Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материальное единство мира





Исторически проблема единства мира связывалась с развитием философии и естественнонаучного знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес, например, видел его в воде как материальном первоначале всего сущего, Гераклит - в огне, Анаксимен - в воздухе, Демокрит - в том, что все состоит из атомов. Материалисты стремились единство мира найти в чем-то конкретном, вещественном. Религиозно-идеалистическое истолкование мира сводит проблему его единства к признанию духовного первоначала (Бога, абсолютной идеи) как демиурга (творца) всякого наличного бытия.

Если до XVIII в. наука шла по пути расчленения природы, отделения одних предметов от других, исследовала отдельные стороны процессов и событий, то к середине XVIII в. накопилось достаточно данных для того чтобы на основе частных связей сделать вывод о всеобщей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в XIX в., позволили сформулировать положение о матери- альном единстве мира.

Признание однородности структуры приводило к вещественно-субстратной модели, универсальность количественных законов - к функциональной. Но и там другая модель не могли быть удовлетворительными поскольку, в конечном счете, приводили к представлению о "дурной" бесконечности. Ценным в развития всех предшествующих моделей мира было накопление конкретных естественнонаучных представлений, демонстрирующих предметное существование этого единствам. С естественнонаучной точки зрения о материальном единстве мира свидетельствуют установление одинаковости физико-химического состава в строении тел, создание Коперником гелиоцентрической системы, открытие закона сохранения и превращения энергии и др.

Вместе с тем все эти, как и многие иные, открытия и закономерности только подводят к представлению о материальном единстве мира, но не раскрывают сути. В лучшем случае они могут свидетельствовать о единстве в тех или иных локальных областях мира. Эти проявления единства мира исследуются естествознанием и другими конкретными науками. Философские представления о единстве мира должны фиксировать его общие непреходящие стороны. Тогда материальное единство мира мы обнаружим в абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и неуничтожимости, в единстве материи и ее важнейших свойств на всех структурных уровнях, в подчинении всех явлений и процессов универсальным диалектическим закономерностям, во взаимной связи и обусловленности всех структурных уровней и систем, в многообразии взаимных превращений, в историческом развитии материи, возникновении живой и социально организованной ее форм на основании менее сложных видов.

Идея материального единства мира является, одним из исходных принципов диалектико-материалистической концепции бытия. Знание форм единства мира обеспечивает переход познания от неизвестного к известному, позволяет через свойства конечного постичь некоторые аспекты бесконечного и абсолютного. И возникает вопрос: как согласуется этот принцип с идеей множественности миров или вселенных, отличных от той, в которой мы живем? Выдвигаемые современной физикой и космологией гипотезы о множественности миров связаны с такой интерпретацией квантовой механики, согласно которой в результате любого квантового перехода, происходящего на Земле, звездах, галактике, космическом пространстве, совершается деление Вселенной на множество самостоятельных миров.

В таком общем виде эта идея не является невиданной для философии. Так, еще Г. Лейбниц в своей теологической теории мироздания сформулировалпонятие "возможные миры". Он полагал, что из всего многообразия возможных миров, которые существуют в разуме Бога, выбор может сделать сам Бог, основываясь на принципе максимального совершенства и оптимальности, максимального богатства явлений, допускаемых физическими законами. В XX в. понятие возможных миров входит в теорию с именем немецкой американского философа Р. Карнапа, понимавшего под логически возможными мирами такие, которые можно описать непротиворечиво. Это могут быть различные необычные фантастические миры. Современная же космология объективирует идею множества миров, предполагая, что наряду с нашим миром существует множество других, отличных от него по своим физическим характеристикам. Интересными в этом отношении являются представления (М.А. Марков, К.П. Станюкович) о квазизамкнутых космологических объектов, так называемых фридмонах или планконах. Исследователей наряду с вопросом о наличии многих миров интересуя "механизм" их реализации, т.е. проблема выбора законов природы (Дж. Уилер, У. Хокинг и др.). Что касается адекватности различных теорий множественности миров внешнему миру, то этот вопрос может быть решен только в рамках конкретных физических теорий. Философский же подход к их рассмотрению позволяет утверждать, что концепция многообразия миров соответствуй идее неисчерпаемости материи и вполне согласуется с принципом материального единства мира.

Среди множества форм проявления материального единства мира наиболее существенно его субстанционное единство. Действительно, все многообразие свойств, вещей, отношений имеет общую основу - материю. Для более глубокого раскрытия сущности материального единства мира, равно как и для осмысления проблемы в целом, большое значение имеют идея единственности фундаментальной структуры Вселенной и непосредственно с ней связанный антропный принцип. В современной космологии его расценивают как "скрытый принцип, организующий Вселенную определенным образом". Появление во Вселенной человека и человеческого разума оказываются обеспеченными уже на уровне фундаментальных законов природы.

Согласно этому принципу, величины астрофизических параметров (космологические начальные условия) расширяющейся Вселенной таковы, что на определенных ступенях своего развития природа необходимо порождает жизнь и человека. Даже незначительные изменения массы электрона, константы сильного взаимодействия или гравитационной постоянной привели бы к невозможности возникновения жизни земного типа. Мировоззренческое значение антропного принципа заключается в том, что в нем отражается далеко уходящая корнями в прошлое всепроникающая идея взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и макрокосмоса, неразрывной связи Человека и Вселенной. Идея материального единства мира находит все новые и новые естественнонаучные подтверждения и философское обоснование.

Истинно революционное значение для понимания единства мира имеют принципы синергетики как теории самоорганизации. Под самоорганизацией понимается процесс спонтанного и автономного структурообразования в сильно неравновесных открытых системах. До недавнего времени считалось, что самоорганизация присуща лишь живой природе. Что же касается явлений неживой природы, то классическая физика предписывала им подчинение обратимым во времени фундаментальным законам, согласно которым практически невозможно различить состояние объекта в настоящем, прошлом и будущем. "Фактор времени" здесь просто элиминировался и об эволюции таких объектов не могло быть и речи. Это считалась само собой разумеющимся и, казалось, не омрачало идею единства мира. Синергетика же рассматривает необратимость как фундаментальный принцип. Теперь обнаружено, что неравновесные состояния несут в себе "стрелу времени" и тем самым вносят порядок, порождая более высокие уровни организации. Введение второго начала термодинамики в качестве фундаментального динамического принципа позволяет выявить в физических процессах переход от "существующего к возникающему" (И. Пригожий). Открывается также возможность описания новой целостной общенаучной картины мира, эвристическую ценность которой трудно пере оценить. Синергетика выявляет общее как для явлений разного масштаба (микромир и макромир), так Я для явлений разной природы (физических, химических, биологических, социальных); позволяет связать в Функционально-целостный процесс все три сферы - неживую, живую и социально-организованную.

Мир есть закономерное движение материи. Такой общий вывод из изложенного в философском понимании действительности. Установление единства в бесконечном многообразии бытия позволяет теперь перейти к более конкретному рассмотрению закономерностей самоорганизации, самодвижения и развития. Совокупность возникающих здесь проблем образует предмет теории диалектики.

· Понятие диалектики

· Эволюция термина

· Мир объективной диалектики

· Исторические формы диалектики

· Что такое категории?

· Философское содержание понятия "момент"

· Принципы и законы диалектики

· Концепция детерминизма

· Закон причинности

Date: 2016-07-25; view: 457; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию