Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Орфоэпические и акцентологические нормы
Теоретическая часть Вопросы для обсуждения: 1. Орфоэпические нормы в области гласных звуков. 2. Орфоэпические нормы в области согласных звуков. 3. Особенности произношения различных сочетаний согласных звуков. 4. Особенности произношения иноязычных слов. 5. Особенности русского ударения (разноместность и подвижность), его функции (форморазличительная и смыслоразличительная). 6. Правила постановки ударения в различных частях речи. 7. Интонация, её компоненты.
Орфоэпия – это 1) совокупность произносительных норм национального языка; 2) раздел языкознания, изучающий произносительные нормы. Орфоэпические нормы – это правила произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков. Акцентология – раздел языкознания, изучающий вопросы ударения. Акцентологические нормы (нормы ударения) регулируют выбор вариантов размещения ударения в слове. Интонация – единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра.
Практическая часть Задание 1. Прочитайте скороговорки, правильно произнося звук [ г ]. 1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговоришь. 2. Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки. 3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Погода размокропогодилась. 5. Краб крабу сделал грабли; подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! 6. От города дорога в гору, а к городу с горы. 7. Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап!
Задание 2. Укажите, как следует произносить при чтении следующих стихотворных строк слова с конечным согласным г, чтобы не разрушить стиха. В каких случаях наблюдаются отступления от нормы литературного произношения?
Задание 3. Заполните таблицу, распределив следующие слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных чн. Беспорядочный, библиотечный, будничный, булочная, горчичник, взяточник, двоечник, закадычный, Ильинична, конечно, копеечный, крошечный, Кузьминична, молочный, нарочно, отличник, подсвечник, порочный, порядочный, прачечная, пустячный, Саввична, сердечный, скворечник, сливочный, скучный, стрелочник, табачный, точный, троечник, убыточный, шапочный, яблочный, яичница.
Задание 4. Выпишите и затем прочитайте слова, в которых под ударением произносится звук [ э ]. Афера, безнадежный, береста, блеклый, бытие, валежник, вмененный, гренадер, гололедица, грубошерстный, груженый, двоеженство, ерничать, желоб, желчь, жердочка, житие, забеленный, заем, зев, забредший, зацветший, изрекший, иноплеменный, истекший кровью, истекший год, маневры, маневренный, наемник, никчемный, новорожденный, одновременный, одноименный, омоложенный, околесица, опека, оседлый, острие, осужденный, отключенный, отсекший, планер, платежеспособный, побасенка, подшерсток, поименный, подключенный, приглушенный, прирученный, произведший, свекла, скрепленный, смятенность, современный, старьевщик, сцепленный, убеленный, филистер, хребет, щелка, ярем. Задание 5. Как правильно произносятся слова? Оглаш…нный утром приказ – кричит как оглаш...нный, пад...ж скота – винительный пад...ж, ист...кший кровью – ист...кший год, соверш...нное пение − соверш...нное открытие, кр...стный ход − кр...стный отец, занят...й человек – занят...й дом, заточ...нный карандаш – заточ...нный узник, погруж...нный на платформу – погруж...нный в воду, соверш...нный во всех отношениях человек – соверш...нный им подвиг; лавровая роща – лавровый лист, языковое чутье – языковая колбаса, посаженый отец – посаженный кустарник, характерные особенности – характерная роль, удачная острота – острота зрения, переносной микрофон – переносный смысл. Задание 6. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Для справки обращайтесь к орфоэпическим словарям. Отметьте слова с твердым, мягким и вариативным произношением. Академия, ателье, бармен, бассейн, бестселлер, бизнес, бутерброд, брюнет, велотрек, вестерн, гипотеза, гипотенуза, гротеск, декан, декольте, депо, детектив, диспансер, зеро, индексация, интеграция, интервал, кларнет, кодекс, компьютер, конгресс, консенсус, контейнер, менеджер, лорнет, лотерея, менеджмент, модель, музей, нейрохирург, Одесса, партер, патент, презент, прессинг, претензия, рандеву, регресс, рейтинг, рейд, свитер, сервис, сессия, стенд, тезис, темп, тенденция, терапевт, термин, термос, террор, тостер, фанера, фланель, фонема, форель, шедевр, шинель, юриспруденция, экземпляр, энергия.
