Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Качество как социальная категория
Закон перехода количественных изменений в качественные различия, будучи универсальным законом развития, специфическим образом проявляется в жизни человеческого общества. Это связано с тем, прежде всего, что здесь качество выражает характер общественных отношений. Как социальная категория качество соотносится с потребностями и интересами людей, их групп и общностей. В обществе поэтому значительно сложнее, чем в процессах природы, фиксировать с помощью средств математики количественную сторону явлений. Тем самым социальная мера, как правило, носит более "размытый" и не столь определенный, как в физических изменениях, характер. В обществе при определении качества особо возрастает роль субъективного начала. Из множества признаков и свойств для характеристики социального качества выбираются лишь те свойства, которые в каждый данный момент интересны с точки зрения удовлетворения соответствующих человеческих потребностей. Так, понятие "качество продукции" всегда связано со степенью удовлетворения потребностей индивидуума или общества. "Класс" изделия (категория, сорт, и т.д.) определяет его социальное качество. Конечно, если, например, данное техническое устройство не в состоянии воспринимать и преобразовывать электромагнитные волны, оно не может выступать в качестве радиоприемника. Но сами радиоприемники по своим потребительским свойствам различны и тем самым могут дифференцироваться по качеству (высшей категории, первого и т.д. классов). Социальное качество радиоприемного устройства определяется комплексом его потребительских свойств: количеством функций, надежностью, долговечностью, эстетичностью и др. Изучает и реализует методы количественной оценки качества продукции особая научная дисциплина - квалиметрия. Ею вырабатываются количественные показатели социального качества. Создается возможность измерять потребительные свойства разнородных изделий. Так, все продукты питания могут быть переведены в калории теплотворной способности, а в условиях радиоактивного заражения допустимость их использования человеком в качестве пиши фиксируется в единицах концентрации активности радионуклидов. Все виды топлива находят общий измеритель в единицах условного топлива, продукты растениеводства - в кормовых единицах, печатная продукция измеряется в условных печатных и учетно-издательских, листах. Качество технических средств устанавливается в стандартах. В обществе как количественные, так и в особенности качественные изменения осуществляются людьми в их сознательных и целенаправленных действиях. Как и всюду, в обществе переход от одного качества к другому осуществляется скачком. Формы проявления скачков в истории многообразны: прерывность исторического развития может выступать в виде разного рода кризисов, войн, реформ, реакционных переворотов, "скачков назад" и др. В диалектике социального развития определяющим видом качественных преобразований является революция. От всех иных скачков она отличается тем, что представляет собой сравнительно резкое качественное изменение в самой основе существующих общественных Революция принадлежит к числу важнейших категорий социальной диалектики. Ее содержание не сводится лишь к значению "скачка", реализующего линию исторического прогресса. Категория революции выполняет в материалистической диалектике функцию специфической интеграции различных элементов, выражает в непосредственной тотальности всю многогранность и нелинейность процесса общественного Развития. Революция - это и прерыв непрерывности (притом не всякий скачок, а великий, крупномасштабный!), и сложнейшее переплетение различных социальных противоречий, и коренное отрицание, и Реализация каких-то возможностей, и новая ступень Поступательного движения, и сочетание закономерности и случайности, стихийное развитие событий и сознательное сочетание противоположностей и т.д. Антирабовладельческие, буржуазно-демократические, пролетарские, национально-освободительные революции решительно ускоряли ход истории. Вместе с тем было бы неверно придавать революции самодовлеющее значение, метафизически противопоставлять ее эволюционному развитию общества. Тем более ошибочно в наши дни представлять революцию как непременное физическое столкновение людей, вооруженное противоборство различных классов и социально-экономических систем. Вопрос о революции как закономерности социального процесса должен рассматриваться конкретно-исторически. Сейчас некоторые теоретики полагают, что история будто бы исчерпала свой "лимит" на революции сделала их излишними и опасными из-за серьезных' "издержек" (человеческие жертвы, разрушение производительных сил, негативы в культуре и т.п.). Подобные суждения о якобы невозможности революций в будущем вряд ли верны. Ведь и коренные структурные реформы (а еще более - контрреволюции) тоже не обходятся без людских тягот и социальных потрясений, Я чем свидетельствует хотя бы та же самая деструкция советского общественного строя. К тому же революции, если и совершаются людьми сознательно, то назревают независимо от их желания и намерений. Да и известны не только революции социальные с их классовым противостоянием, но и иные: демографические, технические, производственные и прочие. Безусловно, например, что нарастающая в наши дни компьютерно-информационная волна уже в обозримом будущем выльется в качественное, поистине революционное изменение социума во всех аспектах человеческой деятельности. Итак, качество и количество - взаимные противоположности. Их единство образует меру предметов. При нарушении меры количественные изменения приводят к качественным различиям. Качественное изменение веши осуществляется скачком. Скачок означает прерыв непрерывности. В обществе диалектика количественных и качественных изменений опосредуется социальными действиями людей. · Закон отрицания отрицания · Диалектика отрицания · Поступательность и повторяемость в развитии · Специфика социального отрицания Date: 2016-07-25; view: 271; Нарушение авторских прав |