Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика социального отрицания
В обществе закон отрицания отрицания, как и иные элементы объективной диалектики, приобретает весьма существенное своеобразие. Оно обусловливается прежде всего тем, что здесь отрицание непосредственно обнаруживается в соответствующих действиях людей. Поэтому речь должна идти о конкретных субъектах (кто отрицает) и объектах (что отрицается) социального отрицания, его направленности, характере, методах и средствах, результатах и т.д. В истории отрицание наиболее резко проявляется в социальных революциях, в войнах, в физических столкновениях людей. В жизни людей отрицание - их социальное действие. Тем самым применительно к обществу желательно различать объективный процесс развертывания социальных противоречий и сознательные практические действия людей, направленные на отрицание конкретных явлений общественной жизни. Нередко может наблюдаться рассогласованность действий людей и объективного процесса самоотрицания. Поэтому в обществе - в отличие от природы, где все отрицания суть диалектические - возникает надобность в дифференциации соответствующих социальных действий. Не всякое из них - диалектическое отрицание. Верно писал Г.В. Плеханов: "Если я отрицательно отношусь к данному общественному строю, то мое отрицание "разумно" только в том случае, когда оно совпадает с тем объективным процессом отрицания, который происходит в собственных недрах этого строя, т.е. когда этот строй утрачивает свой исторический смысл, вступает в противоречие с теми общественными нуждами, которым он обязан своим возникновением" (39. Т. 1. С.455). Называют диалектическим то отрицание, которое ведет к социальному прогрессу. В противном случае действие недиалектическое. Оно будет таковым, если неправильно выбран объект отрицания, когда оно производится произвольно и преждевременно, не учитывается специфика отрицаемого объекта, игнорируются конкретные Условия и т.д. При коренных преобразованиях, происходящих ныне в нашим обществе, следует остерегаться крайностей в трактовке социального отрицания - нигилизма и эклектического плюрализма. Нигилизм - неправомерная, абстрактная установка на безграничную деструкцию, на критику и отрицание всего и вся без анализа конкретных ситуаций и фиксирования "положительного" в отрицаемом (в экономике, политике, культуре, идеологии, истории). Но столь же односторонне придерживаться позиции эклектического плюрализма, абсолютизирующего момент снятия в развитии. Подобная философская установка означает, по существу, отказ от социального отрицания, стремление совместить принципиально чуждые друг другу явления (тоталитаризм и демократия, гуманизм и национализм, наука и религия, материалистическое мировоззрение и идеализм, истина и фальсификация и т.п.). При рассмотрении социальной специфики отрицания отрицания важно учитывать и то, что в обществе появляются некоторые новые факторы возможного и необходимого воспроизведения на высших этапах его развития определенных черт низших ступеней. Нередкие в истории скачки назад, зигзаги в социальной эволюции, замедление темпов развития, реставрации реакционных режимов и т.п. обусловливаются во многом соотношением и борьбой общественных сил, временным поражением прогрессивных движений, незнанием или игнорированием людьми объективных законов, субъективизмом и волюнтаризмом в социальных действиях. В развитии антагонистических формаций со временем наблюдается усиление регрессивных тенденций, нарастание цикличности социального процесса. Но в истории человеческого общества отсутствует какая-либо предопределенность, имеют место вариативность и нелинейность развития. В XX в. капитализм ценой громадных общественных кризисов, катаклизмов, с использованием достижений НТР вступил в новый цикл динамичного процесса. Вместе с тем многие кризисные явления с социальным "возвратом якобы к старому" и повторением прошедших стадий обозначились в бывших социалистических странах. Реальный ход событий оказался несравненно сложнее и неожиданнее, чем предполагалось многими теоретиками-марксистами, видевшими в истории сквозь призму догматически воспринятого отрицания только его общую социальную схему: первобытный коммунизм -классовое общество - социализм (коммунизм). Нынешний "откат" социализма, переход к рыночным отношениям и приватизация существенно изменяют качество и направленность общественных процессов и еще раз показывают, следовательно, недопустимость интерпретации исторического прогресса в духе простого прямолинейного прогресса или абстрактной формулы триады. Итак, закон отрицания отрицания определяет в совокупности своих элементов (деструкция, снятие, повторное и продолжающееся отрицание, взаимопереход противоположностей, возврат якобы к прошлому и др.) общую структуру развития как необходимость поступательного процесса с моментами относительной повторяемости и цикличности. · Диалектика мысли · Диалектика и логические противоречия · Диалектическая логика и ее альтернативы · Софистика, эклектика, догматизм · Диалектическая культура мышления и социального действия Date: 2016-07-25; view: 316; Нарушение авторских прав |