Задание 7. Прочитайте и выберите правильный вариант. (Дерматин, дермантин) применяется для обивки мебели. В конце лета в городе начнется строительство нового современного (главпочтамта, главпочтампа). Откиньте сваренные макароны на (друшлаг, дуршлаг). Билеты (компостируются, компосируются) в специальных автоматах. (Макулатура, мукулатура) используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги. Такая (конфорка, комфорка) остается холодной на протяжении всего процесса приготовления пищи. (Юрисконсульт, юристконсульт) защищает интересы и решает все правовые проблемы фирмы, в которой работает. На данных (эскаваторах, экскаваторах) используются рукава высокого давления. На (следующий, следущий) день он пришел к ней с цветами. (Невропатолог, нервопатолог) принимает по понедельникам.
Задание 8. Прочитайте предложения, соблюдая нормы орфоэпии. 1. Ходатайство о предоставлении льгот ветеранам предприятия было рассмотрено, руководство приняло положительное решение по данному вопросу. 2. Знания необходимо черпать из разных источников. 3. Бандероль в два раза дешевле посылки. 4. Либретто − это произведение с текстом оперы или с изложением содержания балета. 5. Сегодня на уроке мы познакомимся со строчными и прописными буквами. 6. Книги в нашей библиотеке можно легко скачать, чтобы потом легко и комфортно читать детективы на своем компьютере. 7. Обеспечение учителей сельских школ методической литературой во многом облегчит задачу повышения их квалификации. 8. В кладовой хранятся тряпки, ведра, мел. 9. В таблицах показана индексация заработной платы за соответствующий месяц. 10. В двух кварталах от школы находится диспансер. 11. Хормейстер часто сталкивается с проблемой выработки единого звучания. Простой и быстрый поиск маршрута –расписание чартеров на сайте компании. В этой стратегии вы должны оборонить свою базы от противника. 12. Вы были правы: нельзя делить классы на сильные и слабые. 13. Пастель появилась в художественной практике в конце XV века. 14. Хозяин морит работников голодом, а у самого на складах продукты питания заплесневели. 15. Дверь необходимо запереть и опломбировать. 16. После стресса обязательно наступает ответная реакция организма – состояние депрессии. «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта. 17. Новорожденногопринял отец. 18. В классе учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, таджики, туркмены. 19. С помощью подходящих аксессуаров любая женщина может подчеркнуть и выделить свой характер. 20. Цыган любит волю, ему не по душе оседлый образ жизни.
Задание 9. Что является нарушением орфоэпических норм русского литературного языка? 1) аканье; 2) яканье; 3) иканье; 4) оканье.
Задание 10. Отметьте правильные утверждения. 1. Орфоэпические нормы регламентируют словоупотребление и ударение. 2. Русское ударение имеет смыслоразличительную и стилистическую функции. 3. В некоторых словах русского языка при произношении сохраняется [ о ] в безударной позиции. 4. Во всех словах в русском языке перед гласным е произносится мягкий согласный. Задание 11. Расставьте ударение в словах. Для справки обращайтесь к орфоэпическим словарям русского языка. 1. Августовский, аналог, баловать, буксировать, вероисповедание, генезис, гусеница, джинсовый, добыча, договор, дозвонится, досуг, завидно, задолго, запломбировать, заржаветь, иконопись, индустрия, каталог, костюмированный, кремень, кулинария, кухонный, мышление, намерение, некролог, обеспечение, облегчить, одновременно, оптовый, откупорить, памятуя, плесневеть, пломбировать, предвосхитить, принудить, рассредоточение, симметрия, ходатайствовать, христианин.
2. Автозаводский, алкоголь, анапест, апостроф, ассиметрия, балованный, бантов, брелоки, бюрократия, валовой, включит, возрастами, воспринял, гражданство, дефис, диспансер, доцент, жалюзи, звонишь, исчерпать, каучук, километр, красивее, мизерный, мускулистый, намерение, облегчить, отраслей, памятуя, предал, премировать, по средам, сироты, сосредоточение, средства, столяр, углубить, украинский, упорядочение, упрочение, феномен, ходатайство, щавель, эксперт.
Задание 12. Выпишите слова, в которых ударение расставлено неверно. Сто́ляр, сре́дствами, кру́жева, согну́тый, нáверх, отро́чество, со́зыв, изо́гнутый, грáжданство, избáлован, кровото́чащий, катáлог, щáвель, стáтуя, некро́лог, до́нельзя, жáлюзи, шарфы́, прозорли́ва, обо́дришься.
Задание 13. Выберите из данных слов такие, в которых верно поставлено ударение. Кла́ла, отда́ла, подожда́ла, гнала́, про́кляла, взя́ла, брала́, позвала́, солга́ла; взята́, созвана́, начата́, принята́, про́жита, ро́здана, создана́; весела́, мо́лода, права́, рéдка, го́рька, дружна́, врéдна, груба́. Задание 14. Произнесите следующие заимствованные слова, обратите внимание на ударения в них. Авгу́р (жрец, прорицатель), ана́пест (трёхсложный стихотворный размер), апостро́ф (значок в виде запятой в верхней части строки), ва́льдшнеп (лесная птица, родственная бекасу и кулику), визави́ (друг против друга), ге́незис (происхождение, возникновение), гуру́ (в индуизме: учитель, духовный наставник), ди́птих (складная икона с двумя створками), ди́скант (высокий певческий голос у мальчика), идефи́кс (навязчивая идея), изогра́ф (иконописец, живописец), канапе́ (небольшой диван), ки́новарь (минерал красного цвета, а также краска из этого минерала), колла́пс (внезапно наступающая сосудистая недостаточность), коло́сс (статуя громадных размеров), несессе́р (набор принадлежностей для туалета, шитья, маникюра в специальном футляре), нувори́ш (богач-выскочка, человек, разбогатевший на спекуляциях), обскура́нт (враг просвещения, мракобес), о́мнибус (многоместный экипаж), пабли́сити (известность в обществе, популярность), панеги́рик (похвальная речь оратора в честь кого-либо или чего-либо), па́сквиль (клеветническое сочинение с грубыми нападками), ре́гент (временный правитель государства, дирижёр хора, преимущественно церковного), реноме́ (установившееся мнение о ком-либо), факси́миле (точное воспроизведение рукописи, документа, подписи), фети́ш (обожествляемая вещь), эксли́брис (художественно выполненный знак в книге с именем её владельца).
Задание 15. Произнесите книжные и устаревшие слова, обратите внимание на ударения в них. Значение незнакомых слов проверьте по толковому словарю. Ни за какие бла́га мира, бла́говест, благосты́ня, булава́, верте́п, тайная ве́черя, все́нощная, епитимья́, жерло́, за́умь, зау́треня, зво́нница, игу́мен, и́конопись, и́нокиня, искони́, кли́рос, моло́х войны, мы́тарь, мыта́рство, огни́во, о́стов, отрокови́ца, при́чет, просвира́, псало́м, пу́стынь, пу́рпур, ре́крут, согбе́нный, сте́нопись, стиха́рь, стори́цей, тра́пеза, хра́мина, щегольство́, яре́м.
Задание 16. Прочтите примеры. Назовите элементы интонации, которые стоят за авторскими комментариями. 1. Голос у него был маленький, но – неутомимый; он прошивал глухой, тёмный гомон трактира серебряной струной. 2. Говорила она как-то особенно, выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. 3. Голос у него был мягкий, проникающий в душу. В комнате становится тихо, все задумчиво слушают жалобные слова. 4. Он говорил медленно, слова его осторожно нащупывают согласно мыслящего человека. 5. И точно картофель из прорванного мешка, покатились серые тяжёлые слова. (М. Горький).
Лексические нормы Теоретическая часть Вопросы для обсуждения: 1. Новые слова и трудности их употребления. 2. Заимствованные слова. 3. Ошибки в употреблении синонимов, антонимов, омонимов. 4. Смешение паронимов. 5. Лексическая сочетаемость слов, правила лексической сочетаемости. 6. Особенности употребления эмоционально окрашенной лексики. 7. Лексическая избыточность и лексическая недостаточность: а) тавтология, пути ее преодоления; б) плеонастические сочетания слов, причины их возникновения. 8. Искажение фразеологических оборотов.
Лексические нормы – это правила употребления слов и фразеологических оборотов в точном соответствии с их значением, а также с учетом сочетаемости слов. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, нередко отличающиеся стилистической окраской. Антонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, противоположные по значению. Омонимы – слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению. Паронимы – однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся по значению. Тавтология – неоправданное повторение однокоренных слов. Плеоназм – неоправданное повторение слов, содержащих одинаковые смысловые компоненты. Фразеологизм – единица языка (словосочетание или предложение), целостная по своему значению и устойчивая в своём составе и структуре. Практическая часть Задание 1. Определите значение следующих слов. Составьте с ними предложения. Хара́ктерный – характе́рный, ви́дение – виде́ние, языково́й – языко́вый, кру́гом – круго́м, безо́бразный – безобра́зный, о́рган – орга́н, па́рить – пари́ть, переносно́й – перено́сный, бро́ня – броня́, стоя́щий – сто́ящий. Задание 2. Найдите устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы в предложенных отрывках. Объясните их значения. 1. С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. (М. Лермонтов)
2. Прокофий отстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увёл на новое хозяйство сгорбленную иноземку-жену. Шёл с ней за арбой с имением по хутору – высыпали на улицу все от мала до велика. (М. Шолохов)
3. Светят зелено в сутёмы Под росою тополя. Я – пастух; мои хоромы – В мягкой зелени поля. (С. Есенин)
4. Любые конкретные терапевтические приёмы окажутся эффективными, если удастся активизировать лежащие в основе патологических симптомов соответствующие когнитивные констелляции и сопутствующие им эмоции. (Т.Е. Соколова)
5. Я с вами разлучён, деревья, Кругом ненужный мне Париж, А там, где вы, вдали кочевья, Звенящих пчёл улыбка девья И солнце – праздник каждодневья, Зеленовейность, воля, тишь. (К. Бальмонт)
6. …Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренёк и, ни с кем не здороваясь, никому не поклоняясь, крикнет хозяину: - Хлябышь и дудоргу хандырит, пельмиги шишлять!.. И хозяин вдруг встревожится, бросится в палатку и почнёт там наскоро подальше прибирать, что не всякому можно показать. Кто понял речи прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон… (П.И. Мельников-Печерский) 7. И не отточишь Никаких лопат, Чтоб все пласты поднять вот эти снова, Где происходит атомный распад Неуловимых элементов слова. (П. Антакольский)
Задание 3. К следующим словам подберите синонимы (учитывая особенности многозначных слов). Укажите, чем различаются синонимы в составленных синонимических рядах (оттенком значения, стилистической окраской, способностью сочетаться с другими словами и др.). Составьте предложения с каждым из слов синонимического ряда. Армия, аромат, бедный, бежать, ругать, быстрый, волшебник, враг, глаза, грустить, громкий, знаменитый, иногда, красивый, ласковый, недостаток.
Задание 4. Определите, являются ли синонимами следующие слова? Если есть различия в их значениях, то объясните, какие. Конфессия – вероисповедание; ликвидный – легитимный; суицид – самоубийство; масс-медиа – средства массовой информации; меценат – спонсор; холдинг – хоспис; вестерн – триллер; локальный – лояльный; компиляция – плагиат; корректив – поправка; корректный – вежливый; маркетинг – менеджмент; субсидия – заработная плата; промоушен – консалтинг.
Задание 5. Подберите синонимы и антонимы к следующим прилагательным. Талантливый, краткосрочный, ленивый, правдивый, искренний, дружелюбный, откровенный, нежный, временный, бережливый, внимательный. Задание 6. Подберите к словамантонимы, если можно. Лицемерный, расточительный, грядущий, железный, заяц, уставший, отказываться, нежность, два, ты, без, во сне, игрушка, под, рассеянный, разногласие, далеко, шутя, ох, идти, откровенный, вредный, логичный, мяу. Задание 7. Составьте словосочетания со следующими омонимами: наряд (одежда) − наряд (распоряжение) среда (день недели) − среда (окружающая обстановка) мина (выражение лица) − мина (взрывной снаряд) горн (кузнечный) − горн (духовой инструмент) баранка (булочное изделие) − баранка (рулевое колесо автомобиля) ласка (животное) – ласка (проявление нежности)
Задание 8. Выберите из предложенных в скобках паронимов наиболее подходящий по смыслу. 1. Предвыборная (компания, кампания) была в самом разгаре. 2. Эта шутка не совсем (удачная, удачливая). 3. (Этикетные, этические) нормы не позволяют оставить просьбу дамы без внимания. 4. Любой (проступок, поступок) заслуживает наказания. 5. Недовольные своими результатами абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 6. Мы всей группой совершили (экскурс, экскурсию) по лермонтовским местам. 7. Он (надел, одел) костюм и отправился на деловую встречу. 8. Это мероприятие осуществляется под (патронажем, патронатом) правительства Санкт-Петербурга. 9. Многие русские фильмы получают (признательность, признание) за границей. 10. Слово (представляется, предоставляется) кандидату филологических наук Ивановой. 11. Регистрация (командировочных, командированных) производится в бухгалтерии. 12. Мы принимаем Вас на работу с (испытательным, испытательским) сроком.
Задание 9. Придумайте примеры, которые позволяли бы увидеть различия между паронимами. 1) Удачный – удачливый; 2) тормоз – торможение; 3) демократичный – демократический; 4) критичный – критический; 5) выборный – выборочный; 6) гнездо – гнездовье; 7) командированный – командировочный; 8) уплатить – оплатить; 9) опасный – опасливый; 10) царский – царственный; 11) великий – величественный; 12) предоставить – представить; 13) освоить – усвоить; 14) советник – советчик; 15) геройский – героический; 16) нестерпимый – нетерпимый. Задание 10. Какие из нижеприведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? Свободная вакансия, прейскурант цен, другая альтернатива, монументальный памятник, биография жизни, моя автобиография, ответная контратака, демобилизоваться из армии, написать свой автопортрет, планы на будущее, топтать ногами, старый ветеран, памятные сувениры, сувениры на память, период времени, реальная действительность, информационное сообщение, в конечном итоге, вернуться назад, портрет в анфас, хвалебные дифирамбы, необычный феномен, движущий лейтмотив, мизерные мелочи, ведущий лидер.
Задание 11. Сформулируйте значения данных слов. Хакер, спам, чат, он-лайн, флэш, винт, ноут-бук, веб-сайт, инет, логин.
Задание 12. Укажите, в сочетании с какими словами возможно употребление данных слов. Гнетущий, скоропостижный, трескучий, отъявленный, кубарем, мозолить, потупить, кромешный, щекотливый, беспросыпный, затронуть, навострить, постичь, скороспелый. Задание 13. Найдите предложения, в которых нарушены нормы лексической сочетаемости. Исправьте речевые ошибки. 1. Андрей является признанным лидером в классе. 2. Вы должны туда собственноручно сходить. 3. Данной проблеме необходимо уделить серьезное значение. 4. Он работал без выходных, поэтому львиная часть его проекта уже выполнена. 5. Этот товар пользуется большим интересом у покупателей. 6. Он нанёс ему большую неприятность. Задание 14. Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте речевые недочеты. 1. Разрешите Вам вручить этот сувенир на память! 2. К тому же право подписи под данным документом – исключительное право директора, что исключает возможность подписания договора. 3. Ностальгия по родине не давала нам покоя. 4. Я лично не согласен с его мнением. 5. Во время уборки в классе ребята работали молча, без слов. 6. Он рассказал всю автобиографию своей жизни. 7. Министерство высоко позитивно оценивает результаты единого государственного экзамена. 8. Молодые юноши и девушки придут в школу на практику и продемонстрируют свое мастерство. 9. Они больше всего любят варить на костре рыбную уху. 10. Я прошел по набережной метров двадцать, а потом вернулся назад. 11. Раздели яблоко на две равные половины и угости товарища. 12. В этот день на площади собрались большие массы людей. 13. В 2005 году вновь возобновилось строительство школы в селе Ивановка. 14. Руководитель проекта внес в документ свои коррективы и поправки. 15. Индивидуальный подход к обучению в недавнем прошлом не просто игнорировался, а вообще не принимался во внимание. 16. Сейчас мы зримо видим эти черты в нашем молодом поколении. 17. Учитель говорил громко, сильно жестикулируя руками. 18. Я заранее предчувствовал, что день сложится неудачно. 19. Осталось только соединить воедино все детали этого прибора. 20. На празднике исполнялись произведения народного фольклора.
Задание 15. Определите, какие ошибки допущены в предложениях. 1. Давайте быстрее, а то не успеем успеть то, что хотели. 2. Каждое представление проходит при полном аншлаге. 3. Все произошло из-за этих пятиста тысяч рублей. 4. Я ему аплодирую всеми руками. 5. Речь идет более чем о двухсот детях. 6. Мы хотим в этом проекте показать о том, как живут люди в регионах. 7. – Что пожелаете? Чай? Кофе? – очертя голову встретила посетителей Алина. («Русский язык в школе» 2009). Задание 16. Что обозначает фразеологизм?
1. Притча во языцех а) то, что помогает найти выход из затруднительного положения; б) предмет общих разговоров, постоянных пересудов; в) крайний пессимизм, разочарование; г) постоянно угрожающая кому-либо опасность.
2. Альфа и омега а) и то и сё; б) ни то ни сё; в) начало и конец какого-нибудь дела; г) кульминационный момент.
3. Жёлтая пресса а) лживая, продажная печать, гоняющаяся за дешевой, низкопробной сенсацией; б) печатные издания на общественно-политические темы; в) печатные издания с желтыми страницами; г) любые издания печатной прессы, доступные по цене.
4. Между Сциллой и Харибдой а) устойчивое положение; б) между двух огней; в) лучше не придумаешь; г) хуже некуда.
5. Двуликий Янус а) общительный человек; б) агрессивный человек; в) двуличный человек; г) рубаха-парень.
6. Прокрустово ложе а) мягкая постель; б) мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо; в) жёсткая постель; г) царское ложе.
Задание 17. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологизмов. 1. Четвёртого числа вышел в свет искусственный спутник. 2. Патруль нёс службу, охраняя родину как зеницу. 3. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. 4. Рабочие совхоза не жалеют труда и пота, чтобы удобрить землю, обеспечить её влагой. 5. И не мудрствуя долго, приведу цитату из отчёта. 6. Над этой темой мы трудились в поте лиц. 7. Память покойного была почтена вставанием и гробовым молчанием. 8. Он испугался, хотя был и не из робкой десятки. 9. Он не думал, что эти слова сбудутся в его жизни с полной мерой. 10. Начальство почему-то на эти безобразия смотрит спустя рукава.
Задание 18. Припомните фразеологизмы-термины из следующих отраслей науки: 1) из химии со словами: реакция, кислота, соль, раствор, газ; 2) из физики со словами: вес, энергия, сила, замыкание, поле; 3) из анатомии со словами: система, обмен, клетка, пузырь, связки; 4) из ботаники со словами: опыление, размножение, свёкла, капуста, горошек.
Задание 19. Являются ли синонимичными выделенные выражения? Да я не очень-то горевал, потому что не раз слышал, что этого добра (ума) не доставало не только мне, но и взрослым. И у них тоже отчего-то выскакивали клёпки, терялись ключи от разума, не варил котелок, вместо мозгов росла капуста, не родило в черепке, ум как-то умещался аж в пятках, а на плечах торчала макитра… (М. Стельмах. Гуси-лебеди летят).
Задание 20. Установите соответствие между вариантами слов и видами лингвистических словарей, к которым следует обратиться для выбора правильного варианта.
Date: 2016-07-25; view: 541; Нарушение авторских прав |