугало, рыло, зубило;

5) башня, барыня, няня, вишня, песня, читальня, кухня, гусыня, дыня.

Задание 11. Прочтите пародию. Нарушение каких норм окрашивают пародию в юмористический цвет?

ПАРОДИЯ

«…Я в этом светлом лесе

Ищу уже который год

Слова для новых песен».

(В. Меркульев)

Я в лесе был. Искал слова

Для песен о подруге.

Сидел на береге сперва,

Потом лежал на луге.

Остановился на мосте

И думал: неспроста ведь

Слова приходят, да не те,

Чтоб их в стихе поставить.

Тут критик вдруг из камышов

Подплыл ко мне на плоте

И говорит: Вы падежов

Давно не признаёте?

Коль в самом деле не в ладу,

Или нарочно это,

То лучше прыгайте в водý,

И Ваша песня спета!

Я говорю: Вы что, в бредé?

И что имели в вúде?

Катитесь, милый, как по льдé,

А я в гробé Вас видел!

Ушёл он, не сказав «прощай»,

При лунном интересе…

Такой, товарищи, случáй

Со мною вышел в лесе! (Е. Нефёдов)

 

Задание 12. Образуйте краткие формы имен прилагательных.

Бессмысленный, хитрый, яркий, безукоризненный, голый, добрый, щуплый, торжественный, мужественный, чуткий, древний, родственный.

 

Задание 13. От прилагательных в полной форме образуйте краткую форму. В каких случаях употребление краткой формы невозможно.

1) Твёрдый орех, твёрдый знак, твёрдое обещание; 2) глубокая река, глубокая мысль; 3) весёлый праздник, весёлый ребёнок; 4) круглая луна, круглая сирота; 5) глухой старик, глухое место, глухой согласный; 6) дорогой человек, дорогая вещь.

Задание 14. Найдите ошибки, допущенные в образовании степеней сравнения прилагательных.

1. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 2. Самая многочисленнейшая страна в мире – Китай. 3. Горячее блюдо было сегодня менее вкуснее. 4. Антоновские яблоки ароматнее других. 5. Более быстрыми темпами развивается машиностроение. 6. Он оказался в более худшей ситуации. 7. Я не встречал человека находчивей, чем наш экскурсовод. 8. Нам предстоит решить наисложнейшую проблему.

 

Задание 15. Определите, в каком варианте пары словосочетаний не всегда синонимичны.

1) Городская окраина – окраина города; 2) братская помощь – помощь брата; 3) серебряное украшение – украшение из серебра; 4) солнечный свет – свет солнца; 5) отцовский дом – дом отца; 6) охотничье ружьё – ружьё охотника; 7) летний день – день лета; 8) пришкольный участок – участок при школе; 9) лимонный сок – сок из лимона; 10) усатый егерь – егерь с усами.

Задание 16. Найдитепредложения, в которых допущена ошибка в употреблении местоимения.

1. Около школы рос ясень, около его стояла скамейка. 2. Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он не явился. 3.Отец умер, когда ему было 3 года. 4. Каждый человек должен понимать, что только от него зависит его будущее. 5. Я застал помощника в своём кабинете. 6. Завод накануне большого события: к ним должна прибыть новая поточная линия. 7. Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 8. Сергей пригласил Петра в гости, потому что он был хорошим человеком.

Задание 17. Выберите нужную форму (оба - обе).

По …сторонам реки, у …сестёр, у ….братьев, для …. дочерей, для …. сыновей, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, …картин, у …. малышей, к …ботинкам, …мастерам, знаком с … друзьями.

Задание 18. Отредактируйте предложения с речевыми ошибками.

1. В обоих комнатах висели одинаковые картины. 2. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 3. В магазин поступили сто двое брюк. 4. Они находились на острове тридцать двое суток. 5. Троим животным сделали прививку. 6. На занятие не пришли семеро студенток. 7. Пять детей заболело гриппом. 8. Два из присутствующих здесь справились с заданием. 9. Четверым певицам предложили участвовать в концерте. 10. Двадцать два утомительных будня осталось ему до отпуска.

Задание 19. Перепишите текст, употребляя числительные в правильной форме.

Площадь Италии составляет около 301 тыс. квадратных километров, а численность населения страны более 57,2 млн. человек, Столица страны Рим − один из древнейших городов на Земле, там проживает 2,6 млн. жителей. Средняя продолжительность жизни итальянцев около 85 лет. История Италии уходит своими корнями в глубь веков, и вместе с тем это государство, которому чуть более 120 лет. Из 9,3 тыс. км итальянских границ 4/5 приходится на морские. Общая длина автомобильных дорог достигает 300 тыс. км. Общая численность вооруженных сил Италии достигает 373,1 тыс. человек.

Задание 20. Просклоняйтеименачислительные вместе с существительными.

2973 книги, полтора месяца, 478-ой пассажир, 7562 студента, двое сыновей, 23451-ый экземпляр, две пары чулок, 374 учащихся, обе задачи, 947 примеров.

 

Задание 21. Образуйте форму 1 лица единственного числа от данных глаголов. Объясните, почему от некоторых глаголов данная форма не образуется.

Убедить, столпиться, ютиться, быть, победить, колоситься, поразить, хлынуть, прорасти, мерцать, ладить, гласить, дерзить, дудеть, ощутить, обезопасить, ехать, захотеть, выкинуть, ладить, очутиться, чадить.

 

Задание 22. Образуйте форму 2 лица единственного числа повелительного наклонения от данныхглаголов.

Ехать, класть, положить, выйти, просыпать, видеть, хотеть, бежать, мочь, слышать, лакомиться, выбросить, напоить, почистить, откупорить, уведомить, киснуть, угаснуть.

Задание 23. Подберите видовую пару к приведенным ниже глаголам.

Изготовить, найти, разбросать, положить, усвоить, вложить, захлопнуть, оспорить, поймать, кусать, накопить, приколоть, опорочить.

 

Задание 24. Образуйте все возможные формы причастий от данных глаголов по образцу: читать − читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.

Лечить, сыпать, петь, блистать, печатать, лететь, гнать, призвать, петь.

 

Задание 25. В следующих предложениях найдите и объясните отклонения от норм современного формообразования. Исправьте все речевые недочеты.

1. В зоопарке мы любовались маленькой жирафой. 2. Моё внимание привлекла забавная пони. 3. Сколько время? 4. В этом городе сооружается самый крупнейший кинотеатр в стране. 5. Сугробы уже огромные, а снег все сыпется и сыпется. 6. Нам встретились пятеро лыжниц. 7. Не морщь лоб, останутся морщины! 8. Подожди меня, я вот поглажусь, уберусь, и мы пойдем. 9. Привыкнувший к самостоятельности ребенок быстрее адаптируется в школьном коллективе. 10. Я купил на рынке шесть килограмм апельсинов. 11. Не нужно ложить локти на стол во время завтрака. 12. Сейчас мама прополоскает белье и подойдет к телефону. 13. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 14. В этом цеху установили новое оборудование. 15. Добавьте сахару, чай станет слаже. 16. Ихний дом находится в аварийном состоянии. 17. Старую тюль сняли, повесили на окна жалюзи. 18. Мы погасим свет, зажгем свечи и включим хорошую музыку.

Date: 2016-07-25; view: 709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию