Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормы современного русского литературного языка
Языковая норма Нормы орфографии и пунктуации Теоретическая часть Вопросы для обсуждения: 1. Понятие языковой нормы. Характерные особенности нормы литературного языка. 2. Процесс становления языковой нормы. Норма как историческое явление. 3. Понятие «вариант нормы», типы вариантов. 4. Типы языковых норм. 5. Лингвистические словари русского языка. 6. Принципы русской орфографии. 7. Трудности русской орфографии: - правописание корней; - правописание приставок; - правописание суффиксов; - правописание окончаний; - слитное, раздельное, дефисное написание; - строчная и прописная буква; - правила переноса; - графические сокращения. 8. Основные правила пунктуации: - знаки препинания в простом предложении, - знаки препинания в осложненном предложении, - знаки препинания в сложном предложении.
Языковая норма (литературная норма) – это совокупность правил выбора и использования речевых средств в определённый период развития литературного языка. Типы норм: орфоэпические, акцентологические, интонационные, орфографические, пунктуационные, словообразовательные, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Варианты норм – это формальные видоизменения (т.е. имеющие почти один и тот же смысл, различающиеся только внешне) одной и той же единицы языка, обнаруживаемые на его различных уровнях. Кодифицированная норма – это норма, получившая официальное признание, описанная в грамматиках, словарях, справочниках, которые имеют авторитет во мнении общества. Орфография – система правил буквенной записи слов, устанавливающих 1) написание слов и их значимых частей; 2) слитные, дефисные и раздельные написания слов; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос слов; 5) употребление графических сокращений. Орфографические нормы – это правила написания слов. Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. Пунктуация – совокупность правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания. Пунктуационные нормы – это правила расстановки знаков препинания в тексте. Пунктограмма – это знак препинания, соответствующий правилам пунктуации, требующий применения этих правил.
Практическая часть Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, в скобках укажите проверочные слова. Укр…щать тигра, скр…пя сердце, прист...жной воротник, зав…зировать документы, выразить сож...ление, прив...дение к началу, вып...лить из ружья, зач...рованный взгляд, разр...дить посевы, подр...жать взрослым, спл…тить единомышленников, цветущая д...лина, в...пиющая несправедливость, созревает оз...мь, прекр…щать учебу, ум...лять значение, прож...вать хлеб, сокр...тить путь, закр...пить успех, высокое загр...ждение, прист...жная лошадь, неув...даемая красота. Задание 2. Спишите, расставляя пропущенные буквы, при необходимости обращайтесь к орфографическому словарю. К…рдебалет, нав...ждение, п...н…рама, об...яние, ст..рожил, б...дон, траф…рет, агр...гат, д…ск…нально, к…либри, ар...мат, ижд...вение, б...гровый, п...лисадник, в...ст...бюль, возр…ждать, ди…п...зон, к…т...клизм, л…мпас, верм...шель, пер...фраз, к...вычки, ф...ст...валь, эл...ксир, м...р...диан, д...ф...рамб,...реол, пр...оритет, пр...амбула, р…зонанс, п…нихида, н…стальгия, пр...з...дент, р...туал, пласт...лин.
Задание 3. Укажите неправильное написание слов. Камфора, канаплянка, пирефирия, аблигация, превелегия, инцендент, камфорка, режесер, дережабль, делема, диабет, помпезный, трафарет, абариген, какаин, имметация, резеденция, кашимир, коричневый, этекетка, лаберинт, аказия, кобура, абажур, бизнесмэн, акомпонемент, референдум, гепотиза, инициатива, пириметр, бордюр, акробат, делемма, бакал, политра, мигера. Задание 4. Вставьте пропущенные буквы после шипящих и ц, объясните правописание слов. Реш…тка, ш...рох, ц...клон, ж...лудь, веч...рка, ретуш...р, ш...рстка, капюш...н, обж...ра, туш...нка, иниц...алы, казач...к, лапш...й, береж...т, пш...нный, ц...пленок, ж...ри, расч...ска, зайч...нок, корч...вка, трущ...ба, ц...стерна, брош...ра, изж...га, трещ...тка, сгущ...нка, выточ...нный, смуглолиц..й, пац...ент, ш...фровка, печ...нка, ш...рты, ч...лка, ощ...пью, ц...клон, ш...фоновый, беч…вка, сестриц...н.
Задание 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание слов. Бесчисле...ое множество, беше...о мчаться, серебря...ые часы, деревя…ая постройка, стра...ая женщина, карти...ая галерея, увере...ая поступь, ю...ые натуралисты, пуга...ая много раз ворона, орли…ый полет, глядеть испуга..о, линова...ая в клеточку бумага, рва...ый рукав, проблема реше...а, раскале…ая печь, сваре...ый суп, рья...ый поступок, ране...ый солдат, урага...ый ветер, племе...ой скот, подли...ое искусство, лома...ая горами линия горизонта, кричал отчая..о, дровя…ой склад, багря…ый закат, недюжи...ые способности, выкова...ые обручи, лимо...ый сок, традицио...ая встреча, масля…ое пятно, чувстве...ые губы, шерстя...ой платок, поджаре...ая колбаса, писа...ый красавец, полома…ый автомобиль, паре...ый лук, толкнуть нечая...о, моще...ая улица, неслыха...ые дела, купле…ое здание, лома...ая линия, закопче...ая кастрюля, пута...ые мысли, жела...ая мечта, избалова...ые дети, тума...ая мгла, ветре...ая подруга, несказа...ая тишина, нечая...ая встреча, студентка рассея..а, реше...ый вопрос, нетле...ый образ, туше…ое мясо, зва...ые гости, призна...ый художник, соболи...ый мех, несмышле...ый малыш, хожен...ые тропы. Задание 6. Вставьте гласные -а(-я) или -у(-ю) в окончания глаголов. От чего зависит написание гласной? Снегом покро...тся опушки, ветры ве...т, пушки грохоч...т, ряды стро...тся, кони дремл…т, скатерть постел…т, тороп…тся жить, лес руб...т, суд…т по делам, встрет…т с поклоном, тучи се...т дождь, хорошо дыш…т, они тащ…т хворост.
Задание 7. Спишите.Вставьте нужные буквы в окончания причастий. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Внизу в закуривш...мся тумане почти невидимый глухо шумел лес. 2. Зарево на дальних высотах трепещущ...м румянцем отразилось. 3. Сплошным воющ…м потоком пошли снаряды высоко над полем где бойцы в рукопашной схватке истребляли врага. 4. Я вышел в темнеющ...й сад пошел по дорожке густо усыпанной шуршащ...ми листьями. 5. Поросш...я кустами осиновая роща медленно роняет с листьев прозрачные капли. 7. Я остановился перед орешником застывш...м в холодной неподвижности сумерек. 8. Лучи солнца пробивш...ся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на тёмную землю сплошь покрытую иглами. 9. Небольшое селение приютивш...еся над дальней речкой в бору тонуло в каком-то особенном сумраке. 10. И песня грустная поется перед дымящ...мся костром. 11. Горы ещё не освещенные солнцем выделялись на посветлевш...м небе. 12. Холодный ветер не прогнавш...й остатки ночного тумана забирался под одежду. 13. Вспоминается что-то сохранивш...еся в памяти еще с детских лет. 14. В темной пучине колеблющ...мся светом отражаются яркие звезды. 15. Освещенное луной и перекрытое странными тенями, падавшими на него от лохмотьев шапки от бровей и бороды это лицо с судорожно двигавш...мся ртом было страшно жалко. 16. Терек бурлил в проснувш...мся лесу.
Задание 8. Вставьте нужную гласную, объясните написание наречий. Поскольк..., издавн…, воедин..., наглух..., изредк..., вправ..., подолг..., мягк..., спьян..., добел..., сначал..., запрост..., дочист..., слев..., искос..., изжелт.., надолг..., докрасн…, издалек..., влев..., понапрасн..., занов..., помног..., попуст..., постольк..., справ…, сызнов..., искос..., досух..., заведом..., снов… Задание 9. Укажите неверное объяснение орфограммы. 1) Навстречу – всегда пишется слитно; 2) что бы (Что бы посмотреть по телевизору?) – местоимение с частицей бы; 3) прид и раться – и в корне с чередованием -дир-/-дер -.
1) по тому краю – предлог с местоимением тому пишется раздельно; 2) дикови нн ый – нн на стыке исходной основы и суффикса прилагательного; 3) груш о вый – о в суффиксе прилагательного после шипящего под ударением.
1) Сморч о к – о в суффиксе существительного под ударением; 2) кож а ный – ан в суффиксе причастия; 3) синиц ы н – ы в суффиксе после ц.
1) Туш ё нка – это существительное пишется через ё, так как в нем сохраняется суффикс причастия (-енн-/-ен -); 2) отреш ё нный (взгляд) – е в суффиксе причастия; 3) с душ о й – о в окончании прилагательного после шипящих под ударением.
1) Обреч ё н – ё в суффиксе краткого причастия; 2) налаж и вать – глагол (несовершенного вида) с суффиксом -ива-; 3) напряж ё нно – в наречии сохранился суффикс полного причастия -ённ-.
1) Раст е ряться – после корня с чередующейся гласной (-тер-/-тир-) нет суффикса -а-; 2) необыкнове нн ый – в суффиксе полного причастия пишется нн; 3) послед о вать – глагол с суффиксом -ова-/-уй- (последую).
Задание 10. Спишите, раскрывая скобки, вставляя нужную букву. Объясните свой выбор. (Н...)правды я (н...)потерплю, куда (н…)кинешь взор, (н...)раз спрашивали, (н...)чего волноваться, перейти в (н...)бытие, возможны всякие (н...)ожиданности, (н...)один (н...)пришел, (н...)что другое его (н...)радовало, (н...)чуть (н...)изменился, скрытая (н...)приязнь, (н...)во что (н...)верю, (н...)то (н...)другое, (н...)исправимый дефект, учиться (н...)когда (н...)поздно, он (н...)чем (н...)когда (н...)болел, знак (н...)равенства, (н...)кому было жаловаться, откуда (н...)возьмись, (н...)каждый день это случается, (н...)дать (н...)взять, (н...)разу (н...)ответил, (н...)льзя (н...)любоваться закатом, (н...)чем заменить, (н...)официальный источник, сколько волка (н...) корми, лицо было довольно (н...)значительно, (н...)вырастил (н...)зернышка, (н...)дающий ответа, завернуть было (н...)во что, (н...)рыбешки (н...)поймал, в доме (н...)кусочка, о нем (н...)слуху (н...)духу, (н...)разу (н...)покаялся, (н...)каких новостей, (н...)свет (н..)заря, (н...)о чем сожалеть, (н...)с того (н...)с сего, (н...)тени сомнения, (н...)дам (н...)глоточка, (н...)умолкал (н...)на минуту, в поле (н...)колоска, (н...)кому это (н...)интересно, дышать уже (н...)чем, (н...)мог (н...)слышать крик, (н...)прерывный крик, (н...)обладающий тактом, почуять (н...)доброе, полный (н...)вежда в музыке, река была (н...)хороша, (н...)завидное положение, (н...)у кого просить.
Задание 11. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание сложных слов. (Свето)тень, (пресс)бюро, (блок)схема, (зелено)серый, (кино)и(фото)репортаж, (кисло)сладкий, (крем)сода, (дет)ясли, (вице)президент, (себя)любие, (матч)реванш, (нефте)(газо)провод, (лимонно)желтый, (прима)балерина, (свеже)вскопанный, (тяжело)больной, (мини)юбка, (старо)славянский, (хладно)кровный, (юго)запад, (ясно)выраженный, (социал)демократ, (славяно)(греко)латинский, (сон)трава, (слабо)кислый, (борт)проводник, (северо)восточный, (театр)студия, (товарно)пассажирский, (тяжело)атлет, (гоголь)моголь, (овоще)хранилище, (сердечно)сосудистый, (царь)пушка. Задание 12. Перепишите, раскрывая скобки. (В)виду болезни, (в)следстви... дела, пришел (во)время, (не)смотря на привилегии, (в)продолжени... утра, иметь (в)виду, уехать (за)границу, (в)течени... недели, постройка (в)виде башни, отправиться (в)глубь леса, (в)связи с собранием, (в)течени... веков, (в)виду недостатка времени, положить деньги (на)счет, отправиться (на)встречу с друзьями, (в)заключени... письма, (в)силу аттестации, (не)взирая на ливень, (как)будто на периферии. Задание 13. Исправьте ошибки (где необходимо) в следующих словах. Пол-автобуса, пол Москвы, пол яблока, поллимона, полквартиры, пол-Европы, полсвета, пол чайной ложки, полчаса, пол миллиона, пол-тора, поларбуза, полдороги, пол-дня, пол города.
Задание 14. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) и его объяснение. (за) то здание повернул маршрутный автобус. 1) зато – противительный союз, пишется слитно; 2) за то – противительный союз, пишется раздельно; 3) зато – всегда пишется слитно; 4) за то – местоимение с предлогом, пишутся раздельно. (что) бы вечер был веселым, приготовим конкурсы. 1) чтобы – подчинительный союз, пишется слитно; 2) что бы – подчинительный союз, пишется раздельно; 3) чтобы – всегда пишется слитно; 4) что бы – местоимение и частица, пишутся раздельно. (от) чего зависит эстетический вкус. 1) отчего – всегда пишется слитно; 2) от чего – всегда пишется раздельно; 3) отчего – здесь это наречие с приставкой, поэтому пишется слитно; 4) от чего – здесь это предлог от с местоимением чего. Поэтому пишется раздельно. Задание 15. Прочитайте предложения, спишите, расставляя знаки препинания (где необходимо). 1. Была самая ранняя весна сухая и серая. (К. Паустовский). 2. В комнате остались только Анна да Алексей да Дима. 3. Солнце тускло блестело скрытое испарениями. (А. Грин). 4. Он не знал никаких радостей кроме чтения книг. (М. Горький). 5. Был чудесный тихий вечер какие бывают в наших краях в начале осени. (Ф. Искандер). 6. Если не съем раньше назначенного срока пирожное значит у меня сильная воля. (Е. Носов). 7. Я доверяю любящим они великодушны. (К. Паустовский). 8. Когда стоишь на горе так тебя и тянет лететь. (Н. Островский). 9. Он включил вентилятор над головой ворвалась струя свежего воздуха. (Ю. Бондарев). 10. Я шел потупя голову. Задание 16. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы (где это необходимо) и расставляя знаки препинания. Объясните соответствующие орфограммы и пунктограммы. Я пош…л (по)напр...влению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал что собака опять гонит где(то) (н...)далеко от меня. Охваче…ый охотнич...м в…лнением я побежал держа ружье (на)пер...вес сквозь густой кустарник ломая ветви и (н...)обращая внимания на их ж...стокие удары. Я бежал так д...вольно долг... и уже стал задыха...ся как вдруг лай собаки пр...кратился. Я пош...л тише. Мне казалось что если я буду идти все прямо то (н...)пр…мен...о встречусь с Ярмолой на Ириновском шляху. Но (в)скоре я убедился что (во)время моего бега огибая кусты и пни и (со)всем (не)думая о дороге я заблудился. Тогда я начал кричать Ярмоле. Он не откликался. Между(тем) м…шинально я шел все дальше лес р...дел (по)н...многу почва опускалась и стан...вилась кочковатой. След оттиснутый на снегу моей ногой быстро темнел и наливался водой. (Не)сколько раз я уже проваливался (по)колена. Мне пр...ходилось пер…прыгивать с кочки на кочку в покрывавш…м их густом буром мху ноги тонули точно в мягком ковре. Кустарник скоро совсем окончился. Передо мной было большое круглое болото занесе...ое снегом из(под) белой п..лены которого торчали редкие кочки. На прот...воположном конце болота между деревьями выгляд...вали белые стены какой(то) хаты. Вер…ятно здесь живет ириновский лесник подумал я. Надо зайти и ра...просить у него дорогу. Но дойти до хаты было не так(то) легко. Каждую минуту я ув...зал в тр...сине. Сапоги мои набрали воды и при каждом шаге громко хлюпали стан...вилось (не)вмочь тянуть их за собою. (На)конец я пер...брался через это болото вз…брался на маленький пр…горок и теперь мог хорошо ра…мотреть хату. Это даже была не хата а име...о сказочная избушка на кур..их ножках. Она (не)касалась полом земли а была построена на сваях вероятно (в)виду пол...водья зат…пляющего весною весь Ириновский лес. Но одна стор...на ее от врем..ни осела и это пр...давало избушке хромой и печальный вид. В окнах (не)дост...вало (не)скольких стекол их заменили какие(то) грязные ветошки вып...равшиеся горбом (на)ружу. (А. Куприн)
Date: 2016-07-25; view: 543; Нарушение авторских прав |